ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I: Теоретические предпосылки сопровождения спортсменов- профессионалов, завершивших спортивную карьеру в переходном периоде 12
1.1 Теоретический анализ особенностей переходного периода от занятий спортом к занятиям физической культурой спортсменов-профессионалов 12
1.2 Функциональные и психологические характеристики спортсменов-профессионалов, завершивших спортивную карьеру 17
1.3 Разработка программы сопровождения спортсменов- профессионалов в переходном периоде от занятий спортом к занятиям физической культурой после завершения спортивной карьеры 29
Выводы по I главе 43
Глава II: Условия сопровождения спортсменов-профессионалов в переходном периоде от занятий спортом к занятиям физической культурой после завершения спортивной карьеры 46
2.1 Реализация условий сопровождения спортсменов- профессионалов в переходном периоде от занятий спортом к занятиям физической культурой после завершения спортивной карьеры 46
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования 56
Вывод по II главе 60
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения 72
Актуальность. Профессиональный спортсмен - это человек, который на протяжении многих лет занимается спортом и для которого занятия спортом являются основным видом деятельности за который он получает в соответствии с контрактом заработную плату [43]. Но приходит время, когда спортивная карьера заканчивается. На этапе завершения спортивной карьеры спортсмены сталкиваются с проблемами адаптации и социализации в современном обществе. Перед каждым из них встают задачи требующие ответа на вопросы: “Чем заниматься?”, “Могу ли я быть полезен обществу?”, “Г отов ли я к жизни в социуме?” и т.д. Эта проблема является значимой не только для самого спортсмена, но и для общества в целом [1, с. 186-196].
В настоящее время в теории и практике в целом нет конкретных рекомендаций по адаптации и социализации спортсмена после завершения им спортивной карьеры. В отечественной психологии спорта тема переходного периода спортсмена, завершившего спортивную карьеру до сих пор недостаточно изучена. Существует множество примеров, когда советские и российские спортсмены по окончанию спортивной карьеры так и не сумели успешно социализироваться в обществе[62, с. 263-266]. В отличие от российской системы в Европе и США к проблеме завершения спортивной карьеры спортсмена профессионала относятся более серьезно: разработаны и успешно функционируют специальные программы социальной и психологической помощи бывшим спортсменам [13, с. 148-150]. Осуществляется содействие: при планировании спортсменами, завершившими профессиональную карьеру, их дальнейшей жизненной траектории (Нидерланды, Италия) [38, с. 144-148]; в медицинском сопровождении и организации специальных тренингов, разработанных для подготовки бывших спортсменов к возможным новым неспортивным видам деятельности и облегчения последующего процесса адаптации (Норвегия); в поддержке финансирования дальнейшего образования; в организации и проведении специальных семинаров, миссией которых является психологическая подготовка спортсменов к окончанию их карьеры в профессиональном спорте (Канада) [17, с. 81-107]; в предоставлении консультации по вопросам финансового планирования и управления материальными ресурсами (США) [38, с. 144-148]. В Австралии с экс-спортсменами ведется работа с карьерной перспективой и созданием вакансий для вчерашних спортсменов, тестированием их способностей, профессиональном обучении. В спортивных центрах Канады, Норвегии предоставляются услуги по совмещению занятий спортом с получением образования, профессиональной ориентацией, социальной адаптацией. В научно-исследовательском центре Брюсселя (Бельгия) реализуется программа, в которой процессы спортивной и образовательной карьер органически взаимосвязаны с трудовой практикой, что существенно облегчает процесс перехода от спорта высших достижений к обычной жизни [22, с. 74-87]. Национальный олимпийский комитет Украины на протяжении многих лет реализует программу адаптации бывших спортсменов, ориентированную на их активное участие в социальной жизни и оказание им поддержки в образовании и трудоустройстве [10, 21, с. 64-68]. В России данная проблема глубоко стала изучаться лишь в конце 90-х годов.
Степень разработанности темы исследования. В исследованиях многих ученых Н. С. Бар, А. А. Благинина, Б.И. Дивлеткалиева, Д.К. Иванова, О.Н. Мильштейна, О.Ю. Сенаторовой, Н.Б. Стамбуловой, И.В. Федотова, С. Н. Шихвердиева и других отмечается, что процесс завершения спортивной карьеры - это сложный период в жизни каждого спортсмена. На протяжении успешной спортивной карьеры человек достигает определенного статуса в жизни, много путешествует, заводит много друзей по всему миру, его физическое состояние достигает наивысшего уровня. Спортсмен отличается мобильностью и легко решает вопросы, с которыми он сталкивается в своей спортивной жизни. К моменту завершения спортивной карьеры человек сталкивается с рисками перехода к новым условиям жизнедеятельности, сложно адаптируется в условиях новой жизни. Если данный переход не был запланирован, был обусловлен травмой или стал следствием дисквалификации, то такие спортсмены, будучи неподготовленными к условиям жизни, попадают в группу риска. Определенный период времени они продолжают вести привычный для себя образ жизни; живут на средства, заработанные спортивными достижениями, не задумываясь о будущем. Такой безответственный образ “прожигателя” жизни приводит к тому, что бывший спортсмен, окруженный случайными людьми, легко переходит в группу риска, где он подвержен влиянию пагубных привычек, превращаясь в пассивного “деятеля”. Травмы, с которыми спортсмен сталкивается во время спортивной карьеры, не проходят бесследно и после завершения, и человек вынужден бороться с их последствиями всю свою жизнь....
Спортивная карьера - это многолетние занятия человека спортом, нацеленные на высокие достижения и связанные с постоянным самосовершенствованием спортсмена в избранном виде спорта [47]. На момент завершения спортивной карьеры каждому спортсмену предстоит столкнутся с ее завершением. Причинами завершения спортивной профессиональной карьеры могут служить разные факторы, такие как: отсутствие перспектив в данном виде спорта, физическая усталость, психическое изнеможение, состояние здоровья, травмы и их последствия, взаимоотношение внутри коллектива, с тренером, с одноклубниками, с семьей и другие. Далее начинается процесс социализации экс-спортсмена в обществе.
В первой главе данной работы раскрываются теоретические предпосылки изучения особенностей переживания кризиса завершения спортивной карьеры. Теоретический анализ литературных источников показал, что спортивная карьера представляет собой долголетнюю спортивную деятельность, устремленную на высокие спортивные достижения, предполагающую постоянное самосовершенствование индивида в одном или нескольких разновидностях спорта. Изучение данного вопроса показало, что на современном этапе развития спортивной психологии, кризис спортивной карьеры понимается как некая переходная фаза от одного этапа к другому, которая неизменно связана с появлением противоречия в спортивной деятельности. Показано, что переживания спортсменов, связанные с завершением спортивной карьеры, обнаруживают негативное воздействие на их социально-психологическую адаптацию в силу того, что социальные ролевые ожидания спортсмена не совпадают с его истинными возможностями. В конце главы разработана авторская программа "Сопровождение спортсменов профессионалов во время переходного периода от занятий спортом к занятиям физической культурой после завершения спортивной карьеры", которая на наш взгляд поможет успешно пройти процесс социализации и адаптации экс-спортсменов в социуме после завершения спортивной карьеры.
Во второй главе представлены этапы исследования программы, описывается выборка испытуемых, а также применяемый методы исследования. Так же раскрывается содержание проведенного исследования. В результате исследования мы пришли к выводу, что у профессиональный спортсмен в переходном периоде от занятий спортом к занятиям физической культурой после завершения спортивной карьеры сталкивается с многими факторами:
1. Большая часть профессиональных спортсменов оказываются неготовыми к уходу из спорта. Существует «переходный период» от спортивной карьеры к жизнедеятельности после спорта, который носит характер кризиса и связан с возникновением новых для спортсмена трудностей и эмоциональных переживаний. Поэтому на наш взгляд необходимо изучать переживания спортсменов на этапах завершения спортивной карьеры и после ухода из спорта.
2. Переживание спортсменами завершения спортивной карьеры является достаточно серьезной психологической и социальной проблемами, требующей исследования. Жизненный кризис переходного периода вызывает столкновение личности экс-спортсмена с непреодолимым препятствием на пути удовлетворения ее важных жизненных целей, что способствует нарушению социально-психологической адаптации.
3. Экс-спортсменам, находящихся в переходном периоде после завершения спортивной карьеры, необходима медицинская, психологическая, социальная и физкультурно-оздоровительная поддержки:
- психологическая поддержка должна быть направлена на снижения уровня тревожности и агрессии. Потому что экс-спортсмены, завершившие спортивную карьеру отличаются повышенной раздражительностью;
- социальная поддержка должна содержать в себе прежде всего сохранения семейных ценностей и идеалов, а так же содействие общества в решение проблемы;
- медицинская поддержка подразумевает под собой мониторинг состояния здоровья, в связи с полученными травмами на протяжении спортивной карьеры;
- физкультурно-оздоровительная поддержка направлена на поддержание двигательной активности, по средствам занятий физической культурой, в связи с изменением двигательного режима экс-спортсмена, связанные с резкой сменой деятельности....
1. Адольф В.А. Горизонты и границы современного образования / В.А. Адольф, К.В Адольф // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - № 3. - С. 186-196.
2. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровье сберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск, 2014. - 256 с.
3. Алексеев С.В. Правовое обеспечение охраны здоровья спортсменов / С.В. Алексеев // Спорт: экономика, право, управление. - 2013. - № 3. - С.7-17.
4. Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте : учебник для вузов / С. В. Алексеев. - Москва, 2013. - 517 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. 324 с.
6. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 264 с.
7. Биография Ирины Слуцкой [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-irina-sluckaya.html (дата обращения: 14.07.2018).
8. Благинин А. А. Исследование психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру /Благинин А. А., Бар Н. С., Шихвердиев С. Н.// Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2015. - №2. С. 64-76.
9. Бразевич С.С. Управление социальными рисками в процессе завершения профессиональными спортсменами карьеры и поиска новой социальной роли вне спорта / Д.С. Бразевич, С.С. Бразевич, Ж.С. Сафронова// Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 92-94.
10. Бубка С. Н. Олимпийский спорт в обществе: история развития и современное состояние / С. Н. Бубка. - К.: Олимп. лит., 2012. - 260 с.
11. Гордон JI. А. Социальная адаптация в современных условиях /Л.А. Гордон// Социологическое исследование. - 1994. - № 8. - С. 3-8.
12. Государственная дума федерального собрания российской федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://duma.gov.ru/duma/deputies/7/ (дата обращения: 08.07.2018).
13. Гусева Н.Ю. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим спортивную карьеру / Н.Ю. Гусева // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. - 2016. - № 1. - С. 148-150.
14. Давлекталиев Д. К. Особенности социальной адаптации спортсменов- профессионалов после ухода из большого спорта: монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002. - 96 с.
15. Добромыслов К.В. Право социального обеспечения / К.В.Добромыслов, Е.Е. Мачульская //: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Кн. мир, 2009. С. 14...(68)