ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Цена как экономическая категория 6
1.2 Стратегии ценообразования и ценовая политика предприятия .... 15
1.3 Методы анализа и совершенствования ценовой политики
предприятия 23
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО
«ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» 29
2.1 Общая характеристика ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» 29
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» 33
2.1 Анализ ценовой политики ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» .. 47
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО «ПАНСИОНАТ
«ВОСТОК-6» 61
3.1 Направления оптимизации ценовой политики ООО
«ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» 61
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 98
В современных рыночных условиях ценовая политика играет ключевую роль в функционировании любого предприятия, вне зависимости от масштабов его деятельности и отрасли. Являясь важным стратегическим элементом, она определяет величину финансового результата, общий уровень конкурентоспособности на рынке и восприятие бренда клиентами. Из-за того, что ценовая политика представляет собой связующее звено между внутренними возможностями предприятия и факторами рыночной среды, ее постоянный анализ и оптимизация являются необходимым условием для обеспечения успешного функционирования в рамках рыночных высококонкурентных условий.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что выбор правильной стратегии ценообразования в условиях рыночной конкуренции играет важную роль в успехе компании: ценообразование влияет на объем продаж, выручку и прибыль компании, поэтому компаниям необходимо регулярно анализировать и оптимизировать свою ценовую политику для привлечения большего числа клиентов и обеспечения эффективности производства.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ эффективности ценовой политики ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» и разработка мероприятий, направленных на ее оптимизацию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— Рассмотреть теоретические основы формирования ценовой политики;
— Выполнить оценку эффективности ценовой политики, используемой ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6»;
эффективности ценовой политики ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» и оценить их воздействие на финансовые результаты.
Объектом исследования выступает ценовая политика ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6».
Предметом исследования является процесс анализа и оптимизации ценовой политики ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6».
Теоретической базой для исследования являются учебники и учебные пособия по ценообразованию, ценовой политике таких авторов, как Бутузова А. С. , Богомолова Е.В, Лазурин Е.А, Тарасевич В. М, Касьяненко Т. Г., Маховикова, Г. А., Мичурина, Ф.З., Ямпольская Д. О. а также статьи экономических журналов.
В качестве нормативной базы исследования использовался Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций.
Также основными информационными источниками стали научные статьи, аналитические и методологические материалы, данные финансовой отчетности ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» и информационные ресурсы сети интернет.
Для оценки эффективности ценовой политики были использованы методы PEST-анализа, SWOT-анализа, ABC-анализа.
...
В результате выполнения выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы. Ключевой целью любой коммерческой организации является получение прибыли, основной эффект на величину которой оказывает ценовая политика.
Анализ ценовой политики способствует повышению прибыльности и общей эффективности деятельности, предполагает учет и изучение широкого спектра внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации.
В процессе анализа ценовой политики ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК- 6» были использованы методы PEST-анализа, SWOT-анализа, ABC-анализа. В результате их применения была определена ценовая политика организации и оценены ее основообразующие элементы. Было выяснено, что ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» функционирует на высококонкурентном рынке и является одним из его ключевых игроков. На основании этого организация использует политику нейтральных цен, причем достаточно успешно, исходя из анализа динамики продаж, рассмотрения ассортиментного ряда. Помимо этого, отметим рост себестоимости услуг. Основную долю затрат обоих направлений деятельности составляют материальные и трудовые. Анализ продаж показал, что абсолютную долю и объема продаж, и величины выручки составили санаторно-курортные услуги, медицинские услуги имеют не такой значительный вклад.
Анализ финансово-бухгалтерской отчетности подтвердил достаточный уровень стабильности финансово-экономических показателей, что выражается в увеличении валюты баланса и размера чистой прибыли. Структура баланса и значения рассчитанных коэффициентов ликвидности и рентабельности являются достаточно типовыми: в структуре активов преобладают труднореализуемые основные средства.
На основании анализа функционирования ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6» были предложены мероприятия, направленные на совершенствование ценовой политики и определяющих ее факторов, а также рассчитан экономический эффект от их внедрения.
Мероприятием, оказавшим наиболее сильное влияние на совокупный экономический эффект, оказалось внедрение программы лояльности Сформированная программа лояльности потребует около 2,5 месяцев подготовки на полный ввод в эксплуатацию. При правильной и полноценной подготовке с точки зрения технического обеспечения и подготовки маркетологов и сотрудников отдела продаж, данная программа будет активно способствовать повышению лояльности и приверженности клиентов.
Еще одним предложенным мероприятием стал запуск новой медицинской программы, полностью специализирующейся на предоставлении массажных услуг. В результате проведения ABC-анализа было выявлено, что в 2023 году услуги массажа являлись одними из наиболее прибыльных, однако их потенциал не был использован в достаточной степени, поэтому они дозированно включались в другие программы. В результате был оценен спрос и выявлено, что экономический эффект от реализации данной программы в течение года может составить 37 463 705 руб.
Последним предложенным мероприятием было размещение глэмпинга на территории ООО «ПАНСИОНАТ «ВОСТОК-6». Несмотря на то, что это мероприятие внесло наименьший вклад, что связано с высокими затратами на установку здания подрядчиком, рынок глэмпинга находится на стадии формирования, что представляет собой долгосрочный тренд, приносящий стабильный доход в долгосрочной перспективе.
Совокупный эффект от внедрения предложенных мероприятий составил 102 339 680 рублей. Таким образом анализ ценовой политики организации позволяет сформировать конкретные мероприятия, способствующие оптимизации как направления ценообразования, так и других смежных направлений деятельности организации.
1. Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций): Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 / правовой сервер «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98145/dae 14f51 e26 6a869f79cf1742f6385389bad7937/, Дата посещения: 12.02.2024
2. А. С. Бутузова Понятие ценовой стратегии, характерные черты // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №12-1. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tsenovoy-strategii- harakternye-cherty (дата обращения: 29.03.2023).
3. Богомолова Е.В., Комоликова Е.В. Ценообразование на предприятии в современных условиях хозяйствования / Е.В. Богомолова, Е.В. Комоликова // Издательство: Юго-Западный государственный университет (Курск) -2019. - с. 58-62
4. Лазурин Е.А. Современное ценообразование: учебное пособие / Лазурин Е.А., Неклюдов В.А., Сироткин С.А. - Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2020. - 76 с
5. Маховикова, Г. А. Цены и ценообразование в коммерции : учебник для среднего профессионального образования / Г. А. Маховикова, В. В. Лизовская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 231 с.
6. Мичурина, Ф.З. Ценообразование: учебное пособие для
аспирантов / Ф.З. Мичурина; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». - Пермь : ИПЦ «Прокростъ», 2021.- 119 с ; 20 см. - Библиогр.: с.119.
7. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 343 с.
8. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия: Учебник для вузов. 3-е изд. / В.М. Тарасевич. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-49807-193-0. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ibooks.ru/bookshelf/21682/reading (дата обращения: 07.06.2024).
9. Ценообразование : учебник и практикум для вузов / Т. Г.
Касьяненко [и др.] ; под редакцией Т. Г. Касьяненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 420 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-16890-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/535955 (дата обращения: 07.06.2024)
10. Ценообразование в отраслях экономики : учебник и практикум для
вузов / Т. Г. Касьяненко [и др.] ; под редакцией Т. Г. Касьяненко. — перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16680-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/544943 (дата обращения: 07.06.2024)
11. Ценообразование: учебное пособие / Сост. Н. Б. Пименова, Е. А. Конина, О. И. Рыжкова - Электрон. текстовые данные- Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2020. — 83 с.
12. Ямпольская, Д. О. Ценообразование : учебник для вузов / Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11197-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/540013 (дата обращения: 07.06.2024).
13. Г. Симон 17. Прайс-менеджмент . - 1-е изд. - Библос, 2019. - 536 с.
14. Буцких, А. Е. Ценовые стратегии предприятия: классификация и эмпирический анализ / А. Е. Буцких // Сборник научных статей магистрантов
ММА : Сборник научных статей. Том 2. - Москва : Московская
международная академия, 2021. - С. 196-199.
15. Евгения Солодова. Анализ ценовой политики // Образовательный
портал «Справочник». — Дата написания статьи: 27.10.2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://spravochnick.ru/cenoobrazovanie_i_ocenka_biznesa/cenovaya_politika/anal iz_cenovoy_politiki/ (дата обращения: 07.06.2024)
... всего 36 источников