Введение З
Глава 1. Художественный символизм поэтического произведения
1.1 Понятие и виды художественных символов
1.2 Значение и функции художественного символа в поэтическом произведении 15
Глава 2. Художественная символика в поэмах Марины Цветаевой как фактор раскрытия содержания произведения 25
2.1 Специфика художественной символики в поэме Марины Цветаевой «Поэма Горы» 25
2.2 Особенности художественной символики в поэме Марины Цветаевой «Поэма Конца» 41
Заключение 49
Список использованной литературы 54
Актуальность исследования обусловлена тем, поэтика Марины Цветаевой является ярким примером выражения лингвоэстетического принципа символизма в поэзии в целом. Поэзия Цветаевой представляет собой необычный мир, наполненные уникальными символами, не существовавшими ранее, символами, в которых абстрактное выражается через частное и внутренние переживания и противоречия автора выражаются в символах. Произведения Марины Цветаевой наполнены художественными символами, представляющими собой сгусток смыслов и художественных приемов.
Марина Цветаева неразрывно связана с историей отечественной поэзии и литературы в целом и анализ произведений позволяет изучить особенности символизма русской поэзии ХХ века в целом. Сильной стороной произведений Цветаевой являются созданные при помощи символов ярко красочные образы.
Как поэту, Цветаевой удалось при помощи совершенно необычных слов- символов создать собственный мир, который, конечно, не всегда понятен читателю, но всегда волнующий и притягательный. Художественный символ в поэзии Марины Цветаевой представляет собой ярко созданный образ, имеющий скрытое, «знаковое» значение. Символ и характеризуется знаковостью, и направлен не на то, чтобы скрыть что-то от читателей, но, наоборот, раскрыть более глубоко. Художественный символ служит средством выразительности и создается поэтом для того, чтобы подчеркнуть заложенное в произведении особое, скрытое значение. Словесные символы, созданные Цветаевой, представляют собой особый вид знаний, который является результатом субъективного отражения поэтом объективной реальности. Совершенно очевидно, что Цветаева видела явления и феномены объективной реальности совершенно по-своему, и отразила их в своем символическом мире...
Проведенный анализ художественной символики в поэмах Марины Цветаевой позволил сделать следующие основные выводы.
Художественный символ в поэтическом произведении представляет собой центр самого произведения, из которого исходит бесчисленное количество радиусов (смыслов). Символ представляет собой образ, в котором каждый видит что-то общее и в то же время что-то сугубо индивидуальное.
Смыслов художественного символа в поэтическом произведении может быть большое количество, каждый смысл кроме содержания является особенно красивым. Символы на самом деле не нужно разгадывать или интерпретировать, символы воздействуют на чувственный, иррациональный мир и позволяют человеку не читать поэтическое произведение, но чувствовать смысл.
Понять тайну художественных символов в поэтическом произведении до конца невозможно. Символы имеют определенную цель, символы выполняют функцию обнаружения чего-то неявного, скрытого, не лежащего на поверхности, непредсказуемого. Символ и должен выполнят данную функцию.
Художественный символ представляет собой яркий художественный образ, который помещается в поэтическое произведение между строк, который кодируется автором и расшифровывается читателем. Символ не требует разъяснения, направлен на внутренние иррациональные чувства и переживания.
Внутреннее содержание художественного символа представляет собой множество связанных с объектом смыслов. Символ имеет место там, где язык создает сложно организованные знаки и где смысл, не довольствуясь указанием на предмет, одновременно указывает и на другой смысл, способный раскрыться только внутри и посредством первого смысла. Ведущей функцией художественных символов в поэтическом произведении является возбуждающая функция, намерение привести в действие определенные силы, вызвать путем употребления символа направленные изменения в окружающем мире, в частности, в сознании читателя в мире человеческих отношений...
1. Александров, В. Ю. Загадка в поэтической структуре поэмы М. Цветаевой «Молодец» / В. Ю. Александров // Анализ художественного произведения. - Киров, 1993. - С.8-15.
2. Асоян, A. A. Орфические мотивы в лирике Марины Цветаевой // М.И. Цветаева: Сборник научных статей. - Сургут, 2003. С. 31-33.
3. Белкина, М. И. Скрещение судеб. Попытка Цветаевой, двух последних лет ее жизни. Попытка времени, людей, обстоятельств / М. И. Белкина. - Москва, 1992. - 138 с.
4. Бородавкина, О. М. Концепт «Конь» в творчестве М. Цветаевой / О. М. Бородавкина // На путях к постижению Марины Цветаевой. Девятая цветаевская международная научно-тематическая конференция. - М., 2002. С. 394-400.
5. Брюсов, В. Марина Цветаева. Версты: Стихи (М.: Костры, 1921) / В. Брюсов // Марина Цветаева в критике современников: В 2 частях Часть 1. - Москва, 2003. С. 108-109.
6. Быстрова, Е. А. Символ в художественном тексте М. Цветаевой / Е. А. Быстрова // Русский язык и литература в учебных заведениях. - 2002. - № 6. - С. 4-6.
7. Викулина, Л. А., Мещерякова И. А. Творчество Марины Цветаевой: Проблемы поэтики / Л. А. Викулина, И.А. Мещерякова. - Москва, 1998. - 213 с.
8. Гаспаров, М. Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова / М. Л. Гаспаров // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред. В. П. Нерознака. - Москва, 1997. С. 258-266.
9. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. К понятиям «тема» и «поэтический мир» // Ученые записки Тартуского государственного университета. - Тарту, 1975. Вып. 365. С. 143-167.
10. Зайнульдинов, А. А. Поэтический текст как отражение мировосприятия автора / А.А. Зайнульдинов // Разноуровневые единицы языка и их функционирование в тексте. - Санкт-Петербург, 1992. - С.18-26.
11. Зотов, С.Н. Основы анализа системы персонажей литературно-художественного произведения / С. Н. Зотов. - Таганрог: ТГПИ, 1991. - 27 с.
12. Зубова, Л. В. Язык поэзии Марины Цветаевой: (Фонетика, словообразование, фразеология) / Л. В. Зубова. - Санкт-Петербург.: Речь, 1999. - 214 с.
13. Капинос, Е. В., Куликова, Е. Ю. Лирические сюжеты в стихах и прозе ХХ века / Е. В. Капинос, Е. Ю. Куликова. - Новосибирск, 2006. - 234 с.
14. Клинг, О. А. Поэтический стиль М. Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание / О.А. Клинг // Вопросы литературы.
- 1992, № 3. - С. 31-33.
15. Коркина, Е. Б. Поэтический мир Марины Цветаевой // Цветаева М. Стихотворения и поэмы. - Москва: Норма, 2002. - 276 с...50