Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвистическая репрезентация мифологем в военном дискурсе

Работа №175080

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения мифологем в военном дискурсе 7
1.1. Мифологема: определение понятия и функции 7
1.2. Мифологемы в аспекте военного дискурса 15
1.2.1. Структура военного дискурса 15
1.2.2. Военный дискурс как предмет лингвистического
описания 18
1.2.3. Мифологемы как компоненты военного дискурса 26
Выводы по главе 1 32
Глава II. Особенности лингвистической репрезентации мифологем в военном дискурсе 34
2.1. Средства лингвистической репрезентации мифологемы «русский
солдат» в военном дискурсе 34
2.2. Средства лингвистической репрезентации мифологемы «Великая
Победа» в военном дискурсе 37
2.2.1. Средства лингвистической репрезентации мифологемы «Великая
Отечественная война» в военном дискурсе 48
Выводы по главе II 52
Заключение 58
Список использованной литературы 62


Выпускная квалификационная работа посвящена выявлению и исследованию особенностей мифологем, функционирующих в военном дискурсе, в контексте их лингвистической репрезентации.
Военный дискурс как предмет лингвистического описания привлекает внимание учёных в разных аспектах исследования: культурологическом, философском, историческом, политическом, рекламном, лингвистическом, педагогическом и др. Как известно, главным критерием дискурса вообще выступает особая языковая среда, в рамках которой происходит создание соответствующих языковых конструкций. В контексте данного понимания, дискурс - это речь погруженная в жизнь, то есть лексика, семантика, прагматика и синтаксис, которые находят свое проявление в коммуникации и текстах и с помощью которых происходит лингвистическая репрезентация различных компонентов определённого дискурса, а в рамках данного исследования мы говорим о компонентах военного дискурса.
Среди составляющих военного дискурса особое место занимают мифологемы, поскольку они являются ретрансляторами состояния общественного сознания, общественной психологии, в котором зафиксированы каноны описания существующего порядка вещей и сами описания того, что существует и имеет право на существование. Мифологемы фиксируют порядок вещей и служат концептуальным обоснованием поведения в данном обществе. Примечательно, что мифологемы, являющиеся доминантными в военном дискурсе, отражают ценностный аспект русской языковой картины мира.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, во-первых, «выходом» компонентов военного дискурса за рамки сферы их изначального применения и их проникновением в повседневную речь простых обывателей, во-вторых, сопряжением репрезентации ценностного аспекта мифологем в военном дискурсе в узком его понимании и с позиций широкого его понимания - в пространстве русской языковой картины мира.
Объектом изучения в данной работе является военный дискурс в контексте лингвистического описания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было выявление и описание лингвистических
средств репрезентации мифологем в различных аспектах военного дискурса.
В первой главе, посвящённой теоретическим аспектам изучения
мифологем в военном дискурсе, были рассмотрены определение и объём
понятия мифологемы, типология мифологем, описана структура военного
дискурса, рассмотрен военный дискурс в контексте лингвистического
описания, мифологемы были проанализированы в качестве компонентов
военного дискурса.
В рамках второй главы, посвящённой описанию лингвистической
репрезентации мифологем в военном дискурсе, были: а) определены
мифологические мотивы в военном дискурсе; б) аргументированы принципы
вычленения мифологем, характерных для военного дискурса; в) описаны
средства лингвистической репрезентации мифологем в различных аспектах
военного дискурса.
В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Термин мифологема обозначает конкретную интерпретацию
универсальной модели коллективного бессознательного
(архетипа) в любой форме человеческой деятельности с
широким набором функций. Для этой интерпретации
характерны отсутствие фабульности, ретроспективность и
региональные особенности. Особенностями мифологемы
определяется широкий набор функций, которые она
выполняет.
2. Мифологема является единицей мифологической системы,
лингвистической репрезентацией мифа, используется для
обозначения устойчивых и повторяющихся конструктов
общечеловеческой мысли...


1. Абыякая О. В. Мифологическая лексика русского языка в
лингвокультурологическом аспекте и принципы ее
лексикографического описания: Автореферат дис… канд. филол. н.
Санкт-Петербург, 2004. – 23 с.
2. Алексеев-Апраксин А.М. Культурная реальность в свете исследования
межкультурных взаимодействий // Вестник Ленинградского
государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 2. № 4. С.
121-128.
3. Архетип и мифологема
//https://ozlib.com/837081/literatura/arhetip_mifologema
4. Бурштейн А. С., Левит В. И. Реальность мифа // Вестник НГУ. Серия:
Психология. 2012. Т. 6, вып. 2. С. 106-151.
https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/3319/19.pdf (дата обращения:
08.07.2021).
5. Валеева Л.В. Терминосистема лингвистических исследований мифа //
Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.
Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Т. 24
(63). № 2. Ч. 3. 2011. С. 212-222.
6. Варламова В. Н. Лингвистические особенности мифологемы в
художественном тексте // Вопросы методики преподавания в вузе.
2016. №5 (19-2). С. 20-26. https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskieosobennosti-mifologemy-v-hudozhestvennom-tekste (дата обращения:
08.07.2021).
7. Вепрева И. Т., Шадрина Т. А. Идеологема и мифологема:
интерпретация терминов // С. 120-131.
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3625/2/prof_uieup_3_vepreva_1.pdf
(дата обращения: 08.07.2021).
8. Вепрева И. Т. Идеологема и мифологема: к определению терминов /
И.Т. Вепрева, Т. А. Шадрина // Научные труды профессоров+Уральского институтаэкономики, управления и права. — 2006. — Вып.
3. — С. 120–131.
9. Гесиод. Труды и дни / Гесиод // Гесиод. Полное собрание текстов. —
Москва: Лабиринт, 2001. — С. 51–76.
10.Григорьева В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса:
прагмалингвистический и когнитивный аспекты. Тамбов: Изд-во
Тамбов. гос. техн. ун-та, 2007. - 288 с.
11.Дмитриенко М.В. Мифологема «поэт» и ее концептуальные модели в
русском поэтическом дискурсе XIX – XX вв. // Вестник ЧелГУ. 2009.
№27 (165). С. 29-33.
12.Ильинова Е.Ю. Мифологема как эвристический прием интерпретации
когнитивной картины мира // STUDIA LINGUISTICA. Вып. XXI.
Антропоцентрическая лингвистика: проблемы и решения: сб. научных
трудов. - СПб.: Политехника-сервис, 2012. - С. 184-194.
13.Ищенко Н.А. Военный дискурс и дискурсивное измерение войны //
Вопросы духовной культуры. Филологические науки. С. 22-24.
14.Каблуков Е.В. Мифологема Великой Отечественной войны в
современном российском медиадискурсе // Профессиональная культура
журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций
медиасферы. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет им.
первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – С. 150-153.
15.Карасик В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность:
институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград,
2000. – С. 5–20. .. 74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ