ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
|
Реферат
Введение 5
1 Поэтика драматургии А.Н. Островского 8
1.1 Драма как род литературы 8
1.2 Поэтика драматургии Островского в обзоре литературоведов 11
2 Методические подходы к изучению драматургии А.Н. Островского
в школе 17
2.1 Методические основы изучения драматургии в школе 17
2.2 Обзор УМК по литературе и методических разработок в аспекте
изучения драматургии А.Н. Островского 21
2.3 Методические рекомендации к изучению пьес «Гроза» и «Свои люди -
сочтемся» на уроках литературы в 10 классе 30
Заключение 45
Список использованных источников 47
Введение 5
1 Поэтика драматургии А.Н. Островского 8
1.1 Драма как род литературы 8
1.2 Поэтика драматургии Островского в обзоре литературоведов 11
2 Методические подходы к изучению драматургии А.Н. Островского
в школе 17
2.1 Методические основы изучения драматургии в школе 17
2.2 Обзор УМК по литературе и методических разработок в аспекте
изучения драматургии А.Н. Островского 21
2.3 Методические рекомендации к изучению пьес «Гроза» и «Свои люди -
сочтемся» на уроках литературы в 10 классе 30
Заключение 45
Список использованных источников 47
Творчество А. Н. Островского было в центре драматургии второй половины XIX века, Ю. М. Лотман называетего пьесывершиной русской драматургии. Создателем «русского национального театра» называл А. Н. Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов считал его драмы «пьесами жизни», так как они окликалась на актуальные проблемы того времени и героями их становились жители провинции. Пьесы А.Н. Островского востребованы театральным репертуаром и в наши дни, о чем свидетельствуют постановки столичных театров: «Современника», «Московского художественного театра им. А.П. Чехова», «Мастерской Петра Фоменко» и др.
Пьесы А. Н. Островского изучаются на уроках литературы в старших классах. В школьные программы разных авторов входят такие произведения А.Н. Островского как: «Бесприданница», «Лес», «Снегурочка», «Свои люди- сочтемся», «Доходное место», «Гроза» и другие. «Пьесы А. Н. Островского являются важнейшими уроками эстетического и нравственного воспитания, в них поднимаются политические, социальные, этические вопросы, ставятся конкретно-исторические, но вместе с тем и общечеловеческие проблемы», - отмечает М.В. Теплинский. [33, с. 46]
Методике изучения драматургии в школе посвящены работы О.Ю. Богдановой [2], В. Г. Маранцмана [21], Л. И. Шевцовой [42], Л. А. Цыденовой [38]. Изучение пьес А. Н. Островского в методическом аспекте в центре исследований В.П. Медведева [24], Г.И. Романовой [32], М. В. Теплинского [34].
Исследователи отмечают отсутствиеу современных школьников интереса к драматургии вообще и драматургииХ1Х века в частности, что обусловлено, с одной стороны ориентированностью драмы на сценическую постановку, с другой стороны, непониманием актуальных для того времени конфликтов. По справедливому замечанию Г.И. Романовой [32, с. 67], «в практике школьного преподавания, неизбежно адаптирующего классику, пьеса, во-первых, стала восприниматься если не наивно-реалистически, то, по крайней мере, как реальный исторический «документ», отражающий реалии русской жизни».
Актуальность исследования настоящей выпускной квалификационной работы определяется необходимостью разработки эффективных приемов, стимулирующих интерес обучающихся к изучению драматургии А.Н. Островского.
Объект исследования: процесс изучения драматургии
А. Н. Островского на уроках литературы.
Предмет исследования: методика изучения пьес А.Н. Островского «Гроза» и «Свои люди - сочтемся» на уроках литературы в школе.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение принципов и приемов изучения драматических произведений на уроках литературы и создание методических рекомендаций к изучению драматургии А.Н. Островского в школе.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности драмы как рода литературы.
2. Рассмотреть методические основы изучения драматургии в старших классах.
3. Выявить и охарактеризовать особенности поэтики драматургии А.Н. Островского.
4. Рассмотреть учебно-методические комплексы по литературе в аспекте изучения драматургии А.Н. Островского.
5. Изучить методические разработки по литературе в аспекте изучения драматургии А.Н. Островского.
6. Разработать методические рекомендации по изучению пьес «Гроза» и «Свои люди - сочтемся» А.Н. Островского на уроках литературы.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных методистов и литературоведов.
Область методики образования: О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман, Л. И. Шевцова, Л. А. Цыденова.
Область литературоведения: В. Е. Хализев, Л. В. Чернец, Ю.М. Лотман, А.И. Ревякин.
Направление исследования определило следующие методы:
сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методические рекомендации по изучению драматургии А.Н. Островского могут быть использованы при подготовке к урокам литературы в старших классах.
Апробация работы. Отдельные материалы были апробированы в форме доклада на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 20 мая 2021).
Работа выполнена по заказу МБОУ «СОШ № 1» г. Лесосибирска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы - 50 страницы.
Пьесы А. Н. Островского изучаются на уроках литературы в старших классах. В школьные программы разных авторов входят такие произведения А.Н. Островского как: «Бесприданница», «Лес», «Снегурочка», «Свои люди- сочтемся», «Доходное место», «Гроза» и другие. «Пьесы А. Н. Островского являются важнейшими уроками эстетического и нравственного воспитания, в них поднимаются политические, социальные, этические вопросы, ставятся конкретно-исторические, но вместе с тем и общечеловеческие проблемы», - отмечает М.В. Теплинский. [33, с. 46]
Методике изучения драматургии в школе посвящены работы О.Ю. Богдановой [2], В. Г. Маранцмана [21], Л. И. Шевцовой [42], Л. А. Цыденовой [38]. Изучение пьес А. Н. Островского в методическом аспекте в центре исследований В.П. Медведева [24], Г.И. Романовой [32], М. В. Теплинского [34].
Исследователи отмечают отсутствиеу современных школьников интереса к драматургии вообще и драматургииХ1Х века в частности, что обусловлено, с одной стороны ориентированностью драмы на сценическую постановку, с другой стороны, непониманием актуальных для того времени конфликтов. По справедливому замечанию Г.И. Романовой [32, с. 67], «в практике школьного преподавания, неизбежно адаптирующего классику, пьеса, во-первых, стала восприниматься если не наивно-реалистически, то, по крайней мере, как реальный исторический «документ», отражающий реалии русской жизни».
Актуальность исследования настоящей выпускной квалификационной работы определяется необходимостью разработки эффективных приемов, стимулирующих интерес обучающихся к изучению драматургии А.Н. Островского.
Объект исследования: процесс изучения драматургии
А. Н. Островского на уроках литературы.
Предмет исследования: методика изучения пьес А.Н. Островского «Гроза» и «Свои люди - сочтемся» на уроках литературы в школе.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение принципов и приемов изучения драматических произведений на уроках литературы и создание методических рекомендаций к изучению драматургии А.Н. Островского в школе.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности драмы как рода литературы.
2. Рассмотреть методические основы изучения драматургии в старших классах.
3. Выявить и охарактеризовать особенности поэтики драматургии А.Н. Островского.
4. Рассмотреть учебно-методические комплексы по литературе в аспекте изучения драматургии А.Н. Островского.
5. Изучить методические разработки по литературе в аспекте изучения драматургии А.Н. Островского.
6. Разработать методические рекомендации по изучению пьес «Гроза» и «Свои люди - сочтемся» А.Н. Островского на уроках литературы.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных методистов и литературоведов.
Область методики образования: О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман, Л. И. Шевцова, Л. А. Цыденова.
Область литературоведения: В. Е. Хализев, Л. В. Чернец, Ю.М. Лотман, А.И. Ревякин.
Направление исследования определило следующие методы:
сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методические рекомендации по изучению драматургии А.Н. Островского могут быть использованы при подготовке к урокам литературы в старших классах.
Апробация работы. Отдельные материалы были апробированы в форме доклада на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 20 мая 2021).
Работа выполнена по заказу МБОУ «СОШ № 1» г. Лесосибирска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы - 50 страницы.
В ходе исследования по теме «Изучение драматургии А. Н. Островского на уроках литературы в школе» мы пришли к следующим выводам.
Анализ теоретических работ по изучению драматургии в школе показал необходимость учета при изучении в школе ряда особенностей драмы как рода литературы, таких как: отсутствие авторского слова в виде повествования, ориентированность на сценическую постановку, важность композиции конфликта, организующего сюжет пьесы. В качестве методических рекомендаций к изучению драматургии в школе предлагается анализ композиции конфликта, использование сценической интерпретации, театрализация на уроке, чтение по ролям и т.д.
Поэтике драматургии А. Н. Островского посвящены труды Ю.М. Лотмана, А.И. Ревякина, В.П. Медведева и др. Исследователи выделяют такие особенности творчества драматурга, какнародность, бытоописательность,связанную с отражением быта купечества, существенную роль речевой характеристики в создании образов действующих лиц, говорящие фамилии и др.
После анализа УМК по литературе, предназначенных для старших классов под редакцией В. Я. Коровиной, Р. Н. Бунеева и Б. А. Ланина был сделан вывод о том, что в большинстве школьных программ на изучение драматургии А. Н. Островского отводится от 6 до 8 часов. Чаще всего к изучению предлагается пьеса Островского «Гроза», но в ряде школьных программ предусматривается изучение пьесы «Бесприданница» и «свои люди - сочтемся». Был сделан вывод о том, что проанализированные школьные программы формируют у обучающихся базовые знания о драме как роде литературы, и дают представление о специфике драматургии А.Н. Островского.
В разработанных нами методических рекомендациях к изучениюпьес А. Н. Островского «Гроза» и «Свои люди - сочтемся», был учтен опыт литературоведов и методистов, в центре внимания которых творчество драматурга. Видится целесообразным обращение на уроке к истории сценической интерпретации пьес современниками драматурга, так как А.Н. Островский разделял мысль о том, что автор пьес должен быть и режиссером, и атером, подобно У. Шекспиру. Предлагаем использовать на уроках прием содружества искусств, привлекая репродукции И. И. Шишкина «Перед грозой» и «Купеческие поминки» Ф. Журавлева для интерпретации образов пьес.Творческие задания: написание «Руководства для актеров» и создание инструкции «Как написать пьесу А. Н. Островского» позволят выделить основные черты в образах действующих лиц, обратить внимание на приемы их создания, а также систематизировать знания о поэтике драматических произведений А.Н. Островского.
Анализ теоретических работ по изучению драматургии в школе показал необходимость учета при изучении в школе ряда особенностей драмы как рода литературы, таких как: отсутствие авторского слова в виде повествования, ориентированность на сценическую постановку, важность композиции конфликта, организующего сюжет пьесы. В качестве методических рекомендаций к изучению драматургии в школе предлагается анализ композиции конфликта, использование сценической интерпретации, театрализация на уроке, чтение по ролям и т.д.
Поэтике драматургии А. Н. Островского посвящены труды Ю.М. Лотмана, А.И. Ревякина, В.П. Медведева и др. Исследователи выделяют такие особенности творчества драматурга, какнародность, бытоописательность,связанную с отражением быта купечества, существенную роль речевой характеристики в создании образов действующих лиц, говорящие фамилии и др.
После анализа УМК по литературе, предназначенных для старших классов под редакцией В. Я. Коровиной, Р. Н. Бунеева и Б. А. Ланина был сделан вывод о том, что в большинстве школьных программ на изучение драматургии А. Н. Островского отводится от 6 до 8 часов. Чаще всего к изучению предлагается пьеса Островского «Гроза», но в ряде школьных программ предусматривается изучение пьесы «Бесприданница» и «свои люди - сочтемся». Был сделан вывод о том, что проанализированные школьные программы формируют у обучающихся базовые знания о драме как роде литературы, и дают представление о специфике драматургии А.Н. Островского.
В разработанных нами методических рекомендациях к изучениюпьес А. Н. Островского «Гроза» и «Свои люди - сочтемся», был учтен опыт литературоведов и методистов, в центре внимания которых творчество драматурга. Видится целесообразным обращение на уроке к истории сценической интерпретации пьес современниками драматурга, так как А.Н. Островский разделял мысль о том, что автор пьес должен быть и режиссером, и атером, подобно У. Шекспиру. Предлагаем использовать на уроках прием содружества искусств, привлекая репродукции И. И. Шишкина «Перед грозой» и «Купеческие поминки» Ф. Журавлева для интерпретации образов пьес.Творческие задания: написание «Руководства для актеров» и создание инструкции «Как написать пьесу А. Н. Островского» позволят выделить основные черты в образах действующих лиц, обратить внимание на приемы их создания, а также систематизировать знания о поэтике драматических произведений А.Н. Островского.
Подобные работы
- Введение понятия «мотив одиночества» при изучении драматургии А.Н. Островского в старших классах средней школы (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕС Т.Л. ЩЕПКИНОЙ-КУПЕРНИК «ОДНА ИЗ НИХ», «СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНЩИНА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ТЕМА ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО («ЛЕС», «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ», «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ», «БЕСПРИДАННИЦА») И А.П. ЧЕХОВА («ЧАЙКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2013 - Процесс восприятия и изучения современной русской драматургии школьниками 8 – 11 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО А.Н.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - ПОЭТИКА АБСУРДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ГИВАРГИЗОВА И К. ДРАГУНСКОЙ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - ПОЭТИКА АБСУРДА В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017





