Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА АРТ-РЫНКЕ……………………………………………..14
1.1. Основные понятия инновационного менеджмента……………………….14
1.2. Основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры…………………………………..40
1.3. Особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке………………………………………………………………………....55
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ АРТРЫНКАХ…………………………………………………………………….64
2.1. Современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка……64
2.2. Арт-менеджмент на мировом и российском рынках………………………86
2.3. Предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке………………………...100
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИЕ МУЗЕЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»………………………………...106
3.1. Общая характеристика управления музея современного искусства «Гараж»………………………………………………………………………….106
3.2. Программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием……………………………………115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… ...129
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...………………………….133
Актуальность исследования обусловлена тем, что с середины XX в. до настоящего времени массовое культурное производство традиционно связывалось с культуриндустриями, а эксклюзивное производство сопрягалось с элитарностью и персональностью. Однако, современное культурное поле, с начала прошлого века начавшее формироваться в рамках западной капиталистической парадигмы, но в процессе «макдональдизации» распространившееся по всему миру, оказывается непосредственно, скрыто или явно, сопряжено с экономикой и рынком на всех их уровнях и реализует себя через масс-маркет и медиа. Иными словами, мы являемся очевидцами формирования новой области арт-рынка. Традиционно одна из главнейших культурных институций – музей, галерея – формировала оптику на культуру и задавала художественные и эстетические тенденции своего времени. Художественные мастерские и академии занимались производством тенденциозных культурных объектов и предметов искусства, а полем реализации, потребления, распределения и конвертации являлся арт-рынок. Нынешнее участие корпораций власти (государство, церковь) и масс в производстве объектов культуры и искусства, коммодификация культуры, распространение культурных предприятий как в реальном мире, так и в интернете, появление новых образовательных дисциплин, курсов и ивентов, имеющих сопряженную с культурологией и искусствознанием направленность, а также новых технических средств и медиа по производству, репрезентации, тиражированию и документированию объектов культуры и искусства и художественных решений ставит новые вопросы и требует инновационных решений как перед культурными предприятиями, так и перед арт-рынком и его участниками. Особенно остро такой вопрос стоит касательно российского арт-рынка, поскольку он относительно европейского и американского арт-рынка прогрессивен, но еще достаточно молод.
Немаловажную роль в формировании российского арт-рынка в настоящее время играют средства массовой информации и интернет, так как в последние годы ощутимо снизились требования к цензуре и появились многочисленные медиа-каналы в социальных сетях.
Сложившаяся ситуация стала проблемой гуманитарного и экономического характера, присущей дискурсу антропологического проектирования и регулирования социальных практик, а также присущей системам культурной, социальной и экономической инженерии и национального престижа на геополитической арене. Поскольку будущее нашей страны и экономическая мощь зависят от уровня сформированности и развития национального хозяйства, в том числе от возможности эффективного менеджмента национального хозяйства в области культуры и арт-рынка, то разработка и внедрение инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятий культуры на российском арт-рынке является важной задачей, так как арт-рынок является особой областью международной торговли, оборот которой в 2017 году превысил $63,7 млрд. И именно она создаст возможности эффективного развития нового сектора национального хозяйства, основанного на объектах культурны и искусства, системы искусства и инновационного туризма.
В связи с чем возникают следующие противоречия:
- арт-рынок России стал привлекать внимание потенциальных инвесторов значительно позднее, чем аналогичные рынки США и высоко экономически развитых Европейских стран, на нем чаще стремятся использовать те технологии и подходы привлечения арт-инвестиций, которые продемонстрировали свою эффективность на этих уже сложившихся рынках. При этом не учитывается ни специфика развития российской сферы культуры в целом, ни особенности российского потребителя произведений искусства и, тем более, потенциального инвестора в арт-объекты, ни реальные ограничения для применения этих технологий в российской практике.
- Недостаточное развитие арт-рынка и длительный период ограничений открытой торговли предметами искусства привели к несостоятельности некоторых подходов, широко применяемых многими иностранными арт-дилерами.
- Долгое время арт-рынок России оставался теневым, а многие предметы искусства (в силу определенных исторических периодов) вывозились за пределы страны и продавались уже на американском или европейских арт-рынках. Это привело к установившемуся в мире взгляду на Россию как на поставщика предметов культуры и искусства, но не как на самодостаточную область мирового арт-рынка.
- Ввиду всего вышеперечисленного потребности и возможности арт-рынка в российской юриспруденции являются не проработанными достаточным образом.
- Несмотря на довольно высокий общий уровень культуры российских граждан, оптимальные модели культуры потребления и культуры коллекционирования в российском обществе еще не сформировались, что значительно затрудняет участие рядовых граждан в системе искусства и арт-рынка.
- Исключение дисциплины «Мировая художественная культура» из корпуса образовательных программ российских общеобразовательных школ препятствует пониманию российскими гражданами собственного культурного наследия и построению эффективных отношений с окружающей их современной эстетической средой, а также препятствует восприятию художественной культуры России, ее исторического эстетического опыта как неотъемлемой части мирового художественного процесса и мирового эстетического опыта.
- При достаточной доступности производства художественных и культурных объектов в российском обществе ценностные ориентиры эстетического сознания россиян отсутствуют, либо заимствуются из разных эпох СССР, историческим, политическим и культурным наследником которого является современная Россия. Парадокс заключатся в том, что ценностные ориентиры эстетического сознания россиян в таком случае оказываются синкретическим скоплением эстетических анахронизмов, что отказывает в актуальности эстетическому сознанию современных россиян.
- По этой причине потребление и коллекционирование объектов культуры и искусства является отличительной чертой представителей бизнес-класса.
- Потребительская или инвесторская аудитория из числа бизнес-класса предпочитает взаимодействовать с теми продуктами арт-рынка, которые уже пребывают в товарообороте и являются проверенными касательно их ликвидности на зарубежном арт-рынке. Это приводит к оттоку капитала за рубеж и препятствует внедрению объектов российской современной культуры и современного искусства в систему арт-рынка, что, как следствие, блокирует как развитие и жизнеспособность современного искусства в России, так и включения российского общества в современную художественную и эстетическую ситуацию.
- Потребительский спрос на объекты культуры и искусства в немалой степени определяется тенденциями, выраженными на биеннале и триеннале, в культурное поле которых российские регионы оказываются не включенными. При этом культурные институции регионов не являются в достаточной мере приспособленными в силу особенностей своего региона, объемов государственного финансирования и уровня развития инфраструктуры к проведению мероприятий такого типа и масштабов.
- Культурные институции России не обладают должным для современности уровнем развития менеджмента и маркетинга и их инновационного инструментария для участия в арт-рынке и вовлечения в него инвесторов и потребительской аудитории.
- Поскольку в практике российского арт-рынка заняты бизнесмены, постольку в российской академической научной среде отсутствует достаточная теоретическая обоснованность и язык концептуализации арт-рынка, его механизмов и процессов.
Исходя из актуальности и выявленных противоречий, определилась проблема исследования: какая система инструментов инновационного менеджмента является необходимой и эффективной для управления музеем на российском арт-рынке?
Проблема исследования выявила тему исследования: внедрение инструментов инновационного менеджмента в управление музеем на российском арт-рынке (на примере музея современного искусства «Гараж»).
Целью исследования является создание необходимой и эффективной для управления музеем на российском арт-рынке системы инструментов инновационного менеджмента.
Объект исследования – управление предприятием (музеем) на российском арт-рынке.
Предмет исследования – обеспечение работы системы инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятием (музеем) на российском арт-рынке.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обеспечение работы системы инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятием (музеем) на российском арт-рынке будет эффективным, если будут:
- уточнены основные понятия инновационного менеджмента;
- выявлены и рассмотрены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры;
- определены особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке;
- рассмотрено и проанализировано современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка.
- рассмотрены и проанализированы основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках.
- определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке.
- дана общая характеристика управления музея современного искусства «Гараж».
- разработана программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были определены следующие задачи исследования:
1. уточнить основные понятия инновационного менеджмента;
2. выявить и рассмотреть основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры;
3. провести ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры;
4. рассмотреть и проанализировать современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка;
5. рассмотреть и проанализировать основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках.
6. определить предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке.
7. дать общую характеристика управления музея современного искусства «Гараж».
8. разработать программу внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: современные разработки по теории арт-менеджмента: учебники и учебные пособия по арт-менеджменту С.Б. Войковского «Основы менеджмента и практический менеджмент в искусстве», Н.В. Кротовой «Управление и экономика в шоу-бизнесе», Г.Н. Новиковой «Социокультурные концепции управления в арт-менеджменте», Г.Л. Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры». Теоретическую базу по инновационному менеджменту составили теории Н. Кондратьева, Ю.В.Яковца, С.Ю.Глазьева, И.Шумпетера. Также в работе был использован ряд классических теорий философии XX в. В исследовании применена идея археологии знания и властных диспозитивов европейской культуры с начала эпохи Нового времени, разработанные М.Фуко. Теория символической ценности В.Беньямина и идея капиталистических аспектов современной культуры А.Бадью. Критическая теория индустрии культуры Франкфуртской школы. Теория символического обмена, трансэкономики и общества потребления Ж.Бодрийяра. Задействованы методы семиотического и структурного анализа, демифологизации Р.Барта. Для изучения потребительской аудитории предметов культуры и искусства и анализа технологий организации культурного производства использованы современные социологические теории Э.Мафессоли, К.Кнорр-Цетины, Дж.Ритцера и теория поколений Штрауса и Хоува. Помимо этого, для анализа были задействованы теории по концепции современного музея, экспозиционным инновациям и кураторской деятельности М.Баскара, Дж.Эдриана, Дж.Сибрука, П.О'Нила, К.Шуберт, а также отечественных исследователей Б.Гройса, Ю.В.Латова, З.Бонами и В.Мизиано.
Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования вопросов осуществления инновационной деятельности и проведения инновационной политики.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; федеральные целевые программы; официальные статистические данные, представленные Федеральной службой государственной статистики и международными статистическими службами; официальные отчеты международных организаций в области урегулирования торговых отношений, экономической конкурентоспособности и инновационной деятельности.
Эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, данные аналитики арт-рынка следующих интернет-ресурсов: «Артгид», ArtsRadar.ru, ARTinvestment.RU, ArtandYou.ru, также сведения официальных сайтов аукционных домов Christie’s и Sotheby's, галереи современного искусства «Артимекс».
В процессе исследования применялись следующие методы, позволяющие решить поставленные задачи: теоретический – изучение и анализ философской, психологической, социологической, искусствоведческой, культурологической, экономической, правовой и научно-методической литературы; описательный метод, систематизирующий изучаемый материал в соответствии с комплексом исследовательских задач; сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий определить универсальные закономерности и специфические особенности; психологический метод, позволяющий лучше понять мировоззрение, убеждения, ценности, приоритеты, внутренние мотивации участников арт-рынка и ментальные установки традиционных форм и сегментов арт-рынка; сравнительно-исторический метод, позволяющий эффективно решать поставленные задачи ретроспективного анализа; компаративный метод для исследования связей, родства и аналогий существующих систем применения инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятий культуры; феноменологическая редукция, позволяющая обратиться в естественной и непосредственной установке к рассмотрению сущностей арт-менеджмента и менеджмента предприятий культуры и обнаружить их предметное содержание; деконструкция, позволяющая посредством реконтекстуализации и разрушения стереотипов сформировать новое понимание и новые способы концептуализации; экспериментальный метод в области организации, экспонирования, управления и кураторской медиации; статистическая математическая обработка результатов; интервьюирование и метод анализа.
Новизна научного исследования заключается в следующем:
- уточнены и обоснованы основные понятия инновационного менеджмента;
- выявлены и рассмотрены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры;
- проведен ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры;
- определены особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке;
- рассмотрено и проанализировано современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка;
- рассмотрены и проанализированы основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках;
- определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке;
- дана общая характеристика управления музея современного искусства «Гараж».
- разработана программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием.
Теоретическая значимость исследования заключается в том что, уточнены основные понятия инновационного менеджмента, выявлены и рассмотрены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры, определены особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке, рассмотрено и проанализировано современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка, основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках, а также определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке. Помимо прочего проведен ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры. Проведенный ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры может использоваться в качестве материалов для внеаудиторной учебной деятельности среди средних общеобразовательных, высших учебных заведений и альтернативных форм образования в области гуманитарной направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием, создана и экспериментально испытана авторская методика формирования нравственных установок у студентов гуманитарного вуза на основе внеаудиторной изобразительной деятельности, а также осуществлена оценка эффективности предложенных мероприятий по внедрению инструментов инновационного менеджмента в управление музеем.
Положения, выносимые на защиту: в данной работе были уточнены основные понятия инновационного менеджмента, арт-менеджмента, арт-рынка и кураторства. Помимо этого, рассмотрены и выявлены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры. Отдельно были рассмотрены и проанализированы современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка, а также были рассмотрены, классифицированы и проанализированы основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках. В ходе исследования выявлена взаимосвязь между основными элементами и определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке. В конечном итоге работы дана общая характеристика управления Музея современного искусства «Гараж», позволившая определить целесообразность внедрения и разработать программу внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием, разработаны основные научные выводы о возможности функционирования предприятия культуры в сфере культуриндустрии и арт-рынка.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
В заключение работы необходимо выделить и обобщить наиболее существенные выводы исследования.
Лидерами мирового арт-рынка являются США и Великобритания. Российский арт-рынок составляет около 1% от всего объема арт-рынка в силу разных причин. При этом художественный рынок России является привлекательным для инвесторов из США, Европы и Китая, однако, в силу непроработанности российского законодательства отечественный арт-рынок для экспорта остается закрытым. Единственной возможной сферой актуализации и финансовой реализации предметов культуры и искусства в России оказывается само российское общество. Отсутствие компетентности, отсутствие культуры потребления искусства и отсутствие культуры коллекционирования приводят внутреннюю область отечественного арт-рынка практически в стагнацию, поскольку крупные сделки в России продолжают осуществляться на «сером рынке». Парадоксально то, что при этом в России происходит творческий «бум»: за счет демократизации медиа, дешевизны материалов, увеличения количества виртуальных магазинов с экспресс доставкой, увеличения числа частных галерей на сцену арт-индустрии регулярно выходит большое число молодых художников.
Производителями предметов современной российской культуры и современного искусства традиционно являются художники и их цеха. Поскольку ввиду мировых финансовых кризисов государство сокращает финансирование, в настоящее время также в производство как материальных объектов культуры и искусства, так и их концептуального содержания/сопровождения и символической ценности включаются музеи современного искусства, учреждая в своем помещении мастерские, реализуя грантовую программу для художников и курируя как творческую программу художника, так и процесс создания арт-объекта, и его провенанс. Единственной в России институцией подобного рода является Музей современного искусства «Гараж».
Произведенные художником или предприятием культуры арт-объекты в качестве товара актуализируются через сферу рыночных отношений, вводящих их в цикл культуры. Наиболее фундаментальным в этом ряду является музей, поскольку является институтом культуры, выполняющим функцию сбора, изучения, хранения, медиации предметов культуры и искусства и курирования их экспозиций. На данный момент существует неисчислимое количество музеев современного искусства, и продолжают открываться новые по всему миру. Каждый музей современного искусства имеет штатного куратора, который управляет творческой, образовательной деятельностью музея. Музей – ключевая машина культуриндустрии, которая способна на глобальном уровне современного мира, являющегося гипертекстовой структурой и спутанной системой коммуникаций, выступать в роли «куратора культуры», поскольку музей является не только машиной социальной памяти, но и платформой интеграции интеллектуалоемких и креативных сред, фигур и дискурсов друг в друга. Выступая в роли куратора культуры, музеи выполняют функцию консультанта по тому, как жить в эпоху, главная проблема которой заключается в переизбытке всего – в том числе музеев, галерей, арт-ярмарок. Переизбыток предприятий культуры приводит их к жесткой конкуренции, а тенденции получения сверхприбыли приводит к появлению на арт-рынке либо кратковременных участников, либо спекулянтов, что в обоих случаях лишь создает угрозу резкого обвала арт-рынка.
Для наиболее эффективного существования в условиях ожесточающейся конкуренции в арт-индустрии и симуляции товарно-денежных отношений на арт-рынке музею современного искусства необходима система управления, способная на быструю и оптимальную реорганизацию, а также практикующая инновационный менеджмент. Проанализировав понятия менеджмента, новации, инновации, инструментов инновационного менеджмента, их классификации и характеристики, соотнеся их с практиками и показателями мирового арт-рынка, в настоящей работе была предпринята попытка разработки инструментов инновационного менеджмента, а также программы внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием Музея современного искусства «Гараж».
В ходе исследования было выявлено, что ключевыми для Музея современного искусства «Гараж» являются инструменты управления в сфере соуправления предприятием культуры, обучения сотрудников и просвещение потребительской аудитории, стимулирование их саморазвития.
Ввиду этого создание в рамках музея условий для непрерывного творческого и интеллектуального профессионального развития, и саморазвития работников Музея является важным фактором конкурентоспособности предприятий культуры и повышения качества производимых образовательных, художественных и партнерских услуг. Именно внедрение инструментов инновационного менеджмента в управление музеем на российском арт-рынке и развитие сферы услуг может позволить Музею получить достаточный уровень инфраструктуры, необходимый для интеграции предприятия культуры в арт-рынок, на котором музей окажется способен представить производимые им арт-объекты и включить их торговые отношения. Возможным способом актуализации данного фактора представляется функционирование в структуре управления человеческими ресурсами предприятия культуры комиссионного уровня управления, представленного разнообразными комиссиями, включающими выборных членов из состава коллегионального и коллективного уровней управления, и предназначенным для решения соответствующих предметных управленческих задач. Однако осуществление оценки эффективности предложенных мероприятий по внедрению инструментов инновационного менеджмента в управление музеем «Гараж» и осуществление сопоставления с данными прошлых лет в настоящий момент не предоставляется возможным, поскольку всякая корпоративная информация «Гаража» имеет статус коммерческой тайны и в доступе к ней сотрудниками «Гаража» было отказано.
Карпов А.В. Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии – СПб. : СПбГУП, 2004. – 228 с.
2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2001. – 94 с.
3. Фадин А.В. Сфера культуры: проблемы управления. – М.: Наука, 1987. – 36 с.
4. Тулупов Г.П. Основы предпринимательской деятельности: конспекты лекций. – М.: Мысль, 1999. – 49 с.
5. Суминова Т.Н. Технологии арт – менеджмента: учебная программа по специальности «Социально – культурная деятельность», специализации «Арт - менеджмент», квалификации «Менеджер социально – культурной деятельности». – М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. – 32 с.
6. Столяров И.А. Управление культурой. – М.: Экономика, 1994. – 112 с.
7. Соколов К. Долгосрочное планирование в сфере культуры. – М.: Наука, 1987. – 86 с.
8. Дондурей Д., Прохоров А., Голубовский Д, Дмитриев А., Калужский М. Производство и потребление культурных продуктов. Материалы круглого стола «ОЗ». – 2005. – № 4. – 214 с.
9. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 189 с.
10. Пашков Б.И. Управление непроизводственной сферой. – М.: Экономика, 1990. – 136 с.
11. Осинцева В.М. Предложение культурной услуги на рынке индустрии развлечений. – Тюмень: ТГУ, 2001. – 84 с.
12. Новаторов Б.Ч. Маркетинг культурных услуг. – Омск: Свобода, 1992. – 187 с.
13. Мелихова Е. Л. Художественная галерея: торговля искусством? – М.: Социологические исследования. – 2000. – № 4. – 125-127 с.
14. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности. – М.: МГУКИ, 2000. – 63 с.
15. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. – М.: МГУКИ, 2003. – 115 с.
16. Дмитриев М.Н. Экономика и предпринимательство в социальнокультурном сервисе и туризме: учеб. для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 398 с.
17. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры – М.: Лань, 2007. – 528 с.
18. Тульчинский Г. Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры. – М.: Лань, 2010. – 384 с.
19. Портал о культуре и искусстве [Электронный ресурс]: Объем российского рынка современного искусства в 2017 году. URL: ttp://artandyou.ru/category/art/post/russian_art_market_2017
20. Abbing H. Why Are Artists Poor?: The Exceptional Economy of the Arts. – Amsterdam: University Press, 2004. – 114 p.
21. Портал ArtsRadar [Электронный ресурс]: Статистика по импорту произведений искусства в Россию (2008-2016г). URL: http://artsradar.ru/statistika-po-importu-proizvedeniy-iskusstva-v-rossiyu-2008-2016g/
22. Галерейный бизнес: практ. советы как эффективно управлять галереей – М.: АРТ-менеджер, 2006. – 248 с.
23. Войтковский С.Б. Основы менеджмента и практический менеджмент в искусстве. – М., 2000. – 218 с.
24. Бенаму-Юэ Ж. Цена искусства. – М.: ArmediaGroup, 2008. – 160 с.
25. О'Догерти Б. Внутри белого куба. – М.: Ад Маргинем, 2015. – 121 с.
26. Хук Ф. Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я. – М.:Азбука, 2015. – 349 с.
27. Портал artinvestment [Электронный ресурс]: Женщины и поколение Y – новая надежда арт-рынка. URL: tps://artinvestment.ru/invest/analytics/20180703_millenials_art_investors.html
28. Gnyp M. The Shift: Art And The Rise To Power Of Contemporary Collectors. – NY.: Art And Theory Publishing, 2015. – 93 p.
29. Bhaskar M. Curation: The Power of Selection in a World of Excess. – Brown: Little Press, 2016. – 309 p.
30. Арутюнова А. Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента. – М.:ВШЭ, 2015. – 211 с.
31. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. – М.: Ад Маргинем, 2015. – 17 с.
32. Томпсон Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы. – М.: Азбука, 2017. – 386 с.
33. Бхандари Х., Мельбер Дж. ART/WORK. Как стать успешным художником. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 288 с.
34. Торнтон С. Семь дней в искусстве. – М.: Азбука, 2017. – 352 с.
35. Лиленко-Карелина И. Краудфандинг. Как найти деньги для вашей идеи. – СПб.: Лайвбук, 2018. – 176 с.
36. Обрист Х.У. Пути кураторства. – М.: Ад Маргинем, 2016. – 106 с.
37. Жиляев А. Авангардная музеология. – М.: V-A-C press, 2015. – 512 с.
38. Данто А.С. Что такое искусство? – М.: Ад Маргинем, 2018. – 168 с.
39. Уорд О. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство. – М.: Ад Маргинем, 2018. – 176 с.
40. Гройс Б. В потоке. – М.: Ад Маргинем, 2018. – 208 с.
41. Гройс Б. О новом. Опыт экономики культуры. – М.: Ад Маргинем, 2015. – 174 с.
42. Гройс Б. Истина искусства [Электронный ресурс]: Статья о современном искусстве. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/266.
43. Смит Т., Матвеева А. Осмысляя современное кураторство. – М.:Ад Маргинем, 2015. – 251 с.
44. О'Нил П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). – М.: Ад Маргинем, 2015. – 362 с.
45. Саймон Н. Партиципаторный музей. – М.: Ад Маргинем, 2017. – 368 с.
46. Баскар М. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка. – М.: Ад Маргинем, 2017. – 360 с.
47. Шуберт К. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. – М.: Ад Маргинем, 2016. – 415 с.
48. Изабель Г. Высокая цена. Искусство между рынком и культурой знаменитости. – М.: Ад Маргинем, 2016. – 217 с.
49. Суворов Н. Галерейное дело. Обращение произведений искусства. Учебное пособие. – М.: Лань, 2015. – 246 с.
50. Хук Ф. Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продает. – СПб.: Азбука, 2018. – 116 с.
51. Бухло Б. Неоавангард и культурная индустрия. Статьи о европейском и американском искусстве 1955-1975 годов. – М.: V-A-C press, 2016. – 478 с.
52. Грачев В. И. Коммуникативные культурфеномены и парадоксы современного российского арт-менеджмента. – М.: Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2006. – № 1. – С. 81-86.
53. Казанцева Л.К. Основы инновационного менеджмента. Учебник. – М.: Экономика, 2004. – 5017 с.
54. Степанова И.П. Инновационный менеджмент. Курс лекций. – Саратов: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. – 124 с.
55. Турманидзе Т.У. Экономическая оценка инвестиций: учебник для вузов. – М.: Экономика, 2009. – 38 с.
56. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: Юрайт, 2012. – 112 с.
57. Сурин А.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2009. – 76 с.
58. Твисс Б. Управление нововведениями. – М.: Экономика, 2009. – 47 с.
59. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 84 с.
60. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008. – 23 с.
61. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 145 с.
62. Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 46 с.
63. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 38 с.
64. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 104 с.
65. Абрамешин А.Е. Менеджмент инновационной организации: учеб. пособие. – М.: Европейский центр по качеству, 2005. – 69 с.
66. Портал Elle [Электронный ресурс] Белов А. Интервью соучредителя Музея современного искусства Гараж. URL: https://www.elle.ru/celebrities/interview/direktor-muzeya-garazh-anton-belov-intervyu-id6778281/
67. Портал ArtsRadar [Электронный ресурс]: Торги импрессионистов и современного искусства Sotheby’s / Christie’s, Июнь 2018. URL: http://artsradar.ru/june18-imp-modernart-sothebys-christies/
68. Портал ArtsRadar [Электронный ресурс]: Аналитика аукционных продаж русской иконы за 2017-й — первую половину 2018 года. URL: http://artsradar.ru/analitika-auktsionnyih-prodazh-russkoy-ikonyi-za-2017-y-god/
69. Богданов В. Прогнозы ARTinvestment.RU [Электронный ресурс]: Как блокчейн может изменить арт-рынок. URL: http://pbwm.ru/outlook-2013/shest-trendov-art-rynka
70. Gillik L. Industry and Intelligence: Contemporary Art Since 1820. – Columbia: University Press, 2016. – 170 p.
71. Robertson I, Chong D. The Art Business. – SF: Routledge, 2008. – 53 p.