ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования концептов в языковой картине мира 6
1.1 Понятие, виды и признаки концептов 6
1.2 Формирование концептов в языковой картине мира 12
1.3 Основные характеристики лингвокультурного концепта 17
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Практические исследование концепт «son» в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын» 22
2.1 Анализ структуры и признаков концепта «son» в романе Чарльза
Диккенса «Домби и сын» 22
2.2 Ценностный смысл и лингвокультуральная модель концепта «son» в
романе Ч. Диккенса «Домби и сын» 39
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что концепт позволяет изучать взаимодействие языка, мышления и культуры, также изучать картины мира через языковые репрезентации. На современном этапе развития когнитивной лингвистики особенно актуальным является изучение проблем языкового моделирования ментального, внутреннего мира человека, через такие вербальные явления, как концепты. Исследование концептов направлено на изучение взаимосвязи между языком и внутренним миром человека, так как язык является реализацией когнитивных способностей человека.
Концепт обладает базовыми признаками, которые и позволяют осуществлять практическое лингвистическое исследование.
Концепт представляет собой ментальную сущность или смысловое образование, которые аккумулируют знания общества или социальной группы о фрагменте реальности и может быть выражен в языке. При этом подчеркивается, что концепт представляет собой единицу ментальности, которая формируется в коллективном сознании и может быть выражен в языке
В рамках когнитивной лингвистики ключевым является не просто изучение языковых явлений, но изучение внутреннего мира человека. Человек отражает мир в концептуальной системе, которая выражается в языке, тем самым отражает в реальности внутреннюю картину мира. Отражение картины мира отличается у представителей разных языков и культур, что делает исследование концептов особенно актуальным для выявления специфических особенностей картины мира представителей определенной культуры.
Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что системное и многоаспектное исследование концепта «son» в романе Ч. Диккенса «Домби и сын» позволит выявить соотношение данного концепта с внутренним сознанием и отражением в языковой картине мира. На основании результатов анализа концепта «son» в художественном произведении можно будет составить представление об англоязычной картине мира в данном тексте и в целом.
Теоретическая база исследования. Проводился анализ работ таких авторов, как Аванесян Ж.Г., Бабушкин А.П., Воркачев С.Г., Карасик В.И. Крючкова Н.В., Кубрякова Е.С., Лихачев Д.С., Маслова В.А., Пименова М.В., Попова З.Д., Слышкин Г.Г., Степанов Ю.С., Стернин И.А., Фурс Л.А. и др.
Целью исследования является выявление структуры концепта «son» в романе в романе Чальза Диккенса «Домби и сын» и выявление языковых средств, вербализующих концепт в произведении.
Для достижения цели необходимо выдвинуть задачи исследования:
1. Изучить понятие, виды и признаки концептов.
2. Изучить особенности формирования концептов в языковой картине мира.
1. Рассмотреть основные характеристики лингвокультурного концепта.
2. Провести анализ структуры и признаков концепта «son» в романе в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын».
3. Выявить языковые средства, вербализущие концепт концепта «son» в романе в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын».
Объектом исследования является концепт «son» в романе в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын».
Предметом исследования являются структура концепта «son» и языковые средства, вербализующие концепт «son» в романе в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын».
Методологической базой исследования послужили работы ученых в рамках когнитивной лингвистики, в частности, Пименовой М.В. «Лингвистика XXI века: традиции и инновации, Пименовой М.В. «Введение в концептуальные исследования», Пименовой М.В. «Языковая картина мира», Колесова В.В. и Пименовой М.В. «Концептология», Бабушкина А.П. «Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка», Поповой З.Д. и Стернина И.А. «Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку» Слышкина Г.Г. «Лингвокультурные концепты и метаконцепты», Фурса Л.А. Синтаксически репрезентируемые концепты» и работы других ученых.
Методы исследования. В работе применялись концептуальный анализ и дефиниционный анализ, метод компонентного анализа лексемных значений, метод концептуального моделирования, метод трансформации для выявления когнитивного потенциала конструктивных элементов.
...
Настоящее исследование было посвящено анализу концепта «son» в романе Ч. Диккенса «Домби и сын».
Анализ концепта «сын» в романе Ч. Диккенса «Домби и сын» проводился в рамках выявления компонентов концептуальной структуры. Признаки концепт «son» могут выражаться посредством разных языковых средств:
- лексические единицы,
- лексемы и производные лексемы,
- свободные и закрепленные словосочетания,
- синонимы,
- фразеологизмы и фразеологические единицы,
- пословицы и поговорки и др.
Практическое исследование основывалось на предположении, что в концепте будут обязательно отражены различные уровни, различные признаки и взаимосвязи между признаками, именно анализ взаимосвязей и позволяет сделать вывод о содержании лингвокультурного концепта «son» в анализируемом произведении. Анализ структуры и признаков концепта «son» в романе Чарльза Диккенса «Добми и сын» проводился на основании выявления признаков концептуальной структуры, которая включала анализ употребления в романе признаков концепта, расположенные следующим образом.
Мотивирующие признаки концепта «son» позволяли выявить такие признаки, которые характеризует внутреннюю форму слова, мотивирующие признаки позволяют рассмотреть происхождение слова.
Образные концептуальные признаки концепта «son» включают характеристики и взаимодействие субъекта и объекта. Образные признаки концепта «son»концепта могут быть представлены признаками неживой природы и признаками живой природы. К образным признакам живой природы относятся вегетативные, витальные, антропоморфные признаки, к признакам неживой природы относятся артефактные признаки.
Концептуальные признаки могут быть выражены посредством природных, растительных, соматических, антропоморфных, предметных признаков.
Понятийные признаки концепта «son» представляют собой непосредственно определения слова-репрезентанта концепта, при анализе концепта «son» в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын» анализировались определения толковых словарей английского языка самого слова «son».
Категориальные признаки концепта «son» включают дименсиональные признаки (в частности, отмечаются признаки размера, объема, веса), качественные признаки, количественные признаки, пространственные, темпоральные, колоративные, ценностно-оценочные признаки концепта.
Символические признаки концепта «son» включают я такие признаки, которые могут быть определены, как метафора, аллегория или мифологический признак. Важно учитывать при этом и скрытые символические признаки.
Ироничные признаки концепта «son» в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын» означают такие характеристики, которые употребляются в отношении слова-репрезентанта с юмором или с иронией.
Стереотипные признаки концепта «son» включают такие характеристики, которые выражают наиболее общие и принятые в культуре стереотипы по отношению к слову репрезентанту. Стереотипные признаки помогают в определении лингвокультурного концепта «son» в романе Диккенса «Домби и сын», так как дают представление о культурных стереотипах.
Следовательно, проведенный анализ концепта «son» в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын» позволил выявить следующие признаки:
1. Мотивирующие признаки концепта «son».
2. Образные концептуальные признаки концепта «son».
3. Понятийные признаки концепта «son».
4. Категориальные признаки концепта «son».
5. Символические признаки концепта «son».
6. Ироничные признаки выявлены не были.
...
1. Аванесян, Ж. Г. Сопоставительный анализ концептов в английской и русской языковых картинах мира // SciencesofEurope. - 2017. - №18. - С.43-48.
2. Бабушкин, А. П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Воронеж ВГУ. - 2001. - С.52-57.
3. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: специальность 10.02.19 «Теория языка»: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Бабушкин Анатолий Павлович; Воронежский государственный университет. - Воронеж, 1998. - 330 с.
4. Воркачев, С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели // Филологические науки. - Москва: МГУ. - 2005. - №4. - С.7682.
5. Карасик, В. И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена. - 2001. - С.117-122.
6. Касымова, А. А. Символические концепты сын и son в русской и английской лингвокультурах // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2021. - №4. - С.64-72.
7. Кобрина, Н. А. Теоретическая грамматика современного английского языка: учебное пособие / Н. А. Кобрина, Н. Н. Болдырев, А. А. Худяков. - Москва: Норма, 2007. - 368 с.
8. Крючкова, Н. В. Методы изучения концептов // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. - C.271-272.
9. Кубрякова, Е. С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1997. - Т.56. - №3. - С.27-32.
10. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2001. - Том 52. - №1. - С.3-10.
11. Маслова, В.А. Лингвокультурология: учебное пособие / В. А. Маслова - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
12. Пименова, М. В. Введение в концептуальные исследования: учебное пособие / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. - Кемерово: КемГУ, 2009. - 160 с.
13. Пименова М.В. К вопросу о компонентах концептуальных структур (на примере концепта сын) // Лингвистика XXI века: традиции и новации. - Сборник научн. ст. / Под общ. ред. М.В. Пименовой. - СПб.: СПГЭУ, 2019. - С.42-53.
14. Попова, З. Д., Стернин, И. А. Основные черты семантикокогнитивного подхода к языку / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Антология концептов. - Волгоград: Парадигма. - 2005. - Т.1. - С. 7 - 10.
15. Руперт И.Б. Мифы и реальность в современной англоязычной картине мира: сборник материалов научных конференций / И.Б. Руперт. - Санкт- Петербург.: Речь, 2011. - 186 с.
... всего 34 источников