МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования речевого творчества у детей
младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 8
1.1 Речевое творчество детей младшего школьного возраста на уроках
литературного чтения 8
1.2 Методы формирования речевого творчества у детей младшего
школьного возраста 16
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию речевого
творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 20
2.1 Диагностики сформированности уровня развития речи у детей
младшего школьного возраста 20
2.2 Организация работы по развитию речевого творчества на уроках
литературного чтения 26
2.3 Повторная диагностика сформированности уровня развития речи у
детей младшего школьного возраста 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 46
Приложение Б 47
Приложение В 48
Приложение Г 49
Приложение Д 51
Приложение Е 52
Приложение Ж 53
Приложение З 54
Введение 5
1 Теоретические основы формирования речевого творчества у детей
младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 8
1.1 Речевое творчество детей младшего школьного возраста на уроках
литературного чтения 8
1.2 Методы формирования речевого творчества у детей младшего
школьного возраста 16
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию речевого
творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 20
2.1 Диагностики сформированности уровня развития речи у детей
младшего школьного возраста 20
2.2 Организация работы по развитию речевого творчества на уроках
литературного чтения 26
2.3 Повторная диагностика сформированности уровня развития речи у
детей младшего школьного возраста 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 46
Приложение Б 47
Приложение В 48
Приложение Г 49
Приложение Д 51
Приложение Е 52
Приложение Ж 53
Приложение З 54
Так как современный мир быстро меняется, социальный заказ на школьное образование также пересматривается и корректируется. Меняются цели и задачи школьного образования, которые определяются государственными документами в этой области. Поэтому переход на ФГОС является требованием современности. Так, одной из основных целей образования по ФГОС является «воспитание человека, способного понимать значение литературного чтения и выстраивать свою деятельность для достижения общего уровня речевого развития» [32].
В век информационных технологий ученики могут сами найти ответы на интересующие их вопросы. Поэтому они должны уметь работать с информацией (находить нужный материал, анализировать его, делать выводы), излагать свои мысли, ставить и задавать вопросы, работать в команде, находить нестандартные решения проблемы, применять полученные знания в повседневной жизни и другое. Сформированность данных умений зависит от способностей детей к творчеству. Именно творчество дает новое видение и новый подход в решении поставленных задач и отказ от существующих стереотипов. Речевое творчество является одним из видов творческой деятельности. Развитие речевого творчества стимулируют самостоятельную деятельность учащихся, формируют устойчивый интерес к обучению.
Важность проблемы развития речевого творчества отражена в исследованиях выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, Т. Г Шейнова и другие. Авторы исследований утверждают, что речевое творчество повышает речевую культуру учащихся и способствует их личностному развитию [5], [23], [33], [37], [42].
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования речевого творчества младших школьников на уроках литературного чтения не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать методы формирования речевого творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Объект исследования - речевое творчество младших школьников.
Предмет исследования - методы формирования речевого творчества младших школьников на уроках литературного чтения.
В ходе исследования решались следующие задачи:
• рассмотреть речевое творчество детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения;
• изучить методы формирования речевого творчества младших школьников;
• провести диагностики сформированности уровня развития речи у детей младшего школьного возраста;
• организовать работу по развитию речевого творчества на уроках литературного чтения.
• провести повторную диагностику сформированности уровня развития речи у детей младшего школьного возраста
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, опрос, количественный и качественный анализ полученных результатов, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке упражнений по развитию речевого творчества у детей младшего школьного возраста. Упражнения могут быть применимы как при преподавании литературного чтения в школе, так и вузовском курсе по методике обучения литературного чтения. Систематизированный теоретический материал, полученный при анализе и обобщении исследуемый темы, может быть использован педагогами в профессиональной деятельности и студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация материалов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Речевое творчество детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и содержит 54 страницы текстового документа, 17 рисунков, 44 использованных источника.
В век информационных технологий ученики могут сами найти ответы на интересующие их вопросы. Поэтому они должны уметь работать с информацией (находить нужный материал, анализировать его, делать выводы), излагать свои мысли, ставить и задавать вопросы, работать в команде, находить нестандартные решения проблемы, применять полученные знания в повседневной жизни и другое. Сформированность данных умений зависит от способностей детей к творчеству. Именно творчество дает новое видение и новый подход в решении поставленных задач и отказ от существующих стереотипов. Речевое творчество является одним из видов творческой деятельности. Развитие речевого творчества стимулируют самостоятельную деятельность учащихся, формируют устойчивый интерес к обучению.
Важность проблемы развития речевого творчества отражена в исследованиях выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, Т. Г Шейнова и другие. Авторы исследований утверждают, что речевое творчество повышает речевую культуру учащихся и способствует их личностному развитию [5], [23], [33], [37], [42].
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования речевого творчества младших школьников на уроках литературного чтения не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать методы формирования речевого творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Объект исследования - речевое творчество младших школьников.
Предмет исследования - методы формирования речевого творчества младших школьников на уроках литературного чтения.
В ходе исследования решались следующие задачи:
• рассмотреть речевое творчество детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения;
• изучить методы формирования речевого творчества младших школьников;
• провести диагностики сформированности уровня развития речи у детей младшего школьного возраста;
• организовать работу по развитию речевого творчества на уроках литературного чтения.
• провести повторную диагностику сформированности уровня развития речи у детей младшего школьного возраста
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, опрос, количественный и качественный анализ полученных результатов, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке упражнений по развитию речевого творчества у детей младшего школьного возраста. Упражнения могут быть применимы как при преподавании литературного чтения в школе, так и вузовском курсе по методике обучения литературного чтения. Систематизированный теоретический материал, полученный при анализе и обобщении исследуемый темы, может быть использован педагогами в профессиональной деятельности и студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация материалов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Речевое творчество детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и содержит 54 страницы текстового документа, 17 рисунков, 44 использованных источника.
В рамках проведенного исследования по теме: «Методы формирования речевого творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» нами была проведена следующая работа:
1. В первой главе были рассмотрены теоретические основы формирования речевого творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Мы выяснили, что проблемой развития речевого творчества в нашей стране занимались такие педагоги, как
А. Н. Гвоздев, В. Н. Дружинин, Л. А. Калинкина, А. Н. Лук и другие. Результаты исследований показали, что развитие речевого творчества является важным условием успешности прохождения образовательной программы. Благодаря речевому творчеству у учащихся активизируется интеллектуальная деятельность и, как следствие этого, повышается их успеваемость. При разработке системы творческих заданий педагог должен учитывать уровень речевой креативности школьников.
Развитию речевого творчества младших школьников на уроках литературного чтения способствует применение творческих заданий и следующих методов: проблемной ситуации, ассоциативной теории
креативности, мозгового штурма, аналогии, каталога, контрольных вопросов.
2. Во второй главе была проведена опытно - экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Базой для проведения эксперимента стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лесосибирска», учащиеся 2 «А» класса. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития речи у младших школьников. Диагностика проводилась по двум методикам: текстовая методика диагностики уровня речи младших школьников Т. А. Фотековой и методика «Назови слова» З. А. Друговой.
На формирующем этапе нами были разработаны и апробированы упражнения на уроках литературного чтения во 2 «А» классе. При разработке упражнений за основу взяли УМК «Школа России» авторов Л. Ф. Климановой и М. В. Бойкиной, в частности, учебник «Литературное чтение» для 2 класса, методы и творческие задания, описанные в первой главе.
На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика уровня развития речевого творчества у младших школьников и дана оценка эффективности использования разработанных нами упражнений. Результаты данного этапа подтвердили эффективность организации работы по развитию речевого творчества на уроках литературного чтения, проводимой на формирующем этапе. Результаты показали, что увеличилось на 5 % (по двум методикам) число учащихся, имеющих средний уровень развития речи, а число учащихся, имеющих низкий уровень развития речи, уменьшилось на 5 % (по двум методикам).
Следовательно, задачи, поставленные нами в начале исследования, решены в полном объеме.
1. В первой главе были рассмотрены теоретические основы формирования речевого творчества у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Мы выяснили, что проблемой развития речевого творчества в нашей стране занимались такие педагоги, как
А. Н. Гвоздев, В. Н. Дружинин, Л. А. Калинкина, А. Н. Лук и другие. Результаты исследований показали, что развитие речевого творчества является важным условием успешности прохождения образовательной программы. Благодаря речевому творчеству у учащихся активизируется интеллектуальная деятельность и, как следствие этого, повышается их успеваемость. При разработке системы творческих заданий педагог должен учитывать уровень речевой креативности школьников.
Развитию речевого творчества младших школьников на уроках литературного чтения способствует применение творческих заданий и следующих методов: проблемной ситуации, ассоциативной теории
креативности, мозгового штурма, аналогии, каталога, контрольных вопросов.
2. Во второй главе была проведена опытно - экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Базой для проведения эксперимента стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лесосибирска», учащиеся 2 «А» класса. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития речи у младших школьников. Диагностика проводилась по двум методикам: текстовая методика диагностики уровня речи младших школьников Т. А. Фотековой и методика «Назови слова» З. А. Друговой.
На формирующем этапе нами были разработаны и апробированы упражнения на уроках литературного чтения во 2 «А» классе. При разработке упражнений за основу взяли УМК «Школа России» авторов Л. Ф. Климановой и М. В. Бойкиной, в частности, учебник «Литературное чтение» для 2 класса, методы и творческие задания, описанные в первой главе.
На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика уровня развития речевого творчества у младших школьников и дана оценка эффективности использования разработанных нами упражнений. Результаты данного этапа подтвердили эффективность организации работы по развитию речевого творчества на уроках литературного чтения, проводимой на формирующем этапе. Результаты показали, что увеличилось на 5 % (по двум методикам) число учащихся, имеющих средний уровень развития речи, а число учащихся, имеющих низкий уровень развития речи, уменьшилось на 5 % (по двум методикам).
Следовательно, задачи, поставленные нами в начале исследования, решены в полном объеме.
Подобные работы
- Развитие мотивации к творчеству у детей младшего школьного возраста в условиях литературного клуба
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения (Детская литература с методикой преподавания с практикумом по выразительному чтению, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речи на уроках литературного чтения: методические подходы (Теоретические основы и технологии начального языкового и литературного образования)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Реализация ситуативного подхода в формировании коммуникативных умений младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Театрализация как способ развития творческих способностей обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения (Свердловский областной педагогический колледж)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





