ФЕНОМЕН ДВОЙСТВЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СИБИРСКИХ ГОРОДАХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретический обзор научных исследований по проблематике
этнической идентичности в XX-XXI вв 12
1.1. Сравнительный анализ понятий «идентичность» и «этническая идентичность» в области психологической антропологии и этнологии 12
1.2. Взаимосвязь понятий «этническое сознание», «этническое
самосознание» и «этничность» 19
1.3. Этническая идентичность как процесс социального
конструирования 29
2. Прикладное культурное исследование двойственной этнической
идентичности, как культурного феномена 43
2.1. Глубинное интервью как основополагающий метод для изучения
двойственной этнической идентичности 43
2.2. Прикладное культурное исследование двойственной этнической
идентичности (на примере города Красноярска) 50
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
1. Теоретический обзор научных исследований по проблематике
этнической идентичности в XX-XXI вв 12
1.1. Сравнительный анализ понятий «идентичность» и «этническая идентичность» в области психологической антропологии и этнологии 12
1.2. Взаимосвязь понятий «этническое сознание», «этническое
самосознание» и «этничность» 19
1.3. Этническая идентичность как процесс социального
конструирования 29
2. Прикладное культурное исследование двойственной этнической
идентичности, как культурного феномена 43
2.1. Глубинное интервью как основополагающий метод для изучения
двойственной этнической идентичности 43
2.2. Прикладное культурное исследование двойственной этнической
идентичности (на примере города Красноярска) 50
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Актуальность темы исследования
Тема «этнической идентичности» представляет собой одно из значимых явлений социальной реальности и социокультурной теории. «В области межнациональных отношений, в процессах глобализации и растущей общественной маневренности общества происходят значимые коррективы: активное взаимодействие культур (особенно в поликультурных обществах) поднимает актуальность вопроса о сохранении традиционной этнической идентичности. В последнее время учеными отмечается увеличение количества людей, которые отождествляют себя одновременно с разными этническим культурам и языкам, помимо своего родного».
Степень изученности объекта и предмета исследования
Изучение такой области, как этническая идентичность, потребует теоретического обзора понятий «идентичность» и «этническая идентичность», так же рассмотрению содержания понятий «этническое сознание», «этническое самосознание» и «этничность».
Появление проблематики идентичности традиционно связывают с психологическими учениями. В 40-е годы Э. Эриксон предлагает в своих концепциях термины «идентичность», «кризис идентичности». Их начинают активно использовать в диагностике различных форм психопатологии. В 50-е годы предлагают различные интерпретации этих понятий. Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной философии, психологии и социологии Джеймса М., Фрейда З., Юнга К., Пиаже Ж., Фромма Э., Дж. Мида, Кули Ч., современных авторов: Эриксона Э., Баумайстера Р., Маслоу А., Мейли Р., Олпорта Г., Роджерса К., Салливена Х., Хабермаса Ю., Хесле В., Хорни К., Шпрангера Э., Гидденса А. и классиков отечественной мысли Альбухановой- Славской К. А., Бахтина М. М., . Водопьянова, Иванова С. Ю, Аракелян Э. А,Выготского Л. С., Гусейнова А. А., Дробницкого О. Г., Ильенкова Э. В, Кона И. С., Леонтьева А. Н., Лотмана Ю. М., Мерлин В. С., Поршнева Б. Ф., Рубинштейна С. Л., Сохань Л. В., Спиркина А. Г., Эльконина Д. Б., Ядова В. и других.
«Идентичность» в рамках психологической концепции рассматривалось прежде всего З. Фрейдом. Один из значимых исследований об этничности и этнической идентичности является научный труд З. Фрейда. Ученый впервые вводит понятие «идентичность», в работе «Групповая психология и анализ Эго» и рассматривает идентификацию как «бессознательную эмоциональную связь ребенка с родителями», также как такой «механизм восприятия между индивидуумом и социальной группой». Далее Э. Эриксоном, Г. Тэжфэллом. Слово «идентичность» обширно вошло в этносоциологию и междисциплинарные изучения к концу 70-х гг. XX века, вследствие изучениям Э. Эриксона. Ученый анализировал идентичность в двух аспектах: «Я-идентичность» (природное и индивидуальное) и «социальная идентичность» (включенность личности в социальные процессы). Равно как подмечает А. Турен, «идентичность - осознанное самоопределение социального субъекта».
В работах К. Леви-Стросса, Э. Эриксона, Дж. Мида, Р. Линтона, Э. Фромма, в которых идентичность определяется как результат осознания человеком собственной пространственно-временной протяжности. Это стабильное и неизменное представление о себе, посредством выбора своего физического обличия, темперамента и пр.
В отечественной науке понятие «идентичность» получило значимость спустя пару десятилетий, в ходе исследования проблем этнической идентификации. Ранее же в исследованиях идентичности связывали с самоопределением личности, социальных трансформаций. Явление идентичности имеет необходимость в значительном разноаспектном исследовании и потому как, вопросы по проблеме самоопределения и самосознания связаны тесно и зависят друг от друга и с вопросами о субъекте.
Н.П. Водопьянова содержание слова «идентичность», понимает, как «процесс идентификации индивида с социальными образцами поведения и ожиданиями его социальной среды, необходимостью все нового и нового согласования собственных притязаний с притязаниями других».
Иванова С. Ю., Аракелян Э. А. отмечают множество оттенков идентичности: «идентичность как тождественность», «идентичность как подлинность», «идентичность как принадлежность индивида к какой-либо общности людей».
Исследуя феномен этничности, М. Бэнкс отмечал, что «на протяжении многих лет «этничность» является ключевым понятием социологии и антропологии, но, тем не менее, по-прежнему, представляется неясным его значение, применение и соотношение с другими понятиями». Именно это и обуславливает существование многообразных точек зрения на данной дефиниции применительно к современным условиям.
Дискуссия о «национальном самосознании и этнической идентичности имеет длительную историю. Впервые в обществоведческой литературе определение национального самосознания было дано В.В. Мавродиным. В последующем проблема национального самосознания получила отражение в работе П.И. Кушнера, определившего его как «основной этнический определитель»: И.И. Потехин, этнических процессов у африканских народов, определяет национальное самосознание как «прежде всего и главным образом, сознание принадлежности к своему народу, осознание его национальных общественного сознания и подчиняется тем же законам развития»».К проблеме изучения этнического (национального) самосознания ученые обращался П.Н. Милюков в работе «Очерки по истории русской культуры».
В 60-х гг. XX столетия проблема самосознания стала интерпретироваться более широко, как «этническое самосознание», в частности, в работах С.А. Токарева и Н.Н. Чебоксарова. С.А. Токарев определил этническое самосознание как соотношение социальных связей, в частности, общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии, на которых может быть основана этническая общность.
В дискуссии по теории нации, которая освещена в журнале «Вопросы истории» (1966-1969 гг.), обществоведы заново обратились к проблеме этнического самосознания: В течение длительного периода исследователи трактовали национальное самосознание как осознание индивидом своей принадлежности к определенной национальной общности. Вопрос о более широком его понимании поставил С.Т. Калтахчян. Дальнейшее развитие проблема национального самосознания получила в трудах И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея и др.
Таким образом, изучая «проблему этнического самосознания исследователи понимают его содержание, как относительно устойчивую систему отраженных в сознании объективно существующих элементов этнической реальности и способов жизнедеятельности этноса, преломленных сквозь призму индивидуального опыта. По мере накопления наработок по этническому (национальному) самосознанию возник вопрос о его структуре. М.В. Крюков в качестве компонентов этнического самосознания выделил представления о единстве происхождения и территории расселения, язык, особенности культуры и этнические стереотипы. Исследование структуры этнического самосознания нашло отражение и в работах Г.В. Шелепова,
Феномен этничности, является категорией междисциплинарных исследований, поэтому «основные объяснительные модели «этничности», разрабатываемые социологами и политологами, психологами и конфликтлогами, сводятся к признанию этнической реальности как фундаментальной тенденции, связывающей человека и общность».
На сегодняшний день к теме идентичности, этнической идентичности, этничности обращались и занимались достаточно много исследователей, с разных областей науки. Так в основном, рассмотрение идентичности как социологического, антропологического фактора (феномена), так же в психологии и с самоопределением личности. Из этого следует отметить, что недостаточная разработка этого феномена, как социально-культурного явления, требует более тщательного рассмотрения.
Курске Владислав Сергеевич, в своей диссертационной работе «множественная этническая идентичность: «теоретические подходы и методология исследования (на примере Российских Немцов)» рассматривая типы множественной идентичности выделяет синкретичную множественную идентичность пишет об осознании носителями особого статуса своей группы, культура которой воспринимается не в качестве простой суммы «материнских» культур, а как самостоятельный социальный опыт и ценность».
Проблема исследования
Недостаточная разработка понятия «двойственной» этнической идентичности в области культурологии. Отсутствие прикладных культурных исследований в области изучения двойственной этнической идентичности как социокультурного феномена.
Объект исследования
Феномен двойственной этнической идентичности в области современной культурологии.
Предмет исследования
Двойственная этническая идентичность в современных Сибирских городах (на примере анализа города Красноярска).
Цель исследования
Изучение феномена двойственной этнической идентичности в теоретическом и прикладном культурологическом аспекте.
Задачи исследования:
1. Сделать теоретический обзор научных исследований по проблематике этнической идентичности в XX-XXI вв.
2. Провести сравнительный анализ понятий «идентичность» и «этническая идентичность» в области психологической антропологии и этнологии.
3. Рассмотреть этническую идентичность как процесс социального конструирования.
4. Изучить глубинное интервью, как основополагающий метод для изучения двойственной этнической идентичности.
5. Провести прикладное культурное исследование двойственной этнической идентичности (на примере анализа города Красноярска).
Методологические основы
1) Научные методы (анализ, синтез, интерпретация) для построения теоретической части дипломной работы;
2) Историографический и сравнительный методы для изучения содержания понятия «этническая идентичность» в научных источниках;
3) Метод глубинного интервью для проведения прикладного культурного исследования.
Предполагаемый результат
Изучение понятия «двойственная этническая идентичность» посредством теоретического анализа и прикладного культурного исследования позволит выявить актуальные смыслы и специфику существования данного феномена среди жителей поликультурной среды города Красноярска.
Апробация результатов
Результаты исследования, проведенного в рамках бакалаврской работы, могут быть использованы в области культурологии, антропологии, в исследованиях этнической антропологии, культурной антропологии, социологии и психологии.
Структура дипломной работы
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (76), приложения (4).
Тема «этнической идентичности» представляет собой одно из значимых явлений социальной реальности и социокультурной теории. «В области межнациональных отношений, в процессах глобализации и растущей общественной маневренности общества происходят значимые коррективы: активное взаимодействие культур (особенно в поликультурных обществах) поднимает актуальность вопроса о сохранении традиционной этнической идентичности. В последнее время учеными отмечается увеличение количества людей, которые отождествляют себя одновременно с разными этническим культурам и языкам, помимо своего родного».
Степень изученности объекта и предмета исследования
Изучение такой области, как этническая идентичность, потребует теоретического обзора понятий «идентичность» и «этническая идентичность», так же рассмотрению содержания понятий «этническое сознание», «этническое самосознание» и «этничность».
Появление проблематики идентичности традиционно связывают с психологическими учениями. В 40-е годы Э. Эриксон предлагает в своих концепциях термины «идентичность», «кризис идентичности». Их начинают активно использовать в диагностике различных форм психопатологии. В 50-е годы предлагают различные интерпретации этих понятий. Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной философии, психологии и социологии Джеймса М., Фрейда З., Юнга К., Пиаже Ж., Фромма Э., Дж. Мида, Кули Ч., современных авторов: Эриксона Э., Баумайстера Р., Маслоу А., Мейли Р., Олпорта Г., Роджерса К., Салливена Х., Хабермаса Ю., Хесле В., Хорни К., Шпрангера Э., Гидденса А. и классиков отечественной мысли Альбухановой- Славской К. А., Бахтина М. М., . Водопьянова, Иванова С. Ю, Аракелян Э. А,Выготского Л. С., Гусейнова А. А., Дробницкого О. Г., Ильенкова Э. В, Кона И. С., Леонтьева А. Н., Лотмана Ю. М., Мерлин В. С., Поршнева Б. Ф., Рубинштейна С. Л., Сохань Л. В., Спиркина А. Г., Эльконина Д. Б., Ядова В. и других.
«Идентичность» в рамках психологической концепции рассматривалось прежде всего З. Фрейдом. Один из значимых исследований об этничности и этнической идентичности является научный труд З. Фрейда. Ученый впервые вводит понятие «идентичность», в работе «Групповая психология и анализ Эго» и рассматривает идентификацию как «бессознательную эмоциональную связь ребенка с родителями», также как такой «механизм восприятия между индивидуумом и социальной группой». Далее Э. Эриксоном, Г. Тэжфэллом. Слово «идентичность» обширно вошло в этносоциологию и междисциплинарные изучения к концу 70-х гг. XX века, вследствие изучениям Э. Эриксона. Ученый анализировал идентичность в двух аспектах: «Я-идентичность» (природное и индивидуальное) и «социальная идентичность» (включенность личности в социальные процессы). Равно как подмечает А. Турен, «идентичность - осознанное самоопределение социального субъекта».
В работах К. Леви-Стросса, Э. Эриксона, Дж. Мида, Р. Линтона, Э. Фромма, в которых идентичность определяется как результат осознания человеком собственной пространственно-временной протяжности. Это стабильное и неизменное представление о себе, посредством выбора своего физического обличия, темперамента и пр.
В отечественной науке понятие «идентичность» получило значимость спустя пару десятилетий, в ходе исследования проблем этнической идентификации. Ранее же в исследованиях идентичности связывали с самоопределением личности, социальных трансформаций. Явление идентичности имеет необходимость в значительном разноаспектном исследовании и потому как, вопросы по проблеме самоопределения и самосознания связаны тесно и зависят друг от друга и с вопросами о субъекте.
Н.П. Водопьянова содержание слова «идентичность», понимает, как «процесс идентификации индивида с социальными образцами поведения и ожиданиями его социальной среды, необходимостью все нового и нового согласования собственных притязаний с притязаниями других».
Иванова С. Ю., Аракелян Э. А. отмечают множество оттенков идентичности: «идентичность как тождественность», «идентичность как подлинность», «идентичность как принадлежность индивида к какой-либо общности людей».
Исследуя феномен этничности, М. Бэнкс отмечал, что «на протяжении многих лет «этничность» является ключевым понятием социологии и антропологии, но, тем не менее, по-прежнему, представляется неясным его значение, применение и соотношение с другими понятиями». Именно это и обуславливает существование многообразных точек зрения на данной дефиниции применительно к современным условиям.
Дискуссия о «национальном самосознании и этнической идентичности имеет длительную историю. Впервые в обществоведческой литературе определение национального самосознания было дано В.В. Мавродиным. В последующем проблема национального самосознания получила отражение в работе П.И. Кушнера, определившего его как «основной этнический определитель»: И.И. Потехин, этнических процессов у африканских народов, определяет национальное самосознание как «прежде всего и главным образом, сознание принадлежности к своему народу, осознание его национальных общественного сознания и подчиняется тем же законам развития»».К проблеме изучения этнического (национального) самосознания ученые обращался П.Н. Милюков в работе «Очерки по истории русской культуры».
В 60-х гг. XX столетия проблема самосознания стала интерпретироваться более широко, как «этническое самосознание», в частности, в работах С.А. Токарева и Н.Н. Чебоксарова. С.А. Токарев определил этническое самосознание как соотношение социальных связей, в частности, общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии, на которых может быть основана этническая общность.
В дискуссии по теории нации, которая освещена в журнале «Вопросы истории» (1966-1969 гг.), обществоведы заново обратились к проблеме этнического самосознания: В течение длительного периода исследователи трактовали национальное самосознание как осознание индивидом своей принадлежности к определенной национальной общности. Вопрос о более широком его понимании поставил С.Т. Калтахчян. Дальнейшее развитие проблема национального самосознания получила в трудах И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея и др.
Таким образом, изучая «проблему этнического самосознания исследователи понимают его содержание, как относительно устойчивую систему отраженных в сознании объективно существующих элементов этнической реальности и способов жизнедеятельности этноса, преломленных сквозь призму индивидуального опыта. По мере накопления наработок по этническому (национальному) самосознанию возник вопрос о его структуре. М.В. Крюков в качестве компонентов этнического самосознания выделил представления о единстве происхождения и территории расселения, язык, особенности культуры и этнические стереотипы. Исследование структуры этнического самосознания нашло отражение и в работах Г.В. Шелепова,
Феномен этничности, является категорией междисциплинарных исследований, поэтому «основные объяснительные модели «этничности», разрабатываемые социологами и политологами, психологами и конфликтлогами, сводятся к признанию этнической реальности как фундаментальной тенденции, связывающей человека и общность».
На сегодняшний день к теме идентичности, этнической идентичности, этничности обращались и занимались достаточно много исследователей, с разных областей науки. Так в основном, рассмотрение идентичности как социологического, антропологического фактора (феномена), так же в психологии и с самоопределением личности. Из этого следует отметить, что недостаточная разработка этого феномена, как социально-культурного явления, требует более тщательного рассмотрения.
Курске Владислав Сергеевич, в своей диссертационной работе «множественная этническая идентичность: «теоретические подходы и методология исследования (на примере Российских Немцов)» рассматривая типы множественной идентичности выделяет синкретичную множественную идентичность пишет об осознании носителями особого статуса своей группы, культура которой воспринимается не в качестве простой суммы «материнских» культур, а как самостоятельный социальный опыт и ценность».
Проблема исследования
Недостаточная разработка понятия «двойственной» этнической идентичности в области культурологии. Отсутствие прикладных культурных исследований в области изучения двойственной этнической идентичности как социокультурного феномена.
Объект исследования
Феномен двойственной этнической идентичности в области современной культурологии.
Предмет исследования
Двойственная этническая идентичность в современных Сибирских городах (на примере анализа города Красноярска).
Цель исследования
Изучение феномена двойственной этнической идентичности в теоретическом и прикладном культурологическом аспекте.
Задачи исследования:
1. Сделать теоретический обзор научных исследований по проблематике этнической идентичности в XX-XXI вв.
2. Провести сравнительный анализ понятий «идентичность» и «этническая идентичность» в области психологической антропологии и этнологии.
3. Рассмотреть этническую идентичность как процесс социального конструирования.
4. Изучить глубинное интервью, как основополагающий метод для изучения двойственной этнической идентичности.
5. Провести прикладное культурное исследование двойственной этнической идентичности (на примере анализа города Красноярска).
Методологические основы
1) Научные методы (анализ, синтез, интерпретация) для построения теоретической части дипломной работы;
2) Историографический и сравнительный методы для изучения содержания понятия «этническая идентичность» в научных источниках;
3) Метод глубинного интервью для проведения прикладного культурного исследования.
Предполагаемый результат
Изучение понятия «двойственная этническая идентичность» посредством теоретического анализа и прикладного культурного исследования позволит выявить актуальные смыслы и специфику существования данного феномена среди жителей поликультурной среды города Красноярска.
Апробация результатов
Результаты исследования, проведенного в рамках бакалаврской работы, могут быть использованы в области культурологии, антропологии, в исследованиях этнической антропологии, культурной антропологии, социологии и психологии.
Структура дипломной работы
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (76), приложения (4).
Цель данной выпускной квалификационной работы - изучение феномена двойственной этнической идентичности в теоретическом и прикладном культурологическом аспекте, можно считать достигнутым.
В первой главе исследования сделан теоретический обзор научных исследований по проблематике этнической идентичности в XX-XXI вв.
Сравнительный анализ понятий «идентичность» и «этническая идентичность» в области психологической антропологии, это прежде всего проявление этничности в сознательных и бессознательных формах этничности. Бессознательная форма, это когда индивид считая себя представителем определенной общности, но в тоже время пользуется качествами другой общности. Так что, идентичность — это некий процесс отождествления себя с окружающей средой, определяя себя (как личности) сравнивая себя с «чужими». С точки зрения этнологии этническая идентичность, есть осознание того что индивид принадлежит в определенному этносу. Посредством воспитания (подражания, а не насильно) индивид усваивает данную культуру, язык, нормы (социальные и этнические) этой данной общности.
Взаимосвязь понятий «этническое сознание», «этническое самосознание» и «этничность» позволили нам понять, что они проявлены посредством сознания (осознания), будь то личностным или социальным видом идентичности. Этническое сознание можно трактовать, как часть этнической психологии, есть сознание этнического бытия в историческом развитии. Самосознание, это чувство принадлежности к конкретному этносу и закрепления в сознании индивида этнических связей. Самосознание играет роль для этнического определителя. Этническое самосознание, принадлежность к определенной общности (этносу), в этом процессе индивид социализируется, и формируется этническое самосознание и внешними факторами, и факторами внутри этноса тоже. Этничность - это как таковое свойство этноса, которое обозначает её отличительные черты от других этносов (этнических групп).
Этническая идентичность как процесс социального конструирования.
Рассматривая культурную антропологию, стоит выделить следующие три подхода рассмотрения понятия этничность: с точки зрения конструктивизма, понимается, как границы, через которых и понимают Мы и Они (террит, культ, язык); примордиализм - биологические и приобретённые признаки; ситуационизм - этническая идентичность, как ситуативная роль (этничность имеет качество усиливаться и ослабевать).
Далее в структуре психологии индивида этническая идентичность выделяет 2 компонента: когнитивные и аффективные.
Для анализа данной проблемы рассмотрены следующие моменты:
Рост фактора этнической идентичности в истории СССР (со второй половины 20 столетия). Во второй половине 20 вв, в связи с усилением роста этнического, национального самоопределения, с возрастанием фактора самоидентификации, с осознанием принадлежности к определенной этнической общности, это можно объяснить с противоречивым единением духовно-материальной культуры.
Сравнивая некоторые скачки роста фактора этнической идентичности, происходили в период от Российской империи до СССР, можно сделать общий вывод, что связано это с возрождением исторических наследий, забытых традиций и ценностей, и для развития вопросов касаемые экономики и политики, для облегчения процессов сплочения народа.
В связи с отсутствием на сегодняшний день единого определения феномена этнической идентичности, но почти во всех сложившихся концепциях рассмотрения этнической идентичности отмечаются, что чувство этнической принадлежности является важным условием существования и дальнейшего развития этноса. И подводя все вышесказанное стоит отметить, что человеку (социуму) всегда необходимо осознавать себя частью понятия
Таким образом, проведя теоретический обзор научных исследований по проблематике этнической идентичности в XX-XXI вв. можно сделать вывод, что понятие «этническая идентичность» в современной культурологии определяется усилением, за счет различных факторов, не имея государственной поддержки.
Во второй главе представлено методологическое обоснование и результаты прикладного культурного исследования, которое проведено методом глубинного интервью среди жителей города Красноярска.
Целью прикладного культурного исследования стало - проведение глубинного интервью среди представителей иных стран, проживающих на территории города Красноярска, для понимания стимулов проявления двойной этнической идентичности в повседневной жизни.
Результаты анализа глубинных интервью показали, что двойственная этническая идентичность - это процесс вполне устойчивых культурных убеждений и ценностей, осознаваемых и применяемых человеком как инварианты поведения в повседневной реальности. Двойственная этническая идентичность как процесс - это почитание и сохранение традиций родной культуры с одновременным культивированием ценностей местной культуры. Результаты глубинных интервью позволили сделать вывод, что двойственная этническая идентичность не зависит от гендерного и социального признака. Однако она проявляется в процессе энкультурации (принятия культурных ценностей и установок другого этноса) наряду с желанием сохранить ценности родной культуры и языка.
Таким образом, можно подвести итоги: Двойственная этническая идентичность в современных Сибирских городах (на примере города Красноярска), принятие ценностей другой культуры становится возможностью увеличения жизненного опыта и осознание личного развития для себя. Так, можно утверждать, что феномен двойственной этнической идентичности формирует культуру взаимоотношения в современном поликультурном обществе (город Красноярск) посредством носителей этой двойственной этнической идентичности.
Выходит, будучи родившись и проведя определенный отрезок времени на Родине, человек приехав адаптируется к местным нормам и порядкам. А также поддерживая свою национальные традиции, обычаи и примыкает к местным культурным условиям. Так, взаимосвязь разных культур (между русским и иным) это, важный фактор социального развития.
Феномен двойственной этнической идентичности в области современной культурологии - это осознание двойственной этнической идентичности происходит благодаря межкультурным коммуникациям, то есть данный феномен развивается в благоприятных (поликультурных) условиях, конфликтные, или отрицательные моменты в общей сложности не возникают.
В первой главе исследования сделан теоретический обзор научных исследований по проблематике этнической идентичности в XX-XXI вв.
Сравнительный анализ понятий «идентичность» и «этническая идентичность» в области психологической антропологии, это прежде всего проявление этничности в сознательных и бессознательных формах этничности. Бессознательная форма, это когда индивид считая себя представителем определенной общности, но в тоже время пользуется качествами другой общности. Так что, идентичность — это некий процесс отождествления себя с окружающей средой, определяя себя (как личности) сравнивая себя с «чужими». С точки зрения этнологии этническая идентичность, есть осознание того что индивид принадлежит в определенному этносу. Посредством воспитания (подражания, а не насильно) индивид усваивает данную культуру, язык, нормы (социальные и этнические) этой данной общности.
Взаимосвязь понятий «этническое сознание», «этническое самосознание» и «этничность» позволили нам понять, что они проявлены посредством сознания (осознания), будь то личностным или социальным видом идентичности. Этническое сознание можно трактовать, как часть этнической психологии, есть сознание этнического бытия в историческом развитии. Самосознание, это чувство принадлежности к конкретному этносу и закрепления в сознании индивида этнических связей. Самосознание играет роль для этнического определителя. Этническое самосознание, принадлежность к определенной общности (этносу), в этом процессе индивид социализируется, и формируется этническое самосознание и внешними факторами, и факторами внутри этноса тоже. Этничность - это как таковое свойство этноса, которое обозначает её отличительные черты от других этносов (этнических групп).
Этническая идентичность как процесс социального конструирования.
Рассматривая культурную антропологию, стоит выделить следующие три подхода рассмотрения понятия этничность: с точки зрения конструктивизма, понимается, как границы, через которых и понимают Мы и Они (террит, культ, язык); примордиализм - биологические и приобретённые признаки; ситуационизм - этническая идентичность, как ситуативная роль (этничность имеет качество усиливаться и ослабевать).
Далее в структуре психологии индивида этническая идентичность выделяет 2 компонента: когнитивные и аффективные.
Для анализа данной проблемы рассмотрены следующие моменты:
Рост фактора этнической идентичности в истории СССР (со второй половины 20 столетия). Во второй половине 20 вв, в связи с усилением роста этнического, национального самоопределения, с возрастанием фактора самоидентификации, с осознанием принадлежности к определенной этнической общности, это можно объяснить с противоречивым единением духовно-материальной культуры.
Сравнивая некоторые скачки роста фактора этнической идентичности, происходили в период от Российской империи до СССР, можно сделать общий вывод, что связано это с возрождением исторических наследий, забытых традиций и ценностей, и для развития вопросов касаемые экономики и политики, для облегчения процессов сплочения народа.
В связи с отсутствием на сегодняшний день единого определения феномена этнической идентичности, но почти во всех сложившихся концепциях рассмотрения этнической идентичности отмечаются, что чувство этнической принадлежности является важным условием существования и дальнейшего развития этноса. И подводя все вышесказанное стоит отметить, что человеку (социуму) всегда необходимо осознавать себя частью понятия
Таким образом, проведя теоретический обзор научных исследований по проблематике этнической идентичности в XX-XXI вв. можно сделать вывод, что понятие «этническая идентичность» в современной культурологии определяется усилением, за счет различных факторов, не имея государственной поддержки.
Во второй главе представлено методологическое обоснование и результаты прикладного культурного исследования, которое проведено методом глубинного интервью среди жителей города Красноярска.
Целью прикладного культурного исследования стало - проведение глубинного интервью среди представителей иных стран, проживающих на территории города Красноярска, для понимания стимулов проявления двойной этнической идентичности в повседневной жизни.
Результаты анализа глубинных интервью показали, что двойственная этническая идентичность - это процесс вполне устойчивых культурных убеждений и ценностей, осознаваемых и применяемых человеком как инварианты поведения в повседневной реальности. Двойственная этническая идентичность как процесс - это почитание и сохранение традиций родной культуры с одновременным культивированием ценностей местной культуры. Результаты глубинных интервью позволили сделать вывод, что двойственная этническая идентичность не зависит от гендерного и социального признака. Однако она проявляется в процессе энкультурации (принятия культурных ценностей и установок другого этноса) наряду с желанием сохранить ценности родной культуры и языка.
Таким образом, можно подвести итоги: Двойственная этническая идентичность в современных Сибирских городах (на примере города Красноярска), принятие ценностей другой культуры становится возможностью увеличения жизненного опыта и осознание личного развития для себя. Так, можно утверждать, что феномен двойственной этнической идентичности формирует культуру взаимоотношения в современном поликультурном обществе (город Красноярск) посредством носителей этой двойственной этнической идентичности.
Выходит, будучи родившись и проведя определенный отрезок времени на Родине, человек приехав адаптируется к местным нормам и порядкам. А также поддерживая свою национальные традиции, обычаи и примыкает к местным культурным условиям. Так, взаимосвязь разных культур (между русским и иным) это, важный фактор социального развития.
Феномен двойственной этнической идентичности в области современной культурологии - это осознание двойственной этнической идентичности происходит благодаря межкультурным коммуникациям, то есть данный феномен развивается в благоприятных (поликультурных) условиях, конфликтные, или отрицательные моменты в общей сложности не возникают.
Подобные работы
- ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА К РЕЛИГИИ
Бакалаврская работа, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



