Концепт «рынок» в современной публицистике
|
Аннотация 2
Введение 4
1. Основные категории современной когнитивной лингвистики 7
1.1. Понятие концепта 7
1.2. Понятие концептосферы 15
Выводы 18
2. Концептуальная структура текста в языковой картине мира и место в
ней концепта «рынок» 20
2.1. Понятие языковой картины мира 20
2.2. Текст как проявление языковой картины мира 22
2.3. Концепт «рынок» в языковой картине мира 26
Выводы 32
3. Анализ концепта «рынок» в современных публицистических текстах.
3.1. Концепт «рынок» и слово «рынок» 34
3.2. Отражение темы «рынок» в современных словарях 38
Выводы 43
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Введение 4
1. Основные категории современной когнитивной лингвистики 7
1.1. Понятие концепта 7
1.2. Понятие концептосферы 15
Выводы 18
2. Концептуальная структура текста в языковой картине мира и место в
ней концепта «рынок» 20
2.1. Понятие языковой картины мира 20
2.2. Текст как проявление языковой картины мира 22
2.3. Концепт «рынок» в языковой картине мира 26
Выводы 32
3. Анализ концепта «рынок» в современных публицистических текстах.
3.1. Концепт «рынок» и слово «рынок» 34
3.2. Отражение темы «рынок» в современных словарях 38
Выводы 43
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Понятие концепта - одно из основных в лингвистической науке. В современной лингвистике выделяют два основных направления в исследовании концепта: когнитивный (Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.) и лингвокультурологический, или лингвокультурный (В.И. Карасик, Ю.С. Степанов и др.). Эти «подходы различаются векторами по отношению к индивиду: лингвокогнитивный концепт - это направление от индивидуального сознания к культуре, а лингвокультурный концепт - это направление от культуры к индивидуальному сознанию» [20 Карасик, 139; 48 Слышкин, 19]. Концепт исследуется с разных сторон: национально¬
культурная специфика, способы и средства его организации и т.п.
Концепт «рынок» является фрагментом картины мира и занимает одну из основных позиций в системе национальных ценностей. В работе дается описание специфики функционирования концепта «рынок» через его вербализацию в русском языке, а также определенных различий, связанных с отношением к деньгам представителей русской культуры.
Структура концепта «рынок» раскрывается через средства его вербального выражения, закрепленные в лексикографических источниках (словарях) и в современной публицистике (газетах, журналах). Под вербальными средствами выражения концепта понимается совокупность используемых для обозначения концепта «рынок» языковых средств: лексических, фразеологических, паремических единиц, метафор и др.
Обращено внимание на анализ именований «рынок», взятых из
толковых, фразеологических словарей, словарей синонимов Словарные источники помогли составить первичное представление о концепте «рынок» и языковых средствах его выражения.
Актуальность данного исследования определяется важностью концепта «рынок» в системе ценностей человека.
Объект исследования - концепт «рынок» как фрагмент ценностной картины мира.
Предмет исследования - структура концепта «рынок» с точки зрения его общих (универсальных) и культурно-специфических составляющих.
Целью исследования является изучение концепта «рынок» в русской языковой картине мира через средства и способы его вербализации.
Задачи исследования:
- определить основные подходы к пониманию концепта в современных лингвистических исследованиях и выделить его основные характеристики;
- определить основные характеристики концептосферы, а также национальной и языковой картин мира;..
культурная специфика, способы и средства его организации и т.п.
Концепт «рынок» является фрагментом картины мира и занимает одну из основных позиций в системе национальных ценностей. В работе дается описание специфики функционирования концепта «рынок» через его вербализацию в русском языке, а также определенных различий, связанных с отношением к деньгам представителей русской культуры.
Структура концепта «рынок» раскрывается через средства его вербального выражения, закрепленные в лексикографических источниках (словарях) и в современной публицистике (газетах, журналах). Под вербальными средствами выражения концепта понимается совокупность используемых для обозначения концепта «рынок» языковых средств: лексических, фразеологических, паремических единиц, метафор и др.
Обращено внимание на анализ именований «рынок», взятых из
толковых, фразеологических словарей, словарей синонимов Словарные источники помогли составить первичное представление о концепте «рынок» и языковых средствах его выражения.
Актуальность данного исследования определяется важностью концепта «рынок» в системе ценностей человека.
Объект исследования - концепт «рынок» как фрагмент ценностной картины мира.
Предмет исследования - структура концепта «рынок» с точки зрения его общих (универсальных) и культурно-специфических составляющих.
Целью исследования является изучение концепта «рынок» в русской языковой картине мира через средства и способы его вербализации.
Задачи исследования:
- определить основные подходы к пониманию концепта в современных лингвистических исследованиях и выделить его основные характеристики;
- определить основные характеристики концептосферы, а также национальной и языковой картин мира;..
Термин «концепт», несмотря на давнюю историю, в исследованиях переосмысливался не один раз. Тем не менее, единого понимания концепта пока еще не сложилось. В любом случае содержание термина «концепт» выходит за рамки строго лингвистического подхода.
В работе за основу концепта взято определение Е. Кубряковой, по определению которой концепт - это «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга... всей картины мира, отраженной в человеческой психике».
Не менее значимым оказалось и определение концептосферы как совокупности концептов нации. Это определение было впервые дано Д.С. Лихачевым и прочно вошло в когнитивную лингвистику. В настоящее время концептосферу понимают и в широком, и в узком смысле. В широком смысле концептосфера определенной лингвокультуры является своего рода условием или ситуацией, в рамках которой мы воспринимаем метафорический смысл. В более узком смысле концептосфера одной лингвокультуры состоит из множества частных концептосфер, охватывающих значимые для нее сферы.
Входя в ту или иную концептосферу, концепты различаются не только конкретным своим содержанием, но и тем местом, какое они занимают в данной концептосфере, степенью своей актуальности, характером связи с другими концептами, средствами своего воплощения и т.п.
В концептосферу рыночных отношений, зафиксированных в публицистических изданиях (газетах, журналах), входят концепты рынок, деньги, бизнес и др.
Для концепта и концептосферы важно определение языковой картины мира, которая представляет собой совокупность представлений о мире, заключенных в значении разных слов и выражений данного языка, складывается в некую единую систему взглядов, или предписаний, и «навязывается» в качестве «обязательной» всем носителям языка. Не менее значимо понятие национальной картины мира, т.е. языковой картины мира конкретной нации, конкретного народа. Национально-культурная специфика концептов заключается в различиях содержания концептов при тождестве их типов...
В работе за основу концепта взято определение Е. Кубряковой, по определению которой концепт - это «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга... всей картины мира, отраженной в человеческой психике».
Не менее значимым оказалось и определение концептосферы как совокупности концептов нации. Это определение было впервые дано Д.С. Лихачевым и прочно вошло в когнитивную лингвистику. В настоящее время концептосферу понимают и в широком, и в узком смысле. В широком смысле концептосфера определенной лингвокультуры является своего рода условием или ситуацией, в рамках которой мы воспринимаем метафорический смысл. В более узком смысле концептосфера одной лингвокультуры состоит из множества частных концептосфер, охватывающих значимые для нее сферы.
Входя в ту или иную концептосферу, концепты различаются не только конкретным своим содержанием, но и тем местом, какое они занимают в данной концептосфере, степенью своей актуальности, характером связи с другими концептами, средствами своего воплощения и т.п.
В концептосферу рыночных отношений, зафиксированных в публицистических изданиях (газетах, журналах), входят концепты рынок, деньги, бизнес и др.
Для концепта и концептосферы важно определение языковой картины мира, которая представляет собой совокупность представлений о мире, заключенных в значении разных слов и выражений данного языка, складывается в некую единую систему взглядов, или предписаний, и «навязывается» в качестве «обязательной» всем носителям языка. Не менее значимо понятие национальной картины мира, т.е. языковой картины мира конкретной нации, конкретного народа. Национально-культурная специфика концептов заключается в различиях содержания концептов при тождестве их типов...
Подобные работы
- Политическая публицистика в деловых СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Концепт «экономика» в современных публицистических текстах
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - ОСКОРБЛЕНИЕ КАК ИЛЛОКУТИВНЫЙ
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ (10.02.19)
Диссертации (РГБ), языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Концепт «Деньги» в современных публицистических текстах
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ПУБЛИЦИСТИЧНОСТИ И РЕПОРТАЖНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ГТРК «КРАСНОЯРСК»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Женские журналы: лингвоаксиологический аспект
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Современная региональная политика как определяющий фактор
развития индустрии кино в Приморском крае
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - «Мемы» как новая форма карикатуры (опыт зарубежных СМИ)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Цинизм и эпатаж в журналистике: сущность, цели, содержание (на примере публицистики Александра Невзорова)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022





