Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Повести Белкина» как цикл

Работа №17292

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы60
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
930
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Особенности повествователя в «Повестях Белкина» 6
1.1. Образ Ивана Петровича Белкина 6
1.2. Образы рассказчиков в «Повестях Белкина» 16
Глава II. Особенности жанра «Повестей Белкина» 37
2.1. «Выстрел» как военная повесть 37
2.2. Новеллистический сюжет повести «Метель» 40
2.3. Жанровое своеобразие рассказа «Станционный смотритель» 43
2.4. Анекдотичность «Гробовщика» 47
2.5. Шекспировские мотивы в повести «Барышня-крестьянка» 50
Заключение 53
Литература

Прозе А.С.Пушкина свойственны широта охвата явлений и разнообразие характеров. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» писаны А. С. Пушкиным в 1830 году во время знаменитой Болдинской и включают пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Предваряет этот цикл предисловие «От издателя», из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых Ивану Петровичу Белкину рассказали «разные особы».
Оригинальность и своеобразие «Повестей Белкина» заключаются в ом, что Пушкин показал в них простое и безыскусственное на первый взгляд отношение к жизни. Реалистический метод Пушкина-прозаика складывался в условиях, требовавших подчеркнутого противопоставления его повестей ентиментальной и романтической традиции, занимавшей господствующее приложение в прозе этого периода.
Сказалось это и в стремлении Пушкина изобразить жизнь такой, сакой он ее находил в действительности, объективно отразить типические ее стороны, воссоздать образы рядовых людей своего времени. Обращение к жизни поместного дворянства средней руки («Метель», «Барышня- крестьянка»), армейской среды («Выстрел»), внимание к судьбе «мученика четырнадцатого класса» («Станционный смотритель»), наконец, к быту мелких московских ремесленников («Гробовщик») наглядно свидетельствует об этой устремленности «Повестей Белкина». Воссоздавая жизнь своих ничем не примечательных героев, Пушкин не приукрашивает ее и не скрывает тех ее сторон, которые представлялись подлежащими преодолению.
Важным вопросом в пушкиноведении является образ надуманности или реальности Белкина. Не менее важным представляется вопрос о целой системе рассказчиков, так как в «Повестях Белкина» композиционная функция Белкина проявляется в его «самоустранении» из повестей (образ автора включен только в предисловие).
В «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» заметную циклообразующую роль выполняет образ объединяющего рассказчика.
Литературный цикл - это группа произведений, составленная и объединенная самим автором и представляющим собой художественное целое.
Повести Пушкина объеденены в цикл: во-первых, фигурой повествователя - Белкина; во вторых, тем, что все они рассказаны; в третьих жанровым своеобразием.
Актуальность исследования заключается в том, что тема «Повести Белкина» как цикл» актуальна и значима в современных условиях. Это обусловлено активным интересом к данному вопросу со стороны научного сообщества. Проблемой цикла повестей занимались знаменитые пушкиноведы - В.В. Виноградов, И.В. Фоменко, В.В. Гиппиус, М.Н.Дарвин, а также совеременные литературоведы В.И. Тюпа, В. Шмид, С.С. Сазонова и другие.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в попытке обобщить материалы исследований, касающихся особенностей цикла известных пушкиноведов и современных литературных исследователей.
Объект исследования «Повести Белкина» А.С. Пушкина.
Предмет исследования: художественные особенности «Повестей Белкина» А.С. Пушкина, отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1) рассмотреть функцию рассказчиков и образа Белкина в циклообразовании «Повестей Белкина»;
2) проанализировать своеобразие жанра повестей, входящих в цикл. Практическое значение исследования состоит в возможности использования материалов при подготовке практических занятий по ИРЛ в вузе и на занятих по творчеству А.С. Пушкина в школе.
Материалом послужили «Повести Белкина» Пушкин А.С. // Полн. собр. соч.: М., 1962-1966.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав: Особенности повествователя в «Повестях Белкина», Особенности жанра «Повестей Белкина», заключения и библиографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С самого начала Пушкин заявляет, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Автор добивается нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, а псевдоним помогает устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старается дать прозвучать голосу рассказчика, показать его причастность к событиям и, тем самым, доказать реальность происходящих событий. Отсюда следует, что «рассказанность» и была тем художественным приемом, ради которого затеян весь текст. Устное происхождение обеспечивало тексту художественную свободу, сочетание устойчивой традиции и полной новизны, сохраняющей непременное, «классическое» условие — увлекательности чтения.
Именно «рассказанность» допускала их чтение по отдельности. Пушкин думал о произведении, которое, будучи целым в целом, было бы цельным само по себе, по частям.
Известный исследователь циклизации произведений, И. В. Фоменко, придерживается следующей точки зрения, относительно цикличности произведения: «... если, скажем, из романа извлечь и опубликовать одну главу, она будет восприниматься главой из романа, фрагментом, то есть частью некоего единства. А если извлечь отдельный текст из цикла, он может существовать как отдельно произведение» [58, с.28].
Интересна в произведении роль рассказчика. Намеренно сниженный, предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. Литературоведы по прежнему проявляют интерес к образу рассказчика, считая, что эта легкая мистификация очень удалась Пушкину.
До известного критика А.Григорьева, все видели в образе Белкина лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства,заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего,страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании. Именно таким образом объяснял А. Григорьев появление Белкина в творчестве Пушкина [19, с. 169].
Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам. По концепции
С.Бочарова: «Рассказчик - это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо». Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин подчиняет свое авторское я новому голосу, олицетворяющему реальный мир [8, с. 112].
С уверенностью можно утверждать, что «Повести Белкина» А.С. Пушкина отдельны во всех отношениях: нет сквозного персонажа, лишь рассказчик, (в противоположность пяти повестям «Героя нашего времени» Лермонтова); нет общего содержания. Но в то же время удивителен факт: повести Пушкина в то же время объединяются, во-первых, общим приемом тайны, «детектива», лежащих в основании каждой повести. Этим приемом воспользуется Лермонтов в «Герое нашего времени». Во-вторых, фигурой повествователя — Белкина; в-третьих, тем, что все они рассказаны.
Таким образом, многоступенчатая система рассказчиков: от неизвестных очевидцев и участников историй, к Белкину, от него к издателю А.П. и к Пушкину придают единство произведению, состоящему из пяти повестей, каждая из которых имеет свой круг действующих лиц. Объединяющим звеном является Иван Петрович Белкин. Каждый из рассказчиков осознаёт «поведанную» историю как случайное стечение обстоятельств.
Белкин - собиратель этих необыкновенных историй, которые были «слышны им от разных особ». Момент двойного авторства и вытекающего отсюда единства всего текста «Повестей» Пушкиным подчёркнут и полным названием произведения, и финальной его ремаркой («Конец повестям И.П.Белкина»), и системой эпиграфов. Там, где Белкин видит пять творений,
Пушкин - одно. Там, где Белкин усматривает разрешение конфликта, исчерпанность темы, Пушкин видит незавершённость, а тгго'/л обращается к очередной «повести», освещающей предыдущую по принципу художественного «монтажа».
Пушкин как автор, который придумал и Белкина, и всех рассказчиков, и, мы помним, он расположил все повести не в той последовательности, в какой были они написаны, включает все события, произошедшие с главными персонажами «белкинских» историй в контекст «большой» истории - от Отечественной Войны 1812 года до 1825 года. Это придаёт другое измерение тексту и нашему восприятию его. Мы воспринимаем все повести как целостный текст, реалистическую картину жизни. Пушкинское произведение побуждает читателя задуматься о таких философских понятиях, как случайность и закономерность, судьба и воля отдельного человека.
Одним из доминантных и сквозных мотивов в циклическом произведении Пушкина является мотив выбора. Оказавшись в сложной, исключительной ситуации, герои «Повестей Белкина» должны совершить выбор, служащий показателем их нравственных возможностей. «Повести Белкина» - особое жанровое образование, своего рода «эскиз романа». Они значимы для русской литературы не только в качестве одного из своеобразных её творений, но и как опыт на пути к жанру романа, который станет ведущим жанром во второй половине XIX в.



1. Аринштейн Л.М. Пушкин и Шенстон. (К интерпретации подзаголовка «Скупого рыцаря») // Болдинские чтения. - Горький, 1980. - С.81-95.
2. Афанасьев Э.С. «Повести Белкина» А.С.Пушкина: ироническая проза // Русская литература. - 2000. - № 2.
3. Белькинд В.С. Традиции и новаторство в сюжетосложении «Повестей Белкина» // Русская литература. Вып.6. - Алма-Ата, 1976.
4. Берковский Н. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. - М.; Л., 1960 - С.94-200 [«Повести Белкина» и произведения русских романтиков].
5. Болдинские чтения. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983. - 190с.
6. Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» // Бочаров С.Г. О художественных
мирах. - М.: «Сов. Россия», 1985. - С.35-68 или // Контекст-73. - М., 1974.
7. Бочаров С.Г. О художественных мирах. - М.: Советская Россия.,1985.
8. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. - Л., 1974.
9. Варнеке Г. Построение «Повестей Белкина» // Пушкин и его современники. -
Л., 1930. - Вып.28-29. - С.119-148.
10. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. - М.: Высш. шк, 2004.
11. Виноградов В.В. Стиль А.С. Пушкина. - М., 1941. Монография.М.: Гос. изд-во худож. лит., 1941. - 620 с.
12. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959.
13. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1959.
14. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971.
15. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М., 1991.
16. Гинсбург Л.Г. Занимательное литературоведение. - М.: Гелиос АРВ,2003.
17. Гиппиус В.В. «Повести Белкина» // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. -М.;Л., 1966. - С.7-45.
18. Глушкова Т. Притча о Сальери // Вопросы литературы. - 1982. - №4. -С.114-153.
19. Григорьев А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Соч.: В 2 т. Т. 2.-М., 1990.
20. Гукасова А.Г. «Повести Белкина» А.С.Пушкина. - М., 1949.
21. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М.: ГИХЛ, 1957.
22. Дарвин М.Н. Мужское и женское в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина (о некоторых особенностях построения цикла) // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов в контексте традиции / Под ред. Е.К.Ромодановской. Новосибирск, 1998. Вып. 2. С. 172— 187.
23. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. - М.: Наука.,2003.
24. Есипов В.В. Что мы знаем об Иване Петровиче Белкине? // Вопросы литературы. - 2001. - № 6.
25. Иванова Л. Попытка толкования «Повести Белкина» А.С.Пушкина
ЬЦр://лулулу.рго2а.ш/2009/03/31/773
26. Кирилюк З.В. Неосуществлённый замысел Пушкина // Русская литература. - 1994. - № 1. - С.146-148.
27. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. - М., 1982.
28. Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т.Т.6.-М.:Советская энциклопедия, 1971.
29. Кулешов В. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. -М.: Художественная литература, 1987.
29. Купреянова Е.Н. А.С.Пунжин // История русской литературы в 4-х томах. Том. 2. - Л.: Наука, 1981. - С.288-295.
30. Лебедева О.Б. Жанровые функции автореминисценций в творчестве
А.С.Пушкина первой половины 1820-х годов // Проблемы метода и жанра. Вып.16. - Томск: Изд-во ТГУ, 1990. - С.90-110.
31. Лежнев А. Проза Пушкина. - М., 1966.
32. Лотман Ю.М. Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе // Временник пушкинской комиссии. 1979. - Л., 1982. - С. 15-27.
33. Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. - Л.: «Сов. пис.», 1985. - С.173-205.
34. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы. - Л.: Художественная литература, 1974.
35. Мейлах Б.С. Творчество А.С.Пушкина. Развитие художественной системы. - М.: Просвещение, 1984. - С. 52-54.
36. Непомнящий В. Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России // Новый мир. - 1996.-№ 5.
37. Панкратова И.Л., Хализев В.Е. Опыт прочтения «Пира во время чумы» А.С.Пушкина // Типологический анализ литературного произведения. - Кемерово, 1982. - С.53-66.
38. Панфилов А.Ю. Три заметки о повести «Гробовщик». // Московский пушкинист: X ежегодный сборник / Состав, и научн. ред. В.С. Непомнящий. - М.: ИМЛИ РАН. 2002. 407с.40.
Переверзев В.Ф. У истоков русского реалистического романа // Переверзев
В.Ф. У истоков русского реализма. -М.: «Современник», 1989. - С.57-88. (глава «Пушкин в борьбе с русским «плутовским романом»).
41. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. - Л.: Наука, 1987.
42. Поволоцкая О. О поэтике «Повестей Белкина» // Московский пушкинист: VII ежегодный сборник / Состав, и научн. ред. В.С. Непомнящий. - М. : ИМЛИ РАН. 2000. 398с.
43. Поддубная Р.Н. «Пир во время чумы» А.С.Пушкина. Опыт целостного анализа идейно-художественной структуры // 8!исНа Яоз 81са Розпашезт. - 1977. - № VIII.
44. Попова И. Смех и слезы в «Повестях Белкина» // Новое литературное обозрение. -1997.-№23.
45. Пути анализа литературного произведения/ Под ред. Б.Ф.Егорова. - М.: Просвещение, 1981.
46. Пушкин А.С. «Повести Белкина» // Полн. собр. соч.: А 10 т. Т.6. - М., 1962¬1966.
47. Рецептор В. «Я шёл к тебе...» // Вопросы литературы. - 1970. - № 2.
48. Сазонова С.С. ...Переступив за незнакомый порог...// Московский пушкинист: VI ежегодный сборник / Состав, и научн. ред. В.С. Непомнящий. - М.: ИМЛИ РАН. 1999. 424с.
49. Сазонова С.С. Ничто и все в «Барышне - крестьянке» // Московский пушкинист: IX ежегодный сборник / Состав, и научн. ред. В.С. Непомнящий. - М.: ИМЛИ РАН. 2001. 309-317с.
50. Сидяков Л.С. Художественная проза А.С.Пушкина. - Рига, 1973.
51. Томашевский, Б.В. Пушкин. Материалы к монографии, 1824-1837. М., 1961 кн. 2, с. 515
52. Турбин В.Н. «Пушкин. Гоголь. Лермонтов» М., 1978, с. 69 - 79.
53. Тюпа В.И. Притча о блудном сыне в контексте «повестей Белкина» как художественного целого.//Болдинские чтения. - Горький, Волго- Вятское книжное издательство, 1983,с.67-81.
54. Тюпа В. И. Двуязычие «Повестей Белкина»: Анекдот и притча Ьйр :/АУЛУУУ. с!игоусот/ПТ:егаЩге2Луира-99.Ь1т#3
55. Узин В.С. О повестях Белкина. Из комментариев читателя. - Пб., 1924.
56. Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина - М.: Худож. лит., 1974. - С.
57. Фёдоров В.В. Гармония трагедии («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. - Кемерово, 1979. - С. 143-150.
58. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. - Тверь, 1992.-С. 28.
59. Фомичёв С.А. «Сцена из Фауста» (История создания, проблематика, жанр) // Временник Пушкинской комиссии на 1980 год. - Л.: Наука, 1983. - С.21-36.
60. Фомичёв С.А. Драматургия А.С.Пушкина // История русской драматургии.
XVII - первая половина XIX века. - Л.: Наука, 1982. -
С.277-294 (о «маленьких трагедиях» и примыкающих к ним драматических опытах).
61. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Литературные реминисценции в «Повестях Белкина» // Болдинские чтения. - Горький, 1985. - С.28¬45.
62. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина» - М.:Высш. Шк., 1989.
63. Шмид Вольф Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина» и «Пиковая дама» [пер. с нем. А. И. Жеребина]. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-
Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. - 354 с.,
Ьйр:// 5еагсЬ .г51.ги/ ги/ сага 1оа/гесогс 1/6610291
64. Эйдельман Н.Я. «Маленькая трагедия». Об одном пушкинском замысле //
Пушкинский праздник. Спецвыпуск «Литературной газеты» и «Литературной России». - 1981. - 31 мая-8 июня. - С.15.
65. Якобсон Р. О «Стихах, сочиненных ночью во время бесонницы» // Якобсон Р. Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - С. 198-205.
66. Яковлева М.В. Эпическое сознание А.С.Пушкина в «Повестях Белкина». Статья первая. // Проблемы метода и жанра. Выпуск 9. - Томск: Изд-во ТГУ, 1983. - С.89-104.
67. Якубович Д.П. Предисловие к «Повестям Белкина» и повествовательные приёмы Вальтера Скотта // Пушкин в мировой литературе. - М.: ГИ, 1926. - 160-178.
68. Якубович Д.П. Реминисценции из Вальтера Скотта в «Повестях Белкина». // Пушкин и его современники. - Л., 1928. - Выпуск 27. - С.100-118.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ