Проблема качества образования на протяжении многих лет была и остается одной из приоритетных в педагогической науке и практике.
Социальные перемены, происходящие в обществе, по-новому ставят вопрос о профессиональной подготовке учителя, в частности учителя математики. Качество образования будущего учителя и уровень сформированности его профессиональной компетентности являются социальными критериями состояния и результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества в формировании и развитии профессионально-личностной компетентности специалиста.
В процессе обучения в педагогическом вузе учебная деятельность студента должна приобретать черты его главной профессиональной деятельности, поскольку будущий учитель, кроме овладения учебными знаниями, должен иметь способность контролировать мыслительные процессы, обосновывать поступки и решения, выявлять проблемы и находить собственное их решение, подкреплять это решение разумными, обоснованными доводами, уметь отстаивать свое мнение, делать осознанный и обоснованный выбор элементов содержания образования и методов обучения при проектировании урока.
По мнению В.И. Загвязинского, для успешной профессиональной деятельности учителю необходимо овладеть целым комплексом специфических мыслительных умений: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал, выражать проблему в конкретных познавательных задачах, выдвигать гипотезу и осуществлять мысленное упреждение действий.
Ученые Б.В. Гнеденко, А.Г. Мордкович, Н.Г. Ованесов обращают внимание на неразрешенное противоречие между потребностями в новом типе педагога, осуществляющего свою деятельность с учетом новых тенденций развития социальных отношений, и традиционной приверженностью вузов к репродуктивным контролирующим формам обучения, основанным на воспроизведении изученного и не обеспечивающим мотивацию творческой, познавательной и профессиональной деятельности студентов.
Таким образом, проблема профессиональной подготовки учителей математики, соответствующих требованиям времени, сохраняется. Существует необходимость в способах и средствах, обеспечивающих качественную подготовку студентов педагогических вузов.
Одним из средств улучшения профессиональных навыков будущих учителей, готовых к педагогическим инновациям, способных к самообразованию, к разработке технологий проектирования эффективной учебной деятельности школьника, считается формирование у них особых умений мыслительной деятельности, которые мы связываем с понятием критического мышления.
Исследованию образовательного процесса в вузе, проблемам подготовки компетентного учителя и, в частности, учителя математики посвящено значительное число работ в области педагогики, психологии, методик различных предметных дисциплин.
В настоящее время существует ряд исследований, посвященных проблеме развития мышления в обучении и профессиональной подготовке учителей математики (Б.Г. Ананьев, Г.А. Балл, В.П. Беспалько, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Л.Г. Вяткин, П.Я. Гальперин, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, М.В. Кларин, А.Н. Колмогоров, В. Оконь, Д. Пойа, Н.Ф. Талызина, Д. Халперн и др.).
Все эти исследования имеют несомненную теоретическую и практическую значимость. Но, несмотря на их разнообразие и успехи, достигнутые в решении проблемы развития мышления, актуальность ее не уменьшается до сих пор, поскольку явно недостаточным остается решение проблемы повышения качества профессиональной подготовки учителей математики посредством целенаправленного формирования умений критического мышления студентов педагогических вузов.
Развитию критического мышления будущего учителя математики могут способствовать различные учебные дисциплины: психология, педагогика, предметные дисциплины.
Так как одно из центральных мест в системе подготовки учителя математики средней школы занимает курс математического анализа, то от того, какими принципами преподаватели будут руководствоваться при обучении студентов, во многом будет зависеть качество подготовки учителя математики, его готовность к работе в школе.
Все это объясняет необходимость и целесообразность осуществления исследования в данной области, а также позволяет представить формирование критического мышления как средство постоянного профессионального
совершенствования подготовки будущих учителей математики.
Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования определяется противоречиями:
- между возросшими требованиями общества к профессиональной подготовке педагогов с одной стороны, и недостаточным вниманием к целенаправленному формированию критического мышления будущих учителей как средства повышения качества их профессиональной подготовки с другой;
- между значимостью курса «Математический анализ» в профессиональной подготовке учителей математики и недостаточной разработанностью теории и методики формирования критического мышления студентов при изучении данного курса.
Из выделенных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в поиске эффективных путей организации подготовки будущих учителей математики, направленных на формирование у них критического мышления, которое будет способствовать повышению качества их профессиональной подготовки.
Все вышесказанное объясняет выбранную тему: Повышение качества
профессиональной подготовки учителей посредством формирования критического мышления.
Цель исследования заключается в выявлении теоретических и методических основ повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей математики посредством формирования у них критического мышления.
Объект исследования - процесс подготовки учителей математики.
Предмет исследования - формирование критического мышления учителей математики в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
В заключении отмечено, что в процессе диссертационного исследования решены задачи по повышению качества профессиональной подготовки учителей математики, подведены общие итоги работы и получены следующие основные выводы и результаты:
1. Критическое мышление является важнейшим компонентом профессиональной подготовки учителей математики, которое включает в себя умения видеть проблему, прогнозировать результат, выдвигать гипотезы, строить доказательства, анализировать ход собственных мыслей, аргументировать и действия, которые помогут будущему учителю справиться с решением профессиональных задач.
2. Содержание понятия качества профессиональной подготовки учителей математики включает: цели, согласованные с запросами потенциальных потребителей; результаты обучения, основанные на профессиональных и личностных компетенциях и механизмы, обеспечивающие достижение целей и оценку результатов. Критериями его оценки являются: уровень мотивации, уровень усвоения изучаемой дисциплины, сформированность умений критического мышления.
3. Как показал обучающий эксперимент, трехстадийная организация занятий, целенаправленное и систематическое использование различных приемов устной и письменной работы с информацией, обеспечивающие активную
познавательную деятельность, способствуют формированию критического мышления и повышению уровня математической подготовки будущих учителей математики.
4. Обосновано, что комплексы заданий по различным темам математического анализа, составленные на основе технологического подхода, в соответствии с выделенными нами принципами, способствуют повышению уровня математической подготовки и формированию умений критического мышления.
5. Перспективы дальнейшего исследования следует видеть в разработке подобной методики обучения в подготовке учителей гуманитарного цикла, что позволит осуществлять качественную профессиональную подготовку учителей в педагогическом вузе.
1. Жидова, Л. А. Умения критического мышления как средство повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей математики [Текст] / Л. А. Жидова // Вестник Том. гос. пед. ун-та. - Томск, 2009. - Выпуск № 4(82). - С. 42-45 (0,62 п. л.).
статьи, тезисы
2. Жидова, Л. А. Некоторые проблемы и пути организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин [Текст] / Л. А. Жидова // Всероссийская научно-методическая конференция «Современные технологии образования в вузе» : Материалы конференции (21-23 апреля 2005 г.). - Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. - С. 90-94 (0,48 п. л.).
3. Жидова, Л. А. Использование приёмов критического мышления в курсе математического анализа в педвузе [Текст] / Л. А. Жидова // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 15-19 мая 2006 г.) : Материалы конференции. В 6 т. Т. 1. Ч. 2 : Естественные и точные науки. - Томск : Изд- во ТГПУ, 2006. - 344 с. - С. 76-81 (0,32 п. л.).
4. Жидова, Л. А. Способы развития критического мышления студентов педвуза [Текст] / Л. А. Жидова // Реализация компетентностного подхода в образовательной практике педагогических учебных заведений : Сборник статей / Под науч. ред. С. И. Поздеевой. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2007. - 256 с. - С. 88-91 (0,48 п. л.).
5. Жидова, Л. А. Развитие критического мышления как средство реализации идей болонской декларации в педагогических вузах [Текст] / Л. А. Жидова //
Всероссийская научно-практическая конференция «Вхождение России в европейское образовательное пространство и перестройка учебного процесса в педагогических вузах» (Томск, 8-9 апреля 2008 г.) : Материалы конференции. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. - 192 с. - С. 36-38 (0,12 п. л.).
6. Жидова, Л. А. Профессиональная подготовка учителей математики с позиции развития критического мышления [Текст] / Л. А. Жидова // XII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 21-25 апреля 2008 г.) : Материалы конференции. В 6 т. Т. 1. Ч. 1 : Естественные и точные науки. - Томск : Изд- во ТГПУ, 2008. - С. 113-117 (0,18 п. л.).