Введение. 4
Глава 1. Возникновение и развитие дистанционного обучения. Современные виды дистанционного обучения.
1.1. Определение понятия «дистанционное обучение».
1.2. История возникновения и развития дистанционного обучения.
1.3. Дистанционное обучение в России.
1.4. Актуальность дистанционного обучения в современном мире. Доклад ЮНЕСКО.
1.5. Разграничение понятий «обучение» и «образование».
1.6. Определение основных понятий: подход, метод, средство, технология и веб-технология.
1.7. Современные подходы в обучении/образовании.
Компетентностный подход.
1.8. Разграничение понятий «компетенция» и «компетентность».
1.9. Современные институты, университеты и платформы
дистанционного обучения. Дистанционные видео-курсы.
1.10. Дистанционная программа NorthToNorth норвежского
университета "Nord University". Опрос студента.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Обучение посредством веб-конференции. Школы
изучения английского языка Speak Up, English First и SkyEng.
2.1. Школа изучения английского языка Speak Up. Структура обучения в школе. Дистанционное обучение.
3.2. Школа изучения английского языка English First. Дистанционное обучение.
3.3. Школа дистанционного изучения английского языка SkyEng.
3.4. Опрос студентов школы Speak Up на предмет основных
преимуществ и недостатков дистанционного обучения.
3.5. Критерии эффективности обучения. Оценка метода, структуры и подхода в обучении.
3.6. Сравнение школ по критериям эффективности.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Приложение 1. Задание для студентов по теме
"Модальные глаголы".
Приложение 2. Результаты тестирования студентов школы Speak Up, прошедших урок по теме "Модальные глаголы" в традиционной форме.
Приложение 3. Результаты тестирования студентов школы Speak Up, прошедших урок по теме "Модальные глаголы" в дистанционной форме.
Список литературы.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе дистанционное обучение приобретает все большее распространение на разных стадиях образовательного процесса от среднего до послевузовского образования и образования для взрослых в рамках концепции обучения на протяжении всей жизнь (LifeLongLearning). Для современного образования характерен новый взгляд , представленный в том числе Колгановым, который пересматривает функциональную роль системы образования и придает ей характер интегративного социального института, отвечая тем самым на вызовы глобализации всех сфер общественной жизни, делающих реализацию концепции непрерывного образования необходимой [44].
Данное явление должно закономерно привести к постановке вопроса о проявлении дидактических, психологических и лингвистических особенностей преподавания иностранного языка как учебной дисциплины в рамках дистанционного образования. Настоящим исследованием мы хотели бы подтвердить эффективность применения технологии дистанционного обучения (главным образом, веб-конференции) в преподавании иностранных языков (на примере английского языка).
На наш взгляд, веб-конференция является одной из наиболее эффективных технологий дистанционного обучения, так как она основана на использовании методов, процессов и процедур традиционной системы преподавания, исключает при этом фактор расстояния между преподавателем и обучающимся и имеет развивающе-образовательное значение: использование веб-конференции позволяет развить умение
воспринимать и применять информацию дистанционно, умение работать со всеми видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) для того, чтобы процесс обучения иностранному языку проходил максимально эффективно...
Как было сказано в начале работы, для случаев, при которых обучение по традиционной форме по месту нахождения ученика является невозможным, дистанционное обучение является единственно возможным видом обучения, что подтверждает его неотъемлемую практическую значимость.
Для остальных случаев мы считаем дистанционное обучение важным, непрерывно развивающимся, и уже на данный момент имеющим ряд преимуществ, таких как снижение временных затрат, возможность прохождения обучения в предпочтительном для ученика месте и в ряде случаев психологически комфортной обстановке, видом обучения.
Проведя изучение и анализ различных типов, методов и технологий дистанционного обучения мы пришли к следующим выводам:
• на данный момент существует огромное количество различных непрерывно развивающихся типов, методов и технологий дистанционного обучения,
• только технологии и соответственно платформы дистанционного обучения, включающие все компоненты, присущие традиционному обучению и имеющие структуру идентичную их традиционным аналогам (при их наличии), могут претендовать на столь же эффективный конечный результат, а именно выработку и формирование компетенции.
На наш взгляд, устранение недостатков дистанционного обучения (как отмеченных в нашей работе так и иных) и развитие уже имеющихся преимуществ, а также открытие и развитие новых возможностей позволит в будущем сделать дистанционное обучение еще более эффективным видом обучения и, как следствие, важной частью любого процесса обучения.
1. Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов В.Б. Проектирование
компетентностно-ориентированных и конкурентноспособных
основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО. Методические рекомендации.// - М., Уфа - ИЦПКПС. 2008. - 81 с.
2. Андреев В.И. Концептуальная педагогическая прогностика: монография. - Казань, Центр инновационных технологий, 2010. - 220 с.
3. Антонова К.Н., Башмакова Н.И. Высшее образование в
России. XXI век: Проблемы и перспективы. СПб.: 2005. - 176 с.
4. Антонова К.Н., Башмакова Н.И. Интерактивное обучение
иностранному языку в вузе. - СПб.: ГПА, 2006. - 96 с.
5. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2001. - 170 с.
6. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с
7. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. — М., 2003
8. Башмакова Н.И. Компетентносно-деятельный подход при обучении иностранному языку в вузе. Монография. Часть 1. - СПб.: ГПА, 2009. - 90с.
9. Башмакова Н.И. Компетентносно-деятельный подход при обучении иностранному языку в вузе. Монография. Часть 2. - Спб.: ГПА, 2009. - 60с.
10. Богословский В.А., Гончаренко С.Н., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Максимов Н.И., Петров В.Л. Подходы к разработке нормативно-
методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования» /- М.:
Московский государственный горный университет, 2008.-75 с
11. Богословский В.А., Караваева Е.В., Шехонин А.А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ высшего профессионального образования при подходе, основанном на компетенциях / Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 3-9.
12. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. - С. 12-14.
13. В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова,
С.Е. Родионова, В.А.Тарлыков, А.А. Шехонин. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при
компетентностном подходе /- М.: Изд-во МГУ, 2007. - 148 с.
14. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование: историко¬
теоретический анализ феномена / С.Г. Вершловский. — СПб.: А1111О,
2008. — 151 с.
15. Всемирный банк, Национальный фонд подготовки кадров, Центр мониторинга человеческих ресурсов Академии народного хозяйства. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики. Lifelong Learning in the Global Knowledge Economy: Challanges for Developing Countries. The World Bank. Washington D.C. 2003 - М.: Алекс, 2006. - С. 37-38...93