Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №17512

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
590
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Характеристика учебной самостоятельности 8
1.1 Понятие учебной самостоятельности 8
1.1.1 Содержание и структура учебной деятельности 8
1.1.2 Младший школьник как субъект учебной деятельности 9
1.1.3 Учебная самостоятельность младших школьников 11
1.2 Методы оценки учебной самостоятельности и педагогические действия 13
1.2.1 Подход №1 13
1.2.2 Подход №2 15
1.2.3 Критерии и диагностические процедуры 16
1.3 Педагогическое действие 20
2 Исследование особенностей педагогического действия, способствующих
формированию учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста 22
2.1 Программа исследования 22
2.2 Констатирующий эксперимент «Интервью педагогов, по выделению педагогических действий, которые способствуют или препятствуют формированию учебной самостоятельности» 23
2.2.1 Описание эксперимента 23
2.2.2 Способ определения эффективности или неэффективности
педагогического действия 24
2.2.3 Качественный анализ результатов 24
2.3 Сравнение результатов детей по учебной самостоятельности с результатами интервью 27
2.3.1 Описание процедуры 27
2.3.2 Качественный и количественный анализ показателей эффективности педагогического действия 29
2.4 Обучающие семинары с учителями начальной школы, по выделению эффективности педагогического действия 43
2.4.1 Описание процедуры 43
2.4.2 Качественный анализ обучающих семинаров 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70


Когда Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов начинали проектирование и исследование учебной деятельности младших школьников, единая школа СССР достаточно успешно выполняла основной государственный заказ. Она формировала требовавшийся тогда авторитарному режиму тип мышления и личности - добросовестные и исполнительные работники, не обладающие самостоятельностью и инициативностью в принятии решений, преданные целям коллектива и некритичные по отношению к лидерам. Но система Эльконина - Давыдова противоречила такому госзаказу, она стремилась развивать в своих питомцах качества, опасные и неудобные: самостоятельность суждений и поступков, независимость от авторитетов, критичность по отношению к своим и чужим действиям и т.д. Тезис Д. Б. Эльконина об учебной деятельности как деятельности по самоизменению не был услышан, пока не ворвалось веяние нового времени[18].
Сейчас же формирование у обучающихся учебной самостоятельности (способности к организации своей учебной деятельности) - одна из главных задач, определяемых действующим Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Так, в качестве одного из образовательных результатов в стандарте заявлено достижение учеником начальной школы достаточного уровня самостоятельности в организации самого учебного процесса (умения принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками). Таким образом, учителя ориентируясь на достижение новых образовательных результатов, должны выстраивать и менять свое педагогическое действие.
В младшем школьном возрасте происходит становление учебной деятельности. Учебная деятельность - ведущая деятельность, направленная на усвоение системы теоретических (научных) понятий.
По мнению Д. Б. Эльконина в развивающем обучении основным новообразованием ребенка в младшем школьном возрасте является - умение учиться. Оно возникает как результат обучения (учебной деятельности). Таким образом, целью обучения является - создание условий для возникновения и развития умения учиться [18].
Наше исследование направленно на изучение педагогического действия, способствующего формированию и развитию учебной самостоятельности младших школьников.
Согласно прикладным психолого-педагогическим разработкам О.С Островерх, А.Г. Мокроусовой и других авторов становление учебной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие ребенка с самого начала строится как различение и переход от подготовки (тренировки) к реализации. Для формирования учебной самостоятельности педагог должен строить свое педагогическое действия, используя разные институциональные формы (урок, занятие, поляризованный урок) и элементы образовательного пространства. [8].
Г.А. Цукерман акцентирует внимание на том, что становление самостоятельности младшего школьника тесно связано с установкой ученика на поисковую активность, которая специально культивируется педагогами. Такая активность является основным поведенческим проявлением учебной самостоятельности школьников на уровне интерпсихического действия[14].
Актуальность темы связана с тем, что задачей начальной школы, определенной в Федеральном Государственном Стандарте,является формирование универсальных учебных действий связанных с применением знаний. Одной из базовых компетенций младшего школьного возраста является учебная самостоятельность. На наш взгляд, для формирования учебной самостоятельности педагог должен определенным образом выстраивать свое педагогическое действие. Целью работы является определение педагогических действий, способствующих формированию учебной самостоятельности.
Под педагогическим действием понимается: открытое (действие, которое передается) действие, которое включает в себя инициацию и построение детского действия как самостоятельного, ответственного учебного действия.
Проблема настоящего исследования состоит в том, что учитель в младшем школьном возрасте занимает основную позицию: дает задачи ребенку, организует пространство учебной деятельности. Возникает вопрос, каковы специальные действия учителя по поддержке и формированию учебной самостоятельности ребенка.
Ответом на этот вопрос является данная работа.
ОБЪЕКТ: процесс формирования самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности.
ПРЕДМЕТ: содержание педагогического действия.
ЦЕЛЬ: выделить признаки педагогического действия,способствующего формированию учебной самостоятельности;
ГИПОТЕЗА: если педагог удерживает отношение между двумя частями детского действия (т.е. отношение между подготовкой и реализацией), то показатели учебной самостоятельности учащихся выше, чем у учащихся в том классе педагог, которого данное отношение не удерживает.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- разработать критерии для выявления педагогических действий, способствующих формированию учебной самостоятельности;
- разработка интервью;
- проведение интервью с педагогами начальных классов;
- выделение педагогических действий способствующих и препятствующих формированию учебной самостоятельности;
- сопоставление результатов интервью с результатами по учебной самостоятельности;
- проведение семинаров для учителей по выделению эффективности педагогического действия.
МЕТОДЫ:
- наблюдение
- диагностика
- эксперимент

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


- выделение критериев для анализа эффективности или неэффективности педагогического действия;
- разработка, проведение и анализ интервью педагогов по учебной самостоятельности;
- сопоставление результатов интервью с результатами детей по учебной самостоятельности;
- проведение обучающих семинаров, с целью определения трудностей в построении учебного действия по формированию учебной самостоятельности.
Первая задача решилась следующим образом: мы, опираясь на предыдущие занятия по формированию учебной самостоятельности, выделили критерии, с помощью которых смогли определить способствует или не способствует действие учителя формированию учебной самостоятельности.
Решение первой задачи помогло нам, проанализировать проведенное интервью педагогов. Из интервью были выделены педагогические действия, способствующие или препятствующие формированию учебной самостоятельности. Это способствовало решению третьей задачи: исследование показало, что те учителя, которые в интервью выстраивают свое действие как открытое, направленное на поддержание детской инициативы, показывают высокий процент детей по выбранным нами показателям: инициативе и самоконтролю. Учителя, которые свое действие так не выстраивают, показывают низкий процент детей по выбранным нами показателям. Из семнадцати учителей принимавших участие в данном исследовании шесть учителей с педагогическими действиями, способствующими формированию учебной самостоятельности, семь учителей с педагогическими действиями, не способствующими формированию учебной самостоятельности. Выявилась третья группа учителей: четыре учителя, у которых разногласия результатов интервью с результатами детей по учебной самостоятельности, что требует дальнейшего изучения.
Решением четвертой задачи являлось проведение обучающих семинаров. Данные семинары помогли нам увидеть, что те учителя, которые удерживают отношение между двумя частями детского действия (отношение между подготовкой и реализацией) то и в интервью показывают эффективность своего действия, а также и в ходе семинаров они определяют свои дефициты и ставят цель их преодоления.



1. Выгосткий, Л. С. Подростковый возраст в свете разных концепции [Электроный ресурс] / Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/obuhl01/txt09.htm.
2. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. - №3. - С. 14-19.
3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения: монография / В. В.Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544 с.
4. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: федер. закон от 29.12.2012. № 273-Ф3. - Москва: Эксмо, 2012. - 141 с.
5. Островерх О.С., Козлова Л.М. Младший школьный возраст: характеристика педагогического действия и средства его построения. - Красноярск. 2002. - Режим доступа: http://first-school-age.narod.ru/new_18.htm
6. Островерх, О. С. Образовательное пространство учебной деятельности и динамика учебной самостоятельности школьников / О. И. Свиридова, А. Г. Мокроусова // Материалы XIX конференции «Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность». - 2012. - Режим доступа: http://ippd.ru/resources/librarv?file=988
7. Островерх, О. С. Об условиях становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы / О. С. Островерх // Материалы IV научной конференции «Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования». - 1997. - Часть 1. - Режим доступа: http://ippd.ru/resources/librarv?file=469
8. Островерх О.С., Мокроусова А.Г. Учебная самостоятельность и
ответственность в младшем школьном возрасте. // Материалы 9-й научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». - Красноярск. 2003. - С. 1-3.
9. Островерх, О. С. «Что есть педагогическое действие в развивающем обучении?» [Электронный ресурс] / О. С. Островерх // Режим
доступа: http://first-school-age.narod.ru/new_19.htm
10. Содержание и способы оценки самостоятельности учеников в пространстве учебной деятельности: отчет о НИР / Казак Ю.С. - Красноярск: Сибирский Федеральный Университет, 2014. - 44 с.
11. Свиридова О.И. «Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников» / О. И. Свиридова // Материалы 4-й научно-практической конференции «Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования». - Красноярск, апрель 1997.
12. Свиридова О.И. Форма организации учебной деятельности в начальной школе// Методические разработки. - Красноярск, 2001.
13. ФГОС НОО 15785 - 2009 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - Введ. 6.10.2009. - Москва: Минобрнауки России, 2009. - 29 с.
14. Цукерман, Г. А. О детской самостоятельности / Н. В. Елизарова. // Вопросы психологии. - 1989. - С. 37-44.
15. Цукерман, Г. А. Поисковая активность в учебной деятельности / Ю. И. Суховерша // Вопросы психологии. - 2007. - №5. С. 25-38.
16. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / А. Л. Венгер // Психологическая наука и образование. / Ред. В.В. Рубцов. - 2010. - №4. - С. 77-90.
17. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности / А. Л. Венгер. - Москва: «Авторский клуб», 2015. - 432 с.
18. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды // Д. Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
19. Эльконин, Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие / Б. Д. Эльконин. - Ижевск: ERGO, 2010. - 280 с.
20. ZabrodinYu.M. Modernization of Psvchological and Pedagogical Education as a Strategic Guideline of Development Educational Psvchologist's Professional Standard. // Psikhologicheskavanaukaiobrazovanie [Psvchological Science and Education]. - 2014. - Vol. 19. - No. 3. -p. 58-73.
21. Tsukerman G.A., Venger A.L. Development of Learning Autonomv bv the Means of School Education. // Psikhologicheskavanaukaiobrazovanie [Psvchological Science and Education]. - 2010. - No. 4. -p. 77-90.
22. Tsukerman G.A. Supporting Children's Initiative. // Kul'turno- istoricheskavapsikhologiva [Cultural-Historical Psvchologv]. - 2007. - No. 1.- p. 41-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ