Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Работа №172912

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Поэтика драматургии А.Н. Островского 8
1.1 Драма как род литературы 8
1.2 Поэтика драматургии Островского в обзоре литературоведов 11
2 Методические подходы к изучению драматургии А.Н. Островского
в школе 17
2.1 Методические основы изучения драматургии в школе 17
2.2 Обзор УМК по литературе и методических разработок в аспекте
изучения драматургии А.Н. Островского 21
2.3 Методические рекомендации к изучению пьес «Гроза» и «Свои люди -
сочтемся» на уроках литературы в 10 классе 30
Заключение 45
Список использованных источников 47

Творчество А. Н. Островского было в центре драматургии второй половины XIX века, Ю. М. Лотман называетего пьесывершиной русской драматургии. Создателем «русского национального театра» называл А. Н. Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов считал его драмы «пьесами жизни», так как они окликалась на актуальные проблемы того времени и героями их становились жители провинции. Пьесы А.Н. Островского востребованы театральным репертуаром и в наши дни, о чем свидетельствуют постановки столичных театров: «Современника», «Московского художественного театра им. А.П. Чехова», «Мастерской Петра Фоменко» и др.
Пьесы А. Н. Островского изучаются на уроках литературы в старших классах. В школьные программы разных авторов входят такие произведения А.Н. Островского как: «Бесприданница», «Лес», «Снегурочка», «Свои люди- сочтемся», «Доходное место», «Гроза» и другие. «Пьесы А. Н. Островского являются важнейшими уроками эстетического и нравственного воспитания, в них поднимаются политические, социальные, этические вопросы, ставятся конкретно-исторические, но вместе с тем и общечеловеческие проблемы», - отмечает М.В. Теплинский. [33, с. 46]
Методике изучения драматургии в школе посвящены работы О.Ю. Богдановой [2], В. Г. Маранцмана [21], Л. И. Шевцовой [42], Л. А. Цыденовой [38]. Изучение пьес А. Н. Островского в методическом аспекте в центре исследований В.П. Медведева [24], Г.И. Романовой [32], М. В. Теплинского [34].
Исследователи отмечают отсутствиеу современных школьников интереса к драматургии вообще и драматургииХ1Х века в частности, что обусловлено, с одной стороны ориентированностью драмы на сценическую постановку, с другой стороны, непониманием актуальных для того времени конфликтов. По справедливому замечанию Г.И. Романовой [32, с. 67], «в практике школьного преподавания, неизбежно адаптирующего классику, пьеса, во-первых, стала восприниматься если не наивно-реалистически, то, по крайней мере, как реальный исторический «документ», отражающий реалии русской жизни».
Актуальность исследования настоящей выпускной квалификационной работы определяется необходимостью разработки эффективных приемов, стимулирующих интерес обучающихся к изучению драматургии А.Н. Островского.
Объект исследования: процесс изучения драматургии
А. Н. Островского на уроках литературы.
Предмет исследования: методика изучения пьес А.Н. Островского «Гроза» и «Свои люди - сочтемся» на уроках литературы в школе.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение принципов и приемов изучения драматических произведений на уроках литературы и создание методических рекомендаций к изучению драматургии А.Н. Островского в школе.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности драмы как рода литературы.
2. Рассмотреть методические основы изучения драматургии в старших классах.
3. Выявить и охарактеризовать особенности поэтики драматургии А.Н. Островского.
4. Рассмотреть учебно-методические комплексы по литературе в аспекте изучения драматургии А.Н. Островского.
5. Изучить методические разработки по литературе в аспекте изучения драматургии А.Н. Островского.
6. Разработать методические рекомендации по изучению пьес «Гроза» и «Свои люди - сочтемся» А.Н. Островского на уроках литературы.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных методистов и литературоведов.
Область методики образования: О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман, Л. И. Шевцова, Л. А. Цыденова.
Область литературоведения: В. Е. Хализев, Л. В. Чернец, Ю.М. Лотман, А.И. Ревякин.
Направление исследования определило следующие методы:
сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методические рекомендации по изучению драматургии А.Н. Островского могут быть использованы при подготовке к урокам литературы в старших классах.
Апробация работы. Отдельные материалы были апробированы в форме доклада на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 20 мая 2021).
Работа выполнена по заказу МБОУ «СОШ № 1» г. Лесосибирска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы - 50 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Изучение драматургии А. Н. Островского на уроках литературы в школе» мы пришли к следующим выводам.
Анализ теоретических работ по изучению драматургии в школе показал необходимость учета при изучении в школе ряда особенностей драмы как рода литературы, таких как: отсутствие авторского слова в виде повествования, ориентированность на сценическую постановку, важность композиции конфликта, организующего сюжет пьесы. В качестве методических рекомендаций к изучению драматургии в школе предлагается анализ композиции конфликта, использование сценической интерпретации, театрализация на уроке, чтение по ролям и т.д.
Поэтике драматургии А. Н. Островского посвящены труды Ю.М. Лотмана, А.И. Ревякина, В.П. Медведева и др. Исследователи выделяют такие особенности творчества драматурга, какнародность, бытоописательность,связанную с отражением быта купечества, существенную роль речевой характеристики в создании образов действующих лиц, говорящие фамилии и др.
После анализа УМК по литературе, предназначенных для старших классов под редакцией В. Я. Коровиной, Р. Н. Бунеева и Б. А. Ланина был сделан вывод о том, что в большинстве школьных программ на изучение драматургии А. Н. Островского отводится от 6 до 8 часов. Чаще всего к изучению предлагается пьеса Островского «Гроза», но в ряде школьных программ предусматривается изучение пьесы «Бесприданница» и «свои люди - сочтемся». Был сделан вывод о том, что проанализированные школьные программы формируют у обучающихся базовые знания о драме как роде литературы, и дают представление о специфике драматургии А.Н. Островского.
В разработанных нами методических рекомендациях к изучениюпьес А. Н. Островского «Гроза» и «Свои люди - сочтемся», был учтен опыт литературоведов и методистов, в центре внимания которых творчество драматурга. Видится целесообразным обращение на уроке к истории сценической интерпретации пьес современниками драматурга, так как А.Н. Островский разделял мысль о том, что автор пьес должен быть и режиссером, и атером, подобно У. Шекспиру. Предлагаем использовать на уроках прием содружества искусств, привлекая репродукции И. И. Шишкина «Перед грозой» и «Купеческие поминки» Ф. Журавлева для интерпретации образов пьес.Творческие задания: написание «Руководства для актеров» и создание инструкции «Как написать пьесу А. Н. Островского» позволят выделить основные черты в образах действующих лиц, обратить внимание на приемы их создания, а также систематизировать знания о поэтике драматических произведений А.Н. Островского.


1. Белинский, В. Г. Разделение поэзии на роды и виды / В.Г.Белинский. - Москва : Директ-Медиа, 2007. - 141с.
2. Богданова, О. Ю.Методика преподавания литературы: том первый: учебник для педагогичесих вузов / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. - Москва : Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 397 с.
3. Богданова, О. Ю. Практикум по методике преподавания литературы: Учебное пособие для студентов вузов/ О.Ю. Богданова. - Москва : Издательский центр «Академия», 1999. - 114 с.
4. Бунеев, Р. Н. Литература 10 класс/ учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. - Москва : Баласс, 2015. - 336 с.
5. Владимиров, С. В. Действие в драме / С. В. Владимиров.- 2 изд, доп. СПБ: издательство СПбГАТИ, 2007. - 192 с.
6. Герасимов, Ю.К. А.Н. Островский и русский театральный модернизм [Электронный ресурс] / Ю.К. Герасимов //А. Н. Островский, А. П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: Сборник статей в память об А.И. Ревякине (1900-1983) - М.: Intrada, 2003. — 608 с.- Режим доступа: http://ostrovskiy.lit-info.ru/ostrovskiy/kritika/ostrovskij-chehov- sbornik/gerasimov-ostrovskij-i-teatralnyj-modernizm.htm
7. Голубков В.В. Методика преподавания литературы : учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. В. Голубков. - Москва : Просвещение, 1995. - 339 с.
8. Григорьев, А. А. Литературная критика / А. А. Григорьев - Москва : изд. «Художественная литература»,1995. - 646 с.
9. Григорьев, А.А. После «Грозы» Островского // Григорьев А.А. Искусство и нравственность. - Москва:1990. - 153 с.
10. Дератани, Н. Ф. Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений / Н. Ф. Дератани. - Москва : Просвещение, 1965. - 679 с.
11. Доманский, В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе / В. А. Доманский. - Москва : Флинта, 2015. - 480 с.
12. Журавлева, А. И. Театр А. Н. Островского: книга для учителя / А. И. Журавлева. - Москва : Просвещение 1986. - 208 с.
13. Захарян, С. Г. Социальная драма Островского / А. Н. Островский. Русская и национальная литература. - Ереван : Издательский дом Лусабац 2013. - 561 с.
14. Зепалова, Т.С. За творческое изучение литературы / Т.С. Зепалова. - Москва : Просвещение, 1982. - 175 с.
15. Карягин, А.А. Драма, как эстетическая проблема / А.А. Карягин. - Москва : Просвещение, 1974. - 222 с....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ