Введение 3
1. Коммуникативные навыки и их формирование в онтогенезе 5
2.Использование элементов ролевых игр при формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 10
Заключение 16
Список использованных источников 18
В эпоху стремительных изменений и культурного многообразия особую значимость приобретает вопрос развития коммуникативных навыков, особенно у детей с особыми потребностями. Одной из таких категорий являются дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Наличие слуховых нарушений значительно затрудняет процесс общения и взаимодействия таких детей как со сверстниками, так и со взрослыми. Это, в свою очередь, оказывает влияние на их социализацию, эмоциональное развитие и общее восприятие мира.
Коммуникация – это основа человеческой жизни, обеспечивающая передачу информации и формирование социальных связей. Для детей с нарушением слуха процесс общения может быть особенно сложным и многогранным. Игнорирование данной проблематики может привести к изоляции детей и препятствовать их полноценному развитию. Количество исследований, посвященных детям с ограниченными возможностями, продолжает расти, однако многие аспекты их коммуникативного развития остаются недостаточно охваченными.
Актуальность работы заключается в необходимости создания гармоничной и инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. Понимание теоретических основ и особенностей этого процесса позволяет педагогам и специалистам разрабатывать адаптированные методики, которые учтут индивидуальные потребности и возможности таких детей.
Объектом настоящего исследования выступают коммуникативные навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предметом являются элементы ролевых игр при формировании коммуникативных навыков детей с нарушением слуха.
Цель данной работы заключается в исследовании проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
1.Проанализировать коммуникативные навыки и их формирование в онтогенезе.
2.Охарактеризовать использование элементов ролевых игр при формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Структурно работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха является многогранной задачей, требующей комплексного подхода. Необходимы как теоретические исследования, так и практические разработки, направленные на создание эффективных условий для социализации и коммуникации этих детей. Только при условии создания инклюзивной образовательной среды и применения индивидуализированных методов обучения возможно достижение значимых результатов в развитии их коммуникативных навыков.
В процессе коммуникативно-речевой деятельности важными функциями являются организация общения детей в различных контекстах, таких как игровая, познавательная, изобразительно-конструктивная и трудовая деятельность, а также развитие словарного запаса и укрепление межличностных отношений. Эти аспекты способствуют раскрытию социокультурной сущности человека в процессе его взаимодействия как на материальном, так и на духовном уровнях. Поскольку данная задача относится к метапредметным универсальным учебным действиям, необходимо учитывать ее в программных требованиях коррекционно-развивающей работы.
Ролевая игра в дошкольном возрасте считается основным видом деятельности, способствующим разностороннему развитию личности ребенка и подготовке к следующему этапу его возрастного развития.
Исходя из концепций выдающихся психологов, таких как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, игра рассматривается как ведущая деятельность на этапе детского развития. Сурдопедагогика и сурдопсихология определяют игру как комплексное и многогранный процесс, обладающий большим потенциалом в развитии компенсаторных механизмов и коммуникативно-речевых навыков у детей с нарушениями слуха. Концепция игры и ее педагогическое значение также обсуждались другими авторами.
Особенности ролевой игры детей с нарушениями слуха связаны с трудностями в игровом замещении. Наблюдается, что их игровая активность протекает с меньшей скоростью по сравнению со слышащими детьми, что влечет за собой задержку в развитии игровых процессов.
На уровне предметно-процессуального взаимодействия действия игры оказываются скудными по содержанию, преимущественно отражая хорошо знакомые повседневные сценарии. Отсрочка в развитии речи, низкая потребность в общении, обусловленная нарушением слуха, негативно влияют на формирование игровой активности. Поэтому необходимо целенаправленное воздействие на игровую деятельность детей с нарушением слуха.
1 Асриев А.Ю., Федорова Н.В., Швадченко М.С. Совместная деятельность со взрослыми как средство развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 12. С. 31-36;
2 Белая Н. А., Речицкая Е. Г. Особенности коммуникативной компетентности слабослышащих детей 6-7 лет // European Social Sience Journal. - 2022. - № 10-2 (26). - С. 113-119.
3 Буйлина Е.Е. Проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста // Исследования молодых ученых. 2020. №3(19). С. 32-35.
4 Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М.: Просвещение, 2019. – 670 c/
5 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2024. - № 6. - С. 62-68.
6 Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2023. 253 с;
7 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство- Пресс, 2021. 472 с;
8 Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2022. 351 с;
9 Горлова Н.А., Горлова О.А. Речевой фитнес. Программа коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста с методическими рекомендациями. М. : Баласс, 2020. 160 с;
10 Исенина Е.И. Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период: учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2023. 149 с;
11 Кирдяпкина Н. Ю. Формирование коммуникативно-речевых навыков в раннем возрасте // Вестник науки. 2024. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativno-rechevyh-navykov-v-rannem-vozraste (дата обращения: 08.04.2025).
12 Речицкая Е. Г., Трошкина О. В. Модель коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативно-речевой компетентности дошкольников с нарушением слуха в условиях игровой деятельности // Наука и школа. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-po-formirovaniyu-kommunikativno-rechevoy-kompetentnosti-doshkolnikov-s-narusheniem-sluha-v (дата обращения: 08.04.2025).
13 Фрухт Э.Л., Пантюхина Г.В., К. Л. Печора К.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни: учеб. пособие. М. : ЦОЛИУВ, 2022. 84 с;
14 Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста : учебник для вузов. М. : Юрайт, 2023. 262 с;
15 Цейтлин С.Н., Воейкова М.Д. Санкт-Петербургская школа онтолингвистики // Вопросы психолингвистики. 2019. № 1(39). С. 182-205