Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №173715

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования речевого творчества у детей
младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 8
1.1 Речевое творчество детей младшего школьного возраста на уроках
литературного чтения 8
1.2 Методы формирования речевого творчества у детей младшего
школьного возраста 16
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию речевого
творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 20
2.1 Диагностики сформированности уровня развития речи у детей
младшего школьного возраста 20
2.2 Организация работы по развитию речевого творчества на уроках
литературного чтения 26
2.3 Повторная диагностика сформированности уровня развития речи у
детей младшего школьного возраста 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 46
Приложение Б 47
Приложение В 48
Приложение Г 49
Приложение Д 51
Приложение Е 52
Приложение Ж 53
Приложение З 54

Так как современный мир быстро меняется, социальный заказ на школьное образование также пересматривается и корректируется. Меняются цели и задачи школьного образования, которые определяются государственными документами в этой области. Поэтому переход на ФГОС является требованием современности. Так, одной из основных целей образования по ФГОС является «воспитание человека, способного понимать значение литературного чтения и выстраивать свою деятельность для достижения общего уровня речевого развития» [32].
В век информационных технологий ученики могут сами найти ответы на интересующие их вопросы. Поэтому они должны уметь работать с информацией (находить нужный материал, анализировать его, делать выводы), излагать свои мысли, ставить и задавать вопросы, работать в команде, находить нестандартные решения проблемы, применять полученные знания в повседневной жизни и другое. Сформированность данных умений зависит от способностей детей к творчеству. Именно творчество дает новое видение и новый подход в решении поставленных задач и отказ от существующих стереотипов. Речевое творчество является одним из видов творческой деятельности. Развитие речевого творчества стимулируют самостоятельную деятельность учащихся, формируют устойчивый интерес к обучению.
Важность проблемы развития речевого творчества отражена в исследованиях выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, Т. Г Шейнова и другие. Авторы исследований утверждают, что речевое творчество повышает речевую культуру учащихся и способствует их личностному развитию [5], [23], [33], [37], [42].
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования речевого творчества младших школьников на уроках литературного чтения не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать методы формирования речевого творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Объект исследования - речевое творчество младших школьников.
Предмет исследования - методы формирования речевого творчества младших школьников на уроках литературного чтения.
В ходе исследования решались следующие задачи:
• рассмотреть речевое творчество детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения;
• изучить методы формирования речевого творчества младших школьников;
• провести диагностики сформированности уровня развития речи у детей младшего школьного возраста;
• организовать работу по развитию речевого творчества на уроках литературного чтения.
• провести повторную диагностику сформированности уровня развития речи у детей младшего школьного возраста
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, опрос, количественный и качественный анализ полученных результатов, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке упражнений по развитию речевого творчества у детей младшего школьного возраста. Упражнения могут быть применимы как при преподавании литературного чтения в школе, так и вузовском курсе по методике обучения литературного чтения. Систематизированный теоретический материал, полученный при анализе и обобщении исследуемый темы, может быть использован педагогами в профессиональной деятельности и студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация материалов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Речевое творчество детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и содержит 54 страницы текстового документа, 17 рисунков, 44 использованных источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках проведенного исследования по теме: «Методы формирования речевого творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» нами была проведена следующая работа:
1. В первой главе были рассмотрены теоретические основы формирования речевого творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Мы выяснили, что проблемой развития речевого творчества в нашей стране занимались такие педагоги, как
А. Н. Гвоздев, В. Н. Дружинин, Л. А. Калинкина, А. Н. Лук и другие. Результаты исследований показали, что развитие речевого творчества является важным условием успешности прохождения образовательной программы. Благодаря речевому творчеству у учащихся активизируется интеллектуальная деятельность и, как следствие этого, повышается их успеваемость. При разработке системы творческих заданий педагог должен учитывать уровень речевой креативности школьников.
Развитию речевого творчества младших школьников на уроках литературного чтения способствует применение творческих заданий и следующих методов: проблемной ситуации, ассоциативной теории
креативности, мозгового штурма, аналогии, каталога, контрольных вопросов.
2. Во второй главе была проведена опытно - экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Базой для проведения эксперимента стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лесосибирска», учащиеся 2 «А» класса. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития речи у младших школьников. Диагностика проводилась по двум методикам: текстовая методика диагностики уровня речи младших школьников Т. А. Фотековой и методика «Назови слова» З. А. Друговой.
На формирующем этапе нами были разработаны и апробированы упражнения на уроках литературного чтения во 2 «А» классе. При разработке упражнений за основу взяли УМК «Школа России» авторов Л. Ф. Климановой и М. В. Бойкиной, в частности, учебник «Литературное чтение» для 2 класса, методы и творческие задания, описанные в первой главе.
На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика уровня развития речевого творчества у младших школьников и дана оценка эффективности использования разработанных нами упражнений. Результаты данного этапа подтвердили эффективность организации работы по развитию речевого творчества на уроках литературного чтения, проводимой на формирующем этапе. Результаты показали, что увеличилось на 5 % (по двум методикам) число учащихся, имеющих средний уровень развития речи, а число учащихся, имеющих низкий уровень развития речи, уменьшилось на 5 % (по двум методикам).
Следовательно, задачи, поставленные нами в начале исследования, решены в полном объеме.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи / М. М. Алексеева,
В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2009. - 157 с.
2. Архипова, Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е. В. Архипова // Начальная школа. - Москва : Начальная школа и образование, 2000. - № 4. - С. 35 - 39.
3. Басова, Л. В. Диагностика литературного творчества младших
школьников / Л. В. Басова, О. С. Чиркова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации : Сборник
статей по материалам XIII Всероссийской научно - практической конференции. - Йошкар - Ола : под редакцией Марийского государственного университета, 2021. - Т. 13. - С. 148 - 152.
4. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева. - Москва : Академия. - 2010. - 366 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь : сборник / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ : Хранитель, 2008. - С. 666 - 668.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470 с.
7. Груздева, М. В. Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников / М. В. Груздева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2018. - № 2. - С. 153 - 166.
8. Груздева, М. В. Особенности поэтической импровизации как
средства развития речевого творчества дошкольников и младших школьников / М. В. Груздева // В. А. Сухомлинский: Современное прочтение : Сборник статей научно-практической конференции с
международным участием. - Санкт - Петербург : под редакцией
О. В. Ковальчук, А. Е. Марон : Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», 2018. - С. 327 - 333.
9. Дружинин, В. Н. Психология творчества / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. - 2005. - № 5. - С. 101 - 109.
10. Еремеева, А. П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста : пособие для учителя / А. П. Еремеева. - Москва : НИИ школ МП РСФСР, 2004. - 119 с.
11. Запорожец, И. В. Культура речи / И. В. Запорожец. - Москва : Начальная школа, 2003. - С. 38 - 39.
12. Зазерявская, И. В. Развитие речевого творчества младших
школьников. Игры и упражнения / И. В. Зазерявская. - 2018. -
[Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/32x4Rv (дата обращения: 09.12.2022).
13. Зарипова, Г. Н. Творческие задания на уроках в начальной школе / Г. Н. Зарипова // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - С. 496 - 498.
14. Зинченко, Т. Г. Развитие речевого творчества младших
школьников / Т. Г. Зинченко. - 2017. - № 6 - 2 (22). - С. 49 - 52.
15. Каландарова, Н. Н. Развитие речевого творчества учащихся эмоционально - ценностными средствами / Н. Н. Каландарова. - Ижевск, 2004. - 22 с....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ