Введение 3
1 Теоретические основы оценки бизнеса 5
1.1 Основные цели и принципы оценки стоимости компании 5
1.2 Характеристика основных показателей используемых в процессе оценки 13
2 Методические подходы к оценке бизнеса 17
2.1 Обзор основных подходов к оценки бизнеса 17
2.2 Сравнительный анализ методов оценки бизнеса 49
Заключение 53
Список используемых источников 55
Приложения А — Б 60-67
Процессы, происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория - «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.
Оценка стоимости предприятия - представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Особенностью процесса оценки стоимости предприятия, несомненно, является ее рыночный характер. Это означает, что оценка стоимости предприятия не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, она обязательно учитывает всю совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. При этом подходы и методы, используемые оценщиком, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.
Из всего вышесказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что оценка стоимости предприятия (бизнеса) в нашем современном мире - это очень актуальная тема, исследованию которой и посвящена представленная работа.
Целью данной работы является выявление реальной рыночной стоимости компании на примере общества с ограниченной ответственностью экспериментально-производственной фирмы «Пилон».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику целям оценки стоимости компании;
- рассмотреть основные подходы оценки стоимости компании;
- раскрыть понятие сущности каждого метода оценки стоимости предприятия;
- провести оценку стоимости бизнеса на примере ООО ЭПФ «Пилон».
Предмет исследования - методы оценки рыночной стоимости бизнеса. Объектом исследования настоящей работы является ООО ЭПФ «Пилон». Проблема оценки стоимости современного предприятия (бизнеса) имеет
достаточно широкое освещение в источниках современной научной экономической литературы. Так, в качестве теоретической основы изучения в курсовой работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по таким наукам, как - «Экономика», «Финансовый и экономический анализ», «Основы бизнеса», «Оценка стоимости предприятия» и т.п. Это работы таких именитых авторов, как Щербаков В.А., Бусов В.И., Чеботаев Н.Ф., Озеров Е.С..
Подводя итоги в данной бакалаврской работе можно сделать ряд выводов:
1) В работе дана характеристика целей оценки стоимости компании. Цели оценки стороны которая заказывает оценку бизнеса: собственник и покупатель проводят оценку для выявления реальной рыночной стоимости, государственные органы — для установления размера налога, страховщики — для определения страховой суммы и т. д.
2) Рассмотрены основные подходы и раскрыты понятия сущности каждого метода оценки стоимости предприятия.
Доходный подход к оценке бизнеса основан на сопоставлении будущих доходов инвестора с текущими затратами. Сопоставление доходов с затратами ведется с учетом факторов времени и риска.
Для оценки предприятий по доходу применяют два метода: метод капитализации и метод дисконтирования дохода.
Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.
Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед Оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия.
3) Проведена оценка стоимости бизнеса на примере ООО ЭПФ «Пилон». Компания «Пилон» появилась на рынке в 18 сентября 2002 года как организация по продаже лакокрасочных материалов. За последние годы деятельность организации значительно расширилась, были открыты другие направления. Теперь ООО ЭПФ «Пилон» многопрофильная фирма, у которой в разных городах России свои представительства.
На данный период времени у фирмы сложились непростые обстоятельства, связанные с потерей главного материального склада и железнодорожного тупика, что заставляет пересматривать отношения в поставщиками. Открытие нового магазина пока не приносит положительных результатов. Данные прогнозного периода показали, что в 2019 году, компания обанкротится, если не будут приняты меры, такие как привлечение дополнительных кредитных резервов.
Таким образом, рыночная стоимость ООО ЭПФ «Пилон» составила (с учетом округления): 19 573 000 (Девятнадцать миллионов пятьсот семьдесят три тысячи) рублей.
Цели дипломной работы достигнуты.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997г., 8 июля, 17 декабря 1999г., 16 апреля, 15 мая 2001г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003г.)
2 Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. N 117-ФЗ (с изм. И доп. от 25 июля 2008г.)
3 Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ: от 29 июля 1998г. (ред. От 22.07.2010)
4 Федеральные стандарты оценки: ФСО№ 1, ФСО№ 2, ФСО№ 3, утвержденные приказами: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 20 июля 2007г. N 256, № 255, № 254
5 «Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ», утвержденный приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003г. № 10н/03-06/пз
6 Прогноз социально-экономического развития российской федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов .
7 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
8 Дамодаран Асват Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов.5-е издание. Пер с англ. М. 2013. 1340с.
9 Джеймс Р. Хитчнер.Три подхода к оценке стоимости бизнеса. -Издательство: Маросейка, 2013 г. 304 с.
10 Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ.— 3-е изд. М.: Олимп-Бизнес, 2014. — 576 с. ил.
11 Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? Теорема ММ: Пер. с англ.— 2-е изд. — М.: Дело, 2011. — 271 с.
12 Хаббард Дуглас. Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе. Издательство «Олимп-Бизнес», 2009. - 298 с.
13 Гараникова, Л.Ф. Оценка стоимости предприятия [Текст]: учебное пособие / Л.Ф. Гараникова. Изд. 3-е. Тверь: ТГТУ, 2014. 140 с.
14 Балашов В.Г., Ириков В.А., Иванова С.И., Марголит Г.Р. IPO и стоимость российских компаний: мода и реалии. М, 2012. - 336 с.
15 Бусов В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.И.Бусов, О.А.Землянский, А.П.Поляков; под общ.ред. В.И.Бусова. — М.: Юрайт, 2013. — 430с.
16 Бухарин Н.А., Озеров Е.С., Пупенцова С.В., Шаброва О.А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учеб.пособие / Под общей ред. Е.С. Озерова— СПб: ЭМ — НиТ, 2011 — 238с.
17 Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. Учебник, 3-е издание, Издательства: ТК Велби, Проспект, 2008 г. 576 стр.
18 Грязнова А.Г. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / А.Г. Гараникова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. - М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2013 — 544с.
19 Егерев, И.А. Стоимость бизнеса и искусство управления: учебное пособие / И.А. Егерев. М.: Дело, 2013. 480 с.
20 Иванов И.В., Баранов В.В. Оценка бизнеса: Методы и модели оценки стоимости предприятий традиционных и наукоемких отраслей: Учебное пособие. - М., 2014. - 168 с.
21 Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса. Издательство «Дело и Сервис», 2011. - 288 с.
22 Кащеев Р.В., Базоев С.З. Управление акционерной стоимостью. — М.: ДМК Пресс, 2012. — 224 с.
23 Косорукова И.В., Секачев С.А., Шуклина М.А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса. Издательство «Московская финансово-промышленная академия», 2011. - 672 с.
24 Лопатников Л.И., Рутгайзер В.М. Оценка бизнеса. Словарь-справочник. Издательство «Маросейка», 2015. - 306 с.
25 Масленкова О.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Издательство «КноРус», 2011. - 288 с
26 Попков В.П., Евстафьева Е.В. Оценка бизнеса. Схемы и таблицы: Учеб.пособие. СПб., 2014. - 240 с.
27 Просветов Г.И. Оценка бизнеса. Задачи и решения. Учебно-методическое пособие. 3-е изд., доп. - М.: 2013.-238 с
28 Симионова Н.Е. Методы оценки имущества. Бизнес, недвижимость, земля, машины, оборудование и транспортные средства. Издательство «Феникс», 2012. - 368 с.
29 Синявский Н.Г. «Оценка бизнеса: гипотезы, инструментарий, практические решения в различных областях деятельности», Изд-во «Финансы и статистика», М. - 2014;
30 Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Серия «Высшее образование». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. — 384 с.
31 Федотова М.А., Уткин Э.А. «Оценка недвижимости и бизнеса», Учебник, Изд-во «Экмос», М. - 2012.
32 Филиппов Л.А. Оценка бизнеса: Учебное пособие. - М., 2012. - 720 с.
33 Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: Учебное пособие. М. 2013. 799 с.
34 Чеботаев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботаев — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009 — 256с.
35 Черняк В.З. Оценка бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2014.
36 Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии: Методологическое пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов при оценке бизнеса и ценных бумаг - М., 2015. - 190 с.
37 Шатраков А.Ю., Комков Н.И., Мерсиянов А.А., Шамин М.А. «Стоимость предприятий при интеграционном процессе», Изд-во ЗАО «Экономика», М. - 2011;
38 Щепотьев А.В. Методика выявление и оценки "скрытых" и "мнимых" активов и обязательств. Применяется для оценки рыночной стоимости организации (бизнеса). Издательство «Юстицинформ», 2013. - 144 с.
39 Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Организация и планирование бизнеса. Издательство «Омега-Л», 2011. - 320 с.
40 Шпилевская Е.В., Медведева О.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Издательство «Феникс», 2013. - 352 с.
41 httpV/уровень-инфляции.рф/
42 Барташевич Н.И. «Методические подходы к оценке стоимости
организации»/ Инновационная среда и управление инновациями №1(18)-2014, -с. 23
43 Горпинюк Ю. Н. Целесообразность применения математических методов в стоимостной оценке // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 243-246.
44 Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Мирзажанов С.К. Оценка бизнеса. Полное практическое руководство. Серия: Профессиональное издание для бизнеса, Издательство: Эксмо, 2012 г. 352 с.
45 Захаренко В. Б. Значение оценки стоимости бизнеса в реальном секторе экономики // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 387-392.
46 Карцев П.В., Аканов А.А. Обзор практики применения доходного подхода к оценке бизнеса // Вопросы оценки. 2012. № 2. С. 2-19.
47 Козырь Ю.В. Идентификация объектов оценки в процедурах оценки бизнеса // Вопросы оценки. 2011. № 3. С. 24-32.
48 Корниенко Б.И. Оценка стоимости предприятия с использованием метода дисконтированных денежных потоков в рамках доходного подхода // Концепт. 2015. №7. С.86-90.
49 Мочулаев В. Е. Расчет собственного оборотного капитала и учет его фактического значения при определении стоимости предприятия/ В. Е. Мочулаев // Молодой ученый. -2013. - №1. - С. 165-169.
50 Свешников Н. Г. Принятие управленческих решений на основе показателей оценки стоимости бизнеса, основанных на доходном подходе // Молодой ученый. — 2014. — №4.2. — С. 146-149.
51 Тюрин А.И. Стоимость компании и пути ее повышения // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 319-326.