Введение 3
1 Теоретические основы маркетинговых стратегий нефтегазовых компаний 6
1.1 Бункеровка судов, как фактор обеспечения морской торговли 6
1.2 Основные принципы формирования международных маркетинговых
стратегий для нефтегазовых компаний 9
1.3 Особенности формирования маркетинговых стратегий для нефтяных
компаний в условиях общего снижения спроса на нефтепродукты 20
2 Анализ бункерного рынка рф в условиях снижения спроса на судовое топливо 23
2.1. Анализ изменений рынка бункеровки судов в современных условиях .... 23
2.1 Основные направления и риски работы в условиях трансформации рынка 37
2.2 Производственно-экономическая характеристика ООО «ЛУКОЙЛ-
МаринБункер» 45
2.1 Принципы формирования стратегии в условиях переориентации на рынки
стран азиатско-тихоокеанского побережья 57
2.2 Предложения по разработке маркетинговой стратегии компании ООО
«ЛУКОЙЛ-маринбункер» 63
2.3 Расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий 67
Заключение 78
Список использованных источников 83
Производство, управление, финансы и прочая деятельность компании теряет смысл если на товар и услуги нет достаточного спроса, благодаря которому компания получает прибыль. Исходя из этого, задача каждого предприятия заключается в том, чтобы определить, какие товары и услуги привлекут потребителя, какое его нужды и запросы, а потом воплотить их в соответствующие товары и обеспечить оптимально высокое потребление, которое, в свою очередь, создаст условия для максимального роста производства и получения прибыли. За эти задачи как раз и отвечает маркетинг, поэтому мы можем сказать, что успех организации во многом зависит от маркетинговой деятельности.
В условиях конкурентной борьбы, организации необходимо серьёзно подходить к вопросу рыночного поведения. В недалёком прошлом менеджмент нефтегазового комплекса был ориентирован в основном на производство, однако со времени компании стали уделять большее значение вопросом стратегического менеджмента и, в частности, стратегическому маркетингу. Стратегический маркетинг в отличие от стандартного долгосрочного планирования ориентирован не на срок, а на задачи, которые необходимо прорабатывать. Стратегический маркетинг основан на долгосрочном анализе потребностей покупателей и продавцов, а его главная задача состоит в выявлении потребностей потребителя.
Эффективная международная маркетинговая стратегия позволяет достичь долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке, поскольку позволяет проанализировать текущее и спрогнозировать будущее положение организации и сформировать методы и действия, которые необходимы для достижения организации своих целей.
Актуальность исследования заключается в том, что на текущий момент мы наблюдаем систематическое снижение объёмов реализации бункерного топлива. В условиях снижения спроса маркетинговая стратегия приобретает особенную значимость, поскольку может способствовать преодолению кризисной ситуации и извлечь для предприятия максимальную выгоду. Снижение спроса на продукцию свидетельствуют об ухудшение общей конъюнктуры рынка и требуют от бизнеса разработки новой стратегии поведения на рынке.
На текущий момент в отечественной научной литературе нет работ посвященных маркетинговым стратегиям бункеровочных компаний.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка международной маркетинговой стратегии бункеровочной компании в условиях снижения спроса на нефтепродукты.
Объектом исследования является бункеровочная компания ООО «ЛУ- КОЙЛ-МаринБункер»
Предметом исследования является маркетинговая стратегия ООО «ЛУ- КОЙЛ-МаринБункер»
Перечислим основные задачи, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели:
1. Обозначитьособенности формирования маркетинговых стратегий для нефтегазовых компаний
2. Сформировать принципы разработки маркетинговых стратегий в условиях снижения спроса на нефтепродукты
3. Выполнить анализ российского рынка бункеровки судов
4. Выявить факторы, влияющие на снижение спроса на нефтепродукты на бункерном рынке
5. Определить основные направления и риски работы в условиях трансформации рынка
6. Определить вектор развития рынка бункеровки судов в России
7. Предложить комплекс мер для формирования маркетинговой стратегии в условиях снижения спроса на нефтепродукты
...
В заключении к данному исследованию можно сделать следующие выводы:
1. Бункеровка судов - это операции по обеспечению поставки морских транспортных средств топливом. В структуре международной торговли на долю морского транспорта приходится не менее 70% объёмов грузовых перевозок, соответственно бункерные операции обеспечивают эффективное функционирования морской международной торговле.
2. Стратегический маркетинг представляет собой аналитическую деятельности для принятия маркетинговых решений, направленных на реализацию долгосрочных целей фирмы. Маркетинговая стратегия компании-это долгосрочный план, направленный на мотивацию потенциальных потребителей к совершению покупки, тем самым удовлетворяя потребности клиентов и долгосрочные цели фирмы.
Снижение спроса на продукцию свидетельствуют об ухудшение общей конъюнктуры рынка и требуют от бизнеса разработки новой маркетинговой стратегии поведения на этих рынках. В данном случае маркетинговая стратегия должна включать помимо адаптационных механизмов также активизацию инновационной и коммуникационной деятельности субъектов нефтегазовой отрасли.
3. Была рассмотрена специфика маркетинговой деятельности для нефтегазового сектора. Основой формирования маркетинговых стратегий в нефтегазовом комплексе является изучение и анализ потребностей в прогнозируемом будущем для достижение поставленных целей. Нефтегазовый комплекс является основной экономики России, исходя из значимости данного сектора, государство выступает в роли 3 субъекта маркетинга и выполняет на рынке регулирующую роль.
Второй отличительной чертой российского рынка нефти и нефтепродуктов это высокий уровень консолидации между крупнейшими нефтяными компаниями. Ещё одной особенностью российского рынка нефтепродуктов это система ценообразования. При формировании маркетинговой стратегии необходимо учитывать вышеперечисленные специфики, чтобы конечная стратегия была эффективна.
4. Проведён комплексный анализ российского рынка бункеровки судов и последних изменений, которые поспособствовали снижению спроса на судовое топливо. Объёмы российского рынка бункеровки судов снижаются на протяжении нескольких лет и на конец 2022 года составили около 6 млн. тонн против 11 млн. т в 2019 году. Довольно крупное снижение объёмов бункеровки объясняется следующими 3 причинами: новые экологические требования IMO, в результате которых допустимым содержанием в судовом топливе стало 0,5% вместо 3,5%, пандемия COVID-19 и дальнейшее снижение деловой активности и наиболее актуальная причина —это санкции на нефтегазовый сектор и последовавший за ними уход западный иностранных компаний в результате начала СВО.
5. Обозначены основные направления работы в условиях трансформации бункерного рынка. В условиях новых экологических требований наиболее эффективным способом ведения деятельности является использования «гибридного» судового топлива VLSFO, с содержанием серы до0,5%. Пандемия COVID- 19 отрасль столкнулась со многими организационными проблемами, которые касались прямых контактов персонала. По мере адаптации к антиковидным ограничениям спрос на судовое топливо начал восстанавливаться. Сразу после пандемии рынок бункеровки ждал новый удар, это уход западных компаний в результате начала СВО. Уход иностранных компаний вызван политическими мотивами, а не экономической целесообразностью, поскольку российского топливо стоит значительно дешевле западных аналогов. В этой связи, иностранные компании начали искать обходные пути для работы с Россией, во многом этому оказал содействие теневой флот. Помимо этого, на смену ушедшим иностранным судовладельцам стали приходить отечественные компании.
...
1. Актуальные вопросы производства и качества судовых топлив в текущих условиях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mrbunker.rU/images/2023/presentation/8.pd £(Дата обращения: 07.05.2024).
2. Актуальные изменения законодательства в сфере бункеровки судов.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:
//www.mrbunker.ru/images/2023/presentation/16 .pptx (Дата обращения:
23.05.2024).
3. Амирова, М. М. Маркетинговая стратегия развития нефтяных компаний как основная модель повышения конкурентоспособности [Текст]/ М. М. Амирова // Вопросы экономики, учета и финансов. -2022. -№ 1. -С. 37-44. - EDN XAKLCD.
4. Андреев А.Ф., Синельников Стратегический менеджмент на предприятиях нефтегазового комплекса: Учебное пособие. [Текст] -М.: МАКС Пресс, 2022. - С. 208.
5. Ахунов, Р. Р. Компании нефтяного сектора в период нефтяного кризиса -2020 [Текст] / Р. Р. Ахунов, М. Ш. Валиев, Р. И. Низамутдинов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2021. -№ 4(34). - С. 7-14.
6. Анисимова, Я. А. Экономическая безопасность, санкции и переориентация российских внешнеторговых потоков / Я. А. Анисимова, В. А. Плотников [Текст] // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. -2023. -Т. 13, № 2. - С. 10-23.
7. Богданова, Т. В. Влияние неопределенностей на мировое судоходство в условиях пандемии [Текст] / Т. В. Богданова, Н. С. Звягинцев // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 12. - С. 49-53.
8. Болотов Г. Б. Топливно-энергетический маркетинг: учебно-методическое пособие [Текст]/ Г. Б. Болотов; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2021. - Ч. 1. С - 93.
9. Бункеровка судов: курс на экологичность [Электронный ресурс]. -Режим доступа: ййр8://шогуе8й.ги/апа11йка/1688/93200/(Дата обращения:
11.09.2023).
10. Бункеровка: новые вызовы и пути выхода из кризиса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://morvesti.ru/obzor/1715/100349/ (Дата обращения: 15.05.2024).
11. Бункерный рынок: движение вниз [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://poгtпews.гu/шagaziпe/a397/(Дата обращения: 01.05.2024).
12. Быкадоров, К. Д. Технологии маркетинга в нефтегазовом секторе [Текст] / К. Д. Быкадоров // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов:Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Москва, 22 февраля 2023 года. - Санкт-Петербург: Печатный цех, 2023. - С. 132-134.
13. Ван, С. Исследование путей китайско-российского сотрудничества в области охраны окружающей среды в Арктическом регионе [Текст] / С. Ван // Globus. - 2022. - Т. 8, № 4(69). - С. 4-6.
14. Гацура, Ю. Д. Стратегический менеджмент нефтегазовой компании будущего: механизмы адаптации к кризисным явлениям [Текст] / Ю. Д. Гацура // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект : Материалы IX Международной науч-практической конференции, Санкт- Петербург, 15 мая 2021 года / Под общей редакцией В.Л. Василёнка. - Санкт- Петербург: Национальный исследовательский университет ИТМО, Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение пожарной безопасности автоматизированные системы», 2021. -С. 20-23.
15. Гордеев, Г. Д. Исследование факторов неопределенности при принятии маркетинговых решений [Текст] / Г. Д. Гордеев, С. В. Слабинский // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. -2022. -No 2. -С. 43-52.
16. Динамика количественных показателей грузооборот и мощность морских портов России. трансформаций [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.morport.com/rus/content/statistika-0 (Дата обращения: 13.05.2024).
17. Динамика котировок Brent [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://investfunds.ru/indexes/624/?ysclid=lpe6vpau21270357525(Дата обращения: 17.05.2024).
... всего 55 источнриков