Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функции музыки в генезисе западной культуры (методология культурологического исследования)

Работа №17405

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы21
Год сдачи2006
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
644
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования
Одной из традиционных областей культурологического исследования выступает искусство и музыка как его вид. Анализ роли и функций музыки в
культуре способствует не только пониманию сущности этого вида искусства,
но и культуры в целом. Еще Конфуций утверждал, что состояние государства
и нравственное здоровье населения отражаются в музыке этой страны. Однако
результаты существующих исследований функций музыки носят противоречивый характер. Они скорее относятся к возможному, а не к действительному
бытию музыки в культуре. Методика выявления функций музыки в большинстве культурологических исследований не отрефлексирована и нуждается в
обосновании. Зачастую методы выявления функций музыки заимствуются без
критической переработки из других научных дисциплин. Противоречия в результатах исследований функций музыки создают проблемную ситуацию, актуализирующую значимость темы диссертационного исследования.
Подобная ситуация вызвана тем, что культурология является относительно молодой научной дисциплиной и даже среди непарадигмальных наук социально-гуманитарного цикла отличается разнообразием подходов, школ и направлений. Возникшая как результат встречного движения философии культуры и ряда эмпирических наук культурология до сих пор не имеет общепризнанного предмета исследования и методов, специфицирующих ее как самостоятельную научную дисциплину. В то же время знания культурологического
характера особенно востребованы на современном этапе развития западной
культуры, характеризуемом качественными изменениями во всех ее сферах.
Причем изменениями, имеющими диаметрально противоположные оценки: от
крайне оптимистических до крайне пессимистических.
Нам представляется, что одной из насущных задач философии как общей
методологии является разработка методов, релевантных специфике культурологического исследования. Реализация философией своих методологических
функций должна способствовать развитию культурологии как строгой научной
дисциплины, чьи результаты имеют достаточно высокую степень общезначимости. Разработка метода выявления и анализа функций музыки, релевантного
культурологическому исследованию, имеет, таким образом, ярко выраженный
методологический аспект актуальности.
Многие музыковеды, в том числе В. Медушевский, считают, что в науке
обозначился интерес сейчас не столько к отдельным дисциплинам, сколько к
цельной картине устроения музыки и её роли в современной ситуации. Однако
чтобы понять роль и функции музыки в современной западной культуре, необходимо выявить и понять функции музыки в истоках, генезисе этой культуры.
Как считают многие исследователи (например, К. Ясперс), ключ к пониманию
явлений той или иной культуры находится в процессе ее возникновения. Поэтому, чтобы понять роль музыки в современной культуре, необходимо обратиться к функциям музыки на этапе ее возникновения. Не только разработка
метода выявления и анализа функций музыки, но и его реализация на материале генезиса западной культуры представляется необходимым и своевременным.
Степень научной разработанности проблемы
Исследования функций музыки начинаются с Пифагора и возникновения
философской мысли. В античности этой проблемой занимались Платон, Аристотель и их последователи. Отдали должное этой проблеме Аристоксен, Никомах, Плутарх, Птолемей, Порфирий и Аристид Квинтилиан.
В средние века проблеме функций музыки уделяли внимание Климент
Александрийский и его приемник Афанасий, Августин Аврелий и Григорий
Великий, Боэций, Алкуин, Гвидо из Ареццо, Эриугена, Бернар Клеровский,
Альберт Великий, Фома Аквинский и др.
В Новое время этой проблемы касались Р. Декарт, Г.В. Лейбниц,
Дж.Б. Вико, Э.Б. де Кондильяк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.Г. Баумгартен,
И.Г Зульцер, М. Мендельсон, Г.Э. Лессинг, и др. Великие немцы И. Кант,
И.В. Гете, Ф. Шиллер, Г.В.Ф. Гегель также не обошли стороной эту проблему.
Проблема функций музыки выше перечисленными мыслителями решалась в рамках общефилософских проблем и теорий, а также, начиная с эпохи
Возрождения, в рамках проблемы функций искусства. С возникновением эстетики как философской дисциплины эта проблема почти всецело перешла под
ее юрисдикцию и стала составной частью проблемы функций искусства. В
отечественной философско-эстетической мысли с той или иной степенью подробности эту тему исследовали М.С. Каган, А.Я. Зись, Е.Е. Громов,
Ю.Б. Борев, Л.Н. Столович, Н.И. Киященко, В.М. Видгоф и многие другие
мыслители.
В философии и эстетике очень часто функции музыки выводились из метафизических и онтологических представлений. Выведенные таким образом
функции были безадресными или, точнее, были два «адресата»: мир и человек.
Причем эти «адресаты» были трансцендентными или выступали, другими словами, как вневременные и непространственные сущности. Да и музыка, которую рассматривали представители трансцендентализма, часто была не реально
звучавшая музыка, а musica speculativa, музыка, взятая в аспекте ее возможного бытия. Во многом такой подход сохраняется не только в философии, где он
представляется уместным и обоснованным, но и в теоретическом музыкознании и некоторых культурологических исследованиях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования и намечаются перспективы дальнейшего развития исследования.


Крымова Л.М. Музыка на ранних этапах развития западноевропейской
культуры. – Томск: Оптимум, 2005. – 43 с.
2. Крымова Л.М. Проблема стилевого воспитания в курсе музыкальнотеоретических дисциплин // Образование и искусство в формировании
целостной личности: Сборник материалов Всероссийской научнометодической конференции (Томск, декабрь 2002 г.) / Под ред.
В.М. Видгофа. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2005. – С. 207-210.21
3. Крымова Л.М. Язычество в творчестве композиторов // Религиозность современной России и православие: Сборник материалов Всероссийской
научной конференции (Кемерово, ноябрь 2003 г.) – Кемерово: Изд-во Кемеровской гос. академии культуры и искусств, 2003. – С. 117-121.
4. Крымова Л.М. Обновление языка в музыкальной культуре // Культура и
коммуникации: глобальные и локальные измерения / Под общ. ред.
Ю.В. Петрова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004. – С. 343-352.
5. Крымова Л.М. Символика в вокальном творчестве Э. Денисова // Современное музыкальное искусство: Материалы Межрегиональной научнопрактической конференции (Томск, апрель 2004 г.) – Томск: Изд-во Департамента по культуре Томской области, 2004. – С. 83-86.
6. Крымова Л.М. К вопросу о соотношении музыки и действительности //
Музыкальное искусство: из глубины веков в век XXI: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Томск, ноябрь 2004 г.) –
Томск: Изд-во Департамента по культуре Томской области, 2004 г. –
С. 13-16.
7. Крымова Л.М. Философские взгляды П. Рикера // Музыкальное искусство: из глубины веков в век XXI: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Томск, ноябрь 2004 г.) – Томск: Изд-во Департамента по культуре Томской области, 2004. – С. 17-19.
8. Крымова Л.М. Учение П. Рикера о мимесисе // Музыкальное искусство:
из глубины веков в век XXI: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Томск, ноябрь 2004 г.) – Томск: Изд-во Департамента по культуре Томской области, 2004. – С. 188-190.
9. Крымова Л.М. Музыка как предмет философского исследования // Материалы региональной научно-методической конференции «Организация
самостоятельной работы студентов (Томск, февраль 2005 г.): В 2-х ч. Ч. 2.
– Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2005. – С. 50-53.
10. Крымова Л.М. Специфика исследования музыки в философии культуры //
Материалы региональной научно-методической конференции «Организация самостоятельной работы студентов (Томск, февраль 2005г.): В 2-х ч.
Ч. 2. – Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2005. – С. 53-57.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ