Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства создания образа России в статьях на сайте НАТО

Работа №174995

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 8
1.1 Интернет как площадка международной коммуникации 8
1.2 Сайт НАТО как платформа размещения информации 12
1.3. Образ России в публикациях НАТО: тематика и проблематика 13
1.4. Создание образа политика в СМИ 16
1.5. Языковые средства создания образа в СМИ 22
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Образ России в публикациях НАТО 26
2.1. Лексико-грамматические средства создания образа России в публикациях
НАТО 26
2.2 Стилистические средства создания образа России в публикациях НАТО ... 30
2.3 Метафорическое представление образа России в публикациях НАТО 38
2.4. Образ В. В. Путина в публикациях на сайте НАТО 50
Выводы по Главе 2 54
Заключение 57
Список литературы 59


Данная работа выполнена в русле лингвопрагматических исследований и посвящена анализу языковых средств создания образа России в статьях на сайте НАТО.
Продвижение интересов различных стран на мировой арене всегда имело место в истории. Непрекращающийся в настоящее время процесс миграции приводит к стиранию границ между различными странами и культурами. Особую важность при этом приобретает вопрос сохранен ия национальной идентичности, национального самоопределения и независимости для любой страны. В связи с вышеизложенным, при установлении сотрудничества между государствами, проблема формирования позитивного образа государства, как никогда, приобретает важн ое значение.
На сегодняшний день, НАТО - один из крупнейших военно- политических блоков, куда входят большинство стран Европы, США и Канада. Пользуясь большим авторитетом и имея существенное влияние на общественные настроения, публикации НАТО привлекают к себе исследовательское внимание, поскольку они способны сформировать тот или иной образ страны или отдельного политика. Статьи, размещенные в интернете, выступают в качестве одного из мирных средств отстаивания позиций государства на международной арене, осуществляя целенаправленную информационную поддержку. Это эффективный способ воздействия на широкие массы населения, как в своей стране, так и за рубежом.
Статьи НАТО не только играют важную роль в формировании и эволюции общественного сознания, но и выступают в роли субъекта политической жизни, получая возможность, тем самым, активно манипулировать общественным сознанием.
У каждого народа формируются собственные представления об окружающем мире, о людях - представителях другого языкового и культурного пространства. Данные представления стереотипизируются, а, однажды сформировавшись, имеют высокую степень устойчивости и с трудом поддаются модификации. Очень часто стереотипы эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, от чего одно и то же явление или со бытие получает разную оценку. Зачастую, первоисточником стереотипа выступает образ - наглядное представление о каком-либо факте действительности, в котором отражаются те признаки явлений и предметов, через которые возможно передать данное понятие в конкретной, изобразительной форме. При этом, несмотря на свой иллюзорный характер, он неразрывно связан с объектом, отражением которого он является.
Статьи НАТО могут являться источником и/ или интерпретатором как позитивных, так и негативных представлений или образов в области межнационального/ межэтнического взаимодействия, внедряемых в массовое сознание. Закрепляя в общественном сознании перешедший в стереотипное представление образ, медийные публикации , тем самым, дополняют картину мира адресата новыми знаниями и понятиями. В то же время, создаваемый образ выступает индикатором отношения самого издания к окружающей действительности.
Как известно, изначально НАТО был сформирован с целью ограждения западных стран от влияния СССР. Несмотря на то, что с момента основания прошло несколько десятилетий, Россия до сих пор рассматривается странами, входящими в союз, как вражеская сила, что укладывается в русло внешнеполитических целей США, которые стремятся обеспечить себе статус глобального лидера» [12].
Теоретическая разработанность проблемы. Проблему формирования образа страны можно рассматривать с различных точек зрения. В данном случае теоретической базой исследования выступают работы, касающиеся, с одной стороны, некоторых аспектов института президентства, вопросы имиджа государства и образа политического лидера, и с другой стороны, роли СМИ в формировании образа страны.
В учебных изданиях по политологии, журналистике отражается, как правило, информация, содержащая основные положения, касающиеся вопросов политического лидерства страны, харизмы ее лидера и иных элементов его образа. В частности, стоит назвать исследования: К.С.Гаджиева [5], В.П.Пугачева [34]. В научной литературе, можно найти специфику формирования образов политиков, их трансформации, например, исследованиях: С.Московичи [25], Е.М.Рогожкиной [35], Т.Н.Пищевой [32], Е.Б.Шестопал [50] и др. При этом в работах по лингвистике рассматриваются языковые аспекты функционирования СМИ, вопросы языкового манипулирования, воздействия: П. Голдинг [59], Т.Г. Добросклонская [10], Г.Г. Почепцов [33], А.С. Симонян [39], С. Ходанович [47]
Исходя из такого положения дел, представляется перспективным и актуальным исследовать языковые средства выражения образа России в публикациях, размещенных на сайте НАТО.
Цель работы - анализ языковых средств формирования образа России в публикациях, размещенных на сайте НАТО.
Достижение поставленной цели подразумевает последовательное решение следующего ряда исследовательских задач теоретического и практического характера:
- охарактеризовать Интернет как площадку международной коммуникации;
- рассмотреть тематику и проблематику публикаций НАТО относительно России;
- рассмотреть языковые средства создания образа страны;
- провести анализ лексико-грамматических средств создания образа России в публикациях НАТО;
- рассмотреть стилистические средства создания образа России в публикациях НАТО;
- проанализировать метафорическое представление образа России в публикациях НАТО.
Объект работы - образ России, актуализирующийся в публикациях на сайте НАТО.
Предмет работы - языковые средства формирования образа России в публикациях, размещенных на сайте НАТО.
Материал исследования - статьи о России, размещенные в виде публикаций на сайте НАТО за период с 2014 по 2019 гг.
Достижение поставленных целей решалось при помощи следующих методов и приемов:
- метод непосредственного лингвистического наблюдения и описания использовался для описания функционирования тех или иных языковых единиц в естественной коммуникации. Метод использовался для анализа фактического материала и позволил в дальнейшем систематизировать полученные да иные:
- метод систематизации и классификации позволил выделить те или иные группы единиц, фактов, систематизировать теоретический и фактический материал исследования;
- метод сплошной выборки использовался для создания банка фактического материала, который необходим для проведения лингвистического исследования;
- метод лингвостилистического анализа использовался для выявления комплекса стилистически значимых единиц в рамках определенного функциональной и жанровой разновидности речи.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких исследователей, как Л. С. Аникин, В. В. Васюк, А. В. Вахтеркина, Е. А. Воинова, К. С. Гаджиева, Э. А. Галумов, Н. И. Глазунова, И. В. Григорьева, Т.Г. Добросклонская, Ю. Н. Дорожкин, С. Ермаков, А. В. Загайнов, И. И. Засурский, Ю. В. Ирхин, И. Г. Козловская, Г. И. Козырев, М. В. Мамонов, С. Москвичи, И. В. Николаева, Г.Г. Почепцов , А. С. Симонян, А. С. Смолярова, Н. В. Соколова, С. А. Тихомиров, А. В. Федякин, С. Berry, S. E. Bird, R. L. Cosslett и др.
Новизна работы состоит как в самой постановке проблемы, в предложенных путях ее разработки, так и в полученных результатах исследования. В центр исследования поставлено изучение особенностей создания образа страны через использование языковых средств, проводится лингвистический анализ репрезентации образа России на сайте НАТО.
Практическая значимость работы состоит в том, что основные ее выводы и отдельные положения могут использоваться на курсах по стилистике английского языка, а также при изучении феномена языкового манипулирования.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбора объекта и предмета исследования, определяются основные цели, задачи и методы исследования проблемы, указывается теоретическая база исследования.
Первая глава носит теоретико-обзорный характер. В ней рассматривается проблематика и тематика статей, размещенных на сайте НАТО, посвященных России; языковые средства создания образа страны и политика.
Во второй главе анализируются лексико-грамматические, стилистические и метафорические средства создания образа России на сайте НАТО .
В Заключении подводятся основные итоги работы, систематизируются в виде выводов основные положения исследования.
Список использованной литературы содержит ссылки на источники, которые использовались в ходе написания работы.
Апробация работы проходила во время докладов на семинарах по подготовке выпускной квалификационной работы и выступления на студенческой научной конференции в мае 2019г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Широкое распространение интернета как сферы коммуникации обусловлили появление новых форм международного взаимодействия, в частности страны зачастую не вступают в «живой» диалог, а воздействуют имплицтно, добиваясь определенной стратегической цели.
НАТО, как организация, которая изначально была создана для противостояния влиянию СССР до сих пор сохранила тенденцию негативному представлению образа России. Особо ярко этот вектор стал прослеживаться после событий на Украине в 2014 г. Как показал обзор современных публикаций, большинство исследователей считают политику НАТО по созданию образа России в качестве врага стратегическим планом, поскольку для существования данного военного союза, как такового, необходима цель, ради которой НАТО осуществляет свою деятельность.
Воздействие на умы граждан через публикации НАТО осуществляется определенным образом для того, чтобы добиться политической цели, которая может быть выражена по -разному, в отличии от страны. В общем виде это может быть представлено как целенаправленное воздействие, суть которого выражается в работе на результат.
Публикации, размещенные на сайте НАТО сегодня, становятся тем институтом, который формулирует отношение к стране и ее политическому лидеру в определенном ключе. Более того, в современных условиях именно стереотипизация становятся основой политики.
В ходе работы анализируются англоязычные источники на сайте НАТО, в которых выделяются примеры использования различных лингвистических средств репрезентации образа России. Для анализа собранных примеров делается упор на характер лингвистических средств создания образа России, рассматриваются особенности функционирования лингвистических средств с целью показать, какой конкретно образ России на современном этапе (201 4-
2019 гг.) они помогают создать.
Таким образом, было продемонстрировано, что на языковом уровне активно используются разнообразные лексико-грамматические и стилистические средства для формирования негативного образа России и ее президента. Среди таких средств были отмечены такие, как использование оценочной лексики, в том числе эпитетов, использование узкой терминологии, фразеологизмов, метафор и пр.
Анализ представленных метафорических моделей показал, что Россия представит в образе врага, хищника и тюрьмы, а ее президент - в образе диктарора, хищника, лидера.
Проведенное исследование показывает, что лингвистические средства помогают англоязычным публицистам поддерживать и тиражировать негативный образ нашей страны, а также укреплять расхожие негативные стереотипы о России, что вполне закономерно обусловлено современной международной ситуацией. В целом, в результаты проведенного анализа позволяют отметить тот факт, что информационное противостояние между Россией и западными странами имеет перманентный характер, что, в частности, проявляется в создании отрицательного медийного образа российского политического лидера и страны в цел ом на сайте НАТО.
Поскольку образ государства в существенной мере зависит от международной политической, экономической, военной и иных ситуаций, то дальнейшие исследования рассмотренного феномена представляются перспективными. Изучение репрезентации образа России в медиа-дискурсе в диахроническом плане позволит прогнозировать будущие положительные или отрицательные реакции Западного мира на определенные действия нашей страны. Кроме того, лингвистическое раскрытие образа России помогает выявить не только приемы, используемые зарубежными журналистами, но и наиболее известные реалии нашей страны, уровень знания иностранцев о России, устойчивые стереотипы. Иными словами, данное исследование является перспективным не только в русле лингвистики, но и в русле межкультурной коммуникации.



1. Аникин, Л.С., Тарский Ю.И. Политика модернизации и информационное общество: социокультурный аспект / Л. С. Аникин // Власть 2012 - № 6. С. 94-98
2. Васюк, В. В., Егорова О. В. Образ президента России в англоязычных СМИ / В. В. Васюк, О. В. Егорова // Язык и культура: Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в ВУЗе. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. - С. 198-206.
3. Вахтеркина, А.В. Кингвистические средства манипулирования общественным сознанием при создании образа врага в публикациях англоязычных СМИ о России / А. В. Вахтеркина // Вопросы филологии и межультурной коммуникаци. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2017. - С. 15-22
4. Воинова, Е. А. Медиатизация политики как феномен новой информационной культуры : дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Воинова - М., 2006. - 196 с.
5. Гаджиев, К.С. Политология / К. С. Гаджиев. - М.: Инфра-М, 2013. - 245 с.
6. Галумов, Э.А. Основы PR / Э.А. Галумов. - М.: Изд-во Летопись XXI, 2004.- 386 с.
7. Глазунова, Н.И. Система государственного управления / Н. И. Глазунова - М., 2009. - 96 с.
8. Григорьева, И.В, Теория государства и права / И. В. Григорьева. - М., 2009. - 146 с.
9. Грошев, И.Л. Личность в политике: проблемы реализации / И. Л. Горошев // Академический вестник. 2009. № 3. С. 73-75
10. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи) - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 288 с.
11. Дорожкин, Ю.Н., Каримова Н.И. Этапы развития российских СМИ как информационно-коммуникационного института формирования имиджа политиков / Ю. Н. Дорожкин, Н. И. Каримова // Власть. 2012. № 3. -С. 139-143
12. Ермаков, С. Условие существования НАТО - образ врага в лице России / С. Ермаков // Российский институт стратеегических исследований [Электронный ресурс], режим доступа https://riss.ru/events/53543/
13. Загайнов, А.В. Понятие имиджа политического лидера: сущнос ть и подходы к определению / А. В. Загайнов // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки . 2007. Т. 149. № 3.С. 235-237
14. Засурский, И.И. Масс-медиа Второй республики / И.И. Засурский. - М., 2009. - 96 с.
15. Зелинский, С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование в СМИ / С. А. Зелинский. - М. : ИТД “СКИФИЯ”, 2008. - 248 с.
16. Ирхин, Ю.В., Зотов В.Д. Политология / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов. - М.: Юристъ, 2008. - 147 с.
17. Козловская, И.Г., Томилова Е.А., Фадеев К.В. Образ политического лидера (на примере В.В.Путина) Дневник АШПИ / И. Г. Козловский, Е. А. Томилова, К. В. Фадеева. 2009. № 25. - С. 102-106.
18. Козырев, Г. И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях» / Г. И. Козырев // Социс. 2008. № 1. С. 31-39.
19. Колотилин, А.В. Законность как неотъемлемое условие стабильного развития российской экономики (по материалам выступлений Президента Российской Федерации В.В. Путина) / А. В. Колотилин // Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 2. С. 16-18
20. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных - М., 2003. - 113 с.
21. Куличенко, Ю.Д. Перцептивное восприятие образов власти в билингвальном обществе / Ю. Д. Куличенко // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2010. Т. 4. - С. 20-25
22. Куприянова, О.В. Образ женщины в СМИ в контексте гармонизации российского общества:автореферат на соискание уче ной степени к.ф.н. / / О. В. Куприянова- Улан - Уде, 2009. - 18 с.
23. Мамонов, М.В. Поствыборная ситуация в России: перспективы и риски / М. В. Мамонов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 2[108]. - С. 8-12.
24. Минаева, Л.В. Вербальный имидж политика в контексте межъязыковой коммуникации / Л. В. Минаева // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 36. С. 65-79.
25. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат о психологии масс / С. Москвичи. - М.: Академический проект, 2011.- 96 с.
26. Нанадзе, И.О. Роль информационных технологий в процессе политической модернизации: дисс. на соискание ученой степени к.п.н./ И. О. Нанадзе.- М., 2007- 214 с.
27. Николаев, И.В. Речевая мода в дискурсе российской власти (на материалах посланий президента Федеральному Собранию РФ 2000 - 2010 гг.) / И. В. Николаев //Вестник Пермского университета 2011 - № 2. С. 32
28. Овчинникова, О. Г. Путин, Блэр, Буш: биографии и аналогии / О. Г. Овчинникова. - М.: ТК «Велби», 2012.
29. Паринов, С.И. Экономика ХХ века на базе Интернет-технологий [Электронный ресурс]/ С. И. Паринов. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/3a5b87a3a184836dc32568bf0045865d.
- Загл. с экрана.
30. Паулов, С.В. Медиатизация политики и место в СМИ в системе политической коммуникации / С. В. Паулов // Вестник ЧитГУ 2008 - № 1. С. 25-32
31. Петухова, В. А. Стереотипизация образа России в современных английских и американских СМИ / В. А. Петухова // Вестник Вятского государственного университета. - Вятск, 2016. - С. 3354-3359.
32. Пищева Т.Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис 2011. - № 2. С. 47-52
33. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникаций / Г. Г. Почепцов. - М.; Киев, 2009- 114 с.
34. Пугачев, В.П. Политология / В. П. Пугачев. - М.: АСТ, 2010. - 156 с.
35. Рогожкина, Е.М. Особенности мифологизации образа В.В.Путина как общегосударственного лидера в начале 2000 -х гг. / Е. М. Рогожкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4-1. С. 163-165.
36. Рюмин, А.М. Современные стереотипы о России в массовом сознании жителей стран Запада / А.М. Рюмин. - Нижний Новгород, 2012. - 56 с.
37. Сагателян, А. Моделирование процессов политической пропаганды [Электронный ресурс] / А. Сагателян - Режим доступа: http://www.noravank.am/ru/?page=analitics&nid=48
38. Саунина, Е.В. Вопросительные предложения и их функции в речи Д.А.Медведева и В.В.Путина / Е. В. Саунина // Филология и человек 2011. - № 3. С. 148-155.
39. Симонян, А. С Метафорическое представление образа России в политическом дискурсе России / А. С. Симонян // Яз ыки. Культуры. Перевод. - М.: Высшая школа перевода (факультет) Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2015. - С. 229-237.
40. Смолярова, А.С. Интегративная роль прессы: к построению целостной модели / А. С. Смолярова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 10. С. 380-382.
41. Смулькина, Н.В. Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в президенты в российской избирательной кампании / Н. В. Смулькина // Вестник
Томского Государственного университета. Философия. Социология.
Политология 2013 - № 3. С. 32-35.
42. Соколова, Н.В. Условия осуществления политической модернизации политической системы в современной России / Н. В. Соколова // Управленческое консультирование 2011 - № 3. С. 58-66
43. Соловьев, А.И. Существует ли в политике этика? Политическая
реклама как форма зомбирования[Электронный ресурс] / А. И. Соловьев // Незавсимая газета, 29 октября 1999 - Режим доступа:
http://www.ng.ru/politics/1999-10-29/etica.html
44. Тихомиров, С.А. К вопросу о некоторых технологиях ведения информационных войн / С. А. Тихомиров // Научно -информационный журнал Армия и общество 2012 - № 3 (31). С. 47-49.
45. Туманов, С. В. Политическое харизматическое лидерство в России: мифы и реалии / С. В. Туманов. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 145 с.
46. Федякин, А. В. Политическая преемственность в образе России: история и современные реалии / А. В. Федякин // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова «Издательский дом (типография)», 2009. - С. 63-72
47. Ходанович, С. Образ России в зеркале западных СМИ [Электронный ресурс] / С. Ходанович. - Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20070503/234331.html
48. Цыбина, Н. А. Этнический стереотип «Россия» как механизм создания образа врага в англоязычных СМИ / Н. А. Цыбина // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. - Тверь, 2017. - С. 214-218.
49. Чадаев, А. П. Идеология Путина / А. П. Чадаев. - М.: Европа , 2011 - 189 с.
50. Шестопал Е.Б. Сдвиги в восприятии политиков российскими гражданами после выборов 2012 г. // Власть. 2012. №12. С. 173
51. Щербинина, Н.Г. Визуальный феномен политической
репрезентации / Н. Г. Щербинина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология . 2012. № 3. С. 7-13.
52. Abu-Lughod, L., Larkin B., Ginsburg F.D. (eds.). Media Worlds: Anthropology on New Terrain / L. Abu-Lughod, B. Larkin, F.D. Ginsburg. - Richmond: University of California Press, 2002. - 63 p.
53. Berry, C., Klim L. Electronic Elsewheres. Media, Technology and the Experience of Social Space / C. Berry, S. Kim, L. - Spiegel. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2010. - 96 p.
54. Bird, S.E. The Anthropology of News and Journalism. Global Perspectives. / S. E. Bird. - Bloomington: Indiana University Press, 2009. - 113 p.
55. Coleman, R., Lieber P., Mendelson A.L., Kurpius D.D. Public Life and the Internet: If You Build a Better Website, Will Citizens Become Engaged? / R. Coleman, P. Lieber, A.L. Mendelson, D.D. Kurpius // New Media & Society (10)2., 2014. - Pp. 179-201.
56. Cosslett, R.L. Hooray for the Milifans. They can change the world for the better / R.L. Cosslett // The Guardian, 2015. Режим доступа: https://www.theguardian. com/commentisfree/2015/apr/22/hooray -milifans -teenage- girls-milifandom-twitter-miliband. - Загл. с экрана.
57. Dahlgren, P. The Internet, Public Spheres, and Political Communication / P. Dahlgren // Political Communication 22(2)., 2006. - Pp. 14-17.
58. Fairclough, N. Political correctness: the politics of culture and l anguage / N. Fairclough. - Discourse Soc., 2014. - Pp. 17-28.
59. Golding, P., Elliot P. News Values and News Production / P. Golding, P. Elliot // Media Studies. A Reader. Edited by Marris P., Thornham S. - New York, NY University Press, - 2000. - 869 p.
60. Lorimer, R., Scannell P. Mass communications: a comparative introduction / R. Lorimer, P. Scannell. - Manchester: Manchester Univ. Pr., 2014. - 318 p.
61. Murphy, P.D., M.W. Murphy, N.Y. Craidy Global Media Studies: Ethnographic Perspectives / P.D. Murphy, M.W. Craidy. - L.: Routledge, 2004. -
113 p.
62. Snyder, I., S. Goodman, T. Lillis, Maybin T., Mercer J. A new communication order: researching literacy practices in the network s ociety / S. Goodman, S. Lillis, T. Maybin, J. Mercer, N. // Language, Literacy and Education: A Reader, Stoke on Trent. - NYA Trentham Books, 2003. - Pp. 89-95


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ