Введение
1.1 Массовое сознание как объект социологического изучения..14
1.2. Анализ результатов исследований образа культурных учреждений в
массовом сознании взрослого населения 20
Глава 2. Эмпирический анализ исследования «образ красноярской краевой филармонии в массовом сознании взрослого населения города Красноярска». .21
2.1 Методическое обоснование исследования 21
2.2. Основные результаты социологического исследования «Образ Красноярской краевой филармонии в массовом сознании взрослого населения города Красноярска» 27
Заключение
Список использованных источников 54
Приложение 1 58
Приложение 2 62
В последние годы учреждения культуры занимают особое положение в современном обществе, являясь, как частью культурного наследия страны, так и важнейшим элементом социокультурной среды любого города. В целом, такие учреждения являются традиционным видом искусства, которое характеризуется особым взаимодействием с обществом. К ним можно отнести театры, библиотеки, различные музеи и другие зрелищные искусства, которые, на сегодняшний день, находятся на стадии усвоения новых технологий работы с публикой и повышения ее потребностей в культурных мероприятиях. Между тем, в современном обществе культурные учреждения приобретают значимость для публики не только как явления искусства, но и как элемент моды, престижа, социального статуса в массовом сознании людей. Соответственно, изучение взаимодействия таких учреждений с обществом требует осмысление и роль самой организации в формировании общественного мнения. Все это необходимо для создания благоприятной коммуникативной среды с обществом и успешного функционирования организации.
Многие учреждения культуры особо реагируют на любые изменения в социальном пространстве, которые приводят не только к изменению вкусовых потребностей публики, но и к формированию новых потребностей в общественном сознании людей. Это приводит к тому, что организации необходимо изучить желаемые услуги и сформировать позитивный образ у целевой аудитории для ее успешного функционирования в обществе. В качестве такой организации выступает Красноярская краевая филармония. Она направлена на сохранение традиций, развитие и продвижение академического искусства [29]. Филармония представляет зрителю различные музыкальные представления и концертные программы, которые направлены на разную возрастную категорию людей. Но, несмотря на всё ее разнообразие, среди жителей города Красноярска есть лица, которые плохо осведомлены об оказываемых услугах филармонии, а также, чьи интересы к ней вовсе отсутствуют. Следовательно, Красноярская краевая филармония испытывает потребность в целевой аудитории на оказываемые ею услуги, а также в формировании положительного образа в массовом сознании жителей города.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время создание образа Красноярской краевой филармонии в массовом сознании остается недостаточно изученным и требует актуальной информации для принятия решений о ее дальнейшем развитии.
Объект: население города Красноярска в возрасте 16-65 лет.
Предмет: Образ Красноярской краевой филармонии взрослого населения города Красноярска в возрасте 16-65 лет.
Цель исследования: изучить сложившийся образ Красноярской краевой филармонии среди взрослого населения города Красноярска в возрасте 16-65 лет.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты социологического образа культурного учреждения в массовом сознании взрослого населения;
2. Изучить массовое сознание как объект социологического изучения;
3. Проанализировать проведенные ранее эмпирические социологические исследования по данной теме и обосновать поставленную гипотезу;
4. Разработать методику и инструментарий для социологического исследования;
5. Проведение исследования и анализ полученных данных.
Гипотеза - Образ Красноярской краевой филармонии в массовом сознании взрослого населения города Красноярска преимущественно положительный.
Операционализация понятий:
Образ - это отражение первичной, эмпирической действительности.
Массовое сознание - тип общественного сознания, совокупность различных взглядов, представлений, социальных чувств, эмоций и т., разделяемых большими социальными общностями, народами, классами.
Культурное учреждение - любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа.
Целевая аудитория - часть аудитории, объединенная общими демографическими и социокультурными характеристиками, на которую рассчитывают создатели услуг.
Взрослое население - население в возрасте 16 - 65 лет.
Образ Красноярской краевой филармонии в массовом сознании наших экспертов сложился преимущественно положительный. Наиболее позитивные оценки получили качество обслуживания и предоставление их филармонией в целом.
Что касается причин, по которым эксперты посещали данное учреждение, можно отметить, что у них была своя особая форма взаимодействия с филармонией, которая представляла собой обязательное посещение различных спектаклей и концертов.
Стоит отметить, что ассоциация Красноярской краевой филармонии с Большим концертным залом, по мнению экспертов, в некоторой степени существует. Жители города Красноярска не знают о всем многообразии структур данного учреждения. Другими словами, взрослое население посещает, в основном, только концерты эстрадных звезд, которые проходят в Большом концертном зале. Таким образом, существует недостаточная информированность о других залах, находящиеся в самой филармонии.
Изменения Красноярской краевой филармонии были замечены в малой степени. В основном, эксперты заметили изменения в самой подаче содержания филармонии. Другими словами, Красноярская краевая филармония стала привлекать посетителей добавлением в репертуар более современных вещей.
1. А. С. Петрова. Потребительские предпочтения челябинцев в отношении театров. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/potrebitel skie- predpochteniya-chelyabintsev-v-otnoshenii-teatrov (Дата обращения 4.04.2017).
2. Алешина И.В. Поведение потребителей. М., 2006. 122с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. -429 с
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 5с.
5. Барулин B.C. Социальная философия. М., 2000. 558 с.
6. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. №7. 159 с.
7. Быков, С.А. Манипулирование сознанием: учебник / С.А. Быков.- М.: МИР, 2007. - 294с.
8. Вадимов В. М. Социокультурный анализ кино и театра как одна из предпосылок формирования новых типов учреждений культуры // Социальное проектирование в сфере культуры. - М.,1990. С. 39
9. Вичужанин Р. В. Драматический театр в социокультурном прост ранстве города Иванова / Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. № 1 (2). С. 95 - 98.
10. Гергель Р.Е. Социология массы Фёдора Степуна // Журнал социо логии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, Вып. 3.
11. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. -288 c. С.157 Электронный ресурс. Режим доступа: http://mkrf.ru/report/gosoklad (Дата обращения 19.05.2017).
12. Грехнев B.C. Социально¬психологический фактор в системе общественных отношений. М., 2005. 184 с.
13. Догалаков А.Г. Массовое сознание: понятие, структура, функции: Дис. канд. филос. наук. - Алма-Ата, 1987. 169с.
14. Жданова, С. Ю. Структура городских потребностей у жителей городов-побратимов / С.Ю. Жданова, О.И. Кильченко // Вектор науки ТГУ.- 2011. - 4с.
15. Завалова, Н. Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. - М. : Наука, 1986. - 167 с.
16. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. - Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965.
17. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. № 3. 223 с.
18. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995.240 с.
19. Лосева-Демидова Е. С. Репертуар оперного театра и ценностные ориентации зрителя//Социология. - 2008 №4.
20. Лосева-Демидова Е. С. Репертуар оперного театра и ценностные ориентации зрителя//Социология. - 2008 №4.
21. Марченя П.П. Современные подходы к изучению масс и массового сознания в истории: тенденции и результаты // Современные исследования социальных проблем. -2010. - № 3 (03). - C. 86-90.
22. Матвеева Е. В. Оценка качества услуг учреждений культуры Республики Бурятия. Режим доступа: http://studydoc.ru/doc/249926/otchet-po- rezul._tatam-sociologicheskogo-oprosa (Дата обращения 5.02.2017).
23. Митрофанова ТЮ. Создание имиджа организации социально-культурной сферы с помощью PUBLIC RELATIONS технологий // Культура и образование. - Март 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik- rzi.ru/2014/03/1532 (дата обращения: 02.03.2017).
24. Науменко Т.В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе// Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2003. №1.- 325 с.
25. Науменко, ТБ. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер, 2005. - 288с.
26. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб: Питер, 2001. - 368с
27. Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. С. 241.
28. Прянишников, Н. Е. Стандартизация услуг культуры / Н. Е. Прянишников // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. -№ 7. - С. 74-81.
29. Сайт Красноярской краевой филармонии. [Электронный ресурс]. URL: (Дата обращения 25.10.2016).
30. Тард Г. Толпа и публика // Социальные этюды. - СПб., 1902. 358 с.
31. Философия : учеб. пособие / под. ред. В.П. Горюнова. - СПб.:
Изд-во Политехи. ун-та, 2012. - 387с.
32. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Избранное. - Кн. 1. - М.: Моек. рабочий, 1990. - 156 с.
33. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. - М.: Прогресс, 2009. - 390 с.
34. Цветцих А. В. Исследование востребованности театральных услуг молодежной аудиторией, 2010, 171 - 172с.
35. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы- Дубна, Феникс+, 2005. - 208с.
36. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы.2005 - 208 с.
37. Шевкунов А. Н. Использование связей с общественностью в
провинциальном театре // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №9. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-svyazey-s-obschestvennostyu-v- provintsialnom-teatre (Дата обращения: 13.05.2017).
38. Naisbett John and Patricia Aburdence, Megatrends 2000: Ten New Directions for the 1990's (New York: Avon Books, 2000). -68.
39. Rotschild Michael and William C. Gaidis, “Behavioral Learning Theory: Its Relevance to Marketing and Promotions”, Journal of Marketing, 1981, 70-78.
40. Rudman W. Essentials of Effective Public Relations // Market the Arts! Ed. Joseph Melillo. New York: FEDAPT, 2007. -45.
41. Weinberg C., Ryans A. Consumer Dynamics in Nonprofit Organizations // Journal of Consumer Research 5, Sept. 2006. -51.