Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Работа №175271

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ 7
1.1 Проблема межличностных отношений в подростковом возрасте 7
1.2 Самооценка подростков как предмет научного исследования 15
1.3.Особенности межличностных отношений со сверстниками у подростков с разным уровнем самооценки личности 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Изучение особенностей межличностных отношений со сверстниками у
подростков 29
2.3 Анализ и интерпретация результатов изучения самооценки личности
подростков 37
2.4 Анализ характера связи между типами межличностных отношений и
самооценкой у подростков 47
2.5 Программа по развитию у подростков межличностных отношений со
сверстниками 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ

Актуальность проблемы. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества (А. А. Бодалев, А. Е. Войскунский, B. А. Горянина, М. С. Каган, Н. В. Казаринова, В. Н. Куницина, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин и др.). Вступая в межличностные отношения, в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими (В. Н. Мясищев, В. А. Лосенков, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Л. Я. Гозман, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов, А. В. Мудрик, Э. Богардус).
В подростковом возрасте у молодых людей актуализируется процесс развития «Я» личности», обусловленный усилением для нее процессом формирования самооценки. На формирование самооценки подростка, еще недостаточно четко осознающего свой «образ Я», в значительной мере влияет социальная среда, прежде всего - среда сверстников. Межличностные отношения со сверстниками выступают в качестве значимого фактора развития самооценки подростка (Г.М. Андреева, А.Я. Большунов, Н.Я. Большунова, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, О.В. Соловьева, Н.И. Шевандрин, и др.).
Значительный вклад в разработку проблемы межличностных отношений и формирования самооценки внесли Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, А.С. Макаренко, В. Н. Мясищев. Тесная взаимосвязь двух проблем - межличностных отношений и общения - прослеживается в работах А.А. Бодалева, А.Е. Войскунского, В.А. Горяниной, М.С. Кагана, Н.В. Казариновой, В.Н. Кунициной, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной психологии - изучению межличностных отношений со сверстниками у подростков с разным уровнем самооценки личности , так как в подростковом возрасте активно развивается «Я концепция», как основа для развития межличностных отношений с одной стороны, а с другой достаточно скудно представлены исследования, касающиеся особенностей содержания межличностных отношений со сверстниками у подростков с разным уровнем самооценки личности. Так же недостаточная разработанность данной проблемы в подростковом возрасте.
На основе теоретического анализа литературы по теме исследования нами было выявлено следующее:
1) в подростковом периоде характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности;
2) самооценка - это значимый компонент самосознания, имеющий разносторонние характеристики и сложную самостоятельную структуру в личности подростка. Одним из критериев обоснованности самооценки выступает её адекватность оценкам подростка сверстниками и значимыми взрослыми;
3) проблема активного формирования адекватной самооценки предполагает рассмотрение межличностных отношений подростков как деятельность, направленную на удовлетворение центральной потребности этого возраста - общение со сверстниками на основе осознания, познания и оценки самого себя, своих качеств. Поэтому формирование адекватной самооценки подростков приобретает особую актуальность.
Данное исследование позволило выявить выраженность типов межличностных отношений в «Я реальный» и «Я идеальный» подростков.
Нами были выявлены статистические различия в показателях типов межличностных отношений у подростков в «Я реальный» и в «Я идеальный» в зависимости от уровня самооценки личности.
Так же нами были обнаружены корреляционные связи характеристик самооценки с такими показателями типов межличностных отношений, как «эгоистичный», «агрессивный», «альтруистический», «подчиняемый» и «дружелюбный»...


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2000.- 624 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / В.А. Аверин. - СПб.: 2008. - 356 с.
3. Агафонов, А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем [Текст]: дис. канд. пси. Наук / А.Ю. Агафонов. - Казань.- 2016. - 146с.
4. Агеева Л. Г. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы [Текст] / Л.Г. Агеева Л., Е.А. Костюнина // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 864­868. — URL https://moluch.ru/archive/103/23946/ (дата обращения: 03.04.2019).
5. Арендачук, И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков [Текст]: И.В. Арендачук // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - Т. 6. - Вып. 4 (24). - С. 356-360. DOI: 10.18500/23049790-2017-6-4-356­360.
6. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст]: учеб. пособие / Б.Г. Ананьев. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 172с.
7. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288с.
8. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения [Текст]: учеб. пособие / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина.- М.: Изд-во «Ось-89», 2003.- 272 с.
9. Арестова, О.Н. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста) [Текст] /
O. Н. Арестова, С.Х. Махмудова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - №1. - С.55 - 69.
10. Артюкова, Н. Серьезный мир несерьезных подростков) [Текст] / Н. Артюкова // Школьный психолог. - 2010. - №21. - С.72-75.
11. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений [Текст]: учебник / Берн Эрик. - Москва: Эксмо, 2010. - 349 с.
12. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст]: учебник /
P. Бернс. - М., 1986 - 354с.
13. Биксантеева, В.А. Психолого-педагогическая коррекция
межличностных отношений старших подростков с нарушенной самооценкой [Текст] / В.А. Биксантеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.10. - С. 141-145. - URL: http://e- koncept.ru/2015/95072.htm
14. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (К 100-тию со дня рождения В.Н. Мясищева) [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1993.- №2. - С. 86-91.
15. Богдановская И.М. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков // Психологическая наука и образование [Текст] И.М. Богдановская, Ю.Л. Проект, А.Б. Богдановская. - 2016.- № 6. - С. 49-57...121


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ