ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ НА АРТ-РЫНКЕ
|
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА АРТ-РЫНКЕ……………………………………………..14
1.1. Основные понятия инновационного менеджмента……………………….14
1.2. Основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры…………………………………..40
1.3. Особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке………………………………………………………………………....55
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ АРТРЫНКАХ…………………………………………………………………….64
2.1. Современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка……64
2.2. Арт-менеджмент на мировом и российском рынках………………………86
2.3. Предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке………………………...100
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИЕ МУЗЕЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»………………………………...106
3.1. Общая характеристика управления музея современного искусства «Гараж»………………………………………………………………………….106
3.2. Программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием……………………………………115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… ...129
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...………………………….133
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА АРТ-РЫНКЕ……………………………………………..14
1.1. Основные понятия инновационного менеджмента……………………….14
1.2. Основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры…………………………………..40
1.3. Особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке………………………………………………………………………....55
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ АРТРЫНКАХ…………………………………………………………………….64
2.1. Современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка……64
2.2. Арт-менеджмент на мировом и российском рынках………………………86
2.3. Предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке………………………...100
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИЕ МУЗЕЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»………………………………...106
3.1. Общая характеристика управления музея современного искусства «Гараж»………………………………………………………………………….106
3.2. Программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием……………………………………115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… ...129
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...………………………….133
Актуальность исследования обусловлена тем, что с середины XX в. до настоящего времени массовое культурное производство традиционно связывалось с культуриндустриями, а эксклюзивное производство сопрягалось с элитарностью и персональностью. Однако, современное культурное поле, с начала прошлого века начавшее формироваться в рамках западной капиталистической парадигмы, но в процессе «макдональдизации» распространившееся по всему миру, оказывается непосредственно, скрыто или явно, сопряжено с экономикой и рынком на всех их уровнях и реализует себя через масс-маркет и медиа. Иными словами, мы являемся очевидцами формирования новой области арт-рынка. Традиционно одна из главнейших культурных институций – музей, галерея – формировала оптику на культуру и задавала художественные и эстетические тенденции своего времени. Художественные мастерские и академии занимались производством тенденциозных культурных объектов и предметов искусства, а полем реализации, потребления, распределения и конвертации являлся арт-рынок. Нынешнее участие корпораций власти (государство, церковь) и масс в производстве объектов культуры и искусства, коммодификация культуры, распространение культурных предприятий как в реальном мире, так и в интернете, появление новых образовательных дисциплин, курсов и ивентов, имеющих сопряженную с культурологией и искусствознанием направленность, а также новых технических средств и медиа по производству, репрезентации, тиражированию и документированию объектов культуры и искусства и художественных решений ставит новые вопросы и требует инновационных решений как перед культурными предприятиями, так и перед арт-рынком и его участниками. Особенно остро такой вопрос стоит касательно российского арт-рынка, поскольку он относительно европейского и американского арт-рынка прогрессивен, но еще достаточно молод.
Немаловажную роль в формировании российского арт-рынка в настоящее время играют средства массовой информации и интернет, так как в последние годы ощутимо снизились требования к цензуре и появились многочисленные медиа-каналы в социальных сетях.
Сложившаяся ситуация стала проблемой гуманитарного и экономического характера, присущей дискурсу антропологического проектирования и регулирования социальных практик, а также присущей системам культурной, социальной и экономической инженерии и национального престижа на геополитической арене. Поскольку будущее нашей страны и экономическая мощь зависят от уровня сформированности и развития национального хозяйства, в том числе от возможности эффективного менеджмента национального хозяйства в области культуры и арт-рынка, то разработка и внедрение инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятий культуры на российском арт-рынке является важной задачей, так как арт-рынок является особой областью международной торговли, оборот которой в 2017 году превысил $63,7 млрд. И именно она создаст возможности эффективного развития нового сектора национального хозяйства, основанного на объектах культурны и искусства, системы искусства и инновационного туризма.
В связи с чем возникают следующие противоречия:
- арт-рынок России стал привлекать внимание потенциальных инвесторов значительно позднее, чем аналогичные рынки США и высоко экономически развитых Европейских стран, на нем чаще стремятся использовать те технологии и подходы привлечения арт-инвестиций, которые продемонстрировали свою эффективность на этих уже сложившихся рынках. При этом не учитывается ни специфика развития российской сферы культуры в целом, ни особенности российского потребителя произведений искусства и, тем более, потенциального инвестора в арт-объекты, ни реальные ограничения для применения этих технологий в российской практике.
- Недостаточное развитие арт-рынка и длительный период ограничений открытой торговли предметами искусства привели к несостоятельности некоторых подходов, широко применяемых многими иностранными арт-дилерами.
- Долгое время арт-рынок России оставался теневым, а многие предметы искусства (в силу определенных исторических периодов) вывозились за пределы страны и продавались уже на американском или европейских арт-рынках. Это привело к установившемуся в мире взгляду на Россию как на поставщика предметов культуры и искусства, но не как на самодостаточную область мирового арт-рынка.
- Ввиду всего вышеперечисленного потребности и возможности арт-рынка в российской юриспруденции являются не проработанными достаточным образом.
- Несмотря на довольно высокий общий уровень культуры российских граждан, оптимальные модели культуры потребления и культуры коллекционирования в российском обществе еще не сформировались, что значительно затрудняет участие рядовых граждан в системе искусства и арт-рынка.
- Исключение дисциплины «Мировая художественная культура» из корпуса образовательных программ российских общеобразовательных школ препятствует пониманию российскими гражданами собственного культурного наследия и построению эффективных отношений с окружающей их современной эстетической средой, а также препятствует восприятию художественной культуры России, ее исторического эстетического опыта как неотъемлемой части мирового художественного процесса и мирового эстетического опыта.
- При достаточной доступности производства художественных и культурных объектов в российском обществе ценностные ориентиры эстетического сознания россиян отсутствуют, либо заимствуются из разных эпох СССР, историческим, политическим и культурным наследником которого является современная Россия. Парадокс заключатся в том, что ценностные ориентиры эстетического сознания россиян в таком случае оказываются синкретическим скоплением эстетических анахронизмов, что отказывает в актуальности эстетическому сознанию современных россиян.
- По этой причине потребление и коллекционирование объектов культуры и искусства является отличительной чертой представителей бизнес-класса.
- Потребительская или инвесторская аудитория из числа бизнес-класса предпочитает взаимодействовать с теми продуктами арт-рынка, которые уже пребывают в товарообороте и являются проверенными касательно их ликвидности на зарубежном арт-рынке. Это приводит к оттоку капитала за рубеж и препятствует внедрению объектов российской современной культуры и современного искусства в систему арт-рынка, что, как следствие, блокирует как развитие и жизнеспособность современного искусства в России, так и включения российского общества в современную художественную и эстетическую ситуацию.
- Потребительский спрос на объекты культуры и искусства в немалой степени определяется тенденциями, выраженными на биеннале и триеннале, в культурное поле которых российские регионы оказываются не включенными. При этом культурные институции регионов не являются в достаточной мере приспособленными в силу особенностей своего региона, объемов государственного финансирования и уровня развития инфраструктуры к проведению мероприятий такого типа и масштабов.
- Культурные институции России не обладают должным для современности уровнем развития менеджмента и маркетинга и их инновационного инструментария для участия в арт-рынке и вовлечения в него инвесторов и потребительской аудитории.
- Поскольку в практике российского арт-рынка заняты бизнесмены, постольку в российской академической научной среде отсутствует достаточная теоретическая обоснованность и язык концептуализации арт-рынка, его механизмов и процессов.
Исходя из актуальности и выявленных противоречий, определилась проблема исследования: какая система инструментов инновационного менеджмента является необходимой и эффективной для управления музеем на российском арт-рынке?
Проблема исследования выявила тему исследования: внедрение инструментов инновационного менеджмента в управление музеем на российском арт-рынке (на примере музея современного искусства «Гараж»).
Целью исследования является создание необходимой и эффективной для управления музеем на российском арт-рынке системы инструментов инновационного менеджмента.
Объект исследования – управление предприятием (музеем) на российском арт-рынке.
Предмет исследования – обеспечение работы системы инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятием (музеем) на российском арт-рынке.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обеспечение работы системы инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятием (музеем) на российском арт-рынке будет эффективным, если будут:
- уточнены основные понятия инновационного менеджмента;
- выявлены и рассмотрены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры;
- определены особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке;
- рассмотрено и проанализировано современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка.
- рассмотрены и проанализированы основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках.
- определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке.
- дана общая характеристика управления музея современного искусства «Гараж».
- разработана программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были определены следующие задачи исследования:
1. уточнить основные понятия инновационного менеджмента;
2. выявить и рассмотреть основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры;
3. провести ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры;
4. рассмотреть и проанализировать современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка;
5. рассмотреть и проанализировать основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках.
6. определить предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке.
7. дать общую характеристика управления музея современного искусства «Гараж».
8. разработать программу внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: современные разработки по теории арт-менеджмента: учебники и учебные пособия по арт-менеджменту С.Б. Войковского «Основы менеджмента и практический менеджмент в искусстве», Н.В. Кротовой «Управление и экономика в шоу-бизнесе», Г.Н. Новиковой «Социокультурные концепции управления в арт-менеджменте», Г.Л. Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры». Теоретическую базу по инновационному менеджменту составили теории Н. Кондратьева, Ю.В.Яковца, С.Ю.Глазьева, И.Шумпетера. Также в работе был использован ряд классических теорий философии XX в. В исследовании применена идея археологии знания и властных диспозитивов европейской культуры с начала эпохи Нового времени, разработанные М.Фуко. Теория символической ценности В.Беньямина и идея капиталистических аспектов современной культуры А.Бадью. Критическая теория индустрии культуры Франкфуртской школы. Теория символического обмена, трансэкономики и общества потребления Ж.Бодрийяра. Задействованы методы семиотического и структурного анализа, демифологизации Р.Барта. Для изучения потребительской аудитории предметов культуры и искусства и анализа технологий организации культурного производства использованы современные социологические теории Э.Мафессоли, К.Кнорр-Цетины, Дж.Ритцера и теория поколений Штрауса и Хоува. Помимо этого, для анализа были задействованы теории по концепции современного музея, экспозиционным инновациям и кураторской деятельности М.Баскара, Дж.Эдриана, Дж.Сибрука, П.О'Нила, К.Шуберт, а также отечественных исследователей Б.Гройса, Ю.В.Латова, З.Бонами и В.Мизиано.
Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования вопросов осуществления инновационной деятельности и проведения инновационной политики.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; федеральные целевые программы; официальные статистические данные, представленные Федеральной службой государственной статистики и международными статистическими службами; официальные отчеты международных организаций в области урегулирования торговых отношений, экономической конкурентоспособности и инновационной деятельности.
Эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, данные аналитики арт-рынка следующих интернет-ресурсов: «Артгид», ArtsRadar.ru, ARTinvestment.RU, ArtandYou.ru, также сведения официальных сайтов аукционных домов Christie’s и Sotheby's, галереи современного искусства «Артимекс».
В процессе исследования применялись следующие методы, позволяющие решить поставленные задачи: теоретический – изучение и анализ философской, психологической, социологической, искусствоведческой, культурологической, экономической, правовой и научно-методической литературы; описательный метод, систематизирующий изучаемый материал в соответствии с комплексом исследовательских задач; сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий определить универсальные закономерности и специфические особенности; психологический метод, позволяющий лучше понять мировоззрение, убеждения, ценности, приоритеты, внутренние мотивации участников арт-рынка и ментальные установки традиционных форм и сегментов арт-рынка; сравнительно-исторический метод, позволяющий эффективно решать поставленные задачи ретроспективного анализа; компаративный метод для исследования связей, родства и аналогий существующих систем применения инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятий культуры; феноменологическая редукция, позволяющая обратиться в естественной и непосредственной установке к рассмотрению сущностей арт-менеджмента и менеджмента предприятий культуры и обнаружить их предметное содержание; деконструкция, позволяющая посредством реконтекстуализации и разрушения стереотипов сформировать новое понимание и новые способы концептуализации; экспериментальный метод в области организации, экспонирования, управления и кураторской медиации; статистическая математическая обработка результатов; интервьюирование и метод анализа.
Новизна научного исследования заключается в следующем:
- уточнены и обоснованы основные понятия инновационного менеджмента;
- выявлены и рассмотрены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры;
- проведен ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры;
- определены особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке;
- рассмотрено и проанализировано современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка;
- рассмотрены и проанализированы основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках;
- определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке;
- дана общая характеристика управления музея современного искусства «Гараж».
- разработана программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием.
Теоретическая значимость исследования заключается в том что, уточнены основные понятия инновационного менеджмента, выявлены и рассмотрены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры, определены особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке, рассмотрено и проанализировано современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка, основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках, а также определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке. Помимо прочего проведен ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры. Проведенный ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры может использоваться в качестве материалов для внеаудиторной учебной деятельности среди средних общеобразовательных, высших учебных заведений и альтернативных форм образования в области гуманитарной направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием, создана и экспериментально испытана авторская методика формирования нравственных установок у студентов гуманитарного вуза на основе внеаудиторной изобразительной деятельности, а также осуществлена оценка эффективности предложенных мероприятий по внедрению инструментов инновационного менеджмента в управление музеем.
Положения, выносимые на защиту: в данной работе были уточнены основные понятия инновационного менеджмента, арт-менеджмента, арт-рынка и кураторства. Помимо этого, рассмотрены и выявлены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры. Отдельно были рассмотрены и проанализированы современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка, а также были рассмотрены, классифицированы и проанализированы основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках. В ходе исследования выявлена взаимосвязь между основными элементами и определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке. В конечном итоге работы дана общая характеристика управления Музея современного искусства «Гараж», позволившая определить целесообразность внедрения и разработать программу внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием, разработаны основные научные выводы о возможности функционирования предприятия культуры в сфере культуриндустрии и арт-рынка.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
Немаловажную роль в формировании российского арт-рынка в настоящее время играют средства массовой информации и интернет, так как в последние годы ощутимо снизились требования к цензуре и появились многочисленные медиа-каналы в социальных сетях.
Сложившаяся ситуация стала проблемой гуманитарного и экономического характера, присущей дискурсу антропологического проектирования и регулирования социальных практик, а также присущей системам культурной, социальной и экономической инженерии и национального престижа на геополитической арене. Поскольку будущее нашей страны и экономическая мощь зависят от уровня сформированности и развития национального хозяйства, в том числе от возможности эффективного менеджмента национального хозяйства в области культуры и арт-рынка, то разработка и внедрение инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятий культуры на российском арт-рынке является важной задачей, так как арт-рынок является особой областью международной торговли, оборот которой в 2017 году превысил $63,7 млрд. И именно она создаст возможности эффективного развития нового сектора национального хозяйства, основанного на объектах культурны и искусства, системы искусства и инновационного туризма.
В связи с чем возникают следующие противоречия:
- арт-рынок России стал привлекать внимание потенциальных инвесторов значительно позднее, чем аналогичные рынки США и высоко экономически развитых Европейских стран, на нем чаще стремятся использовать те технологии и подходы привлечения арт-инвестиций, которые продемонстрировали свою эффективность на этих уже сложившихся рынках. При этом не учитывается ни специфика развития российской сферы культуры в целом, ни особенности российского потребителя произведений искусства и, тем более, потенциального инвестора в арт-объекты, ни реальные ограничения для применения этих технологий в российской практике.
- Недостаточное развитие арт-рынка и длительный период ограничений открытой торговли предметами искусства привели к несостоятельности некоторых подходов, широко применяемых многими иностранными арт-дилерами.
- Долгое время арт-рынок России оставался теневым, а многие предметы искусства (в силу определенных исторических периодов) вывозились за пределы страны и продавались уже на американском или европейских арт-рынках. Это привело к установившемуся в мире взгляду на Россию как на поставщика предметов культуры и искусства, но не как на самодостаточную область мирового арт-рынка.
- Ввиду всего вышеперечисленного потребности и возможности арт-рынка в российской юриспруденции являются не проработанными достаточным образом.
- Несмотря на довольно высокий общий уровень культуры российских граждан, оптимальные модели культуры потребления и культуры коллекционирования в российском обществе еще не сформировались, что значительно затрудняет участие рядовых граждан в системе искусства и арт-рынка.
- Исключение дисциплины «Мировая художественная культура» из корпуса образовательных программ российских общеобразовательных школ препятствует пониманию российскими гражданами собственного культурного наследия и построению эффективных отношений с окружающей их современной эстетической средой, а также препятствует восприятию художественной культуры России, ее исторического эстетического опыта как неотъемлемой части мирового художественного процесса и мирового эстетического опыта.
- При достаточной доступности производства художественных и культурных объектов в российском обществе ценностные ориентиры эстетического сознания россиян отсутствуют, либо заимствуются из разных эпох СССР, историческим, политическим и культурным наследником которого является современная Россия. Парадокс заключатся в том, что ценностные ориентиры эстетического сознания россиян в таком случае оказываются синкретическим скоплением эстетических анахронизмов, что отказывает в актуальности эстетическому сознанию современных россиян.
- По этой причине потребление и коллекционирование объектов культуры и искусства является отличительной чертой представителей бизнес-класса.
- Потребительская или инвесторская аудитория из числа бизнес-класса предпочитает взаимодействовать с теми продуктами арт-рынка, которые уже пребывают в товарообороте и являются проверенными касательно их ликвидности на зарубежном арт-рынке. Это приводит к оттоку капитала за рубеж и препятствует внедрению объектов российской современной культуры и современного искусства в систему арт-рынка, что, как следствие, блокирует как развитие и жизнеспособность современного искусства в России, так и включения российского общества в современную художественную и эстетическую ситуацию.
- Потребительский спрос на объекты культуры и искусства в немалой степени определяется тенденциями, выраженными на биеннале и триеннале, в культурное поле которых российские регионы оказываются не включенными. При этом культурные институции регионов не являются в достаточной мере приспособленными в силу особенностей своего региона, объемов государственного финансирования и уровня развития инфраструктуры к проведению мероприятий такого типа и масштабов.
- Культурные институции России не обладают должным для современности уровнем развития менеджмента и маркетинга и их инновационного инструментария для участия в арт-рынке и вовлечения в него инвесторов и потребительской аудитории.
- Поскольку в практике российского арт-рынка заняты бизнесмены, постольку в российской академической научной среде отсутствует достаточная теоретическая обоснованность и язык концептуализации арт-рынка, его механизмов и процессов.
Исходя из актуальности и выявленных противоречий, определилась проблема исследования: какая система инструментов инновационного менеджмента является необходимой и эффективной для управления музеем на российском арт-рынке?
Проблема исследования выявила тему исследования: внедрение инструментов инновационного менеджмента в управление музеем на российском арт-рынке (на примере музея современного искусства «Гараж»).
Целью исследования является создание необходимой и эффективной для управления музеем на российском арт-рынке системы инструментов инновационного менеджмента.
Объект исследования – управление предприятием (музеем) на российском арт-рынке.
Предмет исследования – обеспечение работы системы инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятием (музеем) на российском арт-рынке.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обеспечение работы системы инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятием (музеем) на российском арт-рынке будет эффективным, если будут:
- уточнены основные понятия инновационного менеджмента;
- выявлены и рассмотрены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры;
- определены особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке;
- рассмотрено и проанализировано современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка.
- рассмотрены и проанализированы основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках.
- определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке.
- дана общая характеристика управления музея современного искусства «Гараж».
- разработана программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были определены следующие задачи исследования:
1. уточнить основные понятия инновационного менеджмента;
2. выявить и рассмотреть основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры;
3. провести ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры;
4. рассмотреть и проанализировать современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка;
5. рассмотреть и проанализировать основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках.
6. определить предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке.
7. дать общую характеристика управления музея современного искусства «Гараж».
8. разработать программу внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: современные разработки по теории арт-менеджмента: учебники и учебные пособия по арт-менеджменту С.Б. Войковского «Основы менеджмента и практический менеджмент в искусстве», Н.В. Кротовой «Управление и экономика в шоу-бизнесе», Г.Н. Новиковой «Социокультурные концепции управления в арт-менеджменте», Г.Л. Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры». Теоретическую базу по инновационному менеджменту составили теории Н. Кондратьева, Ю.В.Яковца, С.Ю.Глазьева, И.Шумпетера. Также в работе был использован ряд классических теорий философии XX в. В исследовании применена идея археологии знания и властных диспозитивов европейской культуры с начала эпохи Нового времени, разработанные М.Фуко. Теория символической ценности В.Беньямина и идея капиталистических аспектов современной культуры А.Бадью. Критическая теория индустрии культуры Франкфуртской школы. Теория символического обмена, трансэкономики и общества потребления Ж.Бодрийяра. Задействованы методы семиотического и структурного анализа, демифологизации Р.Барта. Для изучения потребительской аудитории предметов культуры и искусства и анализа технологий организации культурного производства использованы современные социологические теории Э.Мафессоли, К.Кнорр-Цетины, Дж.Ритцера и теория поколений Штрауса и Хоува. Помимо этого, для анализа были задействованы теории по концепции современного музея, экспозиционным инновациям и кураторской деятельности М.Баскара, Дж.Эдриана, Дж.Сибрука, П.О'Нила, К.Шуберт, а также отечественных исследователей Б.Гройса, Ю.В.Латова, З.Бонами и В.Мизиано.
Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования вопросов осуществления инновационной деятельности и проведения инновационной политики.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; федеральные целевые программы; официальные статистические данные, представленные Федеральной службой государственной статистики и международными статистическими службами; официальные отчеты международных организаций в области урегулирования торговых отношений, экономической конкурентоспособности и инновационной деятельности.
Эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, данные аналитики арт-рынка следующих интернет-ресурсов: «Артгид», ArtsRadar.ru, ARTinvestment.RU, ArtandYou.ru, также сведения официальных сайтов аукционных домов Christie’s и Sotheby's, галереи современного искусства «Артимекс».
В процессе исследования применялись следующие методы, позволяющие решить поставленные задачи: теоретический – изучение и анализ философской, психологической, социологической, искусствоведческой, культурологической, экономической, правовой и научно-методической литературы; описательный метод, систематизирующий изучаемый материал в соответствии с комплексом исследовательских задач; сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий определить универсальные закономерности и специфические особенности; психологический метод, позволяющий лучше понять мировоззрение, убеждения, ценности, приоритеты, внутренние мотивации участников арт-рынка и ментальные установки традиционных форм и сегментов арт-рынка; сравнительно-исторический метод, позволяющий эффективно решать поставленные задачи ретроспективного анализа; компаративный метод для исследования связей, родства и аналогий существующих систем применения инструментов инновационного менеджмента в управлении предприятий культуры; феноменологическая редукция, позволяющая обратиться в естественной и непосредственной установке к рассмотрению сущностей арт-менеджмента и менеджмента предприятий культуры и обнаружить их предметное содержание; деконструкция, позволяющая посредством реконтекстуализации и разрушения стереотипов сформировать новое понимание и новые способы концептуализации; экспериментальный метод в области организации, экспонирования, управления и кураторской медиации; статистическая математическая обработка результатов; интервьюирование и метод анализа.
Новизна научного исследования заключается в следующем:
- уточнены и обоснованы основные понятия инновационного менеджмента;
- выявлены и рассмотрены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры;
- проведен ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры;
- определены особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке;
- рассмотрено и проанализировано современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка;
- рассмотрены и проанализированы основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках;
- определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке;
- дана общая характеристика управления музея современного искусства «Гараж».
- разработана программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием.
Теоретическая значимость исследования заключается в том что, уточнены основные понятия инновационного менеджмента, выявлены и рассмотрены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры, определены особенности применения инструментов инновационного менеджмента на арт-рынке, рассмотрено и проанализировано современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка, основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках, а также определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке. Помимо прочего проведен ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры. Проведенный ретроспективный анализ коммерциализации искусства, формирования мирового и российского арт-рынка, а также коммодификации мировой и российской культуры может использоваться в качестве материалов для внеаудиторной учебной деятельности среди средних общеобразовательных, высших учебных заведений и альтернативных форм образования в области гуманитарной направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием, создана и экспериментально испытана авторская методика формирования нравственных установок у студентов гуманитарного вуза на основе внеаудиторной изобразительной деятельности, а также осуществлена оценка эффективности предложенных мероприятий по внедрению инструментов инновационного менеджмента в управление музеем.
Положения, выносимые на защиту: в данной работе были уточнены основные понятия инновационного менеджмента, арт-менеджмента, арт-рынка и кураторства. Помимо этого, рассмотрены и выявлены основные факторы влияния на внедрение инновационного менеджмента в управление предприятия в сфере культуры. Отдельно были рассмотрены и проанализированы современное состояние и тенденции развития мирового арт-рынка, а также были рассмотрены, классифицированы и проанализированы основные инструменты арт-менеджмента на мировом и российском рынках. В ходе исследования выявлена взаимосвязь между основными элементами и определены предпосылки внедрения инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием на российском арт-рынке. В конечном итоге работы дана общая характеристика управления Музея современного искусства «Гараж», позволившая определить целесообразность внедрения и разработать программу внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием, разработаны основные научные выводы о возможности функционирования предприятия культуры в сфере культуриндустрии и арт-рынка.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
В заключение работы необходимо выделить и обобщить наиболее существенные выводы исследования.
Лидерами мирового арт-рынка являются США и Великобритания. Российский арт-рынок составляет около 1% от всего объема арт-рынка в силу разных причин. При этом художественный рынок России является привлекательным для инвесторов из США, Европы и Китая, однако, в силу непроработанности российского законодательства отечественный арт-рынок для экспорта остается закрытым. Единственной возможной сферой актуализации и финансовой реализации предметов культуры и искусства в России оказывается само российское общество. Отсутствие компетентности, отсутствие культуры потребления искусства и отсутствие культуры коллекционирования приводят внутреннюю область отечественного арт-рынка практически в стагнацию, поскольку крупные сделки в России продолжают осуществляться на «сером рынке». Парадоксально то, что при этом в России происходит творческий «бум»: за счет демократизации медиа, дешевизны материалов, увеличения количества виртуальных магазинов с экспресс доставкой, увеличения числа частных галерей на сцену арт-индустрии регулярно выходит большое число молодых художников.
Производителями предметов современной российской культуры и современного искусства традиционно являются художники и их цеха. Поскольку ввиду мировых финансовых кризисов государство сокращает финансирование, в настоящее время также в производство как материальных объектов культуры и искусства, так и их концептуального содержания/сопровождения и символической ценности включаются музеи современного искусства, учреждая в своем помещении мастерские, реализуя грантовую программу для художников и курируя как творческую программу художника, так и процесс создания арт-объекта, и его провенанс. Единственной в России институцией подобного рода является Музей современного искусства «Гараж».
Произведенные художником или предприятием культуры арт-объекты в качестве товара актуализируются через сферу рыночных отношений, вводящих их в цикл культуры. Наиболее фундаментальным в этом ряду является музей, поскольку является институтом культуры, выполняющим функцию сбора, изучения, хранения, медиации предметов культуры и искусства и курирования их экспозиций. На данный момент существует неисчислимое количество музеев современного искусства, и продолжают открываться новые по всему миру. Каждый музей современного искусства имеет штатного куратора, который управляет творческой, образовательной деятельностью музея. Музей – ключевая машина культуриндустрии, которая способна на глобальном уровне современного мира, являющегося гипертекстовой структурой и спутанной системой коммуникаций, выступать в роли «куратора культуры», поскольку музей является не только машиной социальной памяти, но и платформой интеграции интеллектуалоемких и креативных сред, фигур и дискурсов друг в друга. Выступая в роли куратора культуры, музеи выполняют функцию консультанта по тому, как жить в эпоху, главная проблема которой заключается в переизбытке всего – в том числе музеев, галерей, арт-ярмарок. Переизбыток предприятий культуры приводит их к жесткой конкуренции, а тенденции получения сверхприбыли приводит к появлению на арт-рынке либо кратковременных участников, либо спекулянтов, что в обоих случаях лишь создает угрозу резкого обвала арт-рынка.
Для наиболее эффективного существования в условиях ожесточающейся конкуренции в арт-индустрии и симуляции товарно-денежных отношений на арт-рынке музею современного искусства необходима система управления, способная на быструю и оптимальную реорганизацию, а также практикующая инновационный менеджмент. Проанализировав понятия менеджмента, новации, инновации, инструментов инновационного менеджмента, их классификации и характеристики, соотнеся их с практиками и показателями мирового арт-рынка, в настоящей работе была предпринята попытка разработки инструментов инновационного менеджмента, а также программы внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием Музея современного искусства «Гараж».
В ходе исследования было выявлено, что ключевыми для Музея современного искусства «Гараж» являются инструменты управления в сфере соуправления предприятием культуры, обучения сотрудников и просвещение потребительской аудитории, стимулирование их саморазвития.
Ввиду этого создание в рамках музея условий для непрерывного творческого и интеллектуального профессионального развития, и саморазвития работников Музея является важным фактором конкурентоспособности предприятий культуры и повышения качества производимых образовательных, художественных и партнерских услуг. Именно внедрение инструментов инновационного менеджмента в управление музеем на российском арт-рынке и развитие сферы услуг может позволить Музею получить достаточный уровень инфраструктуры, необходимый для интеграции предприятия культуры в арт-рынок, на котором музей окажется способен представить производимые им арт-объекты и включить их торговые отношения. Возможным способом актуализации данного фактора представляется функционирование в структуре управления человеческими ресурсами предприятия культуры комиссионного уровня управления, представленного разнообразными комиссиями, включающими выборных членов из состава коллегионального и коллективного уровней управления, и предназначенным для решения соответствующих предметных управленческих задач. Однако осуществление оценки эффективности предложенных мероприятий по внедрению инструментов инновационного менеджмента в управление музеем «Гараж» и осуществление сопоставления с данными прошлых лет в настоящий момент не предоставляется возможным, поскольку всякая корпоративная информация «Гаража» имеет статус коммерческой тайны и в доступе к ней сотрудниками «Гаража» было отказано.
Лидерами мирового арт-рынка являются США и Великобритания. Российский арт-рынок составляет около 1% от всего объема арт-рынка в силу разных причин. При этом художественный рынок России является привлекательным для инвесторов из США, Европы и Китая, однако, в силу непроработанности российского законодательства отечественный арт-рынок для экспорта остается закрытым. Единственной возможной сферой актуализации и финансовой реализации предметов культуры и искусства в России оказывается само российское общество. Отсутствие компетентности, отсутствие культуры потребления искусства и отсутствие культуры коллекционирования приводят внутреннюю область отечественного арт-рынка практически в стагнацию, поскольку крупные сделки в России продолжают осуществляться на «сером рынке». Парадоксально то, что при этом в России происходит творческий «бум»: за счет демократизации медиа, дешевизны материалов, увеличения количества виртуальных магазинов с экспресс доставкой, увеличения числа частных галерей на сцену арт-индустрии регулярно выходит большое число молодых художников.
Производителями предметов современной российской культуры и современного искусства традиционно являются художники и их цеха. Поскольку ввиду мировых финансовых кризисов государство сокращает финансирование, в настоящее время также в производство как материальных объектов культуры и искусства, так и их концептуального содержания/сопровождения и символической ценности включаются музеи современного искусства, учреждая в своем помещении мастерские, реализуя грантовую программу для художников и курируя как творческую программу художника, так и процесс создания арт-объекта, и его провенанс. Единственной в России институцией подобного рода является Музей современного искусства «Гараж».
Произведенные художником или предприятием культуры арт-объекты в качестве товара актуализируются через сферу рыночных отношений, вводящих их в цикл культуры. Наиболее фундаментальным в этом ряду является музей, поскольку является институтом культуры, выполняющим функцию сбора, изучения, хранения, медиации предметов культуры и искусства и курирования их экспозиций. На данный момент существует неисчислимое количество музеев современного искусства, и продолжают открываться новые по всему миру. Каждый музей современного искусства имеет штатного куратора, который управляет творческой, образовательной деятельностью музея. Музей – ключевая машина культуриндустрии, которая способна на глобальном уровне современного мира, являющегося гипертекстовой структурой и спутанной системой коммуникаций, выступать в роли «куратора культуры», поскольку музей является не только машиной социальной памяти, но и платформой интеграции интеллектуалоемких и креативных сред, фигур и дискурсов друг в друга. Выступая в роли куратора культуры, музеи выполняют функцию консультанта по тому, как жить в эпоху, главная проблема которой заключается в переизбытке всего – в том числе музеев, галерей, арт-ярмарок. Переизбыток предприятий культуры приводит их к жесткой конкуренции, а тенденции получения сверхприбыли приводит к появлению на арт-рынке либо кратковременных участников, либо спекулянтов, что в обоих случаях лишь создает угрозу резкого обвала арт-рынка.
Для наиболее эффективного существования в условиях ожесточающейся конкуренции в арт-индустрии и симуляции товарно-денежных отношений на арт-рынке музею современного искусства необходима система управления, способная на быструю и оптимальную реорганизацию, а также практикующая инновационный менеджмент. Проанализировав понятия менеджмента, новации, инновации, инструментов инновационного менеджмента, их классификации и характеристики, соотнеся их с практиками и показателями мирового арт-рынка, в настоящей работе была предпринята попытка разработки инструментов инновационного менеджмента, а также программы внедрения комплекса инструментов инновационного менеджмента в управление предприятием Музея современного искусства «Гараж».
В ходе исследования было выявлено, что ключевыми для Музея современного искусства «Гараж» являются инструменты управления в сфере соуправления предприятием культуры, обучения сотрудников и просвещение потребительской аудитории, стимулирование их саморазвития.
Ввиду этого создание в рамках музея условий для непрерывного творческого и интеллектуального профессионального развития, и саморазвития работников Музея является важным фактором конкурентоспособности предприятий культуры и повышения качества производимых образовательных, художественных и партнерских услуг. Именно внедрение инструментов инновационного менеджмента в управление музеем на российском арт-рынке и развитие сферы услуг может позволить Музею получить достаточный уровень инфраструктуры, необходимый для интеграции предприятия культуры в арт-рынок, на котором музей окажется способен представить производимые им арт-объекты и включить их торговые отношения. Возможным способом актуализации данного фактора представляется функционирование в структуре управления человеческими ресурсами предприятия культуры комиссионного уровня управления, представленного разнообразными комиссиями, включающими выборных членов из состава коллегионального и коллективного уровней управления, и предназначенным для решения соответствующих предметных управленческих задач. Однако осуществление оценки эффективности предложенных мероприятий по внедрению инструментов инновационного менеджмента в управление музеем «Гараж» и осуществление сопоставления с данными прошлых лет в настоящий момент не предоставляется возможным, поскольку всякая корпоративная информация «Гаража» имеет статус коммерческой тайны и в доступе к ней сотрудниками «Гаража» было отказано.
Подобные работы
- Инструменты инновационного менеджмента в управление музеем на российском арт-рынке
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМА ПРОДВИЖЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО АРТ-РЫНКА
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ НА АРТ-РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование системы управления инновационным развитием предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Разработка эффективной стратегии развития компании при выходе на российский рынок
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИИ-ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТОРА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И КРИЗИСАМИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ РАЗВИТИИ КОМПАНИЙ АРТ-БИЗНЕСА (на примере ООО «ЭВЕРАЛ»)
Дипломные работы, ВКР, антикризисное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



