ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Характеристика учебной самостоятельности 8
1.1 Понятие учебной самостоятельности 8
1.1.1 Содержание и структура учебной деятельности 8
1.1.2 Младший школьник как субъект учебной деятельности 9
1.1.3 Учебная самостоятельность младших школьников 11
1.2 Методы оценки учебной самостоятельности и педагогические действия 13
1.2.1 Подход №1 13
1.2.2 Подход №2 15
1.2.3 Критерии и диагностические процедуры 16
1.3 Педагогическое действие 20
2 Исследование особенностей педагогического действия, способствующих
формированию учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста 22
2.1 Программа исследования 22
2.2 Констатирующий эксперимент «Интервью педагогов, по выделению педагогических действий, которые способствуют или препятствуют формированию учебной самостоятельности» 23
2.2.1 Описание эксперимента 23
2.2.2 Способ определения эффективности или неэффективности
педагогического действия 24
2.2.3 Качественный анализ результатов 24
2.3 Сравнение результатов детей по учебной самостоятельности с результатами интервью 27
2.3.1 Описание процедуры 27
2.3.2 Качественный и количественный анализ показателей эффективности педагогического действия 29
2.4 Обучающие семинары с учителями начальной школы, по выделению эффективности педагогического действия 43
2.4.1 Описание процедуры 43
2.4.2 Качественный анализ обучающих семинаров 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70
1 Характеристика учебной самостоятельности 8
1.1 Понятие учебной самостоятельности 8
1.1.1 Содержание и структура учебной деятельности 8
1.1.2 Младший школьник как субъект учебной деятельности 9
1.1.3 Учебная самостоятельность младших школьников 11
1.2 Методы оценки учебной самостоятельности и педагогические действия 13
1.2.1 Подход №1 13
1.2.2 Подход №2 15
1.2.3 Критерии и диагностические процедуры 16
1.3 Педагогическое действие 20
2 Исследование особенностей педагогического действия, способствующих
формированию учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста 22
2.1 Программа исследования 22
2.2 Констатирующий эксперимент «Интервью педагогов, по выделению педагогических действий, которые способствуют или препятствуют формированию учебной самостоятельности» 23
2.2.1 Описание эксперимента 23
2.2.2 Способ определения эффективности или неэффективности
педагогического действия 24
2.2.3 Качественный анализ результатов 24
2.3 Сравнение результатов детей по учебной самостоятельности с результатами интервью 27
2.3.1 Описание процедуры 27
2.3.2 Качественный и количественный анализ показателей эффективности педагогического действия 29
2.4 Обучающие семинары с учителями начальной школы, по выделению эффективности педагогического действия 43
2.4.1 Описание процедуры 43
2.4.2 Качественный анализ обучающих семинаров 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70
Когда Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов начинали проектирование и исследование учебной деятельности младших школьников, единая школа СССР достаточно успешно выполняла основной государственный заказ. Она формировала требовавшийся тогда авторитарному режиму тип мышления и личности - добросовестные и исполнительные работники, не обладающие самостоятельностью и инициативностью в принятии решений, преданные целям коллектива и некритичные по отношению к лидерам. Но система Эльконина - Давыдова противоречила такому госзаказу, она стремилась развивать в своих питомцах качества, опасные и неудобные: самостоятельность суждений и поступков, независимость от авторитетов, критичность по отношению к своим и чужим действиям и т.д. Тезис Д. Б. Эльконина об учебной деятельности как деятельности по самоизменению не был услышан, пока не ворвалось веяние нового времени[18].
Сейчас же формирование у обучающихся учебной самостоятельности (способности к организации своей учебной деятельности) - одна из главных задач, определяемых действующим Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Так, в качестве одного из образовательных результатов в стандарте заявлено достижение учеником начальной школы достаточного уровня самостоятельности в организации самого учебного процесса (умения принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками). Таким образом, учителя ориентируясь на достижение новых образовательных результатов, должны выстраивать и менять свое педагогическое действие.
В младшем школьном возрасте происходит становление учебной деятельности. Учебная деятельность - ведущая деятельность, направленная на усвоение системы теоретических (научных) понятий.
По мнению Д. Б. Эльконина в развивающем обучении основным новообразованием ребенка в младшем школьном возрасте является - умение учиться. Оно возникает как результат обучения (учебной деятельности). Таким образом, целью обучения является - создание условий для возникновения и развития умения учиться [18].
Наше исследование направленно на изучение педагогического действия, способствующего формированию и развитию учебной самостоятельности младших школьников.
Согласно прикладным психолого-педагогическим разработкам О.С Островерх, А.Г. Мокроусовой и других авторов становление учебной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие ребенка с самого начала строится как различение и переход от подготовки (тренировки) к реализации. Для формирования учебной самостоятельности педагог должен строить свое педагогическое действия, используя разные институциональные формы (урок, занятие, поляризованный урок) и элементы образовательного пространства. [8].
Г.А. Цукерман акцентирует внимание на том, что становление самостоятельности младшего школьника тесно связано с установкой ученика на поисковую активность, которая специально культивируется педагогами. Такая активность является основным поведенческим проявлением учебной самостоятельности школьников на уровне интерпсихического действия[14].
Актуальность темы связана с тем, что задачей начальной школы, определенной в Федеральном Государственном Стандарте,является формирование универсальных учебных действий связанных с применением знаний. Одной из базовых компетенций младшего школьного возраста является учебная самостоятельность. На наш взгляд, для формирования учебной самостоятельности педагог должен определенным образом выстраивать свое педагогическое действие. Целью работы является определение педагогических действий, способствующих формированию учебной самостоятельности.
Под педагогическим действием понимается: открытое (действие, которое передается) действие, которое включает в себя инициацию и построение детского действия как самостоятельного, ответственного учебного действия.
Проблема настоящего исследования состоит в том, что учитель в младшем школьном возрасте занимает основную позицию: дает задачи ребенку, организует пространство учебной деятельности. Возникает вопрос, каковы специальные действия учителя по поддержке и формированию учебной самостоятельности ребенка.
Ответом на этот вопрос является данная работа.
ОБЪЕКТ: процесс формирования самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности.
ПРЕДМЕТ: содержание педагогического действия.
ЦЕЛЬ: выделить признаки педагогического действия,способствующего формированию учебной самостоятельности;
ГИПОТЕЗА: если педагог удерживает отношение между двумя частями детского действия (т.е. отношение между подготовкой и реализацией), то показатели учебной самостоятельности учащихся выше, чем у учащихся в том классе педагог, которого данное отношение не удерживает.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- разработать критерии для выявления педагогических действий, способствующих формированию учебной самостоятельности;
- разработка интервью;
- проведение интервью с педагогами начальных классов;
- выделение педагогических действий способствующих и препятствующих формированию учебной самостоятельности;
- сопоставление результатов интервью с результатами по учебной самостоятельности;
- проведение семинаров для учителей по выделению эффективности педагогического действия.
МЕТОДЫ:
- наблюдение
- диагностика
- эксперимент
Сейчас же формирование у обучающихся учебной самостоятельности (способности к организации своей учебной деятельности) - одна из главных задач, определяемых действующим Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Так, в качестве одного из образовательных результатов в стандарте заявлено достижение учеником начальной школы достаточного уровня самостоятельности в организации самого учебного процесса (умения принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками). Таким образом, учителя ориентируясь на достижение новых образовательных результатов, должны выстраивать и менять свое педагогическое действие.
В младшем школьном возрасте происходит становление учебной деятельности. Учебная деятельность - ведущая деятельность, направленная на усвоение системы теоретических (научных) понятий.
По мнению Д. Б. Эльконина в развивающем обучении основным новообразованием ребенка в младшем школьном возрасте является - умение учиться. Оно возникает как результат обучения (учебной деятельности). Таким образом, целью обучения является - создание условий для возникновения и развития умения учиться [18].
Наше исследование направленно на изучение педагогического действия, способствующего формированию и развитию учебной самостоятельности младших школьников.
Согласно прикладным психолого-педагогическим разработкам О.С Островерх, А.Г. Мокроусовой и других авторов становление учебной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие ребенка с самого начала строится как различение и переход от подготовки (тренировки) к реализации. Для формирования учебной самостоятельности педагог должен строить свое педагогическое действия, используя разные институциональные формы (урок, занятие, поляризованный урок) и элементы образовательного пространства. [8].
Г.А. Цукерман акцентирует внимание на том, что становление самостоятельности младшего школьника тесно связано с установкой ученика на поисковую активность, которая специально культивируется педагогами. Такая активность является основным поведенческим проявлением учебной самостоятельности школьников на уровне интерпсихического действия[14].
Актуальность темы связана с тем, что задачей начальной школы, определенной в Федеральном Государственном Стандарте,является формирование универсальных учебных действий связанных с применением знаний. Одной из базовых компетенций младшего школьного возраста является учебная самостоятельность. На наш взгляд, для формирования учебной самостоятельности педагог должен определенным образом выстраивать свое педагогическое действие. Целью работы является определение педагогических действий, способствующих формированию учебной самостоятельности.
Под педагогическим действием понимается: открытое (действие, которое передается) действие, которое включает в себя инициацию и построение детского действия как самостоятельного, ответственного учебного действия.
Проблема настоящего исследования состоит в том, что учитель в младшем школьном возрасте занимает основную позицию: дает задачи ребенку, организует пространство учебной деятельности. Возникает вопрос, каковы специальные действия учителя по поддержке и формированию учебной самостоятельности ребенка.
Ответом на этот вопрос является данная работа.
ОБЪЕКТ: процесс формирования самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности.
ПРЕДМЕТ: содержание педагогического действия.
ЦЕЛЬ: выделить признаки педагогического действия,способствующего формированию учебной самостоятельности;
ГИПОТЕЗА: если педагог удерживает отношение между двумя частями детского действия (т.е. отношение между подготовкой и реализацией), то показатели учебной самостоятельности учащихся выше, чем у учащихся в том классе педагог, которого данное отношение не удерживает.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- разработать критерии для выявления педагогических действий, способствующих формированию учебной самостоятельности;
- разработка интервью;
- проведение интервью с педагогами начальных классов;
- выделение педагогических действий способствующих и препятствующих формированию учебной самостоятельности;
- сопоставление результатов интервью с результатами по учебной самостоятельности;
- проведение семинаров для учителей по выделению эффективности педагогического действия.
МЕТОДЫ:
- наблюдение
- диагностика
- эксперимент
- выделение критериев для анализа эффективности или неэффективности педагогического действия;
- разработка, проведение и анализ интервью педагогов по учебной самостоятельности;
- сопоставление результатов интервью с результатами детей по учебной самостоятельности;
- проведение обучающих семинаров, с целью определения трудностей в построении учебного действия по формированию учебной самостоятельности.
Первая задача решилась следующим образом: мы, опираясь на предыдущие занятия по формированию учебной самостоятельности, выделили критерии, с помощью которых смогли определить способствует или не способствует действие учителя формированию учебной самостоятельности.
Решение первой задачи помогло нам, проанализировать проведенное интервью педагогов. Из интервью были выделены педагогические действия, способствующие или препятствующие формированию учебной самостоятельности. Это способствовало решению третьей задачи: исследование показало, что те учителя, которые в интервью выстраивают свое действие как открытое, направленное на поддержание детской инициативы, показывают высокий процент детей по выбранным нами показателям: инициативе и самоконтролю. Учителя, которые свое действие так не выстраивают, показывают низкий процент детей по выбранным нами показателям. Из семнадцати учителей принимавших участие в данном исследовании шесть учителей с педагогическими действиями, способствующими формированию учебной самостоятельности, семь учителей с педагогическими действиями, не способствующими формированию учебной самостоятельности. Выявилась третья группа учителей: четыре учителя, у которых разногласия результатов интервью с результатами детей по учебной самостоятельности, что требует дальнейшего изучения.
Решением четвертой задачи являлось проведение обучающих семинаров. Данные семинары помогли нам увидеть, что те учителя, которые удерживают отношение между двумя частями детского действия (отношение между подготовкой и реализацией) то и в интервью показывают эффективность своего действия, а также и в ходе семинаров они определяют свои дефициты и ставят цель их преодоления.
- разработка, проведение и анализ интервью педагогов по учебной самостоятельности;
- сопоставление результатов интервью с результатами детей по учебной самостоятельности;
- проведение обучающих семинаров, с целью определения трудностей в построении учебного действия по формированию учебной самостоятельности.
Первая задача решилась следующим образом: мы, опираясь на предыдущие занятия по формированию учебной самостоятельности, выделили критерии, с помощью которых смогли определить способствует или не способствует действие учителя формированию учебной самостоятельности.
Решение первой задачи помогло нам, проанализировать проведенное интервью педагогов. Из интервью были выделены педагогические действия, способствующие или препятствующие формированию учебной самостоятельности. Это способствовало решению третьей задачи: исследование показало, что те учителя, которые в интервью выстраивают свое действие как открытое, направленное на поддержание детской инициативы, показывают высокий процент детей по выбранным нами показателям: инициативе и самоконтролю. Учителя, которые свое действие так не выстраивают, показывают низкий процент детей по выбранным нами показателям. Из семнадцати учителей принимавших участие в данном исследовании шесть учителей с педагогическими действиями, способствующими формированию учебной самостоятельности, семь учителей с педагогическими действиями, не способствующими формированию учебной самостоятельности. Выявилась третья группа учителей: четыре учителя, у которых разногласия результатов интервью с результатами детей по учебной самостоятельности, что требует дальнейшего изучения.
Решением четвертой задачи являлось проведение обучающих семинаров. Данные семинары помогли нам увидеть, что те учителя, которые удерживают отношение между двумя частями детского действия (отношение между подготовкой и реализацией) то и в интервью показывают эффективность своего действия, а также и в ходе семинаров они определяют свои дефициты и ставят цель их преодоления.
Подобные работы
- Связь педагогического действия и учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Влияние педагогического действия на учебную самостоятельность младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Учебная самооценка младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023



