ВВЕДЕНИЕ 2
1. Философские основы принципа гуманизма 4
1.1. Гуманизм в традиционной и советской системе образования 4
1.2. Гуманизм в современной системе образования 18
1.3. Итоги главы 24
2. Трансгуманизм и постгуманизм 26
2.1. Гуманизм, трансгуманизм, постгуманизм: сущность и проблема
соотношения 26
2.2. Постгуманизм и проблема антропологического кризиса 38
2.3. Итоги главы 45
3. Включение принципа постгуманизма в систему образования 47
3.1. Трансформация механизмов самоидентификации в эпоху господства
постгуманизма 47
3.2. Образование - альтернативная стратегия сохранения, воспроизводства
и развития человека? 54
3.3. Итоги главы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Список использованной литературы 62
В связи с существенными социально-экономическими и политическими изменениями в Российской Федерации, актуализацией проблемы антропологического кризиса, кризиса классического гуманизма, проблемы «текучей идентичности», при современном развитии и укреплении идеи становления постгуманистического общества, происходит переоценка ценностей.
Включая фундаментальную основу общественного сознания - систему образования, через призму содержания которой мы можем рассмотреть, как проходит процесс изменения ценностей, имеет ли данный процесс движение в сторону аксиологии постгуманизма?
Ответ на данный проблемный вопрос можно получить, изучив основные аспекты системы образования на предмет их гуманистического, трансгуманистического и постгуманистического содержания и направленности.
Объектом исследования данной работы является процесс изменения в современном образовании.
Предмет исследования - постгуманистическое содержание ценностей системы образования.
Цель: исследовать эволюцию гуманистических представлений о сущности и задачах образования и их современную трансформацию.
В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть гуманизм в традиционной и советской системе образования.
2. Выявить сущность современного образования в дискурсе гуманизма.
3. Эксплицировать проблемы образования в дискурсе трансгуманизма и постгуманизма.
4. Выявить причины и характер трансформации представлений о сущности и задачах образования в рамках постгуманистической парадигмы.
5. Выявить особенности трансформации механизмов самоидентификации в эпоху господства постгуманизма
6. Рассмотреть образование в качестве альтернативной стратегии воспроизводства и сохранения человека в его целостности
Работа состоит из трех глав. Включает содержание, введение, заключение и библиографический список.
Для постнеклассической картины мира, в основе которой лежат нелинейные процессы в состоянии неравновесия, логически характерной становится постнеклассическая культура, которая в свою очередь и причина и следствие формирования постчеловека как социокультурного феномена XXI века. Сложная, дискуссионная и неоднозначная философская концепция.
В работе раскрыто содержание таких направлений как гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм, раскрыта сущность соотношения этих понятий, показана актуальность и тенденции развития направлений, а также аргументирована проблема антропологического кризиса в контексте постнеклассической культуры. Эти разные концептуальные позиции объединяет стирание границ между человеком, технологиями и природой в пользу более гибридных и гибких конфигураций.
Идеи гуманизма сопровождают европейскую философию со времен античности и оформились как самостоятельное течение европейской мысли в эпоху Возрождения. Благодаря позитивистам, а также достижениям мысли современной европейской философии была пересмотрена мировоззренческая концепция, получившая в следствие название «классической». Так или иначе, радикальный пересмотр основ гуманитарного знания, и сфер его приложения, неизбежен в контексте «новой гуманистической программы». На примере приведенных источников видна тенденция к увеличению актуальности направления в ближайшем будущем, что ставит под сомнения существующие направления системного критического осмысления постгуманизма, как с позиций утилитаризма, так и с позиций моральной теологии.
Стоит заметить также, что теория постгуманизма не полностью раскрывает моральный смысл стремления к совершенствованию. Кроме того, история постгуманизма не является синонимом истории технологий, равно как и теоретический вклад нельзя найти исключительно в философских исследованиях технологий. Безусловно, технологические изменения стали центральными для современных формулировок постчеловечества, для которого характерен внезапный скачок от нынешнего статуса человека к будущему.
Для современного образования характерна ориентация на метапредметные компетенции, личные смыслы. Интеграция предметных и специальных методик. Образование сейчас находится в ситуации парадокса: при колоссальных возможностях конструирования человеческой идентичности, помощи человеку в определении его самости, оно фактически отстает от социальных трендов. Сравнение западной и российской системы образования не имеет смысла: в то время когда в Европе, в Германии или Франции уже развивался принцип неогуманистического подхода к образованию, в Российской Империи еще не был актуализирован вопрос отмены крепостного права. Позже, в советской системе образования принцип гуманизации также игнорировался, это было связано с особенной политикой партии. В современном российском образовании только начинает применяться принцип гуманизации, в то время как идея классического гуманизма уже находится в состоянии кризиса. Здесь происходит подмена смыслов - информатизация образования есть ничто иное, как внедрение трансгуманистической идеи в образование. Для современной философии образования логично рассматривать человека и как субъекта, и как субъекта трансформаций. Современное образование не должно строиться на императивном, директивном подходе к обучению. Фактически, теперь оно необходимо сводится к «опережению» и «моделированию» будущего, к созданию благоприятной почвы для развития необходимых навыков и компетенций. Должны учитываться мегатренды эпохи - геймификация, ориентация на индивидуальные образовательные траектории, практико- ориентированность, цифровизация. Однако, такой подход обеспечивает лишь создание платформы перехода в область трансгуманистического. Так или иначе, киберсоциализация, которая уже является антропологической реальностью современного человека, логическим образом может быть включена в органическое единство человека. Ошибочно полагать, что сохранение традиционного подхода к обучению, отрицание острых проблем современности и непричастность образования к настоящему формированию личности человека сможет прервать процесс развития. Необходимы изменения для сохранения ведущего статуса образовательных учреждений.
1. Bostrom N. The Transhumanism FAQ. A General Introduction.
[Электронный ресурс]// Режим доступа:
https://www.nickbostrom.com/views/transhumanist.pdf (дата обращения: 21.05.2021)
2. Fenwick. T. Doing Standards in Education with Actor-Network
Theory [Электронный ресурс]// Режим доступа:
https://dspace.stir.ac.uk/bitstream/1893/3631/1/JEP undoing%20standards.pdf (дата обращения: 15.05.2021)
3. Humanist Manifesto I [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://americanhumanist.org/what-is-humanism/manifesto1/ (дата обращения: 21.12.2020)
4. Huxley J., «New Bottles for New Wine», London, 1957
[Электронный ресурс] //Режим доступа:
https: //www. worldcat. org/title/new-bottles-for-new-wine- essays/oclc/279664 (дата обращения: 20.12.2020)
5. Kriman A.I. (2019) The Idea of the Posthuman: A Comparative Analysis of Transhumanism and Posthumanism. Russian Journal of Philosophical Sciences = Filosofskie nauki. Vol. 62, no. 4, pp. 132-147. (дата обращения: 25.12.2020)
6. Sean A. Hays Transhumanism - social and philosophical movement [Электронный ресурс] // Contributor to SAGE Publications’s Encyclopedia of Nanoscience and Society (2010) - Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/transhumanism (дата обращения: 18.12.2020)
7. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. Экспериментально - педагогическое исследование / Ш. А. Амонашвили. - Москва : Педагогика, 1984. - 296 с.
8. Ахмедов И.Р. Традиционное обучение и новые
педагогические технологии как основа современной педагогической системы [Электронный ресурс]// Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnoe-obuchenie-i-novye- pedagogicheskie-tehnologii-kak-osnova-sovremennoy-pedagogicheskoy- sistemy (дата обращения: 22.12.2020)
9. Блум Б. Прогрессивные технологии обучения: Научная монография. - М.: «Наука», 1995. - С. 123.
10. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. «Основы современного гуманизма». Библиотека журнала «Здравый смысл»: Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. - М, 2002.
11. Брагина Л.М. Социально - этические взгляды итальянских гуманистов (II половина XV века). - М.: Изд-во МГУ, 1983. — 189 с.
12. Буданов 2013 - Буданов ВТ. Квантово-синергетическая антропология и проблемы искусственного интеллекта и трансгуманизма // Философские науки. 2013. № 9. С. 25-37.
13. Будкина Е.К. Гуманизм как направление европейской
философской мысли [Электронный ресурс] // Научный вестник МГТУ ГА. 2005. — №95. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizm-kak-napravlenie-evropeyskoy- filosofskoy-mysli (дата обращения: 12.01.2020).
14. Гайнуллина Л. Ф., Яковлева.Е. Л. Принцип гуманизации в образовании. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/36293 (дата обращения: 10.04.21)
15. Горшкова В.В. Образование взрослых в контексте культуры: феноменологический аспект // Педагогика. — 2011, №7.- С.43-48...45