Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект развития коммуникативной компетенции студентов-психологов с помощью тренинга ………………………………..15
1.1 Понятие коммуникативной компетенции в отечественной психологии ………………………………………………………………………....15
1.2 Особенности коммуникативной компетенции психолога и необходимость ее развития в период обучения в ВУЗе ………………...22
1.2.1. Коммуникативная компетенция психолога, как основополагающая характеристика профессиональной деятельности…………………………………………………………………..22
1.2.2. Критериальные и уровневые характеристики формирования коммуникативной компетенции студентов-психологов………………26
1.3. Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетенции…………………..………………….........…37
Выводы по первой главе……………………………………………….....42
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния тренинга на уровень коммуникативной компетенции студентов-психологов…………………..…45
2.1 Методология и методика построения экспериментальной работы…………………………………………………………………………...…45
2.2 Диагностический инструментарий исследования………………...50
2.3 Динамика развития коммуникативной компетенции студентов-психологов с помощью тренинга………………………………………………58
Выводы по второй главе………………………………………………….94
Заключение…………………………………………………………………...….98
Список литературы…………………………………………………………...105
Приложения……………………………………………………………………119
Актуальность исследования. В настоящее время появляются новые и более высокие требования к выпускникам в сфере высшего психологического образования, это обусловлено развитием кадрового рынка, спецификой современного бизнеса, корпоративной культурой. В связи с ростом конкуренции на международном рынке труда, приоритет сегодня отдается тем, кто умеет работать в команде, достигать взаимопонимания с коллегами, способен четко выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, иначе говоря, специалисту, владеющему коммуникативной компетенцией. Потребность общества в специалистах, обладающих не только обширными профессиональными знаниями, но и развитыми социально-личностными качествами, обуславливает внимание системы образования к формированию личности обучаемого. На всех уровнях профессионального образования все более широкое распространение в подготовке учащихся получает компетентностный подход, основной задачей которого является формирование актуальной совокупности компетенций выпускника вуза как его социально значимых интегральных качеств, востребуемых сферой его деятельности и личностным развитием, подготовка не просто профессионала, обладающего определенным набором знаний, умений, навыков, но и становление «человека компетентного» с высоким уровнем нравственного и общекультурного развития, то есть субъекта со сформированным комплексом социально-личностных и общекультурных компетенций. Профессиональная подготовка психологов в вузе должна обеспечить формирование такой важной составляющей их профессионализма, как коммуникативная компетенция.
Одной из ключевых проблем становится разработка новых педагогических оснований становления современного психолога и как профессионала, и как коммуникативно развитой личности, обладающей коммуникативной компетенцией. Поиск резервов совершенствования профессиональной подготовки психолога смещается в плос»Коммуникативные и организаторские склонности становления и развития его коммуникативной компетенции. Возникает необходимость превращения образовательной высшей профессиональной школы в единое творчески развивающее образовательное пространство, способствующее становлению и развитию у студентов-психологов творческой компетенции как фактора успешной самореализации в профессии и предпосылки компетентной поддержки творческого развития учащихся.
В отечественной педагогической науке компетентностный подход уже достаточно разработан. Основные его положения сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегии модернизации содержания общего образования». Благодаря трудам В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, А.К Марковой, Л.М. Митиной, Е.М. Сартаковой, Н.А. Селезневой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и других ученых в отечественной науке уже сложились основы теории компетентностного подхода, хотя все еще ведутся оживленные научные дискуссии по вопросам терминологии, классификации компетенций, их сущностных и структурных характеристик.
Однако, несмотря на плюрализм мнений, научное сообщество приходит к методологическим и концептуальным консенсусам по данной проблематике. В качестве «согласованного определения понятия «компетенция» один из первых российских исследователей и разработчиков процесса интеграции России в Болонский процесс В.И. Байденко предлагает дефиницию академика РАО И.А. Зимней, а также определение, заявленное в европейском проекте TUNING, вместившее в себя богатую семантику смыслов. «Компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы действий), системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях…».
Известно значительное количество исследований по проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов в условиях высшего образования (А.С. Андриенко, М.В. Долгих, Н.Н. Ломакина, М.В. Трегубенкова и др.), однако недостаточно глубоко изучен вопрос о формировании коммуникативной компетенции у будущих психологов, обучающихся на младших курсах, что обусловливает актуальность исследования.
Основываясь на положениях психологической науки о том, что: человек является субъектом общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); компетенция человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); профессионализм включает компетенции (А.К. Маркова), И.А. Зимняя разделяет ключевые компетенции на три группы:
– компетенции, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности: компетенции здоровьесбережения компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции; компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;
– компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми: компетенции социального взаимодействия; компетенции в общении;
– компетенции, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах: компетенция познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий.
По мнению Е.М. Сартаковой, в состав социально-личностных компетенций входят компетенции, связанные с отношением человека к себе как личности (личностная компетенция) и относящиеся к личности как субъекту межличностного общения (коммуникативная компетенция).
Личностная (персональная) компетенция включает: интраперсональную; самопознания и саморазвития; самопланирования; самореализации и самоактуализации; управления временем; здоровьесбережения.
В состав коммуникативной компетенции входят: компетенция межличностного общения; владение информационно-коммуникационными технологиями; поведения в конфликтной ситуации; осуществления групповой деятельности; лидерства.
Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике позволяет выделить ряд противоречий:
между требованием работодателей к высокому уровню коммуника-тивных компетенций сотрудников и недостаточным уровнем их развития у выпускников вузов;
между имеющимся научным потенциалом в области психологии и недостаточной степенью его реализации в процессе формирования коммуникативной компетенции у будущих психологов на младших курсах обучения;
между необходимостью использования педагогических технологий формирования коммуникативных компетенций у студентов-психологов младших курсов и слабой разработкой теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов.
Систематизация обозначенных противоречий, эмпирический анализ состояния процесса формирования коммуникативной компетенции у будущих психологов (на младших курсах обучения) и имеющихся резервов определили направление и характер исследования.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью разработки теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов и недостаточностью имеющегося научного и содержательно-технологического обеспечения данного процесса.
С учетом выделенных противоречий и сформулированной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов».
Таким образом, актуальность данного исследования на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на подготовку не просто хорошего исполнителя профессиональных функций, но и субъекта, способного к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности и социальной мобильности; субъекта, владеющего способностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; обладающего готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина, к свободному и ответственному поведению в различных социальных ситуациях. Сформированные коммуникативные компетенции позволят студентам-психологам эффективно использовать свои возможности в планировании, организации и выполнении любых видов деятельности, реализации путей личностного развития, выстраивать межличностные отношения в различных жизненных сферах с учетом особенностей социальной ситуации, социальных норм и окружающих условий, сотрудничать с коллегами, группой и обществом в целом.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнить понятие коммуникативной компетенции, раскрыть сущность, структуру и содержание коммуникативной компетенции, выявить специфику и условия формирования коммуникативной компетенции у студентов психологов младших курсов, обобщить существующий опыт по данной проблематике, разработать теоретическую модель формирования коммуникативной компетенции у студентов психологов младших курсов, методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативных компетенций у студентов – психологов младших курсов, поскольку, как показывает анализ педагогической теории и практики по данной проблематике, существующее и широко применяемое в вузах учебно-методическое обеспечение преимущественно ориентировано на передачу знаний, развитие определенных навыков, умений, и в силу своих объективных особенностей не позволяет сформировать необходимый уровень коммуникативной компетенции студентов-психологов младших курсов.
На научно-практическом уровне актуальность исследования детерминируется отсутствием адекватной требованиям ФГОС ВПО методики и технологии формирования коммуникативной компетенции студентов-психологов младших курсов.
Объект исследования – образовательный процесс в вузе, способствующий формированию коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Предмет исследования – подходы, принципы, средства, методы и технологии формирования коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Цель исследования – выявление теоретико-методологических основ и технологий формирования коммуникативной компетенции у студентов – психологов младших курсов.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной .......................................................
В ходе выполнения работы были решены все задачи. Решение первой задачи позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативной компетенции студентов психологов с помощью тренинга.
На основе теоретического анализа уточнено, ЧТО коммуникативная компетенция - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативные компетенции – это совокупность личностных свойств человека, интегрирующих ценностно-смысловое отношение к самому себе, окружающим людям и деятельности, которые призваны обеспечивать эффективное взаимодействие человека с социумом и в профессиональной деятельности.
Теоретически обосновано, что коммуникативная компетенция рассматривается большинством авторов, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в ситуациях личностного взаимодействия. В состав компетенции включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты. Коммуникативная компетенция в профессиях типа «человек — человек» становится профессионально значимой, а для профессии психолога коммуникативная компетенция является основополагающей, т. к. профессия психолога предполагает постоянное общение с людьми.
Основополагающими коммуникативной компетенции являются социальная идентичность и диалогичность, поскольку социальная идентичность как способность к осознанию и принятию собственной индивидуальности, целостности собственного Я и готовность к самоопределению в социуме в определенный момент жизненного пути в соответствии с истинными ценностями социальной действительности определяет непротиворечивость личностных тенденций с требованиями и нормами общества, иными словами, ее сформированность детерминирует адекватное восприятие личности себя в социуме, способность жить в гармонии с собой и окружающим миром. Диалогичность есть способность к внемлющему, слышащему отношению к собеседнику как к равноправному Другому, готовность строить уважительные................................................
1. Абдрафикова, А.Р. Развитие гуманистической парадигмы в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. / А.Р. Абдрафикова. – Казань, 2005 – 22 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : Из-бранные психологические труды [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогическо-го процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – Минск, 1990. – 560 с.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст] [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 517 с.
6. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Вып. 2. – Л. : ЛГУ, 1974. – С. 3-15.
7. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого само-развития [Текст] / В.И. Андреев. – Казань : Центр инновационных техноло-гий, 2000. – 608 с.
8. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 135-138.
9. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе [Текст] / С.И Архангельский. – М.: Высш. шк., 1974. – 209 с.
10. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М. : Издательство МГУ, 1990. – 367 с.
11. Ахматов, А.Ф. Педагогика гуманизма: теоретико-методические материалы для учителей школ, преподавателей и студентов педвузов [Текст] / А.Ф. Ахматов. – . М. : Прометей, 1992. – 52 с.
12. Ахметшина, Ю.В. Развитие социально-личностной компетенции студентов экономического вуза [Текст] / Ю.В. Ахметшина // Высшее образование сегодня. – №2. – 2009. – С. 35-38.
13. Бажанов, В.А. Рефлексия в современном науковедении [Текст] / В.А. Бажанов // Рефлексивные процессы и управление. – 2002. – №2. – Т. 2. – С. 73-89.
14. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие [Текст] / В.И. Байденко. – Москва, 2006.– 54 с.
15. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие [Текст] / В.И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
16. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. – 1984-1985. – М., 1986.
17. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. – М. : Художественная литература, 1979. – 412 с.
18. Бергенское коммюнике. Европейское пространство высшего об-разования: достижение целей. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Берген, Норвегия, 19-20 мая 2005 г.) / [Электронный ресурс] – URL: http://bologna.mgimo.ru/documents.php?cat_id=8&doc_id=22
19. Бермус, А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] /А.Г. Бермус // Известия МСАО. – 2004. – №2. – 98-107.
20. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетент-ностного подхода в образовании [Текст] / А.Г. Бермус // Интернет-журнал "Эйдос". – 10 сентября, 2005 / [Электронный ресурс] – URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
21. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс / М. : Прогресс, 2004. – 421 с.
22. Берулава, М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации об-разования [Текст] / М.Н. Берулава // Педагогика, 1994. – № 5. – С. 21-25.
23. Берулава, М.Н. Современные проблемы гуманизации образования / М.Н.Берулава // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2003/ – № 2 (195) / [Электронный ресурс] – URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2003/vestniksf195-02/vestniksf195-02030.htm
24. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век [Текст] /В.С. Библер. –М. : Политиздат, 1990. - 413 с.
25. Бирюкова, Т.И. Формирование личностных компетентностей студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка [Текст] : дисс. … канд. пед. наук / Т.И. Бирюкова. – Карачаевск. – 2009. – 213 с.
26. Блинова, Т. И.. Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе [Текст] : дисс.... канд. пед. наук / Т.И. Блинова. – Иркутск, 2003. –235 c.
27. Бобрышов, С.В. Историко-педагогическое исследование раз-вития педагогического знания: методология и теория [Текст] : монография / С.В. Бобрышов // – Ставрополь : СКСИ, 2006. – 300 с.
28. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения [Текст] / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 9. – С.24.
29. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) [Текст] /Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464с.
30. Бойко В.В. Метод диагностики коммуникативной толерантности [Текст] / В.В. Бойко // Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Изд. 10-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 668-679.
31. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель образо-вания: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.
32. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М. : Издательство: АСТ, 2008. – 811 с.
33. Бондаревская, Е.В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория[Текст] / Е.В. Бондаревская // Школа духовности. – 1999. – № 5. – С.41-52.
34. Бондаревская, Е.В., Газман, О.С., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В. Кульневич / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва – Ростов-н/. : Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с. [Электронный ресурс] – URL: http://uchebauchenyh.narod.ru/books/books/books.htm
35. Боуэн, М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход [Текст] / М.В.-Б. Боуэн // Вопросы психологии. – 1992. – №3-4. – С.24.
36. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке [Текст] / А.В. Брушлинский // Психол. журнал, 1991-1993. – № 6. – Т. 12-14. – С. 3-10.
37. Валеева, Р.А. Воспитание в педагогических системах ХIХ-ХХ вв // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы [Текст] / Р.А. Валеева. - М. : Агентство «Изд.сервис», 2004. – С. 61-69.
38. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е.Е. Вахромов – М. : Международная педагогическая академия, 2001. – С. 47.
39. Вахромов, Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека [Текст] / Е.Е. Вахромов // HPSY.RU : Публикации / [Электронный ресурс – URL: http://hpsy.ru/public/x049.htm
40. Веденина, Л .Г. Теория межкультурной коммуникации и значе-ние слова [Текст] / Л.Г. Веденина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 72-75.
41. Войлокова, Е.А. Проектирование социально-личностных компетенций студентов экономических специальностей в условиях современного университета [Текст] : автореферат дисс. ... канд. пед. наук / Войлокова Е.А. – Санкт-Петербург, 2011. –24 с.
42. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Т.4. – М., 1984. – С. 255.
43. Выготский, Л.С. Культурно-историческая теория развития выс-ших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3, М. : Педагогика, 1982-1984.
44. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман // Новые ценности образования. Выпуск 2. – М. – 1995. – С. 16-45.
45. Газман, О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости [Текст] / О.С. Газман // Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоис-точниках : учебное пособие / О.С. Газман / Под ред. Б.З. Вульфова, Иванова В.Д. – М. : Изд-во УРАО, 1997. – С. 112-113.
46. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
47. Горбунов, А.П. Инновационная система формирования социально-личностных компетенций (на примере ПГЛУ) [Текст] / Горбунов А.П. – Пятигорск. – 2008 / [Электронный ресурс] – URL: http://www.pglu.ru/information/administration/rector/detail.php?ID=7083
48. Григорьева, Е.Н. Формирование социальной компетенции у бу-дущих инженеров в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе [Текст] : дисс. …канд. пед. наук / Е.Н. Григорьева. – Чебоксары, 2008. – 242 с.
49. Громыко, Ю.В., Давыдов, В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования [Текст] / Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов // Методология педагогики: сб. статей. – М., 1997. – Вып. 4.
50. Гуляева, С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке [Текст] / С.П.Гуляева. – Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. – 73с.
51. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998. – 336 с.
52. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и пробле-мы современного мира [Текст] / Под ред. В.Л. Полякова, Н.И. Элиасберг. – М., 1992. – 192 с.
53. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] В.В. Давыдов - М. : Педагогика, 1986 г. - 240с
54. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище [Текст] / Ж. Делор. – Париж : UNESCO, 1996. – 53 с.
55. Дементьева, Т.Н. Гуманизация образовательного процесса в школе полного дня [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Т.Н. Дементьева. – Ря-зань, 2008 – 207 с.
56. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н. Джуринский – Москва. : Владос-Пресс, 2003. – 400 c.
57. Дистервег, Адольф “О природосообразности и культуросообразности в обучении” [Электронный ресурс] – URL: http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Diesterweg/Diesterweg_Adolf_Nature_and_Culture.htm
58. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения Источник: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
59. Есенина, Н.Е. Использование средств информационных и коммуникационных технологий в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку [Текст] : дисс. … канд. пед. наук / Н.Е. Есенина. – Москва: ИИО РАО, 2006. – 258 с.
60. Жоглина, Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз) [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Г.Г. Жоглина. – Пятигорск, 1998 – 148 с.
61. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпрета-ция [Текст] / В.И. Загвязинский. – М. : «Academa», 2001. – 188 с.
62. Закон Российской Федерации «Об образовании» / [Электронный ресурс] – Режим доступа : URL: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php#glava1
63. Зарецкий, В.К. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач [Текст] / В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 112-117.
64. Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. - 129 с.
65. Зеер, Э., Заводчиков, Д. Идентификация универсальных компе-тенций выпускников работодателем [Текст] / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Выс-шее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 38-45.
66. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург : Росс. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. – 170 с.
67. Зеер, Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, Е.Г. Лопес. – Екатеринбург : Рос. гос. проф. ун-т, 2007. – 129 с.
68. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова, Н.О. Профориентология: Теория и практика [Текст] : Учебное пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004 – 192 с.
69. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньков-ский. – Екатеринбург, 1995. - 347 с.
70. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс] – URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.html
71. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос" - 5 мая 2006 / [Электронный ресурс] – URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
72. Зимняя, И.А. Компетенция и компетенция [Текст] / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2004. № 6. – С.13-17.
73. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 480 с. / [Электронный ресурс] – URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtml
74. Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность [Текст] / И.А. Зимняя // Социальная работа / Отв. ред. И.А. Зимняя. Вып. №2. – М., 1992. – С. 13.
75. Зотова, О.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза [Текст]: ав-тореф. дисс. … канд. псих. наук / О.Н. Зотова. – Ставрополь. – 2006. – 22 с.
76. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] : учеб. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
77. Ильязова, М.Д. Компетенция, компетенция, квалификация - ос-новные направления современных исследований [Текст] / М.Д. Ильязова // Столица – 2008. – № 1. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.sibcol.ru/modules.php?name=Method&file=print&pid=58
78. Исаев, И.Ф. О модели профессиональной педагогической культуры учителя [Текст] / И.Ф. Исаев // Проблемы и перспективы развития профессиональной деятельности учителя: Сб. научных статей. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2000. – С. 41-45.
79. Исакова, Т.В. Развитие социальной компетенции как фактор со-циального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. [Электронный ресурс] – URL: http://drs-krepysh.tyumen/ru/gallery/09 -11106/message.doc.
80. Кара-Мурза, С.Г. Уничтожение интеллекта / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс] – URL: http://9e-maya.ru/forum/index.php?topic=33.0
81. Карпов, А.В., Скитяева, И.М. Психология рефлексии. [Текст] / А.В. Карпов, А.В. ,И.М. Скитяева. – Ярославль : Аверс Пресс, 2002. – 304 с.
82. Компетентностная модель современного педагога: учебн. пособие / О.В. Акулова и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 158 с.
83. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М .: Просвещение, 1989. – 254 с.
84. Котова, И.Б. ІІІиянов, Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики [Текст] / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – Ростов-н/Д. : Изд-во РПГУ. – 144 с.
85. Котова, И.Б. Психология личности в России. Столетие развития [Текст] / И.Б. Котова. – Ростов на/Д. : Изд-во РПГУ. – 1994. – 294 с.
86. Котова, И.Б., Шиянов, Е.Н. Философско-гуманистические осно-вания педагоги к[Текст] / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – Ростов-н/Д.: Изд-во РПГУ. – 1997. – 80с.
87. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для студентов пед. вузов / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256с.
88. Краткий психологический словарь [Текст] / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. : Политиздат,1985. – 431 с.
89. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М., 1985. – 305 с.
90. Ландшеер, В. Концепция «минимальной» компетенции[Текст] / В. Ландшеер // Перспективы: Вопросы образования. – 1988. – №1. – С. 6-7.
91. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С.3-12.
92. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образова-нии? [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. – №1. – С. 3-6.
93. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. произведения: В 2 т. Т. 3. – М., 1983. – С. – 153.
94. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1960. – № 1. – С. 3-14.
95. Лопатин, Е.А. Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе [Текст] : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Е.А. Лопатин. – Рязань. – 2009. – 22 с.
96. Лызь, Н.А., Лызь, А.Е. Компетентностно-ориентированное обу-чение: опыт внедрения инноваций [Текст] / Н.А. Лызь, А.Е. Лызь // Высшее образование в России. – 2009. – № 6. – С. 28-36.
97. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя [Текст] / А.К. Маркова // Советская педагогика. – 1990. – № 8.
98. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова – М., 1993. – С.7.
99. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. – 478 с.
100. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. [Текст] / А.Г. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997. – 430 с.
101. Мехрабиен А., Эпштейн Н. Опросник диагностики способности к эмпатии [Текст] / А. Мехрабиен, Н. Эпштейн // Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Изд. 10-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 660-662.
102. Минияров, В.М. Педагогическая психология [Текст] / В.М. Ми-нияров. – М. : Изд-во МПСИ, 2005. – 320 с.
103. Михельсон, Л. Тест коммуникативных умений (адаптация Ю.З. Гильбуха) [Текст] / Л. Михельсон. – [Электронный ресурс] – URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html
104. Мишакина, М.Г. Компетентностный подход к обучению учащихся непрофильных классов математике и естественно-научным дисциплинам [Текст] : автореф. дисс. …канд. пед. наук / М.Г. Гришакина. – Тюмень – 2009. – 26 с.
105. Остроумова, И.Ф. Развитие коммуникативной компетенции сту-дентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса [Текст] : дисс. …канд. пед. наук / И.Ф. Остроумова. – 187 с.
106. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. – Ростов-на-Дону : "Феникс". – 1996 г. – 512 с.
107. Проблемы качества образования: Ключевые социальные компе-тентности студента [Текст] : сб. ст. / gод ред. И.А. Зимней. – М. : Уфа, 2004. – 98 с.
108. Психодиагностический тест (ПДТ) В.В. Мельникова и Л.Т. Ям-польского [Текст] / [Электронный ресурс]
109. Равен, Джон. Компетенция в современном обществе. Выявле-ние, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен; перевод с англ. В.И. Белопольского. – М. : Когито-Центр, 2002. – 396 с.
110. Роджерс, К. О групповой психотерапии [Текст] / К. Роджерс. – М., 1993. – 224 с.
111. Роджерс, К., Даймонд, Р. Диагностика социально-психологической адаптации // Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.193-197.
112. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
113. Сартакова, Е.М. Формирование социально-личностных компе-тенций студентов вузов [Текст] : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Е.М. Сартакова. – Екатеринбург, 2009. – 27 с.
114. Сахарова, Н. С. Категории «компетенция» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н.С. Сахарова // Вестник ОГУ. – 1999. – № 3. – С. 51-58.
115. Селезнева, Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования [Текст] / Н.А.Селезнева // Высшее образование сегодня. – 2009. –№ 4. – С. 3-9.
116. Сидоркина, Т.Ю. Социально-личностные компетентности как результат профессионального самоопределения подростка в современной системе образования [Текст] / Т. Ю. Сидорокина // Всероссийская виртуальная конференция «Содействие выбору профессии: мифы и реальность». – 1-15 октября 2008. – [Электронный ресурс] – URL: http://kkub.ucoz.ru/publ/9-1-0-58.html
117. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с. – [Электронный ресурс]
118. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 415с.
119. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. – - М. : Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с. / [Электронный ресурс]
120. Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология [Текст] / Е.А. Сорокоумова – СПб. : «Питер», 2009. – 176 с. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.fictionbook.ru/author/elena_aleksandrovna_sorokoumova/pedagogicheskaya_psihologiya
121. Теория и практика воспитания [Текст] : учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. – Рязань: Феникс, 2007. – 508 с.
122. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: в 2-х т. [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный институт. - 1126 с.
123. Филатова, М., Волкова, Л. Социальные компетенции и современное образование [Текст] / М. Филатова, Л. Волкова // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 65-73.
124. Хомутова, О.Ю. Внеаудиторная работа студентов как важный элемент формирования компетенций будущего управленца // Электронный вестник. Выпуск № 25. Декабрь 2010 / [Электронный ресурс] – URL: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2010/25/Khomutova.pdf
125. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированного образования [Текст] / А. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
126. Хуторской, А. Образовательные компетенции в дидактике и методике личностно-ориентированного обучения [Текст] / А. Хуторской // Известия МСАО. – 2003. – № 2. – С. 167-171.
127. Шлангман, М.К. Развитие профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку [Текст] : дисс. … канд. пед. наук / М.К. Шлангман. – Москва. – 2004. – 148 с.
128. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в со-временной школе [Текст] / И.С. Якиманская.. – М. : Сентябрь, 1996. – 96 с.
129. Якунин, В.А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / В.А. Якунин. – Европ. ин-т экспертов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А. : Изд-во "Полиус", 1998. - 639 с.
130. Ярецкий, В.Ю. Формирование профессиональной компетентно-сти специалиста социальной работы в образовательном процессе вуза [Текст] : автореф. дисс. … канд. пед. наук / В.Ю. Ярецкий. – Москва. – 2006. – 25 с.