Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе

Работа №17425

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24 стр.
Год сдачи2007
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
557
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Одним из этапов осуществления
модернизации базового звена системы образования - общеобразовательной школы - является переход ее старшей ступени на профильное обучение, как систему специализированной подготовки, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Успешное решение этой сложной задачи требует подготовки компетентных учителей, умеющих использовать свою автономию в интересах обучаемых, с учетом необходимости ориентации на социальный заказ школе. Необходимость осуществления такой подготовки на основе компетентностного подхода обусловлена как внешними, так и внутрисистемными причинами.
Социально-экономические изменения в стране предъявили новые требования к профессиональным кадрам, и, следовательно, новые требования к общему образованию. Образование в современных условиях должно быть нацелено на формирование у выпускника качеств, которые способны удовлетворить запросы работодателей: умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, быть инициативным и предрасположенным к инновациям.
Ориентация России на сотрудничество с развитыми странами требует адекватных решений по обеспечению аутентичности российского образования, необходимой для вхождения отечественного образования в общий контекст европейских тенденций глобализации, перехода к информационному обществу и формированию единого общеевропейского образовательного пространства.
Общеевропейский интерес к компетентностному подходу инициирован, прежде всего, Болонской декларацией о «зоне европейского высшего образования», где в качестве стратегической цели предлагалось обеспечить конкурентоспособность европейцев на мировом рынке труда и мобильность трудовых ресурсов. Болонское соглашение, направленное на создание к 2010 г. в Европе единого образовательного пространства, предполагает разработку и принятие общеевропейских квалификационных стандартов, в основу которых положен компетентностный подход.
Объективная необходимость интеграции России в европейское образовательное пространство послужило основанием того, что в отечественном образовании стал набирать силу вектор развития, одним из системообразующих компонентов которого является компетентностный подход к определению содержания образования.
С этих позиций рассматривается необходимость модернизации традиционной дидактической системы вузовского педагогического образования и создания условий, позволяющих каждому студенту приобрести умения и навыки самостоятельно проектировать процесс обучения соответственно потребностям, способностям и возможностям учеников.
Модернизированная дидактическая система должна включать формирование у студентов профессиональной компетентности, являющейся интегративной личностной характеристикой и включающей в себя совокупность компетентностей: педагогического проектирования,
технологической, информационной, профориентационной и др.
Исходя из специфики профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, разработка и реализация этой концепции предполагает научное обоснование содержания и процесса формирования указанных компетентностей у студентов в педагогическом вузе. Для обоснования соответствующих элементов дидактической системы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых-педагогов.
Модели компетентностного образования представлены в работах
Э.Ф.Зеера, Дж.Равена, А.М.Новикова, М.А.Чошанова. Исследование профессионально-педагогической компетентности учителя связано с трудами Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной. Исследования в этом направлении продолжают Ю.Г.Татур, В.И.Байденко, Н.А.Селезнева, Т.Ю.Базаров, Е.В.Бондаревская, И.А.Зимняя, Т.Е.Исаева, В.В.Краевский,
B. А.Метаева, Г.А.Пахомова, Г.В.Пичугина, А.М.Шамаева, Б.Д.Эльконин.
Специфика профильного обучения отражена в исследованиях И.Л.Бим, Г.А.Ворониной, В.В.Гузеева, Д.С.Ермакова, Т.М.Ковалевой, П.С.Лернера, Н.В.Немовой, А.А.Пинского, М.В.Рыжакова, Л.О.Филатовой,
C. Н.Чистяковой, А.М.Шамаевой и др.
Исследованию возможностей и специфики метода проектов уделено значительное внимание в работах В.В.Гузеева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, М.Б.Павловой, Е.С.Полат, Е.М.Ретивых, В.Д.Симоненко и др. Они дают обширный материал для осмысления перспектив использования проектной деятельности на уроке и во внеурочной системе, ее роли в развитии мотивации, самостоятельной деятельности, творческих способностей в учебно-воспитательном процессе.
Методологические основы профориентации (понятие, содержание, принципы, формы и методы) рассмотрены в трудах Е.М.Павлютенкова, С.Н.Чистяковой, Е.А.Климова.
Подготовка учителя трудового обучения рассматривается в работах В.Д.Симоненко, Д.А.Тхоржевского, Ю.Л.Хотунцева и др.
Однако, несмотря на фундаментальность целого ряда обозначенных исследований, эти разработки не затрагивали научного обоснования формирования компетентности будущего учителя технологии для профильного обучения в средней общеобразовательной школе.
Таким образом, возникло противоречие между потребностями общества, образовательных систем в подготовке учителей, обладающих компетентностью для решения задач по реализации профильного обучения в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью теоретических оснований и практики подготовки таких специалистов в педагогическом вузе. Преодоление указанного противоречия составляет научную педагогическую проблему разработки модели формирования
профессиональной компетентности будущего учителя технологии к профильному обучению школьников и выявления педагогических условий ее эффективной реализации в вузе.
В связи с этим была сформулирована тема нашего исследования:
«Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе».
Цель исследования: разработать модель формирования
профессиональной компетентности будущего учителя технологии для профильного обучения в средней общеобразовательной школе и выявить педагогические условия ее реализации в педагогическом вузе.
Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза к реализации профильного обучения.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в педагогическом вузе к реализации профильного обучения школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении сформулированы результаты теоретического и экспериментального исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы, научную и практическую значимость представленной диссертационной работы, намечены перспективы дальнейшей разработки исследуемой проблемы.
Выявлены компоненты профессиональной компетентности учителя технологии для реализации профильного обучения в общеобразовательной школе (педагогического проектирования, технологический, информационный, профориентационный) и соответствующие им компетенции. Обоснование компонентного состава профессиональной компетентности осуществлено с учетом педагогического анализа существующих компетентностных моделей образования и выявленной в процессе исследования специфики профильного обучения.
Разработана и внедрена в образовательный процесс на факультете технологии и предпринимательства ТГПУ комплексная педагогическая модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии по специализации «Конструирование и моделирование одежды», включающая цели, задачи, принципы, содержательно-технологические компоненты образовательного процесса.
Выявлены педагогические условия реализации модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии (включение студентов в процессы педагогического проектирования модулей профильных и элективных курсов, технологии обучения и контекста педагогической деятельности) и экспериментально обоснована их эффективность.
Разработаны и внедрены в образовательный процесс на факультете технологии и предпринимательства ТГПУ программы, содержание учебных дисциплин специализации «Конструирование и моделирование одежды», направленные на формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии для профильного обучения и методические рекомендации к ним.
Полученные результаты позволяют наметить некоторые направления дальнейшего исследования проблемы совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя технологии к реализации профильного обучения:
- проектирование и применение на практике наиболее объективных, оптимальных средств измерения учебных достижений учащихся, ориентированных не только на контрольную, но и на обучающую, развивающую, мотивационно-стимулирующую, коррекционную и другие функции;
- содержание и условия осуществления тьюторского сопровождения в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории школьника;
- использование средств фасилитации для повышения эффективности педагогического взаимодействия и др.



1. Скачкова Н.В. Проблемы модернизации российского образования // Философия образования. - № 2, 2007. - С.32-38.
2. Скачкова Н.В. Педагогическое проектирование в содержании подготовки будущих учителей к реализации профильного обучения // Профильная школа. - № 4, 2007. - С.45-48.
3. Скачкова Н.В. Содержание профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в условиях модернизации системы образования // Вестник ТГПУ. - Вып.7(70). - Серия: Педагогика. - Томск: ТГПУ, 2007. - С.91-95.
4. Скачкова Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии в процессе педагогического проектирования: моногр. / Н.В.Скачкова, В.Н.Куровский. - Томск: Дельтаплан, 2007. - 100 с.
5. Скачкова Н.В. Разработка проектно-конструкторской документации заданного вида одежды. Методические указания. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - 36 с.
6. Скачкова Н.В. Стилизованное изображение женской фигуры Методические указания. - Томск: Центр учебно-методической литературы
ТГПУ, 2003. - 12 с.
7. Скачкова Н.В. О необходимости введения элементов САПР в изучение курса «Конструирование и моделирование одежды» // IV Сибирская школа молодого ученого. Материалы международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (17-19 декабря 2001г.). - Томск: ТГПУ, 2001. - С.48-50.
8. Скачкова Н.В. О необходимости поиска новых методов инженерного проектирования поясной одежды // Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса. Международная научно-практическая конференция (30-31 октября 2003г.). - Ч.2. - Омск: ОГИС, 2003. - С.67-69.
9. Скачкова Н.В. Информационно-технологическая составляющая методического обеспечения самостоятельной работы студентов // «Теоретические и практические аспекты организации самостоятельной работы студентов». Материалы Международной научно-методической конференции (7 апреля, 2005 года). Томск: изд-во ТГПУ, 2005 - С.183-189.
10. Куровский В.Н., Скачкова Н.В. О некоторых направлениях совершенствования профессионально-педагогического образования учителя // Образование в Сибири: Журнал теоретических и прикладных исследований. - Томск:Томский ЦНТИ - № 13, 2005. - С.45-49. (авторский текст 50%).
11. Куровский В.Н., Скачкова Н.В. Профессионально-технологическая подготовка студентов педагогических вузов для реализации профильного обучения // Теория и практика профессионального образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1./Под редакцией А.Д.Копытова, Н.В.Силкиной. - Новосибирск - Томск: Томский ЦНТИ, 2006. - 252с. - С.197-209. (авторский текст 50%).
12. Скачкова Н.В. Подготовка учителей к реализации дистанционных форм обучения // VII Сибирская школа молодого ученого. Материалы Международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров». 24-26 октября 2006г. / Под общ. Ред.В.А.Дмитриенко. - Томск: STT, 2006. - 246с. - С. 127-130.
13. Скачкова Н.В. Подготовка будущих учителей технологии к реализации профильного обучения // Технологическое образование: состояние, проблемы и перспективы. Материалы III международной научно¬практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.Д.Симоненко. 20-21 марта 2007 г. / Под общ.ред. М.В.Ретивых, Т.А.Николаевой. - Брянск: изд-во БГУ, 2007. - С.212-215.
14. Скачкова Н.В. Проектирование контекста педагогической деятельности в содержании подготовки будущих учителей // Наука и технологии: шаг в будущее - 2007. Материалы II Международной научно-практической конференции (1-15 марта 2007 г.). - Т.3. - Педагогические науки - Днепропетровск: Наука и образование, 2007. - 80с. - С.14-17.
15. Скачкова Н.В. Культура научного поиска в информационно-технологической подготовке студентов // VII всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (14-18 апреля 2003 г.) - Т 4. - Ч.2. - Томск: ТГПУ, 2003. - С.179-182.
16. Скачкова Н.В. О внесение изменений в содержание дисциплины «Компьютерное моделирование в технологии» // Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование качества образования в педагогическом университете». Т.Ш. - Томск: изд-во ТГПУ, 2004. - С.169-171.
17. Скачкова Н.В. Совершенствование подготовки педагогических кадров для осуществления профильного обучения // «Наука и образование». Матер. IX Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. (25-29 апреля 2005 г.). - Т.6. Ч.1. Томск: ТГПУ, 2005. - С.185-189.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ