ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
|
Актуальность исследования. В документах, отражающих концепцию развития образования России на 2006-2010 год, обращается внимание на необходимость повышения уровня подготовки специалистов, обеспечивающих функционирование образовательных систем и учреждений. Отмечается потребность в притоке молодых, грамотных специалистов в области образования. Вместе с имеющимися успехами в системе подготовки специалистов отмечается отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью. Из этого вытекают задачи подготовки специалиста для системы образования, в частности психолога- преподавателя, связанные, прежде всего, с необходимостью реализовать условия, позволяющие студенту на основе полученной теоретической подготовки осуществлять научно-практическую деятельность, и ориентировать студента на работу в учебном заведении. Однако, на практике при решении этих задач наблюдаются определенные трудности.
Для психолога-преподавателя важным является развитие у обучающихся способности к самопознанию, самообразованию, саморазвитию. Вследствие этого основу профессиональной подготовки психолога-преподавателя должны составлять, в первую очередь, формирование профессионально-педагогической направленности его личности, объем усвоенных теоретических знаний, а также эффективная научно-практическая подготовка.
Что касается притока молодых кадров в образовательную сферу, то следует отметить, что, несмотря на все прилагаемые усилия, пока не происходит реальное повышение престижа педагогической профессии среди молодежи. У значительного числа выпускников вуза не сформировано положительное отношение к избранной специальности, отмечается нежелание связывать свою будущую педагогическую деятельность с работой в образовательных учреждениях. Довольно часто это связано с недостаточной практической подготовкой, неумением творчески решать возникающие задачи.
Причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, может являться как неразвитость навыков научно-практической деятельности у студентов, так и недостаточная разработанность содержания, механизмов и способов реализации педагогического сопровождения этой деятельности, которое имеет
направленность на профессиональное развитие студентов, особенно в части его гностического, конструктивного и исследовательского компонентов.
Существующая в настоящее время система учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) недостаточно эффективно перерастает в научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), которая позволила бы большему количеству студентов овладеть навыками работы не только в теоретическом, но и практическом плане, подготовить к профессии.
Введение «научно-практической деятельности» (НПД) как деятельности, которая переводит УИРС в НИРС и включает элементы научного исследования, теоретические и практические результаты которого должны быть включены в содержание индивидуальных курсовых работ, отчетов по практикам, итоговых квалификационных работ, и «педагогического сопровождения» этой деятельности как непрерывной, целостной, системно организованной деятельности
В современной системе подготовки психолога-преподавателя на основе вышесказанного, можно выделить противоречия между:
- существующими требованиями к уровню подготовки студентов психологов- преподавателей как специалистов, способных грамотно ориентироваться в возникающих перед ними проблемах, и практическим отсутствием разработанного педагогического сопровождения для формирования умений, помогающих ставить и решать исследовательские и практические задачи, заложенные в этих требованиях;
- традиционной научно-практической подготовкой студентов-психологов, будущих преподавателей, в которой недостаточно внимания уделяется выполнению заданий исследовательского характера, и потребностями практики работы специалиста, преподающего психологию на современном уровне;
- необходимостью перехода как можно большего числа студентов психологов- преподавателей от выполнения УИРС к более высокому исследовательскому уровню НИРС и отсутствием наиболее эффективно обеспечивающей этот переход системы деятельности.
С учетом этих противоречий общая проблема состоит в отсутствии теоретически-обоснованной и организационно-спрогнозированной системы в профессиональной подготовке студента психолога-преподавателя, позволяющей усилить не только когнитивную составляющую, но и сформировать необходимые будущему специалисту в условиях современного функционирования умения творчески решать научно-практические задачи.
Общая проблема структурирована следующими подпроблемами:
- недостаточность существующих методов, обеспечивающих эффективную взаимосвязь теоретической и научно-практической деятельности студентов- психологов;
- необходимость в разработке теоретической интегративной модели научно-практической деятельности студентов психологов-преподавателей;
-отсутствие разработанной организационно-педагогической системы педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов психологов-преподавателей;
- недостаточная обоснованность подбора критериев для проверки эффективности разработанного педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов психологов-преподавателей.
Поиск путей разрешения обозначенных противоречий и проблемы обусловил постановку цели исследования, которая состоит в разработке новой инновационной системы научно-практической деятельности студентов психологов- преподавателей и ее педагогического сопровождения, как основы их профессиональной подготовки.
Для психолога-преподавателя важным является развитие у обучающихся способности к самопознанию, самообразованию, саморазвитию. Вследствие этого основу профессиональной подготовки психолога-преподавателя должны составлять, в первую очередь, формирование профессионально-педагогической направленности его личности, объем усвоенных теоретических знаний, а также эффективная научно-практическая подготовка.
Что касается притока молодых кадров в образовательную сферу, то следует отметить, что, несмотря на все прилагаемые усилия, пока не происходит реальное повышение престижа педагогической профессии среди молодежи. У значительного числа выпускников вуза не сформировано положительное отношение к избранной специальности, отмечается нежелание связывать свою будущую педагогическую деятельность с работой в образовательных учреждениях. Довольно часто это связано с недостаточной практической подготовкой, неумением творчески решать возникающие задачи.
Причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, может являться как неразвитость навыков научно-практической деятельности у студентов, так и недостаточная разработанность содержания, механизмов и способов реализации педагогического сопровождения этой деятельности, которое имеет
направленность на профессиональное развитие студентов, особенно в части его гностического, конструктивного и исследовательского компонентов.
Существующая в настоящее время система учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) недостаточно эффективно перерастает в научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), которая позволила бы большему количеству студентов овладеть навыками работы не только в теоретическом, но и практическом плане, подготовить к профессии.
Введение «научно-практической деятельности» (НПД) как деятельности, которая переводит УИРС в НИРС и включает элементы научного исследования, теоретические и практические результаты которого должны быть включены в содержание индивидуальных курсовых работ, отчетов по практикам, итоговых квалификационных работ, и «педагогического сопровождения» этой деятельности как непрерывной, целостной, системно организованной деятельности
В современной системе подготовки психолога-преподавателя на основе вышесказанного, можно выделить противоречия между:
- существующими требованиями к уровню подготовки студентов психологов- преподавателей как специалистов, способных грамотно ориентироваться в возникающих перед ними проблемах, и практическим отсутствием разработанного педагогического сопровождения для формирования умений, помогающих ставить и решать исследовательские и практические задачи, заложенные в этих требованиях;
- традиционной научно-практической подготовкой студентов-психологов, будущих преподавателей, в которой недостаточно внимания уделяется выполнению заданий исследовательского характера, и потребностями практики работы специалиста, преподающего психологию на современном уровне;
- необходимостью перехода как можно большего числа студентов психологов- преподавателей от выполнения УИРС к более высокому исследовательскому уровню НИРС и отсутствием наиболее эффективно обеспечивающей этот переход системы деятельности.
С учетом этих противоречий общая проблема состоит в отсутствии теоретически-обоснованной и организационно-спрогнозированной системы в профессиональной подготовке студента психолога-преподавателя, позволяющей усилить не только когнитивную составляющую, но и сформировать необходимые будущему специалисту в условиях современного функционирования умения творчески решать научно-практические задачи.
Общая проблема структурирована следующими подпроблемами:
- недостаточность существующих методов, обеспечивающих эффективную взаимосвязь теоретической и научно-практической деятельности студентов- психологов;
- необходимость в разработке теоретической интегративной модели научно-практической деятельности студентов психологов-преподавателей;
-отсутствие разработанной организационно-педагогической системы педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов психологов-преподавателей;
- недостаточная обоснованность подбора критериев для проверки эффективности разработанного педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов психологов-преподавателей.
Поиск путей разрешения обозначенных противоречий и проблемы обусловил постановку цели исследования, которая состоит в разработке новой инновационной системы научно-практической деятельности студентов психологов- преподавателей и ее педагогического сопровождения, как основы их профессиональной подготовки.
В заключении представлены основные результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования:
1. В ходе исследования было установлено, что проблема связи теоретического, исследовательского и практического обучения, а также формирование творческих способностей у психологов-преподавателей является одной из актуальных проблем, требующей разрешения на теоретическом и практическом уровне.
2. На теоретическом уровне:
- определены педагогические аспекты обучения психолога-преподавателя,
- введено понятие «научно-практическая деятельность» на основе уточненных понятий «деятельность» и «педагогическая деятельность»,
- рассмотрены признаки инновационности предлагаемой системы научно-практической деятельности: цель - удовлетворение потребности общества в специалистах новой формации; видоизменяет и обогащает сферу профессиональной подготовки, придает ей новые ценности; творчески реализуется авторами на практике; имеет свой «жизненный цикл»;
- обоснована концепция проектирования системы научно-практической деятельности, состоящая в том, что главная системообразующая роль принадлежит научно-методичнскому содержанию, а стратегический прорыв обеспечивается студентами, соединившими в своей подготовке творческий подход и научный поиск;
- выявлена необходимость в педагогическом сопровождении, уточнено его определение в контексте научно-практической деятельности.
3. На практическом уровне:
- спроектирована интегративная модель научно-практической деятельности и рассмотрены ее конструктивные элементы;
- разработана организационно-педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности, ее содержательные и организационно-методические аспекты, а также взаимосвязи между аспектами, на основании которых подтверждена приоритетность информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе;
- определены и экспериментально проверены мероприятия психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов- психологов, будущих преподавателей, которые включают:
в качестве психологического аспекта: диагностику динамики профессионального развития студентов и их личностных особенностей; помощь в развитии профессионально-личностного потенциала; психологическую поддержку в
преодолении трудностей при выполнении самостоятельных заданий творческого характера; консультирование по вопросам профессионального становления; в качестве педагогического аспекта: создание гуманистического образовательного пространства, направленного на интеграцию всех субъектов учебного взаимодействия; создание высокоорганизованного студенческого и педагогического сообщества; оптимизацию профессионального партнерства;
- разработано и внедрено в практику научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения научно-практической деятельности, которое включает: авторские программы практик, учебные пособия по практикам, по выполнению и защите выпускных (дипломных) и курсовых работ, комплекты тестовых материалов для осуществления поэтапного мониторинга знаний и умений студентов.
4. Проведенный психолого-педагогический эксперимент, в целом, подтвердил рабочую гипотезу о том, что реализация разработанного нами педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов способствует достижению наиболее высокого результата - повышению уровня профессионального и личностного развития студентов, поскольку статистическая обработка результатов экспериментов показала достоверность различий между результатами обучения студентов экспериментальной и контрольной групп (p<0,01).
1. В ходе исследования было установлено, что проблема связи теоретического, исследовательского и практического обучения, а также формирование творческих способностей у психологов-преподавателей является одной из актуальных проблем, требующей разрешения на теоретическом и практическом уровне.
2. На теоретическом уровне:
- определены педагогические аспекты обучения психолога-преподавателя,
- введено понятие «научно-практическая деятельность» на основе уточненных понятий «деятельность» и «педагогическая деятельность»,
- рассмотрены признаки инновационности предлагаемой системы научно-практической деятельности: цель - удовлетворение потребности общества в специалистах новой формации; видоизменяет и обогащает сферу профессиональной подготовки, придает ей новые ценности; творчески реализуется авторами на практике; имеет свой «жизненный цикл»;
- обоснована концепция проектирования системы научно-практической деятельности, состоящая в том, что главная системообразующая роль принадлежит научно-методичнскому содержанию, а стратегический прорыв обеспечивается студентами, соединившими в своей подготовке творческий подход и научный поиск;
- выявлена необходимость в педагогическом сопровождении, уточнено его определение в контексте научно-практической деятельности.
3. На практическом уровне:
- спроектирована интегративная модель научно-практической деятельности и рассмотрены ее конструктивные элементы;
- разработана организационно-педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности, ее содержательные и организационно-методические аспекты, а также взаимосвязи между аспектами, на основании которых подтверждена приоритетность информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе;
- определены и экспериментально проверены мероприятия психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов- психологов, будущих преподавателей, которые включают:
в качестве психологического аспекта: диагностику динамики профессионального развития студентов и их личностных особенностей; помощь в развитии профессионально-личностного потенциала; психологическую поддержку в
преодолении трудностей при выполнении самостоятельных заданий творческого характера; консультирование по вопросам профессионального становления; в качестве педагогического аспекта: создание гуманистического образовательного пространства, направленного на интеграцию всех субъектов учебного взаимодействия; создание высокоорганизованного студенческого и педагогического сообщества; оптимизацию профессионального партнерства;
- разработано и внедрено в практику научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения научно-практической деятельности, которое включает: авторские программы практик, учебные пособия по практикам, по выполнению и защите выпускных (дипломных) и курсовых работ, комплекты тестовых материалов для осуществления поэтапного мониторинга знаний и умений студентов.
4. Проведенный психолого-педагогический эксперимент, в целом, подтвердил рабочую гипотезу о том, что реализация разработанного нами педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов способствует достижению наиболее высокого результата - повышению уровня профессионального и личностного развития студентов, поскольку статистическая обработка результатов экспериментов показала достоверность различий между результатами обучения студентов экспериментальной и контрольной групп (p<0,01).
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов ВУЗа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ
И КОНКУРСАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Актуальность направлений научно-исследовательской деятельности студентов психолого-педагогического направления профессиональной подготовки (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального здоровья педагога на примере
Екатеринбургского суворовское военного училища
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация профессионально-личностной направленности преподавателя ВУЗа
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



