Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов
|
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект развития коммуникативной компетенции студентов-психологов с помощью тренинга ………………………………..15
1.1 Понятие коммуникативной компетенции в отечественной психологии ………………………………………………………………………....15
1.2 Особенности коммуникативной компетенции психолога и необходимость ее развития в период обучения в ВУЗе ………………...22
1.2.1. Коммуникативная компетенция психолога, как основополагающая характеристика профессиональной деятельности…………………………………………………………………..22
1.2.2. Критериальные и уровневые характеристики формирования коммуникативной компетенции студентов-психологов………………26
1.3. Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетенции…………………..………………….........…37
Выводы по первой главе……………………………………………….....42
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния тренинга на уровень коммуникативной компетенции студентов-психологов…………………..…45
2.1 Методология и методика построения экспериментальной работы…………………………………………………………………………...…45
2.2 Диагностический инструментарий исследования………………...50
2.3 Динамика развития коммуникативной компетенции студентов-психологов с помощью тренинга………………………………………………58
Выводы по второй главе………………………………………………….94
Заключение…………………………………………………………………...….98
Список литературы…………………………………………………………...105
Приложения……………………………………………………………………119
Глава 1. Теоретический аспект развития коммуникативной компетенции студентов-психологов с помощью тренинга ………………………………..15
1.1 Понятие коммуникативной компетенции в отечественной психологии ………………………………………………………………………....15
1.2 Особенности коммуникативной компетенции психолога и необходимость ее развития в период обучения в ВУЗе ………………...22
1.2.1. Коммуникативная компетенция психолога, как основополагающая характеристика профессиональной деятельности…………………………………………………………………..22
1.2.2. Критериальные и уровневые характеристики формирования коммуникативной компетенции студентов-психологов………………26
1.3. Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетенции…………………..………………….........…37
Выводы по первой главе……………………………………………….....42
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния тренинга на уровень коммуникативной компетенции студентов-психологов…………………..…45
2.1 Методология и методика построения экспериментальной работы…………………………………………………………………………...…45
2.2 Диагностический инструментарий исследования………………...50
2.3 Динамика развития коммуникативной компетенции студентов-психологов с помощью тренинга………………………………………………58
Выводы по второй главе………………………………………………….94
Заключение…………………………………………………………………...….98
Список литературы…………………………………………………………...105
Приложения……………………………………………………………………119
Актуальность исследования. В настоящее время появляются новые и более высокие требования к выпускникам в сфере высшего психологического образования, это обусловлено развитием кадрового рынка, спецификой современного бизнеса, корпоративной культурой. В связи с ростом конкуренции на международном рынке труда, приоритет сегодня отдается тем, кто умеет работать в команде, достигать взаимопонимания с коллегами, способен четко выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, иначе говоря, специалисту, владеющему коммуникативной компетенцией. Потребность общества в специалистах, обладающих не только обширными профессиональными знаниями, но и развитыми социально-личностными качествами, обуславливает внимание системы образования к формированию личности обучаемого. На всех уровнях профессионального образования все более широкое распространение в подготовке учащихся получает компетентностный подход, основной задачей которого является формирование актуальной совокупности компетенций выпускника вуза как его социально значимых интегральных качеств, востребуемых сферой его деятельности и личностным развитием, подготовка не просто профессионала, обладающего определенным набором знаний, умений, навыков, но и становление «человека компетентного» с высоким уровнем нравственного и общекультурного развития, то есть субъекта со сформированным комплексом социально-личностных и общекультурных компетенций. Профессиональная подготовка психологов в вузе должна обеспечить формирование такой важной составляющей их профессионализма, как коммуникативная компетенция.
Одной из ключевых проблем становится разработка новых педагогических оснований становления современного психолога и как профессионала, и как коммуникативно развитой личности, обладающей коммуникативной компетенцией. Поиск резервов совершенствования профессиональной подготовки психолога смещается в плос»Коммуникативные и организаторские склонности становления и развития его коммуникативной компетенции. Возникает необходимость превращения образовательной высшей профессиональной школы в единое творчески развивающее образовательное пространство, способствующее становлению и развитию у студентов-психологов творческой компетенции как фактора успешной самореализации в профессии и предпосылки компетентной поддержки творческого развития учащихся.
В отечественной педагогической науке компетентностный подход уже достаточно разработан. Основные его положения сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегии модернизации содержания общего образования». Благодаря трудам В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, А.К Марковой, Л.М. Митиной, Е.М. Сартаковой, Н.А. Селезневой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и других ученых в отечественной науке уже сложились основы теории компетентностного подхода, хотя все еще ведутся оживленные научные дискуссии по вопросам терминологии, классификации компетенций, их сущностных и структурных характеристик.
Однако, несмотря на плюрализм мнений, научное сообщество приходит к методологическим и концептуальным консенсусам по данной проблематике. В качестве «согласованного определения понятия «компетенция» один из первых российских исследователей и разработчиков процесса интеграции России в Болонский процесс В.И. Байденко предлагает дефиницию академика РАО И.А. Зимней, а также определение, заявленное в европейском проекте TUNING, вместившее в себя богатую семантику смыслов. «Компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы действий), системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях…».
Известно значительное количество исследований по проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов в условиях высшего образования (А.С. Андриенко, М.В. Долгих, Н.Н. Ломакина, М.В. Трегубенкова и др.), однако недостаточно глубоко изучен вопрос о формировании коммуникативной компетенции у будущих психологов, обучающихся на младших курсах, что обусловливает актуальность исследования.
Основываясь на положениях психологической науки о том, что: человек является субъектом общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); компетенция человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); профессионализм включает компетенции (А.К. Маркова), И.А. Зимняя разделяет ключевые компетенции на три группы:
– компетенции, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности: компетенции здоровьесбережения компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции; компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;
– компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми: компетенции социального взаимодействия; компетенции в общении;
– компетенции, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах: компетенция познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий.
По мнению Е.М. Сартаковой, в состав социально-личностных компетенций входят компетенции, связанные с отношением человека к себе как личности (личностная компетенция) и относящиеся к личности как субъекту межличностного общения (коммуникативная компетенция).
Личностная (персональная) компетенция включает: интраперсональную; самопознания и саморазвития; самопланирования; самореализации и самоактуализации; управления временем; здоровьесбережения.
В состав коммуникативной компетенции входят: компетенция межличностного общения; владение информационно-коммуникационными технологиями; поведения в конфликтной ситуации; осуществления групповой деятельности; лидерства.
Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике позволяет выделить ряд противоречий:
между требованием работодателей к высокому уровню коммуника-тивных компетенций сотрудников и недостаточным уровнем их развития у выпускников вузов;
между имеющимся научным потенциалом в области психологии и недостаточной степенью его реализации в процессе формирования коммуникативной компетенции у будущих психологов на младших курсах обучения;
между необходимостью использования педагогических технологий формирования коммуникативных компетенций у студентов-психологов младших курсов и слабой разработкой теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов.
Систематизация обозначенных противоречий, эмпирический анализ состояния процесса формирования коммуникативной компетенции у будущих психологов (на младших курсах обучения) и имеющихся резервов определили направление и характер исследования.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью разработки теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов и недостаточностью имеющегося научного и содержательно-технологического обеспечения данного процесса.
С учетом выделенных противоречий и сформулированной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов».
Таким образом, актуальность данного исследования на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на подготовку не просто хорошего исполнителя профессиональных функций, но и субъекта, способного к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности и социальной мобильности; субъекта, владеющего способностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; обладающего готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина, к свободному и ответственному поведению в различных социальных ситуациях. Сформированные коммуникативные компетенции позволят студентам-психологам эффективно использовать свои возможности в планировании, организации и выполнении любых видов деятельности, реализации путей личностного развития, выстраивать межличностные отношения в различных жизненных сферах с учетом особенностей социальной ситуации, социальных норм и окружающих условий, сотрудничать с коллегами, группой и обществом в целом.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнить понятие коммуникативной компетенции, раскрыть сущность, структуру и содержание коммуникативной компетенции, выявить специфику и условия формирования коммуникативной компетенции у студентов психологов младших курсов, обобщить существующий опыт по данной проблематике, разработать теоретическую модель формирования коммуникативной компетенции у студентов психологов младших курсов, методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативных компетенций у студентов – психологов младших курсов, поскольку, как показывает анализ педагогической теории и практики по данной проблематике, существующее и широко применяемое в вузах учебно-методическое обеспечение преимущественно ориентировано на передачу знаний, развитие определенных навыков, умений, и в силу своих объективных особенностей не позволяет сформировать необходимый уровень коммуникативной компетенции студентов-психологов младших курсов.
На научно-практическом уровне актуальность исследования детерминируется отсутствием адекватной требованиям ФГОС ВПО методики и технологии формирования коммуникативной компетенции студентов-психологов младших курсов.
Объект исследования – образовательный процесс в вузе, способствующий формированию коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Предмет исследования – подходы, принципы, средства, методы и технологии формирования коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Цель исследования – выявление теоретико-методологических основ и технологий формирования коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной .......................................................
Одной из ключевых проблем становится разработка новых педагогических оснований становления современного психолога и как профессионала, и как коммуникативно развитой личности, обладающей коммуникативной компетенцией. Поиск резервов совершенствования профессиональной подготовки психолога смещается в плос»Коммуникативные и организаторские склонности становления и развития его коммуникативной компетенции. Возникает необходимость превращения образовательной высшей профессиональной школы в единое творчески развивающее образовательное пространство, способствующее становлению и развитию у студентов-психологов творческой компетенции как фактора успешной самореализации в профессии и предпосылки компетентной поддержки творческого развития учащихся.
В отечественной педагогической науке компетентностный подход уже достаточно разработан. Основные его положения сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегии модернизации содержания общего образования». Благодаря трудам В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, А.К Марковой, Л.М. Митиной, Е.М. Сартаковой, Н.А. Селезневой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и других ученых в отечественной науке уже сложились основы теории компетентностного подхода, хотя все еще ведутся оживленные научные дискуссии по вопросам терминологии, классификации компетенций, их сущностных и структурных характеристик.
Однако, несмотря на плюрализм мнений, научное сообщество приходит к методологическим и концептуальным консенсусам по данной проблематике. В качестве «согласованного определения понятия «компетенция» один из первых российских исследователей и разработчиков процесса интеграции России в Болонский процесс В.И. Байденко предлагает дефиницию академика РАО И.А. Зимней, а также определение, заявленное в европейском проекте TUNING, вместившее в себя богатую семантику смыслов. «Компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы действий), системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях…».
Известно значительное количество исследований по проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов в условиях высшего образования (А.С. Андриенко, М.В. Долгих, Н.Н. Ломакина, М.В. Трегубенкова и др.), однако недостаточно глубоко изучен вопрос о формировании коммуникативной компетенции у будущих психологов, обучающихся на младших курсах, что обусловливает актуальность исследования.
Основываясь на положениях психологической науки о том, что: человек является субъектом общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); компетенция человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); профессионализм включает компетенции (А.К. Маркова), И.А. Зимняя разделяет ключевые компетенции на три группы:
– компетенции, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности: компетенции здоровьесбережения компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции; компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;
– компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми: компетенции социального взаимодействия; компетенции в общении;
– компетенции, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах: компетенция познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий.
По мнению Е.М. Сартаковой, в состав социально-личностных компетенций входят компетенции, связанные с отношением человека к себе как личности (личностная компетенция) и относящиеся к личности как субъекту межличностного общения (коммуникативная компетенция).
Личностная (персональная) компетенция включает: интраперсональную; самопознания и саморазвития; самопланирования; самореализации и самоактуализации; управления временем; здоровьесбережения.
В состав коммуникативной компетенции входят: компетенция межличностного общения; владение информационно-коммуникационными технологиями; поведения в конфликтной ситуации; осуществления групповой деятельности; лидерства.
Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике позволяет выделить ряд противоречий:
между требованием работодателей к высокому уровню коммуника-тивных компетенций сотрудников и недостаточным уровнем их развития у выпускников вузов;
между имеющимся научным потенциалом в области психологии и недостаточной степенью его реализации в процессе формирования коммуникативной компетенции у будущих психологов на младших курсах обучения;
между необходимостью использования педагогических технологий формирования коммуникативных компетенций у студентов-психологов младших курсов и слабой разработкой теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов.
Систематизация обозначенных противоречий, эмпирический анализ состояния процесса формирования коммуникативной компетенции у будущих психологов (на младших курсах обучения) и имеющихся резервов определили направление и характер исследования.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью разработки теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов и недостаточностью имеющегося научного и содержательно-технологического обеспечения данного процесса.
С учетом выделенных противоречий и сформулированной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов».
Таким образом, актуальность данного исследования на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на подготовку не просто хорошего исполнителя профессиональных функций, но и субъекта, способного к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности и социальной мобильности; субъекта, владеющего способностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; обладающего готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина, к свободному и ответственному поведению в различных социальных ситуациях. Сформированные коммуникативные компетенции позволят студентам-психологам эффективно использовать свои возможности в планировании, организации и выполнении любых видов деятельности, реализации путей личностного развития, выстраивать межличностные отношения в различных жизненных сферах с учетом особенностей социальной ситуации, социальных норм и окружающих условий, сотрудничать с коллегами, группой и обществом в целом.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнить понятие коммуникативной компетенции, раскрыть сущность, структуру и содержание коммуникативной компетенции, выявить специфику и условия формирования коммуникативной компетенции у студентов психологов младших курсов, обобщить существующий опыт по данной проблематике, разработать теоретическую модель формирования коммуникативной компетенции у студентов психологов младших курсов, методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативных компетенций у студентов – психологов младших курсов, поскольку, как показывает анализ педагогической теории и практики по данной проблематике, существующее и широко применяемое в вузах учебно-методическое обеспечение преимущественно ориентировано на передачу знаний, развитие определенных навыков, умений, и в силу своих объективных особенностей не позволяет сформировать необходимый уровень коммуникативной компетенции студентов-психологов младших курсов.
На научно-практическом уровне актуальность исследования детерминируется отсутствием адекватной требованиям ФГОС ВПО методики и технологии формирования коммуникативной компетенции студентов-психологов младших курсов.
Объект исследования – образовательный процесс в вузе, способствующий формированию коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Предмет исследования – подходы, принципы, средства, методы и технологии формирования коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Цель исследования – выявление теоретико-методологических основ и технологий формирования коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной .......................................................
В ходе выполнения работы были решены все задачи. Решение первой задачи позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативной компетенции студентов психологов с помощью тренинга.
На основе теоретического анализа уточнено, ЧТО коммуникативная компетенция - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативные компетенции – это совокупность личностных свойств человека, интегрирующих ценностно-смысловое отношение к самому себе, окружающим людям и деятельности, которые призваны обеспечивать эффективное взаимодействие человека с социумом и в профессиональной деятельности.
Теоретически обосновано, что коммуникативная компетенция рассматривается большинством авторов, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в ситуациях личностного взаимодействия. В состав компетенции включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты. Коммуникативная компетенция в профессиях типа «человек — человек» становится профессионально значимой, а для профессии психолога коммуникативная компетенция является основополагающей, т. к. профессия психолога предполагает постоянное общение с людьми.
Основополагающими коммуникативной компетенции являются социальная идентичность и диалогичность, поскольку социальная идентичность как способность к осознанию и принятию собственной индивидуальности, целостности собственного Я и готовность к самоопределению в социуме в определенный момент жизненного пути в соответствии с истинными ценностями социальной действительности определяет непротиворечивость личностных тенденций с требованиями и нормами общества, иными словами, ее сформированность детерминирует адекватное восприятие личности себя в социуме, способность жить в гармонии с собой и окружающим миром. Диалогичность есть способность к внемлющему, слышащему отношению к собеседнику как к равноправному Другому, готовность строить уважительные................................................
На основе теоретического анализа уточнено, ЧТО коммуникативная компетенция - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативные компетенции – это совокупность личностных свойств человека, интегрирующих ценностно-смысловое отношение к самому себе, окружающим людям и деятельности, которые призваны обеспечивать эффективное взаимодействие человека с социумом и в профессиональной деятельности.
Теоретически обосновано, что коммуникативная компетенция рассматривается большинством авторов, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в ситуациях личностного взаимодействия. В состав компетенции включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты. Коммуникативная компетенция в профессиях типа «человек — человек» становится профессионально значимой, а для профессии психолога коммуникативная компетенция является основополагающей, т. к. профессия психолога предполагает постоянное общение с людьми.
Основополагающими коммуникативной компетенции являются социальная идентичность и диалогичность, поскольку социальная идентичность как способность к осознанию и принятию собственной индивидуальности, целостности собственного Я и готовность к самоопределению в социуме в определенный момент жизненного пути в соответствии с истинными ценностями социальной действительности определяет непротиворечивость личностных тенденций с требованиями и нормами общества, иными словами, ее сформированность детерминирует адекватное восприятие личности себя в социуме, способность жить в гармонии с собой и окружающим миром. Диалогичность есть способность к внемлющему, слышащему отношению к собеседнику как к равноправному Другому, готовность строить уважительные................................................
Подобные работы
- Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов при обучении письменной речи в жанре аннотации к научной статье: когнитивный подход
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование установки на безопасный образ жизни младших школьников при изучении окружающего мира (Педагогика и психология начального образования, Сыктывкарский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных компетенций при изучении глагольной фразеологии немецкого и русского языков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



