Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Безопасность в информационном пространстве (Теория и методика безопасности жизнедеятельности, Российский государственный профессионально-педагогический университет)

Работа №172775

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы73
Год сдачи2025
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МБОУ СОШ № 1 (село Петрокаменское Свердловской области).
Выборка: 24 обучающихся 8А и 8Б классов.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ 7
1.1. Безопасность в информационном пространстве: понятие и структура 7
1.2. Знания и умения, формируемые у обучающихся при изучении раздела «Безопасность в информационном пространстве» 13
1.3. Методы и средства формирования знаний и умений при обучении предмету «Основы безопасности и защиты Родины» 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ 30
2.1. Методы диагностики знаний и умений безопасности в информационном пространстве обучающихся 8-х классов 30
2.2. Анализ результатов исследования знаний и умений безопасности в информационном пространстве обучающихся 8-х классов 37
2.3. Конспекты уроков ОБЗР по формированию знаний и умений безопасности в информационном пространстве у обучающихся 8-х классов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 70


В Федеральном государственном стандарте основного общего образования определено, что одними из приоритетных задач общеобразовательной организации являются формирование у обучающихся представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе в информационной сфере; навыков безопасного поведения, содействие формированию у обучающихся убежденности в необходимости следования принципу предвидения последствий своего поведения; создание условий для формирования у обучающихся способности противостоять негативным в отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной среды, в том числе экстремистского, террористического, криминального и иного деструктивного характера [24].
Проблемы обеспечения безопасности подростков в информационном пространстве активно изучаются современными исследователями, например:
— М. Р. Ханнолайнен изучает влияние социальных сетей на социализацию подростков и проблемы интернет-безопасности;
— И. В. Щелин рассматривает актуальные проблемы информационно-психологической безопасности подростков в сети Интернет;
— Т. В. Пинкевич исследует возможности детерминации и предупреждения виктимизации несовершеннолетних от насильственных преступлений сексуального характера в условиях цифровизации.
Н. Н. Паньгина отмечает, что современные дети уже живут в Интернете. Здесь они читают новости, слушают музыку, общаются в социальных сетях. Автор приводит следующие статистические данные: 89% школьников «ходят» в Интернет каждый день, с компьютера или мобильного устройства (против 53% родителей), 75% освоили компьютер и Интернет самостоятельно, 76% школьников считают себя уверенными и очень уверенными пользователями Интернета (против 53% родителей), 0% школьников от 12 лет не пользуются Интернетом (против 16% родителей). Дети уже сами платят, и не только в школьном буфете. Являясь активными пользователями Интернета, они играют, например, в компьютерные игры и совершают платежи за виртуальные товары, за музыку и фильмы. 59% родителей дают детям карманные деньги — около 500 рублей в месяц. Дети принимают решения по тратам до 30000 рублей в год. Социальные карты учащегося — банковские. Закон о банковской деятельности разрешает банкам для детей 6–14 лет выпускать банковские карты (дополнительные к родительским картам), по платежам с которых отвечают родители. ГК РФ позволяет детям 14–18 лет без согласия родителей открывать собственные счета, карты, вклады и распоряжаться средствами. Родители в большинстве своем консервативны и не учат детей вести себя с платежами в Интернете правильно [17].
В настоящее время уроки Основ безопасности жизнедеятельности и защиты Родины проводятся по программе Ю. С. Шойгу, где на изучение раздела «Безопасность в информационном пространстве» отводится шесть уроков по темам: «Безопасность в цифровой среде», «Опасные программы и явления цифровой среды», «Опасный контент и опасные люди», «Деструктивные течения и защита от них», «Безопасное поведение».
В ходе изучения вопроса формирования безопасного поведения обучающихся в информационном пространстве было обнаружено противоречие между социальным заказом общества на обучение в школе гражданина, который может применить правила безопасного поведения в информационном пространстве, и теоретической направленностью образовательного процесса по курсу ОБЗР, которая не позволяет развивать данные умения.
Проблема исследования связана с поиском методов формирования безопасности и безопасного поведения обучающихся в информационном пространстве.
На основе актуальности и проблемы исследования мы определили тему исследования: «Безопасность в информационном пространстве».
Объект исследования: процесс формирования знаний и умений безопасного поведения в информационном пространстве у учащихся 8 класса.
Предмет исследования: оценка уровня знаний и умений у подростков о правилах безопасного поведения в информационном пространстве и методы формирования знаний и умений безопасного поведения в информационном пространстве у учащихся 8 класса.
Цель исследования: изучить уровень знаний и умений у подростков о правилах безопасного поведения в информационном пространстве и разработать эффективную методику проведения уроков безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что если на уроках безопасности жизнедеятельности использовать сочетание традиционных и активных методов обучения, такие как метод анализа конкретных ситуаций, метод решения ситуационных задач и метод практических и творческих заданий, то формирование знаний и умений безопасного поведения в информационном пространстве у подростков будет более успешным.
Задачи исследования:
1. На основе изучения методической и педагогической литературы раскрыть понятие безопасности в информационном пространстве.
2. Дать характеристику знаний и умений, формируемых у обучающихся при изучении раздела «Безопасность в информационном пространстве».
3. Описать методы и средства формирования знаний и умений при обучении предмету «Основы безопасности и защиты Родины».
4. Изучить уровень сформированности знаний и умений безопасности в информационном пространстве обучающихся 8-х классов.
5. Разработать методику формирования знаний и умений безопасности в информационном пространстве у обучающихся 8-х классов (конспекты уроков ОБЗР).
Методы исследования:
⸻ теоретические: анализ и изучение источников и литературы по теме исследования, теоретическое моделирование;
⸻ практические: тестирование, решение ситуационных задач.
База исследования: МБОУ СОШ № 1, села Петрокаменское Свердловской области.
Структура работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованной литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ проблемы безопасности в информационном пространстве у обучающихся позволил сделать следующие выводы:
— безопасность в информационном пространстве — это состояние защищенности человека, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда его здоровью и физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Безопасность в информационном пространстве является результатом безопасного поведения обучающегося в информационном пространстве, под которым мы понимаем систему взаимосвязанных действий и поступков, осуществляемых субъектом под влиянием факторов внутренней и внешней среды с целью обеспечения защищенности в информационном пространстве. К компонентам безопасного поведения в информационном пространстве относятся: предвидение и прогнозирование опасности для личности обучающегося, вызванной угрозами информационной безопасности; система действий по предотвращению опасной ситуации в информационном пространстве, сформированная на основе знаний об информационном пространстве, о методах защиты от утечки личной информации и воздействия негативной информации; опыт взаимодействия с опасными ситуациями в информационном пространстве;
— в настоящее время уроки Основ безопасности жизнедеятельности и защиты Родины проводятся по программе Ю. С. Шойгу, где на изучение раздела «Безопасность в информационном пространстве» отводится 6 часов, в ходе которых формируются знания и умения детей по всем основным направлениям обеспечения безопасности обучающихся в информационной среде: оценка безопасности информационных ресурсов («Безопасность в цифровой среде» (1 час)), организация условий для развития компетентности информационной безопасности («Опасные программы и явления цифровой среды» (1 час), «Безопасное поведение» (1 час)), развитие у обучающихся умений и навыков критического восприятия и оценки информации («Опасный контент и опасные люди» (2 часа), «Деструктивные течения и защита от них» (1 час));
— к традиционным методам обучения относятся наглядные, словесные и практические методы, а среди активных методов обучения выделяют анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, а также использование актуальной информации в разнообразных формах и последующее групповое обсуждение этой информации. Все средства формирования знаний и умений на уроках ОБЗР делятся на вербальные, натуральные, изображения предметов и явлений, аудиовизуальные, вспомогательные и электронные. Наиболее эффективным при формировании знаний и умений безопасности в информационном пространстве считается комбинирование традиционных и активных методов обучения на уроке ОБЗР.
По итогам проведения всех этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать несколько выводов:
— для диагностики знаний и умений безопасности в информационном пространстве использовался тест «Информационная безопасность» для обучающихся 8–9-х классов, содержащий тестовые вопросы с вариантами ответа и ситуационные задачи;
— исходя из результатов входной диагностики, было определено, что у большинства обучающихся в обоих классах знания безопасности в информационном пространстве находятся на среднем уровне, при этом не отмечено знаний высокого уровня в обоих классах. Умения безопасности в информационном пространстве также сформированы у обучающихся на среднем и низком уровнях, так как дети не владеют алгоритмами поведения, путаются в порядке и целесообразности отдельных действий;
— для формирования безопасного поведения в информационном пространстве у обучающихся 8-х классов нами разработаны конспекты шести уроков в рамках тематического блока «Безопасность в информационном пространстве, где используется сочетание традиционных (беседа, опрос, тест, объяснение, демонстрация видео и фото) и активных (решение ситуационных задач, анализ конкретных ситуаций, приведение примеров из личного опыта, творческая деятельность по созданию материалов) методов обучения, что позволит наилучшим образом сформировать знания и умения безопасности в информационном пространстве у обучающихся.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены. В дальнейшем планируется реализация разработанной методики формирования знаний и умений безопасности в информационном пространстве у обучающихся 8-х классов, где используется сочетание традиционных и активных методов обучения, и проведение повторной диагностики для определения ее эффективности.



1. Асеева, М. О. Использование активных методов обучения для развития мотивационных способностей обучающихся на уроках ОБЖ / М. О. Асеева, А. В. Сальков // Проблемы в сфере детского образования. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 2020. – С. 151–157.
2. Безопасность в сети Интернет / Редакционная коллегия: М. А. Горюнова, М. Б. Лебедева, М. И. Нефедова. – Санкт-Петербург: «Ленинградский областной институт развития образования», 2017. – 128 с
3. Бектурганова, З. К. Связь проблемного обучения с методом активного обучения в средних школах / З. К. Бектурганова, А. С. Ерекеева // Интернаука. – 2023. – № 4–4 (274). – С. 32–33.
4. Бруев, И. А. Применение активных методов обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности / И. А. Бруев // Научный аспект. – 2023. – № 4. – С. 918–923.
5. Вострецова, Е. В. Основы информационной безопасности / Е. В. Вострецова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 204 с.
6. Демонстрационный вариант диагностической работы по информационной безопасности для обучающихся 8–9-х классов. – URL: https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2023/10/inform-mcko2023-8-9klass-varianti.pdf (дата обращения: 12.01.2025).
7. Захарченко, И. С. Становление психологической безопасности в цифровой образовательной среде / И. С. Захарченко // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. – Москва-Иваново-Шуя : Ивановский государственный университет, 2024. – С. 154–157.
8. Ипатьев, А. Е. Возможность умений безопасного поведения у учащихся 8 класса через применение активных формирующих методов обучения на уроках ОБЖ / А. Е. Ипатьев, С. В. Чичинина // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 2. – С. 20–24.
9. Картавых, М. А. Методика освоения обучающимися правил безопасного поведения в информационном пространстве / М. А. Кратавых, О. М. Филатова, Е. Н. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №76–3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-osvoeniya-obuchayuschimisya-pravil-bezopasnogo-povedeniya-v-informatsionnom-prostranstve (дата обращения: 13.03.2025).
10. Кокулданова, В. С. Активные методы обучения, применяемые на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» / В. С. Кокулданова, А. В. Утнасунова // Педагог-профессионал в школе будущего / Редколлегия: С. В. Белова, Т. С. Хазыкова. – Чебоксары : Среда, 2022. – С. 204–207.
11. Корчагина, Т. А. Использование метода анализа конкретных ситуаций на уроках ОБЖ / Т. А. Корчагина, А. В. Козырькова // Шамовские педагогические чтения. – Москва : 5 за знания, 2022. – С. 651–656.
12. Мартынова, А. А. Роль виртуальной образовательной среды в области обучения предмета ОБЖ / А. А. Мартынова // Взгляд в будущее: наука и практика в эпоху перемен. – Стерлитамак : Агентство международных исследований, 2024. – С. 87–93.
13. Назарова, Т. С. «Экология экстремальных ситуаций» – новый интегрированный курс для школы / Т. С. Назарова // Педагогика. – 1996. – № 6. – С. 46–50.
14. Нечаева, Е. А. Современные подходы к решению проблемы информационной безопасности школьников / Е. А. Нечаева // Академическая публицистика. – 2024. – № 1–2. – С. 375–382.
15. Основы безопасности жизнедеятельности : 8–9-е классы : учебник : в 2 частях / Т. В. Куличенко, Г. П. Костюк, Л. И. Дежурный [и др.] ; под науч. ред. Ю. С. Шойгу. – Москва : Просвещение, 2024. – 240 с.
16. Панов, В. И. Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы / В. И. Панов, Н. А. Борисенко, К. В. Миронова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – № 3 (39). – С. 188–196.
17. Паньгина, Н. Н. Современная цифровая образовательная среда: вопросы кибербезопасности школьников / Н. Н. Паньгина // Безопасность в сети Интернет / Редакционная коллегия: М. А. Горюнова, М. Б. Лебедева, М. И. Нефедова. – Санкт-Петербург: «Ленинградский областной институт развития образования», 2017. – С. 22–34.
18. Пинкевич, Т. В. Виктимизация несовершеннолетних от насильственных преступлений сексуального характера в условиях цифровизации: детерминация и предупреждение / Т. В. Пинкевич, Р. Н. Нынюк // Всероссийский криминологический журнал. – 2024. – № 2. – С. 149–159.
19. Приорова, Е. М. Современные принципы и активные методы обучения в области безопасности жизнедеятельности в учебных учреждениях / Е. М. Приорова, А. В. Лешукова // Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика, практика. – Казань : Бук, 2023. – С. 159–162.
20. Рудаков, Д. П. Основы безопасности жизнедеятельности: методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией Ю. С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности. 8–9 классы. В 2 частях» / Д. П. Рудаков. – М. : Просвещение, 2023. – 144 с.
21. Савостин, Н. М. Активные методы обучения в преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» / Н. М. Савостин, Е. В. Димова. – Южно-Салинск : Институт развития образования Сахалинской области, 2022. – 64 с.
22. Сорокина, Л. А. Использование ситуационных задач в формировании готовности подростков к безопасному поведению в окружающей среде / Л. А. Сорокина // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 71–5. – С. 149–153.
23. Сорокина, Л. А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению / Л. А. Сорокина // Вестник ЧГПУ. – 2010. – №8. – С. 195–203.
24. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. – М. : Вако, 2024. – 256 с.
25. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Эксмо-Пресс, 2023. – 224 с.
26. Ханнолайнен, М. Р. Влияние социальных сетей на социализацию подростков и проблемы интернет-безопасности / М. Р. Ханнолайнен // Лига исследователей МГПУ. – Москва: ПАРАДИГМА, 2023. – С. 123–126.
27. Хасанова, А. Р. Использование активных форм обучения на уроках ОБЖ / А. Р. Хасанова // Научные дискуссии в условиях мировой глобализации: новые реалии. – Ростов-на-Дону : Феникс+, 2022. – С. 146–147.
28. Чугайнова, Л. В. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности / Л. В. Чугайнова. – Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2018. – 80 с.
29. Шаваринский, Б. М. Безопасное поведение обучающихся в социальных сетях / Б. М. Шаваринский, И. В. Зотов // Безопасность в сети Интернет / Редакционная коллегия: М. А. Горюнова, М. Б. Лебедева, М. И. Нефедова. – Санкт-Петербург: «Ленинградский областной институт развития образования», 2017. – С. 34–45.
30. Шадрина, Н. В. Знания, умения, навыки и компетенции как системный элемент структуры личности / Н. В. Шадрина // Психологическое пространство личности. – Томск : Томский государственный педагогический университет, 2020. – С. 260–265.
31. Шайдуров, А. А. Развитие у обучающихся безопасного поведения в цифровой среде / А. А. Шайдуров // Проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации образования. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. – С. 79–82.
32. Шахраманьян, М. А. Значение проблемного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) / М. А. Шахраманьян, А. С. Мищук // Безопасность в современном мире. – 2024. – № 2 (3). – С. 70–74.
33. Шевченко, С. С. Применение активных методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ / С. С. Шевченко // Тезисы докладов научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа / Редактор З. М. Хашева. – Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2023. – С. 232–233.
34. Шиян, Г. А. Активные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода / Г. А. Шиян // Образовательная среда сегодня: теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 39−42.
35. Щелин, И. В. Актуальные проблемы информационно-психологической безопасности подростков в сети Интернет / И. В. Щелин, И. А. Петроченко // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2024. – № 2. – С. 164–177.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ