Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов

Работа №1742

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы185
Год сдачи2013
Стоимость14900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1897
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект развития коммуникативной компетенции студентов-психологов с помощью тренинга ………………………………..15
1.1 Понятие коммуникативной компетенции в отечественной психологии ………………………………………………………………………....15
1.2 Особенности коммуникативной компетенции психолога и необходимость ее развития в период обучения в ВУЗе ………………...22
1.2.1. Коммуникативная компетенция психолога, как основополагающая характеристика профессиональной деятельности…………………………………………………………………..22
1.2.2. Критериальные и уровневые характеристики формирования коммуникативной компетенции студентов-психологов………………26
1.3. Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетенции…………………..………………….........…37
Выводы по первой главе……………………………………………….....42

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния тренинга на уровень коммуникативной компетенции студентов-психологов…………………..…45
2.1 Методология и методика построения экспериментальной работы…………………………………………………………………………...…45
2.2 Диагностический инструментарий исследования………………...50
2.3 Динамика развития коммуникативной компетенции студентов-психологов с помощью тренинга………………………………………………58
Выводы по второй главе………………………………………………….94

Заключение…………………………………………………………………...….98
Список литературы…………………………………………………………...105
Приложения……………………………………………………………………119


Актуальность исследования. В настоящее время появляются новые и более высокие требования к выпускникам в сфере высшего психологического образования, это обусловлено развитием кадрового рынка, спецификой современного бизнеса, корпоративной культурой. В связи с ростом конкуренции на международном рынке труда, приоритет сегодня отдается тем, кто умеет работать в команде, достигать взаимопонимания с коллегами, способен четко выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, иначе говоря, специалисту, владеющему коммуникативной компетенцией. Потребность общества в специалистах, обладающих не только обширными профессиональными знаниями, но и развитыми социально-личностными качествами, обуславливает внимание системы образования к формированию личности обучаемого. На всех уровнях профессионального образования все более широкое распространение в подготовке учащихся получает компетентностный подход, основной задачей которого является формирование актуальной совокупности компетенций выпускника вуза как его социально значимых интегральных качеств, востребуемых сферой его деятельности и личностным развитием, подготовка не просто профессионала, обладающего определенным набором знаний, умений, навыков, но и становление «человека компетентного» с высоким уровнем нравственного и общекультурного развития, то есть субъекта со сформированным комплексом социально-личностных и общекультурных компетенций. Профессиональная подготовка психологов в вузе должна обеспечить формирование такой важной составляющей их профессионализма, как коммуникативная компетенция.
Одной из ключевых проблем становится разработка новых педагогических оснований становления современного психолога и как профессионала, и как коммуникативно развитой личности, обладающей коммуникативной компетенцией. Поиск резервов совершенствования профессиональной подготовки психолога смещается в плос»Коммуникативные и организаторские склонности становления и развития его коммуникативной компетенции. Возникает необходимость превращения образовательной высшей профессиональной школы в единое творчески развивающее образовательное пространство, способствующее становлению и развитию у студентов-психологов творческой компетенции как фактора успешной самореализации в профессии и предпосылки компетентной поддержки творческого развития учащихся.
В отечественной педагогической науке компетентностный подход уже достаточно разработан. Основные его положения сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегии модернизации содержания общего образования». Благодаря трудам В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, А.К Марковой, Л.М. Митиной, Е.М. Сартаковой, Н.А. Селезневой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и других ученых в отечественной науке уже сложились основы теории компетентностного подхода, хотя все еще ведутся оживленные научные дискуссии по вопросам терминологии, классификации компетенций, их сущностных и структурных характеристик.
Однако, несмотря на плюрализм мнений, научное сообщество приходит к методологическим и концептуальным консенсусам по данной проблематике. В качестве «согласованного определения понятия «компетенция» один из первых российских исследователей и разработчиков процесса интеграции России в Болонский процесс В.И. Байденко предлагает дефиницию академика РАО И.А. Зимней, а также определение, заявленное в европейском проекте TUNING, вместившее в себя богатую семантику смыслов. «Компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы действий), системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях…».
Известно значительное количество исследований по проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов в условиях высшего образования (А.С. Андриенко, М.В. Долгих, Н.Н. Ломакина, М.В. Трегубенкова и др.), однако недостаточно глубоко изучен вопрос о формировании коммуникативной компетенции у будущих психологов, обучающихся на младших курсах, что обусловливает актуальность исследования.
Основываясь на положениях психологической науки о том, что: человек является субъектом общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); компетенция человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); профессионализм включает компетенции (А.К. Маркова), И.А. Зимняя разделяет ключевые компетенции на три группы:
– компетенции, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности: компетенции здоровьесбережения компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции; компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;
– компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми: компетенции социального взаимодействия; компетенции в общении;
– компетенции, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах: компетенция познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий.
По мнению Е.М. Сартаковой, в состав социально-личностных компетенций входят компетенции, связанные с отношением человека к себе как личности (личностная компетенция) и относящиеся к личности как субъекту межличностного общения (коммуникативная компетенция).
Личностная (персональная) компетенция включает: интраперсональную; самопознания и саморазвития; самопланирования; самореализации и самоактуализации; управления временем; здоровьесбережения.
В состав коммуникативной компетенции входят: компетенция межличностного общения; владение информационно-коммуникационными технологиями; поведения в конфликтной ситуации; осуществления групповой деятельности; лидерства.
Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике позволяет выделить ряд противоречий:
 между требованием работодателей к высокому уровню коммуника-тивных компетенций сотрудников и недостаточным уровнем их развития у выпускников вузов;
 между имеющимся научным потенциалом в области психологии и недостаточной степенью его реализации в процессе формирования коммуникативной компетенции у будущих психологов на младших курсах обучения;
 между необходимостью использования педагогических технологий формирования коммуникативных компетенций у студентов-психологов младших курсов и слабой разработкой теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов.
Систематизация обозначенных противоречий, эмпирический анализ состояния процесса формирования коммуникативной компетенции у будущих психологов (на младших курсах обучения) и имеющихся резервов определили направление и характер исследования.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью разработки теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов и недостаточностью имеющегося научного и содержательно-технологического обеспечения данного процесса.
С учетом выделенных противоречий и сформулированной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов».
Таким образом, актуальность данного исследования на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на подготовку не просто хорошего исполнителя профессиональных функций, но и субъекта, способного к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности и социальной мобильности; субъекта, владеющего способностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; обладающего готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина, к свободному и ответственному поведению в различных социальных ситуациях. Сформированные коммуникативные компетенции позволят студентам-психологам эффективно использовать свои возможности в планировании, организации и выполнении любых видов деятельности, реализации путей личностного развития, выстраивать межличностные отношения в различных жизненных сферах с учетом особенностей социальной ситуации, социальных норм и окружающих условий, сотрудничать с коллегами, группой и обществом в целом.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнить понятие коммуникативной компетенции, раскрыть сущность, структуру и содержание коммуникативной компетенции, выявить специфику и условия формирования коммуникативной компетенции у студентов психологов младших курсов, обобщить существующий опыт по данной проблематике, разработать теоретическую модель формирования коммуникативной компетенции у студентов психологов младших курсов, методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативных компетенций у студентов – психологов младших курсов, поскольку, как показывает анализ педагогической теории и практики по данной проблематике, существующее и широко применяемое в вузах учебно-методическое обеспечение преимущественно ориентировано на передачу знаний, развитие определенных навыков, умений, и в силу своих объективных особенностей не позволяет сформировать необходимый уровень коммуникативной компетенции студентов-психологов младших курсов.
На научно-практическом уровне актуальность исследования детерминируется отсутствием адекватной требованиям ФГОС ВПО методики и технологии формирования коммуникативной компетенции студентов-психологов младших курсов.
Объект исследования – образовательный процесс в вузе, способствующий формированию коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Предмет исследования – подходы, принципы, средства, методы и технологии формирования коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Цель исследования – выявление теоретико-методологических основ и технологий формирования коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной .......................................................

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения работы были решены все задачи. Решение первой задачи позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативной компетенции студентов психологов с помощью тренинга.
На основе теоретического анализа уточнено, ЧТО коммуникативная компетенция - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативные компетенции – это совокупность личностных свойств человека, интегрирующих ценностно-смысловое отношение к самому себе, окружающим людям и деятельности, которые призваны обеспечивать эффективное взаимодействие человека с социумом и в профессиональной деятельности.
Теоретически обосновано, что коммуникативная компетенция рассматривается большинством авторов, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в ситуациях личностного взаимодействия. В состав компетенции включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты. Коммуникативная компетенция в профессиях типа «человек — человек» становится профессионально значимой, а для профессии психолога коммуникативная компетенция является основополагающей, т. к. профессия психолога предполагает постоянное общение с людьми.
Основополагающими коммуникативной компетенции являются социальная идентичность и диалогичность, поскольку социальная идентичность как способность к осознанию и принятию собственной индивидуальности, целостности собственного Я и готовность к самоопределению в социуме в определенный момент жизненного пути в соответствии с истинными ценностями социальной действительности определяет непротиворечивость личностных тенденций с требованиями и нормами общества, иными словами, ее сформированность детерминирует адекватное восприятие личности себя в социуме, способность жить в гармонии с собой и окружающим миром. Диалогичность есть способность к внемлющему, слышащему отношению к собеседнику как к равноправному Другому, готовность строить уважительные................................................


1. Абдрафикова, А.Р. Развитие гуманистической парадигмы в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. / А.Р. Абдрафикова. – Казань, 2005 – 22 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : Из-бранные психологические труды [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогическо-го процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – Минск, 1990. – 560 с.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст] [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 517 с.
6. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Вып. 2. – Л. : ЛГУ, 1974. – С. 3-15.
7. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого само-развития [Текст] / В.И. Андреев. – Казань : Центр инновационных техноло-гий, 2000. – 608 с.
8. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 135-138.
9. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе [Текст] / С.И Архангельский. – М.: Высш. шк., 1974. – 209 с.
10. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М. : Издательство МГУ, 1990. – 367 с.
11. Ахматов, А.Ф. Педагогика гуманизма: теоретико-методические материалы для учителей школ, преподавателей и студентов педвузов [Текст] / А.Ф. Ахматов. – . М. : Прометей, 1992. – 52 с.
12. Ахметшина, Ю.В. Развитие социально-личностной компетенции студентов экономического вуза [Текст] / Ю.В. Ахметшина // Высшее образование сегодня. – №2. – 2009. – С. 35-38.
13. Бажанов, В.А. Рефлексия в современном науковедении [Текст] / В.А. Бажанов // Рефлексивные процессы и управление. – 2002. – №2. – Т. 2. – С. 73-89.
14. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие [Текст] / В.И. Байденко. – Москва, 2006.– 54 с.
15. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие [Текст] / В.И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
16. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. – 1984-1985. – М., 1986.
17. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. – М. : Художественная литература, 1979. – 412 с.
18. Бергенское коммюнике. Европейское пространство высшего об-разования: достижение целей. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Берген, Норвегия, 19-20 мая 2005 г.) / [Электронный ресурс] – URL: http://bologna.mgimo.ru/documents.php?cat_id=8&doc_id=22
19. Бермус, А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] /А.Г. Бермус // Известия МСАО. – 2004. – №2. – 98-107.
20. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетент-ностного подхода в образовании [Текст] / А.Г. Бермус // Интернет-журнал "Эйдос". – 10 сентября, 2005 / [Электронный ресурс] – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
21. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс / М. : Прогресс, 2004. – 421 с.
22. Берулава, М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации об-разования [Текст] / М.Н. Берулава // Педагогика, 1994. – № 5. – С. 21-25.
23. Берулава, М.Н. Современные проблемы гуманизации образования / М.Н.Берулава // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2003/ – № 2 (195) / [Электронный ресурс] – URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2003/vestniksf195-02/vestniksf195-02030.htm
24. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век [Текст] /В.С. Библер. –М. : Политиздат, 1990. - 413 с.
25. Бирюкова, Т.И. Формирование личностных компетентностей студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка [Текст] : дисс. … канд. пед. наук / Т.И. Бирюкова. – Карачаевск. – 2009. – 213 с.
26. Блинова, Т. И.. Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе [Текст] : дисс.... канд. пед. наук / Т.И. Блинова. – Иркутск, 2003. –235 c.
27. Бобрышов, С.В. Историко-педагогическое исследование раз-вития педагогического знания: методология и теория [Текст] : монография / С.В. Бобрышов // – Ставрополь : СКСИ, 2006. – 300 с.
28. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения [Текст] / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 9. – С.24.
29. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) [Текст] /Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464с.
30. Бойко В.В. Метод диагностики коммуникативной толерантности [Текст] / В.В. Бойко // Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Изд. 10-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 668-679.
31. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель образо-вания: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.
32. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М. : Издательство: АСТ, 2008. – 811 с.
33. Бондаревская, Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория[Текст] / Е.В. Бондаревская // Школа духовности. – 1999. – № 5. – С.41-52.
34. Бондаревская, Е.В., Газман, О.С., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В. Кульневич / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва – Ростов-н/. : Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с. [Электронный ресурс] – URL: http://uchebauchenyh.narod.ru/books/books/books.htm
35. Боуэн, М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход [Текст] / М.В.-Б. Боуэн // Вопросы психологии. – 1992. – №3-4. – С.24.
36. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке [Текст] / А.В. Брушлинский // Психол. журнал, 1991-1993. – № 6. – Т. 12-14. – С. 3-10.
37. Валеева, Р.А. Воспитание в педагогических системах ХIХ-ХХ вв // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы [Текст] / Р.А. Валеева. - М. : Агентство «Изд.сервис», 2004. – С. 61-69.
38. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е.Е. Вахромов – М. : Международная педагогическая академия, 2001. – С. 47.
39. Вахромов, Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека [Текст] / Е.Е. Вахромов // HPSY.RU : Публикации / [Электронный ресурс – URL: http://hpsy.ru/public/x049.htm
40. Веденина, Л .Г. Теория межкультурной коммуникации и значе-ние слова [Текст] / Л.Г. Веденина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 72-75.
41. Войлокова, Е.А. Проектирование социально-личностных компетенций студентов экономических специальностей в условиях современного университета [Текст] : автореферат дисс. ... канд. пед. наук / Войлокова Е.А. – Санкт-Петербург, 2011. –24 с.
42. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Т.4. – М., 1984. – С. 255.
43. Выготский, Л.С. Культурно-историческая теория развития выс-ших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3, М. : Педагогика, 1982-1984.
44. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман // Новые ценности образования. Выпуск 2. – М. – 1995. – С. 16-45.
45. Газман, О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости [Текст] / О.С. Газман // Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоис-точниках : учебное пособие / О.С. Газман / Под ред. Б.З. Вульфова, Иванова В.Д. – М. : Изд-во УРАО, 1997. – С. 112-113.
46. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
47. Горбунов, А.П. Инновационная система формирования социально-личностных компетенций (на примере ПГЛУ) [Текст] / Горбунов А.П. – Пятигорск. – 2008 / [Электронный ресурс] – URL: http://www.pglu.ru/information/administration/rector/detail.php?ID=7083
48. Григорьева, Е.Н. Формирование социальной компетенции у бу-дущих инженеров в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе [Текст] : дисс. …канд. пед. наук / Е.Н. Григорьева. – Чебоксары, 2008. – 242 с.
49. Громыко, Ю.В., Давыдов, В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования [Текст] / Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов // Методология педагогики: сб. статей. – М., 1997. – Вып. 4.
50. Гуляева, С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке [Текст] / С.П.Гуляева. – Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. – 73с.
51. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998. – 336 с.
52. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и пробле-мы современного мира [Текст] / Под ред. В.Л. Полякова, Н.И. Элиасберг. – М., 1992. – 192 с.
53. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] В.В. Давыдов - М. : Педагогика, 1986 г. - 240с
54. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище [Текст] / Ж. Делор. – Париж : UNESCO, 1996. – 53 с.
55. Дементьева, Т.Н. Гуманизация образовательного процесса в школе полного дня [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Т.Н. Дементьева. – Ря-зань, 2008 – 207 с.
56. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н. Джуринский – Москва. : Владос-Пресс, 2003. – 400 c.
57. Дистервег, Адольф “О природосообразности и культуросообразности в обучении” [Электронный ресурс] – URL: http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Diesterweg/Diesterweg_Adolf_Nature_and_Culture.htm
58. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения Источник: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
59. Есенина, Н.Е. Использование средств информационных и коммуникационных технологий в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку [Текст] : дисс. … канд. пед. наук / Н.Е. Есенина. – Москва: ИИО РАО, 2006. – 258 с.
60. Жоглина, Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз) [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Г.Г. Жоглина. – Пятигорск, 1998 – 148 с.
61. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпрета-ция [Текст] / В.И. Загвязинский. – М. : «Academa», 2001. – 188 с.
62. Закон Российской Федерации «Об образовании» / [Электронный ресурс] – Режим доступа : URL: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php#glava1
63. Зарецкий, В.К. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач [Текст] / В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 112-117.
64. Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. - 129 с.
65. Зеер, Э., Заводчиков, Д. Идентификация универсальных компе-тенций выпускников работодателем [Текст] / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Выс-шее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 38-45.
66. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург : Росс. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. – 170 с.
67. Зеер, Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, Е.Г. Лопес. – Екатеринбург : Рос. гос. проф. ун-т, 2007. – 129 с.
68. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова, Н.О. Профориентология: Теория и практика [Текст] : Учебное пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004 – 192 с.
69. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньков-ский. – Екатеринбург, 1995. - 347 с.
70. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс] – URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.html
71. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос" - 5 мая 2006 / [Электронный ресурс] – URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
72. Зимняя, И.А. Компетенция и компетенция [Текст] / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2004. № 6. – С.13-17.
73. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 480 с. / [Электронный ресурс] – URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtml
74. Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность [Текст] / И.А. Зимняя // Социальная работа / Отв. ред. И.А. Зимняя. Вып. №2. – М., 1992. – С. 13.
75. Зотова, О.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза [Текст]: ав-тореф. дисс. … канд. псих. наук / О.Н. Зотова. – Ставрополь. – 2006. – 22 с.
76. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] : учеб. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
77. Ильязова, М.Д. Компетенция, компетенция, квалификация - ос-новные направления современных исследований [Текст] / М.Д. Ильязова // Столица – 2008. – № 1. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.sibcol.ru/modules.php?name=Method&file=print&pid=58
78. Исаев, И.Ф. О модели профессиональной педагогической культуры учителя [Текст] / И.Ф. Исаев // Проблемы и перспективы развития профессиональной деятельности учителя: Сб. научных статей. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2000. – С. 41-45.
79. Исакова, Т.В. Развитие социальной компетенции как фактор со-циального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. [Электронный ресурс] – URL: http://drs-krepysh.tyumen/ru/gallery/09 -11106/message.doc.
80. Кара-Мурза, С.Г. Уничтожение интеллекта / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс] – URL: http://9e-maya.ru/forum/index.php?topic=33.0
81. Карпов, А.В., Скитяева, И.М. Психология рефлексии. [Текст] / А.В. Карпов, А.В. ,И.М. Скитяева. – Ярославль : Аверс Пресс, 2002. – 304 с.
82. Компетентностная модель современного педагога: учебн. пособие / О.В. Акулова и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 158 с.
83. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М .: Просвещение, 1989. – 254 с.
84. Котова, И.Б. ІІІиянов, Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики [Текст] / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – Ростов-н/Д. : Изд-во РПГУ. – 144 с.
85. Котова, И.Б. Психология личности в России. Столетие развития [Текст] / И.Б. Котова. – Ростов на/Д. : Изд-во РПГУ. – 1994. – 294 с.
86. Котова, И.Б., Шиянов, Е.Н. Философско-гуманистические осно-вания педагоги к[Текст] / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – Ростов-н/Д.: Изд-во РПГУ. – 1997. – 80с.
87. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для студентов пед. вузов / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256с.
88. Краткий психологический словарь [Текст] / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. : Политиздат,1985. – 431 с.
89. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М., 1985. – 305 с.
90. Ландшеер, В. Концепция «минимальной» компетенции[Текст] / В. Ландшеер // Перспективы: Вопросы образования. – 1988. – №1. – С. 6-7.
91. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С.3-12.
92. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образова-нии? [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. – №1. – С. 3-6.
93. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. произведения: В 2 т. Т. 3. – М., 1983. – С. – 153.
94. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1960. – № 1. – С. 3-14.
95. Лопатин, Е.А. Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе [Текст] : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Е.А. Лопатин. – Рязань. – 2009. – 22 с.
96. Лызь, Н.А., Лызь, А.Е. Компетентностно-ориентированное обу-чение: опыт внедрения инноваций [Текст] / Н.А. Лызь, А.Е. Лызь // Высшее образование в России. – 2009. – № 6. – С. 28-36.
97. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя [Текст] / А.К. Маркова // Советская педагогика. – 1990. – № 8.
98. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова – М., 1993. – С.7.
99. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. – 478 с.
100. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. [Текст] / А.Г. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997. – 430 с.
101. Мехрабиен А., Эпштейн Н. Опросник диагностики способности к эмпатии [Текст] / А. Мехрабиен, Н. Эпштейн // Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Изд. 10-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 660-662.
102. Минияров, В.М. Педагогическая психология [Текст] / В.М. Ми-нияров. – М. : Изд-во МПСИ, 2005. – 320 с.
103. Михельсон, Л. Тест коммуникативных умений (адаптация Ю.З. Гильбуха) [Текст] / Л. Михельсон. – [Электронный ресурс] – URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html
104. Мишакина, М.Г. Компетентностный подход к обучению учащихся непрофильных классов математике и естественно-научным дисциплинам [Текст] : автореф. дисс. …канд. пед. наук / М.Г. Гришакина. – Тюмень – 2009. – 26 с.
105. Остроумова, И.Ф. Развитие коммуникативной компетенции сту-дентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса [Текст] : дисс. …канд. пед. наук / И.Ф. Остроумова. – 187 с.
106. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. – Ростов-на-Дону : "Феникс". – 1996 г. – 512 с.
107. Проблемы качества образования: Ключевые социальные компе-тентности студента [Текст] : сб. ст. / gод ред. И.А. Зимней. – М. : Уфа, 2004. – 98 с.
108. Психодиагностический тест (ПДТ) В.В. Мельникова и Л.Т. Ям-польского [Текст] / [Электронный ресурс]
109. Равен, Джон. Компетенция в современном обществе. Выявле-ние, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен; перевод с англ. В.И. Белопольского. – М. : Когито-Центр, 2002. – 396 с.
110. Роджерс, К. О групповой психотерапии [Текст] / К. Роджерс. – М., 1993. – 224 с.
111. Роджерс, К., Даймонд, Р. Диагностика социально-психологической адаптации // Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.193-197.
112. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
113. Сартакова, Е.М. Формирование социально-личностных компе-тенций студентов вузов [Текст] : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Е.М. Сартакова. – Екатеринбург, 2009. – 27 с.
114. Сахарова, Н. С. Категории «компетенция» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н.С. Сахарова // Вестник ОГУ. – 1999. – № 3. – С. 51-58.
115. Селезнева, Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования [Текст] / Н.А.Селезнева // Высшее образование сегодня. – 2009. –№ 4. – С. 3-9.
116. Сидоркина, Т.Ю. Социально-личностные компетентности как результат профессионального самоопределения подростка в современной системе образования [Текст] / Т. Ю. Сидорокина // Всероссийская виртуальная конференция «Содействие выбору профессии: мифы и реальность». – 1-15 октября 2008. – [Электронный ресурс] – URL: http://kkub.ucoz.ru/publ/9-1-0-58.html
117. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с. – [Электронный ресурс]
118. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 415с.
119. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. – - М. : Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с. / [Электронный ресурс]
120. Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология [Текст] / Е.А. Сорокоумова – СПб. : «Питер», 2009. – 176 с. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.fictionbook.ru/author/elena_aleksandrovna_sorokoumova/pedagogicheskaya_psihologiya
121. Теория и практика воспитания [Текст] : учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. – Рязань: Феникс, 2007. – 508 с.
122. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: в 2-х т. [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный институт. - 1126 с.
123. Филатова, М., Волкова, Л. Социальные компетенции и современное образование [Текст] / М. Филатова, Л. Волкова // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 65-73.
124. Хомутова, О.Ю. Внеаудиторная работа студентов как важный элемент формирования компетенций будущего управленца // Электронный вестник. Выпуск № 25. Декабрь 2010 / [Электронный ресурс] – URL: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2010/25/Khomutova.pdf
125. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированного образования [Текст] / А. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
126. Хуторской, А. Образовательные компетенции в дидактике и методике личностно-ориентированного обучения [Текст] / А. Хуторской // Известия МСАО. – 2003. – № 2. – С. 167-171.
127. Шлангман, М.К. Развитие профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку [Текст] : дисс. … канд. пед. наук / М.К. Шлангман. – Москва. – 2004. – 148 с.
128. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в со-временной школе [Текст] / И.С. Якиманская.. – М. : Сентябрь, 1996. – 96 с.
129. Якунин, В.А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / В.А. Якунин. – Европ. ин-т экспертов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А. : Изд-во "Полиус", 1998. - 639 с.
130. Ярецкий, В.Ю. Формирование профессиональной компетентно-сти специалиста социальной работы в образовательном процессе вуза [Текст] : автореф. дисс. … канд. пед. наук / В.Ю. Ярецкий. – Москва. – 2006. – 25 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ