Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАННЯЯ ЛИРИКА М. ЦВЕТАЕВОЙ: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Работа №17753

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
783
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА, ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 7
1.1. Феноменология как метод познания 7
1.2. Феноменологические исследования в отечественном литературоведении 9
1.3. Алгоритм феноменологического анализа: рабочая модель 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ УСТАНОВОК М. ЦВЕТАЕВОЙ (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА) 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
ГЛАВА 3. «ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ» И «ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ»: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 27
3.1. «Прыжок» как сверхустановка творческого сознания Марины Цветаевой:
инобытие сказки 27
3.2. «Прыжок» как сверхустановка творческого сознания Марины Цветаевой:
инобытие Другого 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Интерес к наследию Марины Цветаевой - особенно после открытия её архивов в 2000 году - стабильно высок. Опубликованы биографические книги, в которых произведения поэтессы соотносятся с фактами ее жизни. Это книга И.В. Кудровой «Путь комет» (2007), А. Павловского «Куст рябины» (1989), А.А. Саакянц «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» (1999), В.А. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» (1992) и ряд других. Пополняется и корпус литературоведческих работ, посвящённых разным аспектам поэтического, драматического, прозаического творчества поэтессы. Как одну из наиболее фундаментальных, стоит отметить монографию И.Д. Шевеленко [Швеленко, 2015]. Автор исследует творчество Цветаевой в русле интертекстуального метода, выявляя основные мотивно-образные и тематические доминанты её текстов и пытаясь найти в них типичные для литературного процесса того времени черты .
Следует отметить, что в современном цветаеведении начальный этап литературного пути Марины Цветаевой остаётся практически за скобками . Мы считаем это упущением, ведь установки, которые определили миропонимание и самопонимание Цветаевой, её реакции на явления действительности, а также специфику художественного мира, формируются в детстве и проявляются уже в первых литературных опытах. Это отмечали такие литературоведы, как М.Л. Гаспаров [Гаспаров, 2001: 136] и И.Д. Шевеленко [Шевеленко, 2015: 36]. В существующих на сегодняшних день исследованиях творчество Цветаевой изучается как готовый продукт, как «статическое целое вне категории развития и изменения» [Шевеленко, 2015: 10]. Работы, в которых исследовались бы индивидуальные установки сознания Цветаевой, «генетическое конституирование» [Деррида, 2000] лирических текстов, выявлялся специфический текстопорождающий механизм, нам пока неизвестны.
Актуальность выбранной темы связана с методологической ориентацией нашей работы. Феноменологический «взгляд» на ранние поэтические тексты М. Цветаевой позволяет по-новому увидеть особенности поэтики автора. Сам феноменологический метод в литературоведении нуждается в расширении практики его использования, с тем чтобы уточнить его аналитические возможности.
Новизна нашего исследования определяется выбранным методом, а также материалом - ранней лирикой М. Цветаевой, недостаточно изученной в отечественном литературоведении.
Цель работы - феноменологическое объяснение особенностей поэтики ранней Цветаевой.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы феноменологического метода;
- проанализировать отечественные литературоведческие работы, выполненные в феноменологическом ключе;
- исследовать автобиографические тексты Марины Цветаевой, посвящённые детству, с целью выявления специфических установок сознания, определивших поведенческие реакции, мировосприятие юной поэтессы;
- исследовать ранние поэтические тексты Марины Цветаевой, используя феноменологический подход.
Объектом работы являются такие ментальные установки молодой Марины Цветаевой, которые определили её поэтическое «поведение», предметом - «сигналы» этих установок на уровне поэтики лирических
текстов.
Теоретическую базу составили труды Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, С.Ю. Бройтмана, Р. Ингардена, В.Н. Топорова, В.И. Тюпы, Ж. Деррида,
A. Геннепа, M. Фуко, учебники по философии под ред. А.Ф. Зотова и
B. В. Васильева, а также ряд статей о феноменологии (А.В. Аксёнова, А.Ю. Большаковой, В.Г. Одинокова, Д. Соболева, Е.В. Чепкасовой).
При исследовании текстов были использованы методы структурно-типологического и феноменологического («археологического» ) анализа.
Структура работы. Дипломная работа включает в себя три главы и заключение. Первая глава «Феноменологический подход в литературоведении: теория вопроса, практика использования в отечественной науке» посвящена феноменологии как философской и - шире - научной парадигме, а также как методу литературоведения; в ней также представлен критический обзор литературоведческих исследований, обозначенных авторами как феноменологические. Во второй главе «Феноменологический опыт реконструкции установок М. Цветаевой (на материале автобиографического творчества)» изучаются автобиографические эссе о детстве и ранние письма Марины Цветаевой, которые позволяют понять особенности мировосприятия будущей поэтессы. Третья глава «“Вечерний альбом” и “Волшебный фонарь”: опыт феноменологического анализа» содержит феноменологический анализ лирических текстов, вошедших в первые два сборника поэтессы.
Материалы исследования были апробированы на конференциях («Молодёжь и наука», Красноярск, 2013, 2015, 2016; «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», Красноярск, 2015; «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», Томск, 2016), основные тезисы нашли отражение в публикациях:
1. Яночкина П.И. Поэтика границы в лирике Марины Цветаевой // Молодежь и наука: сб. мат-лов IX Всерос. науч.-тех. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием, посвященной 385- летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. Красноярск:
Сиб. федер. ун-т, 2013. URL: http://conf.sfu-
kras.ru/sites/mn2013/section078.html .
2. Яночкина П.И. Мир сказки в ранней лирике М.П. Цветаевой //
Проспект Свободный-2015: мат-лы науч. конф., посвящённой 70-летию Великой Победы (15-25 апреля 2015 г.) [Электронный ресурс]. Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2015. URL: http://nocmu.sfu-
kras.ru/directton/src/rvMaHHTapHoe/no3THKa%20pvccKott%20H%203apv6e^ott%
20 литературы. pdf .
3. Яночкина П.И. Семиотика границы в ранней лирике М. И. Цветаевой: сказка как инобытие // Siberia_Lingua. 2015. №2. С. 162-169.
4. Яночкина П.И. Феноменология Иного в раннем творчестве Марины
Цветаевой: жизнь как текст (на материале сб. «Вечерний альбом») // Проспект Свободный-2016: мат-лы науч. конф., посвящённой Году образования в Содружестве Независимых Государств (15-25 апреля 2016 г.) [Электронный ресурс]. Красноярск: Сиб. фед. ун-т., 2016. URL:
http://nocmu.sfu-ras.ru/digest2016/src/rvMaHHTapHoe/ncTop^%20H%20no3THKa
%20pyccKott%20nHTepaTypbi%20XX-XXI%20BB.pdf .
5. Яночкина П.И. «Археология» (жизне)текста ранней М. Цветаевой (на материале сб. «Вечерний альбом») // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. мат-лов III (XVII) Междунар. конф. молодых учёных (18-23 апреля 2016 г.). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016. Вып. 17. С. 474-477.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феноменологически изучив эссе Марины Цветаевой о детстве, мы пришли к важным выводам - о специфике мировосприятия, самопонимания и взаимоотношений поэтессы с близкими людьми. Цветаева-ребёнок познавала мир творчески. Чтобы понять и принять вещь (явление, личность), ей недостаточно было узнать некоторую совокупность объективных фактов о ней; Цветаевой важно было наполнить эту вещь новым индивидуальным смыслом, переозначить. Этот процесс может быть назван семиотизацией. К частным проявлениям семиотизации мы относим «дорисовывание» реальности, гиперболизацию (например, некоторых личностных характеристик других людей). Причинами такого поведения являются «книжное» воспитание, строгость, власть и ограничения со стороны матери, «дух борьбы», бегство от прозаической реальности.
Семиотизация - это процесс, характерный для творческого сознания вообще. Поэтому мы обозначили её механизм более индивидуально - как цепочку взаимосвязанных сверхустановок сознания Марины Цветаевой: «прыжок» - «нарушение» - «присвоение», главной из которых является первая. «Прыжок» - метафора, схватывающая постоянную устремлённость/открытость Цветаевой к инобытию как объекту познания. Познание возможно только тогда, когда инобытие присваивается, наделяется новым смыслом, то есть - семиотизируется. «Прыжок» предполагает нарушение границы - очень важной и семантически нагруженной области в художественном мире поэтессы, так как фактически граница и есть основное пространство, в котором находится Цветаева: физически существуя в объективной реальности, она как бы заключает её в скобки, и ей открывается новый художественный мир.
Феноменологическое прочтение первых поэтических сборников с учётом автобиографических текстов и сформулированных установок позволило сделать выводы о принципах текстопорождения и особенностях поэтики.Выявленные ментальные установки проясняют законы цветаевского поэтического мира. Он всегда имеет два плана - реальный и инобытийный, которые объединяются границей. Именно в лиминальном пространстве существует лирическая героиня, которая не возвращается полностью в реальность, но и не пропадает навсегда в инобытии. Воображаемое пространство для героини непременно ближе и гармоничнее, чем реальность, но последняя необходима как точка опоры.
Лирическая героиня «Вечернего альбома» - ребёнок, поэтому основной формой инобытия в сборнике стала сказка, что неудивительно - маленькая Цветаева жила среди книг, они были её единственной реальностью. Сказка изображается ярко и подробно, она осязаема и динамична. «Прыжок» в неё обычно происходит с помощью проводника (Луна, Чародей, книга и др.) и сразу из пограничной области, а возвращение нежелательно или не предполагается вовсе. Цветаева в первых «сказочных» стихотворениях часто заимствовала мотивы, образы и сюжеты из народных и литературных сказок Андерсена, братьев Гримм, Перро. Цветаева в детстве - ребёнок, поэтически одаренный, воспитанный книгами - постигала реальность средствами же поэзии: «Чтобы понятъ самую простую вещь, нужно окунутъ ее в стихи, оттуда увидеть» [CC5: 28]. Окунуть в стихи - значит присвоить и нарушить границы привычного порядка вещей, переозначить. Цветаева в своих стихотворениях создавала свою реальность, жизнь перетекала в текст, а текст - в жизнь.
Сказочный мир первого сборника сменяется инобытием-прошлым в «Волшебном фонаре». Вместо конфликта «реальность - сказка» основной становится оппозиция «прошлое - настоящее - будущее». Это обусловлено взрослением Цветаевой - как психологическим, так и поэтическим. Первое предполагает экзистенциальный кризис: поэтесса на пороге взрослой жизни, детство заканчивается и вместе с ним рушатся сказочные иллюзии, настоящее не затягивает, а будущее пугает; появляется опыт столкновения со смертью других людей (матери, отца). Схватывание ускользающего прошлого, которое по привычке Цветаева ещё наделяет сказочными характеристиками, - это попытка нащупать почву под ногами в момент кризиса. Второе означает отказ от следования художественным законам, созданным другими писателями; у Цветаевой появляется потребность создать оригинальный мир. В «Волшебном альбоме» - это мир прошлого, в котором отражён индивидуальный опыт детства поэтессы.
Эти же установки проясняют принципы «перевода» знакомых Марине Цветаевой людей в художественное пространство. Она совершала «прыжок» в мир Другого, нарушала границы его индивидуального бытия, «переписывала» сценарий его - и заодно своей - жизни. Поэтесса создавала новый олитературенный образ, отталкиваясь от такой характеристики человека, которая была близка ей или которую она обнаруживала в себе самой. Этот образ мог иметь мало общего с «двойником» из реальности и нередко подменял его.
Несмотря на разный эмоциональный тон сборников, на разные формы инобытия, изображаемые Цветаевой, принципы конструирования текстов в них одинаковы и диктуются они ментальными сверхустановками поэтессы.
В дальнейшем, оперируя теми же установками и/или вычленяя возможные новые, необходимо исследовать и другие сборники Марины Цветаевой. Её зрелая лирика более интересна для исследователей, чем ранние тексты, и изучена достаточно хорошо в контексте разных лингвистических и литературоведческих методов. Тем интереснее будет взглянуть на неё с нового - феноменологического - ракурса.



1. Абрамова В.С. Опыт экзистенциально-феноменологического анализа прозы А.П. Чехова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6 (2). С. 11-17.
2. Аксенов А.В. Феноменологическая критика: за и против (заметки на полях) // Вестник ПСТГУ III: Филология. 2013. Вып. 1. (31). С. 45-62.
3. Аствацатуров А.А. Феноменология текста: игра и репрессия. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 282 с.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 316 с.
5. Болдырева Е.М. Феноменология времени - феноменология памяти: нарративная и темпоральная модель в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Культура. Литература. Язык: Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» факультета русской филологии и культуры / Под ред. М.Ю. Егорова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2013. С. 101-110.
6. Большакова А.Ю. Феноменология литературного письма: О прозе Бориса Евсеева. М.: МАКС Пресс, 2003. 126 с.
7. Большакова А.Ю. «К самим вещам!» Феноменологические
основания современного литературоведения // Филологический класс. 2016. № 3 (45). С. 68-74.
8. Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. М.: Независимая газета,1998. 205 с.
9. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики. М.: Российск. гос. туманит. ун-т, 1997. 307 с.
10. Боровикова М. Поэтика Марины Цветаевой (лирика конца 1900-х- 1910-х годов): дис. . д-ра филол. наук. Тарту: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2011. 149 с.
11. Бугаева Л.Д. Художественный нарратив и структуры опыта: сюжет перехода в русской литературе новейшего времени: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб, 2012. 40 с.
12. Воспоминания о Марине Цветаевой: сборник / сост.: Л.А. Мнухин, Л.М. Турчинский. М.: Советский писатель, 1992. 586 с.
13. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 700 с.
14. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. 198 с.
15. Данилова Т.А. Книжный код в творчестве М. Цветаевой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2007. 21 с.
16. Заусаев А.А. Феноменология места и пространства в «Письмах из- за границы» П.В. Анненкова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. №1 (46). Том 2. С. 56-58.
17. Иглтон Т. Феноменология, герменевтика, рецептивная теория // Иглтон Т. Теория литературы: Введение. М.: Территория будущего, 20 10. 291 с.
18. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М., 2005. 680 с.
19. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. 572 с.
20. Карпов Д.Л., Ширина С.А. Феноменологический анализ концепта «любовь» в тексте поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах» // Ярославский педагогический вестник. 2005. №2. С. 43-49.
21. Кекеева Т.М. Интерпретация сущности литературы в феноменологической критике и герменевтике // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Литературоведение. 2015. № 1. С. 106-110.
22. Кирьянова Е.Н. Феномен дома в ранней лирике Марины Цветаевой: автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2012. 20 с.
23. Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Семантика «границы» в картине мира Анны Ахматовой // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2012. Вып. 3. С. 55-62.
24. Кудрова И.В. Путь комет: В 3-х томах. Т.1: Молодая Цветаева. СПб: Крита: Издательство Сергея Ходова, 2007. 445 с.
25. Кулешова Т.В. Символика границы в творчестве М.И. Цветаевой // Культура народов Причерноморья. 2006. № 92. С. 102-105.
26. Лукичева К. Л. О феноменологическом подходе к изучению произведений искусства // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. №17 (79). С. 189-195.
27. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: «Языки русской культуры», 1996. 464 с.
28. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления: монография. СПб.: Искусство-СПб, 1996. 846 с.
29. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Избранные статьи. Таллинн: «Александра», 1992. Т.1. 479 с.
30. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М.: Academia, 2004. 187 с.
31. Марина Цветаева в критике современников. М.: Аграф, 2003. 653 с.
32. Медине Н.Е. Поэтика и семиотика русской литературы. М.: Языки славянской культуры, 2011. 230 с.
33. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: Ювента: Наука,1999. 606 с.
34. Немцев М.Ю. О понятии «текст» в философской герменевтике // Философия, социология, политология. 2008. С. 36-38.
35. Одиноков В.Г. Феноменологический аспект сравнительно-исторических исследований в литературоведении // Literaria Humanitas 1998. VI. С. 28-38.
36. Павлова О. А. Литературная утопия в контексте социальной коммуникации: опыт феноменологии «механизма» ремифологизации сознания // Пушкинские чтения. 2012. № XVII. С. 239-246.
37. Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М.: Эллис Лак, 1999. 816 с.
38. Савелова Л.В. Лиминальный нарратив в современной русской прозе: модель и структура // Русский след в нарратологии: мат. междунар. науч.-практич. конф. Балашов, 26-28 ноября 2012 г. Балашов, 2012. 272 с.
39. Семиозис и культура: философия и феноменология текста: Сб. науч. статей [Электронный ресурс]. Сыктывкар, 2009. Вып 5. 378 с. URL: http://K>HOCTbpoccHH^/mdex.php/articles-of-conferences/109 (Дата обращения: 23.10.16).
40. Сендерович С. Чехов - с глазу на глаз: история одной одержимости А.П. Чехова. Опыт феноменологии творчества. СПб: Дмитрий Буланин, 1994. 288 с.
41. Соболев Д. Проблемы феноменологии произведения [Электронный ресурс] // Вопросы литературы. 2012. № 1. URL:
http://ma.gazines.mss.rU/yoplit/2012/1/so11.html (Дата обращения: 14.05.16).
42. Теории, школы, концепции. Художественный образ и структура. М.: Наука, 1975. 229 с.
43. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. 301 с.
44. Турышева О.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения. М.: Флинта: Наука, 2012. 159 с.
45. Тюпа В.И. Постсимволизм: теоретические очерки русской поэзии XX в. Самара, 1998. 155 с.
46. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.
47. Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры // Успенский Б.А. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. Т.1. 608 с.
48. Феноменология [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия: в 4 т. URL: https://goo.gl/8IHWmZ (Дата обращения: 15.05.17).
49. Феноменология искусства. М.: ИФ РАН, 1996. 264 с.
50. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
51. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Трикста: Академический Проект, 2004. 685 с.
52. Херрманн Ф.-В Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Минск: Пропилеи, 2000. 192 с.
53. Хомук Н.В. Поэзия У. Уитмена в феноменологическом аспекте // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. Выпуск 8 (71). С. 100-103.
54. Цурганова Е.А. Новации зарубежного литературоведения в XX веке // Наука о литературе в XX веке: (история, методология, литературный процесс). М., 2001. С. 96-117.
55. Цветаева А.И. Воспоминания. М.: Астрель: Дом-музей Марины Цветаевой, 2012. 918 с.
56. Цветаева М.И. Собрание сочинений: В 7-ми томах. Т. :Стихотворения. М.: Эллис Лак , 1994. 640 с.
57. Цветаева М.И. Собрание сочинений: В 7-ми томах. Т. 4:
Воспоминания о современниках. Дневниковая проза. М.: Эллис Лак, 1994. 688 с.
58. Цветаева М.И. Собрание сочинений: В 7-ми томах. М.: Эллис Лак, 1994. Т. 5. 720 с.
59. Цветаева М.И. Неизданное. Сводные тетради. М.: Эллис Лак, 1997.640 с.
60. Чепкасова Е.В. Герменевтический и феноменологический подходы к анализу текста // Библиосфера. 2008. № 1. С. 39-42.
61. Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой.М.: СП «Интерпринт», 1992. 536 с.
62. Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: идеология-поэтика- идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 448 с.
63. Энгельгардт Б.М. Феноменология и теория словесности. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 459 с.
64. Эртнер Е.Н. Феноменология провинции в русской прозе конца XIX- начала XX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2005. 40 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ