Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание детей в детских учреждениях как особый вид социального обслуживания (Международный Юридический Институт)

Работа №172705

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы52
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы содержания детей в детских учреждениях 6
1.1 История развития института содержания детей в детских учреждениях, как особый вид социального обслуживания 6
1.2 Понятие, цели и задачи содержания детей в детских учреждениях 10
1.3 Правовое регулирование содержания детей в детских учреждениях по законодательству Российской Федерации 15
Глава 2. Порядок и условия пребывания детей в отдельных видах детских учреждений 19
2.1 Содержание детей в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 19
2.2 Порядок и условия пребывания детей в специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями33
2.3 Проблемы в обеспечении эффективности организации деятельности детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России, пути их решения 40
Заключение 45
Список использованных источников 50


Актуальность и значимость темы исследования определяются следующими аспектами:
Во-первых, быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, так как Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. В связи с этим требуются новые подходы к анализу и решению проблем детства, семьи.
Во-вторых, защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования. Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов.
В-третьих, социальное обслуживание детей — самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания, в котором можно выделить три основных подвида социального обслуживания детей: детей дошкольного возраста, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей в приемной семье.
Актуальность исследования заключается в том, что на протяжении нескольких лет в юридической литературе, средствах массовой информации вопросы реализации и защиты прав детей, факты грубого и порой бесчеловечного обращения с ними не теряют актуальности и злободневности. Не случайно по стране прокатилась волна судебных процессов, связанная с серьезными нарушениями в сфере опеки и попечительства и усыновления детей - граждан России иностранцами. Были приняты новые нормативные правовые акты, пресечена деятельность отдельных недобросовестных работников, наживающихся на несчастных детях.
Целью дипломной работы - раскрыть сущность и проблемы содержания детей в детских учреждениях.
Для достижения постановленной цели намечено решение следующих задач исследования:
- рассмотреть историю развития института содержания детей в детских учреждениях, как особый вид социального обслуживания,
- определить понятие, цели и задачи содержания детей в детских учреждениях,
- раскрыть правовое регулирование содержания детей в детских учреждениях по законодательству Российской Федерации,
- выявить содержание детей в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
- исследовать порядок и условия пребывания детей в специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями,
- проанализировать проблемы в обеспечении эффективности организации деятельности детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России, пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при содержании детей в детских учреждениях.
Предмет исследования являются нормы права регулирующие содержания детей в детских учреждениях как особый вид социального обслуживания.
Правовой основой дипломной работы являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Научную основу работы составляют труды: А. Г. Бадыкова, Н.А. Борисова, Е.Ю. Васильева, Н.А. Василенко, О.А. Веремьева О.А., Н.С. Голосова, К.А. Данилова.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, общенаучные и астнонаучные методы. В ходе изучения правовой основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей используются следующие методы: исторический, системно-структурный нормативный.
Для достижения целей и выполнения задач дипломного исследования была определена следующая структурно-логическая схема. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы.
История становления института детских домов России длилась не один век и претерпела много неудач прежде, чем прийти к тому, что мы имеем на данный момент. И все-таки детские дома в России еще долгое время будут нужны. Благодаря детскому дому дети не скитаются по улицам, имеют кров, питание, одежду, уход, получают образование, занимаются различными видами деятельности, имеют шанс обрести новых родителей.
Содержание детей в детских учреждениях представляет собой разновидность социального обслуживания, которое включает в себя заботу и поддержку воспитанников в максимально приближённой к семейной атмосфере. К таким учреждениям относятся приюты, интернаты, детские дома.
Цель содержания детей в детских учреждениях является всестороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
К задачам можно отнести:
-развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
-развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умственных способностей и речи;
-развитие творческой активности детей, воображения;
-укрепление психического и физического здоровья детей.
Основными нормативными актами, регулирующими содержание детей в детских учреждениях, являются:
- Конституция РФ от 12.12.1993,
- Семейный кодекс РФ,
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 „Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания“».
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает полное государственное обеспечение. За время пребывания в государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей им предоставляют бесплатное питание, бесплатный комплект одежды и обуви, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание или возмещают их полную стоимость. Кроме того, при получении профессионального образования или прохождении профессионального обучения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе бесплатное питание, бесплатный комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря, предоставление жилого помещения и бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения. Также выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарём и оборудованием, а также единовременным денежным пособием.
Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Перевод в специальный класс (группу) учреждения возможен только после первого года обучения, также с согласия родителей и на основании заключения комиссии. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение также осуществляется органами управления образованием с согласия родителей и на основании заключения комиссии.
Условия пребывания:
-Образовательный процесс регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, которые учреждение разрабатывает и утверждает самостоятельно.
-Для преодоления ограниченных возможностей здоровья воспитанников в учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
-Воспитанники, проживающие в учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жёстким инвентарём. Воспитанники, не проживающие в учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
-Учреждение должно иметь необходимые помещения и сооружения для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, лечебно-восстановительной работы, трудового обучения, быта и отдыха воспитанников.
Таким образом, эффективная реализация государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей требует постоянного мониторинга и оценки результатов, а также корректировки мер и программ в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Необходимо выделить некоторые проблемы:
-Недостаточное финансирование. Это приводит к ухудшению жизненных перспектив детей и дополнительным расходам государства в будущем.
-Низкое качество услуг. Негативно сказывается на физическом, психическом и социальном развитии детей.
-Бюрократические препятствия. Сложные и многоступенчатые процедуры, длительные сроки ожидания, недостаток информации, непрозрачность процесса принятия решений, коррупционные риски затрудняют доступ к необходимой помощи.
-Недостаточное внимание к психологической поддержке. Дети часто переживают глубокие психологические травмы, связанные с потерей семьи, разлукой с близкими, негативным опытом в учреждениях или неблагополучных семьях.
-Проблемы с трудоустройством. Бывшим воспитанникам детских домов часто трудно найти работу, они могут сталкиваться с дискриминацией со стороны работодателей.
Некоторые пути решения проблем:
-Упрощение процедур получения государственной поддержки, улучшение информированности граждан, повышение прозрачности и объективности процесса принятия решений, борьба с коррупцией.
-Увеличение финансирования соответствующих программ.
-Повышение квалификации специалистов. Также необходимо совершенствовать систему устройства детей в семьи, внедрять эффективные методы социальной адаптации и психологической реабилитации.
-Корректировка законодательства. Например, предоставление субъектам РФ с высокой среднерыночной стоимостью жилья права при расчёте размера выплаты устанавливать стоимость квадратного метра не ниже норматива по РФ и не выше рыночной стоимости по данному субъекту.
- Также предлагается предусмотреть возможность приобретения для детей-сирот в сельских населённых пунктах помещений в одно- и двухэтажных жилых домах без централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
- Создание единой базы детей-сирот, нуждающихся в жилье, и налаживание учёта закреплённого за ними жилья. Наблюдать за сиротами и оценивать их риски должны муниципальные службы в тех районах, где находятся жилые помещения, в которые дети были заселены.
В целом, соблюдение прав детей, уважительное отношение к их потребностям, защита их законных интересов должны стать первостепенными задачами государства и общества. Необходимо выстроить систему, в которой дети будут защищены не только с социальной, но и с правовой точки зрения. В заключение необходимо отметить, что обеспечение благополучного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и создание максимально эффективной системы социальной помощи таким детям, возможно только при условии тесного всестороннего сотрудничества органов государственной власти и гражданского общества в лице представителей профильных некоммерческих организаций.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, в ред.от 04.10.2022) // Российская газета №180 от 04.10.2022.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.10.2024) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 13.12.2024) // Российская газета от 6, 7, 8 февраля 1996 г. № 23, 24, 25,
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.03.2025) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.02.2025) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"(ред. от 01.01.2025) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
6. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 29.05.2024) // "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(ред. от 28.12.2024) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
8. Федеральный закон от 29.07.2018 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(ред. от 28.11.2021) // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2018, N 31, ст. 4856.

Статьи из периодических издании, сборников научных трудов
9. Бадыкова, А. Г. Социокультурная среда как условие развития ключевых социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. Г. Бадыкова, С. А. Исаева // Образование в Кировской области. 2021. № 3(59). - 70 с.
10. Борисова Н.А. Система социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации. / Н.А. Борисова, В.В. Шестерина. - Символ науки. - № 03-3/2021. –213 с.
11. . Васильева, Е. Ю. Анализ региональных практик обеспечения жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей / Материалы Ивановских чтений. 2024. № 4(26). - 98 с.
12. Василенко Н.А., Семёнова А.С. Типы и виды современных образовательно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Сборник статей II Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2022. - 228 с.
13. Веремьева О.А. Некоторые правовые проблемы предоставления жилья детям-сиротам // Вопросы науки и образования. 2024. № 20 (67). - 22 с.
14. Голосова, Н.С. Развитие научных представлений о социальной защите детей отдельных категорий в исследованиях по трудовому праву и праву социального обеспечения / Н.С. Голосова // Российское право: образование, практика, наук. – 2023. – №3. –110 с.
15. Данилова, К.А. Правовое обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / К.А. Данилова // StudNet. – 2020. – №10. –64 с.
16. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения / О.И. Дубинина — Текст: непосредственный // Человек и образование. - 2021. - №2 (43). – 134 с.
26. Иванова Е. В. Гражданское право. Особенная часть. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2024. - 94 с.
27. Иванова, Н.П. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка: сборник-справочник. / Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. - М., 2021. – 157 с.
28 Иващенко, А. А. Анализ судебной практики предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей в субъектах РФ / А. А. Иващенко, Е. М. Портянко // Colloquium-Journal. 2024. № 16-7(40). - 193 с.
17. 29. Искрин Н.С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Интернет-журнал «Науковедение». – 2017. № 4 (23). - 12 с.
18. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Социальное партнерство на основе сетевого взаимодействия как средство подготовки сирот к будущей жизнедеятельности в условиях профессиональных образовательных учреждений: Монография / под редакцией д.пед.н. Кривых С.В. /СПб.: Изд. ИСЛ, 2024. - 102 с.
19. Куракина Т. В. Деятельность детских домов-интернатов по адаптации выпускников к самостоятельной жизни / Т. В. Куракина // Работник социальной службы. – 2020. - №8. –22 с.
20. Корякин В. М., Потапов Н. А. Гражданское право в схемах. Особенная часть. Учебное пособие. М.: Проспект, 2024. - 65 с.
21. Ламейкина, Е. Ю. Новые формы устройства детей, оставшихся без попечения. Судебная практика / Е. Ю. Ламейкина // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. - 101 с.
22. Матюшева, Т.Н. Эволюция статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Т.Н.Матюшева // Современное право. 2024. N 11. - 55 с.
23. Меркуль, И. А. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот / И. А. Меркуль, В. О. Волчанская // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. - 189 с.
24. Савинова, А.Н. Организация работы органов социальной защиты: учеб.пособ. / А.Н. Савинова, Т.Ф. Зарембо. - М: Академия, 2022. –140 с.
25. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: Учеб. Пособие. / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М., 2022. –87 с.
26. Хорошко Л.В. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2024. – №2. - 113 с.
27. Хуснитдинова, М.С. Социальная защита детей-сирот / М.С. Хуснитдинова // Образование и право. – 2022. – №8. – 113 с.
28. Шитова И. А., Морозов Л. В. Проблемы охраны и защиты имущественных прав детей-сирот в РФ // Инновационная наука. – 2020. – № 11-3. –125 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ