Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки

Работа №17486

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы23
Год сдачи2010
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
494
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования определяется требованиями современного
этапа социально-экономического развития общества к качественной профессиональной подготовке инженеров и обусловлена следующими положениями.
Детерминированное непрерывным процессом обновления техники и технологий противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире технологических процессов и ограниченными возможностями их усвоения личностью, а также широкое применение в современной науке и технике математических методов исследования, моделирования и проектирования, знаний основ логики привели к изменению требований к математической подготовке студентов технического вуза, от которой в значительной степени зависит уровень компетентности будущего инженера. Кроме того, анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) всех специальностей технического вуза показал, что квалификационные требования к выпускнику технического вуза предусматривают развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию как значимых профессиональных качеств
компетентного специалиста, и современное производство (в лице
работодателей) ждёт от технического вуза специалистов, умеющих анализировать, видеть связи, выделять общее в целом ряде частных технологических процессов, переносить знания из одной области техники в другую, самостоятельно применять теоретические положения в инженерной деятельности. Вместе с тем, исследования, проведённые в Юргинском технологическом институте Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ), указывают на то, что первокурсники не владеют (или слабо владеют) умением анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и рационально организовывать свою самостоятельную познавательную деятельность, что актуализирует проблему развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию будущих специалистов. Актуальность этой проблемы также подтверждают результаты исследований, свидетельствующие, что большинство выпускников вуза слабо владеют мыслительными операциями (С.Д. Смирнов и др.).
Проблема развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза не была предметом специального исследования учёных, однако в философии, психологии и педагогике накоплен определенный опыт для её изучения. Этой проблеме уделяли внимание: Ю.К. Бабанский, М.Д. Дворяшина, Л.Д. Кудрявцев, А.В. Усова, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др. С учётом степени сформированности мыслительных операций строилась оценка уровня развития интеллектуальных возможностей ребёнка в теории Ж. Пиаже. Со сформированностью операций анализа, синтеза и обобщения в процессе решения задачи связывалась оценка уровня интеллектуального развития личности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский). Важность владения основными мыслительными операциями, лежащими в основании образования понятий, отмечает Э.Г. Гельфман, так как это «позволяет вычленять отношения между объектами мысли, что, несомненно, качественно расширяет субъективное пространство осмысления содержания изучаемых понятий». В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Богоявленского, И.Я. Лернера, Н.А.Менчинской, Н.Н. Поспелова, И.Н. Поспелова отмечается зависимость развития интеллектуальных умений от способов обучения. Несмотря на существующие различия в трактовках этого понятия, большинство авторов рассматривают интеллектуальные умения в связи с интеллектуальной (познавательной, исследовательской и практической) деятельностью человека.
Анализ различных подходов к содержанию понятий «умение» и «интеллектуальные умения» позволил определить интеллектуальные умения как владение обучающимися операциями мышления в процессе самостоятельной познавательной деятельности, на основе которых развивается способность к саморазвитию. При этом под способностью к саморазвитию понимаем комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию. Необходимость интеллектуального обеспечения саморазвития отмечают многие исследователи (Б.С. Волков, Л.Н. Макарова, Г.А. Цукерман, В.Д. Шадриков, И.А. Шаршов и др.). Вместе с тем, способность к саморазвитию является внутренним условием, опосредующим внешние (педагогические) воздействия, направленные на развитие интеллектуальных умений в процессе математической подготовки студентов.
Несмотря на то, что накоплен большой объём научно-методических данных, связанных с формированием и развитием интеллектуальных умений и способности к саморазвитию, практика показывает, что условия их развития в процессе математической подготовки студентов технического вуза разработаны недостаточно. Таким образом, на основании анализа философской, психолого¬педагогической, учебно-методической литературы, а также практики работы, можно говорить о существовании объективного противоречия между: потребностью современного общества в специалистах с высоким уровнем развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию как значимых компонентов их профессиональной компетентности и недостаточной разработанностью теоретических и практических оснований развития этих качеств в процессе математической подготовки студентов технического вуза.
Необходимость разрешения указанного противоречия определяет актуальность проблемы исследования - создание условий для развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию в процессе математической подготовки как значимых профессиональных компетенций будущих специалистов и позволяет сформулировать тему исследования:
«Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию
студентов технического вуза в процессе математической подготовки».
Цель исследования: выявить, реализовать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки.
Объект исследования - процесс математической подготовки студентов в техническом вузе.
Предмет исследования - педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза как значимых профессиональных компетенций будущих специалистов.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической и научно¬методической литературы, а также опыта работы автора была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в предположении, что развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза будет эффективным если:
• выделены как значимые профессиональные компетенции специалиста основные интеллектуальные умения и выявлен компонентный состав способности к саморазвитию, критерии и показатели их оценки;
• выявлены психолого-педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию в процессе математической подготовки;
• разработаны модель, технология и дидактическое обеспечение математической подготовки студентов, реализация которых обеспечивает развитие их интеллектуальных умений и способности к саморазвитию.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования предполагалось решить следующие задачи:
• на основании теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выявить состояние проблемы, современные подходы и особенности математической подготовки студентов технического вуза;
• выявить и обосновать психолого-педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию в процессе их математической подготовки;
• уточнить компонентный состав, выявить критерии и показатели развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию;
• разработать модель математической подготовки студентов, внедрение которой в образовательный процесс технического вуза обеспечит развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию;
• разработать технологию и дидактическое обеспечение математической подготовки студентов, направленной на развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию, экспериментально проверить эффективность их применения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении приводятся основные выводы: в ходе проведённого исследования:
1. Уточнено понятие интеллектуальные умения как сознательное владение обучающимися операциями мышления в процессе самостоятельной познавательной деятельности, на основе которых развивается способность к саморазвитию.
2. Раскрыта роль способности к саморазвитию (как комплекса индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию) в формировании интеллектуальных умений: способность к саморазвитию является внутренним условием, опосредующим внешние (педагогические) воздействия, направленные на развитие интеллектуальных умений в процессе математической подготовки студентов.
3. Обоснован выбор критериев оценки развития интеллектуальных умений (уровни развития основных интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение) и показателей их сформированности (полнота, прочность, осознанность); критериев оценки способности к саморазвитию: мотивационный критерий с показателями - интерес и ценностное отношение к саморазвитию, потребность в самосовершенствовании; готовность к саморазвитию с показателями - готовность знать себя, готовность самосовершенствоваться; способность самоуправления с показателями - анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, формирование критериев оценки качества, принятие решения к действию, самоконтроль, коррекция.
4. Выявлены и обоснованы педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза: технология обучения, включающая комплексное применение репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения с использованием компьютерных и автоматизированных средств обучения (ПК, интерактивная доска, контролирующее устройство (КУ) «Символ-вуз); применение учебно¬методического комплекса (УМК) и мониторинга эффективности математической подготовки, развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию.
5. С целью развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию
студентов технического вуза разработаны и реализованы структурно-функциональная модель математической подготовки студентов,
ориентированная на развитие их интеллектуальных умений и способности к саморазвитию и технология математической подготовки, в основе которой лежит адаптивная система обучения. Экспериментально доказано, что данная технология создаёт условия для развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию будущего инженера и способствует повышению эффективности математической подготовки.
Полученные по результатам исследования выводы определяют новые перспективы развития исследуемой темы. Например, перспективным может стать исследование возможности развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов посредством создания интегрированных курсов с применением информационных технологий (например: математика, физика и инженерная графика), позволяющих студентам осознать значение каждой дисциплины в системе наук с учётом их будущей специальности.
Основное содержание и результаты исследования отражены в 33 публикациях автора, основные из них:



1. Гиль, Л. Б. Развитие интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию в процессе математической подготовки технического вуза [Текст] // Вестник ТГПУ.- Томск, 2009. - № 7 (85). - С.152-156. (0,62 п.л.: авт. 100 %).
2. Гиль, Л. Б. Развитие способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза [Текст] / Л. Б. Гиль // Сибирский педагогический журнал, 2009.-№ 9 (87). С. 60-66. (0,62 п.л.: авт. 100 %).
Материалы, опубликованные в журналах
3. Гиль, Л. Б. Качество математической подготовки студентов технического вуза: проблемы, пути их решения [Текст] / Л. Б. Гиль // Успехи современного естествознания, 2007. - №5.- С. 49-50. (0,12 п.л.).
4. Гиль, Л. Б. Структурирование учебной информации в процессе обучения математике студентов технического вуза [Текст] / Л. Б. Гиль // Современные наукоёмкие технологии 2007. - № 7. - С. 65. (0,06 п.л.).
5. Гиль, Л. Б. Самостоятельная познавательная деятельность студентов в
условиях адаптивной системы обучения [Текст] / Л. Б. Гиль, С. В. Соколова //Успехи современного естествознания, 2008. -№ 4.-С. 49.(0,06 п.л.:
авт. 70 %).
6. Гиль, Л. Б. Структурно-логические схемы как дидактическая основа индивидуализации обучения [Текст] / Л. Б. Гиль, С. В. Соколова // Фундаментальные исследования, 2008. - № 5. - С. 59-60 (0,12 п.л.: авт. 70 %).
Монография
7. Пальянов, М.П. Профессиональная подготовка учащихся на основе учёта требований рынка труда [Текст] / Пальянов, М.П., Гиль, Л. Б., Корделян, Г.В., Тищенкова, А.В., Копытов, А.Д., Чинахов, Д.А., Федотова, Е.Е. // Коллективная монография / Под ред. М.П. Пальянова. - Томск: STT, 2007. - 88 с. (5,5 п.л.: авт. 10 %).
Учебные и методические пособия
8. Элементы теории функций комплексного переменного и операционное исчисление [Текст]: учебное пособие / А. А. Лучинин, Е. Д. Глазырина, Л. Б. Гиль, А. В. Тищенкова - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 56 с. (3,5 п.л.: авт. 25 %).
9. Сборник задач по высшей математике. Часть I. Введение в математический анализ: [Текст]: учебное пособие / Л. Б. Гиль, А. В. Тищенкова - Юрга: Изд- во ТПУ, 2008. - 103 с. (6,4 п.л.: авт. 50 %).
10. Сборник задач по высшей математике. Часть II. Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление функции одного вещественного аргумента: [Текст]: учебное пособие/ Л.Б.Гиль, А. В. Тищенкова - Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ, 2007. - 103 с. (6,4 п.л.: авт. 50 %).
Научные труды и материалы выступлений на конференциях
11. Гиль, Л. Б. Развитие мотивационной сферы студентов - как необходимое условие повышения качества образования [Текст] / Л. Б. Гиль Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении: Труды Всероссийской Научно-практической конференции. - Томск: Изд-во ТПУ, 2003. - С. 314-315. (0,12 п.л.).
12. Гиль, Л. Б. Повышение качества математической подготовки студентов путём организации программированного контроля знаний [Текст] / Л. Б. Гиль // Материалы I Международной научно-практической конференции «Наука и технологии: шаг в будущее - «2006». Том 6. Педагогические науки. - Белгород: Руснаучкнига, 2006. - С. 47-49. (0,12 п.л.).
13. Гиль, Л. Б. Эффективность обучения математике в условиях совместной познавательной деятельности студентов [Текст] / Л. Б. Гиль // Российские модели образования и их интеграция в мировое образовательное пространство: прошлое и настоящее: Труды IV Всероссийской конференции с международным участием. - Юрга: Изд.ТПУ, 2006. - С. 27-30. (0,2 п.л.).
14. Гиль, Л. Б. Индивидуализация обучения математике в техническом вузе [Текст] / Л. Б. Гиль // Актуальные проблемы становления личности в современном мире» материалы всероссийской научно-практической конференции(заочно)., - Магнитогорск, МаГУ, 2007. - С. 167-169. (0,2 п.л.).
15. Гиль, Л. Б. Метод проектов организации самостоятельной познавательной деятельности студентов [Текст] / Л. Б. Гиль, С. В. Соколова // Труды I международной научно-методической конференции. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008. - С. 118-120. (0,2 п.л.: авт. 70 %).
16. Гиль, Л. Б. Организация самоконтроля познавательной деятельности
студентов на практических занятиях по математике в ЮТИ ТПУ [Текст] / Л. Б. Гиль, С. В. Соколова // Международная научно-практическая конференция «Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе» (6-7 ноября 2008.): Материалы конференции. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. - С. 33-36. (0,25 п.л.: авт. 70 %).
17. Гиль, Л. Б. Интеллектуальные умения как операционная основа развития способности к саморазвитию [Текст] / Л. Б. Гиль, Л. Г. Деменкова, С. В. Соколова // Материалы международной научно-практической конференции «Роль вузов в формировании инновационной экономики» (25¬27 июня 2009 г.). - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2009. - С. 131-135. (0,25 п.л.: авт. 70 %).
18. Гиль, Л. Б.Способность самоуправления как необходимое условие развития интеллектуальных умений в процессе математической подготовки студентов технического вуза [Текст] // Материалы международной научно¬практической конференции - Калининград, 2009. - С. 123-126. (0,25 п.л.).
19. Гиль, Л. Б. Системы учебных задач, направленных на развитие интеллектуальных умений у студентов технического вуза/ Л. Б. Гиль, С. В. Соколова// II Всероссийская научно-практическая конференция «Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе» (5 ноября 2009.): Материалы конференции. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. - С. 25-28. (0,25 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ