Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (на материалах курса химическая технология материалов современной энергетики)

Работа №17384

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы22
Год сдачи2006
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Высшее профессиональное образование, связанное с подготовкой квалифицированных кадров, работающих в атомной энергетической промышленности в России, переживает период модернизации. Переход к цивилизованной рыночной экономике ставит проблему подготовки элитных специалистов для успешной работы на предприятиях Росатома. Кроме того, во многих малых и средних городах России сосредоточены уникальные производства, оборонные предприятия, атомные электростанции, исследовательские институты и учреждения, которые остро нуждаются в современных квалифицированных инженерах. Непрерывное повышение их уровня знаний, навыков и умений, необходимо в связи с большей открытостью, выходом отрасли на международный уровень сотрудничества и совершенствованием новых технологий, переходом на конверсионные технологии, обменом опыта по переработке ядерного топлива между разными странами. В настоящее время большая часть учебных материалов, ранее засекреченных, становятся открытыми, однако во многом устаревшая учебная литература и ограниченное ее количество в фондах библиотек, приводит к тому, что студенты не имеют достаточного доступа к периодическим и специальным изданиям и отраслевым материалам. Возникает социально-педагогическое противоречие между новыми условиями обучения студентов «закрытых» специальностей и недостаточностью современной и систематизированной информации, необходимой в процессе обучения. Проблема в значительной степени может быть решена путем разработки и создания современных и доступных учебных материалов по специальным направлениям высшей профессиональной подготовки, в частности по специальности химическая технология материалов современной энергетики (ХиТМСЭ).
В условиях информационного общества происходит стремительный прогресс качественного изменения технологических процессов производства на основе внедрения новых современных технологий. В результате специальные знания и опыт быстро устаревают, теряют былую значимость и актуальность. Возникает проблема передачи большого объема профессиональных знаний при ограниченности резервов времени традиционных учебных занятий и доступной литературы, а также способности студентов к восприятию необходимой информации. Это приводит к необходимости широкого использования новых подходов к организации учебного процесса, применения различных педагогических форм и методов обучения студентов.
В связи с информатизацией и инновационными процессами в образовании появилась возможность создания и использования современных электронных учебных материалов с применением информационных технологий. Но, несмотря на непрерывно растущий уровень компьютеризации сферы образования, следует отметить низкую эффективность применения компьютерной техники в процессе преподавания и дефицит качественных современных электронных средств по профилирующим инженерным дисциплинам. В этой связи актуальна проблема обеспечения образовательного процесса инновационными разработками, соответствующими современным требованиям информатизации.
Таким образом, в системе профессионального обучения и подготовки специалистов для атомной и химической промышленности можно выделить следующие противоречия:
- при достаточном количестве накопленной специализированной учебной информации, отсутствует ее систематизация в виде учебных методических разработок;
- несмотря на постоянно растущую комплектацию факультетов и
кафедр технических вузов современными электронными и
компьютерными средствами ставится задача рационального
использования их в учебном процессе;
- в условиях развития системы проектирования учебных программ на основе компетентностного, профессионально-ориентированного подхода к обучению в должной степени не отработана технология организации самостоятельной работы студентов с использованием электронных средств.
Проблемой исследования является создание современных дидактических материалов с использованием компьютерных технологий и применение их в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза.
Цель исследования: обосновать содержание, структуру, принципы создания электронного учебно-методического комплекса и разработать технологию обучения, обеспечивающую эффективную профессиональную подготовки студентов технического вуза на их основе.
Объект исследования - процесс подготовки специалистов в техническом
вузе.
Предмет исследования - подготовка студентов технического вуза к профессиональной деятельности с применением электронного учебно-методического комплекса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении приводятся основные выводы диссертационного исследования:
1. На основании теоретического анализа научной, педагогической и специальной литературы проведено исследование современного состояния высшего технического образования. Отмечено, что модернизация российского образования направлена в сторону развития концепции инновационного обучения. Рассмотрены современные педагогические технологии и методы обучения, отмечено, что все большее распространение получают методы активного обучения для повышения качества профессиональной подготовки студентов технического вуза.
2. Выявлены принципы применения информационных технологий в образовательном процессе. Проведен анализ современных средств учебного назначения, электронных образовательных комплексов, их назначения, выявлены принципы проектирования, требования, структура и функциональное назначение основных компонентов электронных обучающих комплексов.
3. На основе выявленных дидактических принципов активизации познавательной деятельности студентов разработано программно-методическое и дидактическое обеспечение основных компонентов электронного УМК (конспекта лекций, учебного пособия, автоматизированной системы контроля знаний, программы моделирования технологических процессов), использование которых обеспечивает эффективность обучения химической технологии.
4. Разработана и внедрена технология применения УМК в образовательном процессе. Эффективности учебно-познавательной деятельности студентов с применением электронного УМК способствует: индивидуализация учебного процесса, применения эффективных компьютерных способов представления информации, комплексное методическое обеспечение учебного процесса, предполагающее целостность формирования профессиональных знаний студентов, активная познавательная деятельность.
5. Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования, и показали эффективность применения в учебном процессе электронного учебно-методического комплекса как средства эффективной профессиональной подготовки студентов технического вуза.



1. Гузеев В. В. Лукьянец С. В., Гузеева Т.И. Дьяченко А.Н. Методологические аспекты обучения и тестирования студентов химиков и технологов с использованием системы визуального программирования // Вестник ТГУ, март 2002г. - Выпуск № 207. - С.37-40. (авторские - 1 с.)
2. Гузеев В.В., Лукьянец С.В. Современный подход к изучению курса химической технологии редкоземельных элементов с помощью интерактивного программирования // Открытое образование. - Москва, 2002. - № 2. - С.23-25. (авторские - 2с.)
3. Гузеев В.В., Лукьянец С.В., Вегнер Е.В., Головина П.В. Создание и использование тестирующей программы для проверки знаний студентов // Открытое образование. - Москва, 2003г. - № 5. - С.10-14. (авторские - 4с.)
4. Гузеев В.В., Лукьянец С.В. Некоторые принципы обучения студентов на ЭВМ химико-технологических специальностей // Проблемы и практика инженерного образования. Технический университет: дистанционное инженерное образование: Доклады III Международной научно-практической конференции. - Томск: Изд-во ТПУ, 1998. - С.131. (авторские - 0,5с.)
5. Guzeev V.V., Lukyanets S.V., Guzeeva Т.І. The use of the computer for training and testing of student on chemical technology subject // KORUS'98. The second Russian-Korean international symposium on science and technology. - Томск: Изд-во ТПУ, 1998. - С.241. (авторские - 0,5с.)
6. Guzeev V.V., Lukyanets S.V. Organization of independent work of the student at study of technical disciplines // Современные техника и технологии - 2002: Труды VIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. - Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - С.209¬210. (авторские - 1,5с.)
7. Гузеев В.В., Лукьянец С.В. Методы демонстрации лекционного материала при помощи некоторых компьютерных программ // Инженерная педагогика. - Москва, 2002г. Выпуск № 3. - С.69-75. (авторские - 4с.)
8. Лукьянец С.В., Дьяченко А.Н. Методика компьютерного обучения студентов технологов методам переработки уранового сырья // Проблемы геологии и освоения недр: Сборник докладов VI Международного симпозиума имени академика М.А. Усова. Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - С.453-454. (авторские - 0,7с.)
9. Технология получения диоксида урана и других тугоплавких соединений для керамического ядерного топлива [Электронный ресурс]: учебное пособие / сост. Жиганов А.Н., Гузеев В.В., Лукьянец С.В. Учебное пособие рекомендовано УМО МО РФ для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Химическая технология материалов современной энергетики». - Северск, 2002.- 328с.
10. Гузеев В.В., Лукьянец С.В. Как может помочь компьютер в обучении. // Открытое и дистанционное образование анализ опыта и перспективы развития: Материалы Международной конференции / Под ред. С.А. Безносюка. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - С.120-123. (авторские - 2с.)
11. Гузеев В.В. Лукьянец С.В, Гузеева Т.И., Дьяченко А.Н. Возможности компьютерного обучения // Инженер XXI века: Сборник трудов
Международного симпозиума. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Пб. техн. ун-та, 2002г. - С.426-431. (авторские - 2с.)
12. Лукьянец С.В., Гузеев В. В., Скобченко М.Е. Метод визуального программирования при обучении химической технологии инженеров-химиков // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы IX Международной научно-методической конференции.- Кемерово: Изд-во КемГУ, 2002г. - С. 119-120. (авторские - 1 с.)
13. Гузеев В. В. Лукьянец С. В. Современные информационные технологии в подготовке специалистов для Минатома // Проблемы непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для предприятий и организаций Минатома РФ: Труды Межотраслевой научно- методической конференции. - Северск: Изд-во СГТИ, 2003г. - С.151-154. (авторские - 2с.)
14. Лукьянец С. В., Гузеев В.В. Создание и методика применения «деловой игры» в учебном процессе при подготовке инженеров химиков - технологов // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции-выставки. - Томск: Изд-во ТГУ, 2003г. - С.81-83. (авторские - 2с.)
15. Лукьянец С. В. Разработка и применение учебно-методического комплекса для обучения химической технологии // Информационные технологии в образовании: Сборник трудов XIII Международной конференции. Часть.4. - Москва: Просвещение, 2003г. - С. 293-294.
16. Гузеев В. В., Лукьянец С.В., Медведева М. К., Буйновский А.С. Разработка на базе современных компьютерных технологий методов практической подготовки студентов-технологов и специалистов для предприятий Минатома России // Научно-инновационное сотрудничество Научная сессия МИФИ- 2004: Сборник научных трудов III научно- технической конференции. Часть.2. - Москва: Изд-во МИФИ, 2004г. - С.136-137. (авторские - 0,5с.)
17. Гузеев В.В., Лукьянец С. В., Медведева М. К. Описание работы с программой тестирования «Беседа» и обработки полученных результатов. Методические указания // Выставка-ярмарка III научно- технической конференции «Научно-инновационное сотрудничество». - Северск, 2004г. - 8с. (авторские - 5с.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ