Введение 3
1 Особенности стратегического развития маркетплейсов 6
1.1 Электронная торговля как бизнес модель 6
1.2 Понятие и сущность стратегического развития электронной торговли .... 18
1.3 Роль маркетплейсов в развитии экономики страны 27
2 Анализ стратегического развития маркетплейсов на глобальном рынке 34
2.1 Анализ развития зарубежных маркетплейсов на примере Amazon 34
2.2 Анализе развития российских маркетплейсов на примере Wildberries 46
3 Совершенствование стратегий развития российских маркетплейсов 57
3.1 Анализ лучших моделей развития российских и зарубежных
маркетплейсов 57
3.2 Совершенствование стратегии развития Wildberries на основе лучших
моделей развития маркетплейсов и оценка ее эффективности 64
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Современная экономическая среда неразрывно связана с развитием информационных технологий и электронной коммерции. В последние годы маркетплейсы, как онлайн-платформы, стали неотъемлемой частью мировой торговли и коммерции, предоставляя удобные механизмы для взаимодействия продавцов и покупателей.
Первая платформа электронной коммерции подобного типа, бизнес - гигант Amazon, появилась в 1995 году и на данный момент является одним из крупнейших маркетплейсов с восемью филиалами в разных странах мира. Примерами успешного использования онлайн-формата торговли также являются и eBay, Rakuten, Alibaba и отечественные Wildberries, Ozon и другие площадки. Эти положительные кейсы, а также активное развитие интернет- технологий и цифровизация экономики в настоящее время становятся предпосылками для постепенного перехода торговли и продвижения бизнеса из офлайна в онлайн, и экспорт не является исключением. Более того, пандемия и меры самоизоляции по всему миру также неизбежно внесли свои коррективы, приведя в онлайн-магазины новых потребителей.
Актуальность выбранной темы обусловлена быстрым развитием электронной коммерции и растущим интересом к онлайн -торговле. Маркетплейсы стали неотъемлемой частью современной экономической системы и играют существенную роль в процессе торговли. Стратегии развития маркетплейсов имеют прямое влияние на конкурентоспособность компаний в этой отрасли. Однако в настоящее время не достаточно теоретического обоснования моделей стратегического развития российских маркетплейсов.
Тема освещалась в контексте цифрового маркетинга, но не получила глубокого теоретического обоснования. В последние годы проблемы цифрового маркетинга активно исследуются многими отечественными и зарубежными учеными. В частности, Н. Окландер и Т. Окландер дали сущностные характеристики цифрового маркетинга, И. Златова определила основные методы цифрового маркетинга...
Маркетплейсы существенно способствуют экономической устойчивости и адаптивности, предоставляя разнообразные сервисы и гибкие формы взаимоотношений. Их преимущество заключается в простоте использования для решения разнообразных задач.
На российском рынке активно развиваются различные цифровые платформы и экосистемы, такие как Wildberries, Avito, Ozon, AliExpress Россия, Сбер, СберМаркет, ВТБ, Тинькофф, Яндекс, VK, Лаборатория Касперского, 1С, ЦФТ, HeadHunter и другие. Их воздействие на ключевые секторы экономики становится неотъемлемым.
Результаты исследования выделяют высокий уровень доверия общества к цифровым платформам и экосистемам. Более 70% пользователей используют их для различных задач, таких как заказ товаров, продвижение услуг, поиск работы, аренда или покупка недвижимости. Около 28% загружают личный контент, используют банковские приложения и обмениваются сообщениями. Доля отказавшихся от определенных сервисов составляет всего 2-5%, причиной чего чаще всего является недостаточный уровень доверия.
Ожидается, что Amazon продолжит свое лидерство в сфере электронной коммерции, сосредотачив внимание на обслуживании клиентов и инновациях в сфере логистики. Внедрение искусственного интеллекта и автоматизации направлено на повышение операционной эффективности. Amazon Web Services (AWS) сохранит свою ведущую роль в области облачных вычислений, однако ожидается усиление конкуренции. Расширение компании в новые секторы, такие как развлечения и здравоохранение, предвидится, однако возможны регуляторные и социальные вызовы, влияющие на ее будущее.
Исследование подтверждает, что цифровые платформы способны изменять глобальные рынки и усиливать конкуренцию, принося выгоды потребителям и обществу. Однако их восприятие как непоследовательных конкурентов традиционными предприятиями связано с несоответствием нормативным требованиям. Антимонопольные органы в различных странах выступают против чрезмерного регулирования экономики платформы, опасаясь потери ее потенциальных преимуществ...