ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты становления межэтнических отношений у подростков разных национальностей 10
1.1 Межэтнические отношения на макро и микро уровнях 10
1.2 Влияние стереотипов на межэтнические отношения 19
1.3 Особенности воспитания культуры межнациональных отношений у
подростков разных национальностей 24
2 Описание эксперимента 29
2.1 Замысел и описание эксперимента 29
2.2 Анализ результатов исследования 3 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 5 1
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 57
ПРИЛОЖЕНИЕ И 58
ПРИЛОЖЕНИЕ К 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 60
ПРИЛОЖЕНИЕ М 6 1
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 62
В последнее время все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональные отношения». Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, - это множество языков, культур, традиций [5]. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает, к сожалению, не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе. Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи. Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая является их родиной. Поражает статистика почти полного отсутствия у школьников и студентов вузов представлений о народах России, их традициях, искусстве, даже их названиях.
Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять «другого», именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Как показывают исследования В.С. Собкина, отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников. Другие исследователи отмечают, что уже в начальных классах среди учащихся русской национальности встречаются проявления элементов неосознанного шовинизма, пренебрежения к нерусским ученикам. Явления наивного шовинизма среди какой-то части детей, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания чувства «толпы» [1]. Одним из средств гармонизации межэтнических отношений, по мнению исследователей, является воспитание культуры межнационального общения.
Согласно З.Т. Гасанову, культура межнационального общения - это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде [2]. Из данного определения следует, что любой человек является культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой.
Культура межнационального общения представляет собой единство знаний о культуре межнационального общения как сложной системе, включающей в себя историю о культуре своего народа и других этнических групп (когнитивный компонент); отношение к своему и другим этносам (эмоционально-оценочный компонент); мотивацию и потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей (мотивационно- потребностный компонент); действия и поступки по отношению к людям другой национальности (поведенческий компонент). Поэтому работу по воспитанию культуры межнационального общения следует организовывать таким образом, чтобы в единстве шло развитие каждого компонента культуры межнационального общения.
Основы воспитания культуры межнационального общения закладываются в условиях общеобразовательной школы. Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов. Известно, что воспитание культуры межнационального общения особенно интенсивно идет в младшем школьном возрасте, т.к. именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания, механизмов этнообъединительных и этноразграничительных представлений и рефлексивному отношению к «своему» и «чужим» этносам (Ю.В. Бромлей, JI.M. Дробижева, А.Ф. Даждамиров, B.C. Мухина, Ж.В. Топорков и др.).
В связи с этим на учителя возлагается особая ответственность за правильную организацию процесса воспитания культуры межнационального общения у детей разных национальностей. Данную работу следует тщательно планировать, поскольку в каждой школе встречаются дети разных этнических групп. Перед началом учитель обязан изучить национальный состав своего класса. Ему необходимо познакомится с обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый им классный коллектив. Незнание национально - психологических особенностей членов школьного коллектива ведет не только к снижению эффективности учебной или трудовой деятельности детей, но и к появлению межнациональных трений, взаимному отчуждению. В процессе воспитания культуры межнационального общения необходимо решать следующие задачи: обеспечить ученику возможности самоидентифицироваться как представителю того или иного народа, определенной национальной культуры; оказать помощь ученику в умении реализоваться в рамках определенной культуры и исторической общности как творческой личности и ответственного гражданина; обеспечить ученику возможность вступления в равноправный диалог с иными культурами. Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.
Выявлению сущности культуры межнационального общения посвящены работы философов, психологов, педагогов, в том числе Н.А.
Асиповой, З.Т. Гасанова, А.Р. Исаева, Л.Н. Коган, В.П. Комарова, А.Н. Некрасовой, JI.3. Немировской, И.И. Серовой, К.И. Султанбаевой и др.
Проблематика культуры межнационального общения рассматривалась также педагогами-теоретиками Г.Н. Волковым, Р.Т. Гардановым, А.И. Доронченковым, В.Г. Крысько, О.Д. Мукаевой, B.C. Мухиной, А.Б. Панькиным, Э.А. Саракуевым, М.Г. Тайчиновым в контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии, интернационального и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Различным проблемам формирования культуры межнациональных отношений и межнационального общения в рамках школьного образования в полиэтнических обществах посвящены исследования В.Х. Абэляна, И.А. Дадова, И.В. Жуковского, З.Т. Гасанова, Т.Н. Бартеневой.
По их мнению, культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, эти ученые выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей. Однако, эти авторы не в полной мере рассматривают культуру межнациональных отношений в контексте культуры личности, без учета возрастных особенностей учащихся. Поэтому этот аспект нуждается в более глубоком и всестороннем анализе и осмыслении.
Сущности толерантного межкультурного взаимодействия и подготовки к нему посредством образования уделяли внимание многие российские и зарубежные исследователи - А.Г. Асмолов, B.C. Библер, А.А. Бодалев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев, И.И. Халеева, В.И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви, и др. Эти ученые в своих исследованиях применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия и основывающийся на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т.п. Они обращают внимание на значимость принципа толерантности при взаимодействии представителей различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми разных национальностей должно произойти интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности.
Возникли концепции многокультурного образования Г.Д. Дмитриева, поликультурного образования В.В. Макаева, З.А. Мальковой. Ведутся исследования в области мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, А.В. Шафиковой, вопросы воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности находятся в поле научного внимания О.В. Лебедевой, Н.В. Мольденгауэр, А.Д. Солдатенкова и других ученых.
Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но проблема изучения процесса формирования межэтнических отношений у подростков разных национальностей остается не решенной. Так в научных исследованиях мало внимания уделяется изучению функций и структуры рассматриваемого качества, практически нет работ, раскрывающих пути его формирования. Не описаны в должной мере процесс и условия эффективного формирования культуры межнационального общения.
Цель исследования - выявить и описать особенности межэтнических отношений у подростков разных национальностей
Объект исследования - межэтнические отношения у подростков разных национальностей
Предмет исследования - особенности межэтнических отношений у подростков разных национальностей
Задачи, которые мы ставили:
- Изучить теоретические основы, особенности межэтнических отношений у подростков разных национальностей;
- Выявить влияние межэтнических стереотипов на формирование толерантности школьников
- Проанализировать и описать результаты социологического опроса школьников;
Теоретической основой исследования_являются работы, посвященные теории культуры межнационального общения Р.И. Кусарбаева, В.П. Комарова, И.И. Серовой, З.Т. Гасанова, Н.А. Асиповой; выявлению особенностей общения детей B.C. Мухиной, М.В. Гамезо, Л.М. Орловой, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, Г.А. Цукерман, М.И. Лисиной и др.; о роли общения в развитии личности C. Выготского, А. В Запорожца, Е.Г.Злобиной, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, А.В. Мудрика; психологические исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.; исследования Б.Ф.Ломова, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой;
культурологического подхода М.М. Бахтина, Е.Б. Бондаревской, И.А. Колесниковой и др. (Н.М. Лебедева Теоретические подходы к исследованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов).
Таким образом, гипотезой нашего исследования будет предположение о том, что:
- межнациональные отношения влияют на формирование ценностных ориентаций у подростков
- ценностные ориентации будут различаться в зависимости от национальности.
Существующая в настоящее время потребность в гармонизации межнациональных отношений привела к актуализации проблемы воспитания культуры межнационального общения у подрастающего поколения. Указанную потребность в определенной мере позволяют реализовать выводы проведенного нами исследования.
Итогом решения первой задачи явилось уточнение понимания межэтнических отношений и культуры межнационального общения у подростков разных национальностей, которая представляет собой систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.
В ходе решения второй задачи нашего исследования было выявлено влияние межэтнических стереотипов на формирование толерантности школьников. Тем более, что этнические стереотипы характеризуются повышенной эмоциональностью и устойчивостью. Было обозначено, что стереотипизация школьников и всех людей происходит на основе:
- акцентов (например, хорошо известный кавказский акцент в России);
- манеры произнесения слов и постановки ударений;
- особенностей интонации;
- темпа речи (русские анекдоты о прибалтийцах, например эстонцах);
- манеры говорить громко или тихо;
- речевых стратегий;
- коммуникативных дистанций.
Стереотипы могут возникать через ограниченные личностные контакты. Например, если вас оскорбил татарин, то вы можете сделать вывод, что все татары грубы и невоспитанны. В данном случае возникает стереотип, который исходит из ограниченной информации. Кроме того,стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться. Это родители, друзья, сверстники, учителя. Избавляясь от межэтнических стереотипов, с помощью школы, учителей, регулярного проведения мероприятий на данную тему, которые складываются у школьников с самого детства, можно разрушать стереотипы «мы - свои», «они - чужие» не только у учащихся, но и у их близкого окружения.
В ходе решения третьей задачи нашего исследования были проанализированы и описаны результаты социологического опроса школьников. Наши исследования показали, что между старшеклассниками - представителями разных национальностей существуют весьма заметные различия в ценностных ориентациях и особенностях стиля жизни, и т.д. В этих различиях находят отражения национально-культурные особенности народа, представителем которого ощущают себя школьники. Поэтому при выстраивании образовательного процесса необходимо учитывать эти особенности, давать возможность проявиться лучшим национальным чертам каждого народа, населяющего нашу страну.
В заключение можно констатировать, что цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что межнациональные отношения влияют на формирование ценностных ориентаций у подростков и сами ценностные ориентации различаются в зависимости от национальности - подтвердилась.
1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001
2. Айварова, Н.Г. «Формирование этнической идентичности в процессе образования» / Вестник Югорского государственного университета, 2015.
3. Алексеева, Е.В., Братченко, С.Л. «Психологические основы толерантности учителя» // Монологи об учителе.-СПб.:СПбАППО,2003.с.165,-172.
4. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию/Отв.ред.А.Г.Асмолов. М.: Смысл,2000. 255с.
5. Бабич, Э.А., Каргаполова, О.В., Каюмова, Л.А., Довган, Т.А. «Толерантность как принцип жизни» / Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011.
6. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности. [Текст]/ Г.Л. Бардиер.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005.
7. Безюлева, Г.В., Бондырева, С.К., Шеламова, Г.М. Толерантность в пространстве образования: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
8. Бобоева, С.Б. «Семейное воспитание - основа толерантного поведения» / Ученые записки Худжандского государственного университета им. Академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, 2015.
9. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность// Педагогика, 1999.№ 3.
10. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш.пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
11. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст]/ Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
12. Гаврилова, И.Н. «Национальная политика в России: проблемы и перспективы» // «Теория и практика общественного развития», 2013.
13. Гасанов, З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов // Педагогика. - 1996. - С. 51.
14. Гасанов, З. Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в много - национальном регионе / З. Т. Гасанов // Педагогика. - 1992.С.12.
15. Гришаева, Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2006.-С.153-154.
16. Грушевгщкая, Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 217-230.
17. Замалетдинова, З.И, Ахметшина, Г.Х «Формирование межэтнической толерантности подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды» / Казанский педагогический журнал, 2015
18. Заяц, С.М. «Формирование толерантности у учащихся как ценностно-целевого приоритета полиэтнической школы» / Научные проблемы гуманитарных исследований, 2009.
19. Касимов, Р.Р. «Формирование межэтнической толерантности как социально-педагогическая проблема» / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014
20. Козина, И.Е. «Развитие этнической толерантности как основа формирования гражданской идентичности» / Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2012
21. Кошарная, Г.Б «Толерантность как основа консолидации в полиэтническом регионе» // Социокультурные факторы консолидации современного российского общества: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. - С. 3¬7.
22. Крысько, В.Г Этническая психология. 4-е изд. - М.: Академия2008.
23. Куликова, Т.И., Осипова, Н.В., Черкасова, С.А., Шалагинова,К.С.
Монография / Под общей редакцией Т.И. Куликовой. Тула, 2015. «Психологическая безопасность школьника в поликультурной образовательной среде».
24. Леонтович, О.А. Россия и США. Введение в межкультурную коммуникацию, 2008.
25. Леонтович, О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. - М.: Гнозис, 2005. - С. 236-245.
26. Мирошниченко, В.В. «Социально-педагогические условия формирования культуры межнационального общения в системе непрерывного образования» / Мир науки, культуры, образования, 2014.
27. Пирмагомедова, Э.А. «Развитие межэтнических и межкультурных взаимодействий как аспект ценностных ориентаций человека»/ Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2012.
28. Пирмагомедова, Э.А. «Развитие ценностных ориентаций как проблема научной психологии» / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2011.
29. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии. [Текст]/ Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2003.
30. Потапова, И.А. «Этнокультурные проблемы современной российской школы» / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012.
31. Рыжова, С.В. «О тенденциях формирования российской национально-гражданской идентичности (опыт этносоциологических исследований)» // Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития: сборник статей / Ин-т Справедливый Мир, Рос. ассоц. полит. науки, Ин-т социологии РАН; [редкол.: Л. И. Никовская (отв. ред.), В. Н. Шевченко, В. Н. Якимец]. - Москва : Ключ-С, 2015. - C. 284-296
32. Собкин, В.С. Толерантность в подростковой и молодежной среде. Труды по социологии образования, 2004.
33. Солонин, Ю.Н. Культурология / Ю.Н. Солонин. - М.: Высшее образование, 2007. -566 с.
34. Таланов, В. Педагогика толерантности// Высшее образование в России. 2000.№ 2.
35. Юфанова, В.А., Козилова Л.В. «Этническая идентичность старшеклассников: особенности развития и пути ее формирования» / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2014.
36. Fisher, R. The Social Psychology of Intergroup and International Conflict. N.Y.,1990
37. .Schwartz, S.J. The role of identity in acculturation among immigrant people: theoretical propositions, empirical questions and applied recommendations. / HumanDevelopment, 2006.