Введение 3
Глава 1. Общая характеристика органов предварительного следствия 6
1.1. Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования в уголовном судопроизводстве РФ 6
1.2. Исторические этапы формирования органов предварительного следствия в России 8
Глава 2. Правовое обеспечение органов предварительного следствия 19
2.1 Права и обязанности следователей 19
2.2 Контроль и надзор за деятельностью следователей 25
Заключение 29
Список используемых источников и литературы 31
В условиях развивающегося российского законодательства и меняющейся криминальной обстановки, механизмы предварительного расследования преступлений приобретает особую значимость для обеспечения правопорядка и защиты прав граждан.
Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного расследования, проводимая уполномоченными органами и лицами. Задачей органов, осуществляющих предварительное следствие, является выявление всех обстоятельств и средств совершения преступления с целью предотвращения их повторения.
Процесс предварительного следствия строится на выяснении следователем совокупности обстоятельств, необходимых для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и завершается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного производства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа функционирования системы органов предварительного следствия и изучения правовых основ деятельности следователей, осуществляющих досудебное расследование.
Именно деятельность органов предварительного следствия и работа следователя важны как для достоверного раскрытия уголовных дел, так и для обеспечения соблюдения законных прав и интересов участников уголовного судопроизводства.
В этом состоит основная значимость выбранной темы курсовой работы.
Основной целью курсовой работы является исследование теоретических особенностей системы органов предварительного следствия и формирование представления о полномочиях следователя.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать понятие предварительного следствия как основной формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве РФ
2. Исследовать исторические этапы формирования органов предварительного следствия в России, выявить основные этапы их развития и преобразования.
3. Рассмотреть структуру системы органов предварительного следствия в Российской Федерации, определить их функции и взаимодействие.
4. Изучить организационно правовую основу деятельности следователей, определить их основные права и обязанности в процессе осуществления предварительного следствия.
5. Проанализировать механизмы осуществления надзора за деятельностью следователей, выявить его формы и особенности в рамках системы правового обеспечения органов предварительного следствия.
Объектом исследования выступает система органов предварительного следствия Российской Федерации, а также правовые основы деятельности следователя, процессуальные и организационные правоотношения, которые возникают в рамках осуществления предварительного следствия.
Предмет — структура органов предварительного следствия, организационно правовая основа следователя.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как С. А. Шейфер, Н. А. Власова, А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский и других авторов.
Нормативной базой исследования является Конституция Российской Федерации, нормы Уголовно-процессуального и Уголовного кодексов Российской Федерации, федеральные законы, иные подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам предварительного следствия и деятельности следователей.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы (анализ, синтез, системно-логический, функциональный), специальные методы (формально-юридический, технико-юридический), а также исторический метод.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих, семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Предварительное следствие представляет собой регламентированную Уголовно-процессуальным кодексом РФ деятельность следователя, которая начинается с момента возбуждения уголовного дела и завершается составлением обвинительного заключения, после чего дело направляется в суд для дальнейшего рассмотрения.
Система следственных органов России, включая Следственный комитет, МВД и ФСБ, представляет собой сложную и многоуровневую структуру, которая обеспечивает эффективное расследование преступлений различной степени сложности и масштаба, а также гарантирует соблюдение правовых норм и выполнение государственных функций в сфере уголовного судопроизводства.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Осуществление предварительного следствия представляет собой основную и центральную функцию, выполняемую следователями в рамках всей системы органов предварительного следствия. Следует отметить, что следователи не обладают правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.
При этом, независимо от их ведомственной принадлежности, все следователи обладают идентичными процессуальными правами и осуществляют предварительное следствие в едином процессуальном порядке.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:
- возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке;
- принятие уголовного дела к своему производству или передача его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
- направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
- дача органу дознания в установленных Уголовно-процессуальным кодексом РФ случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получение содействия при их осуществлении;
- право на обжалование, с согласия руководителя следственного органа, в установленном законом порядке, решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.
Руководитель следственного органа выполняет не только функции внутриведомственного контроля, обеспечивая организационное и методическое сопровождение следствия, но и осуществляет административный контроль, принимая ключевые процессуальные решения и неся ответственность за их законность и обоснованность.
Параллельно с внутриведомственным контролем осуществляется прокурорский надзор, представляющий собой внешний механизм обеспечения законности в уголовном судопроизводстве.
Необходимость судебного контроля и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя объясняется обеспечением эффективного исполнением следователем указанной обязанности.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru, 28.02.2025.
2. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]: фед. закон от 11.10.2018 г.; Консультант Плюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2019.
3. «О Следственном комитете Российской Федерации» [Электронный ресурс]: фед. закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Приказ СК России «Об организации работы следователей- криминалистов в системе Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 11.08.2011 N 124. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы деятельности Следственного комитета» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») [Электронный ресурс]: от 14.01.2011 N 38 (ред. от 31.12.2015). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]: от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]: от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература:
1. Быков В. М. Процессуальные функции следователя в уголовном процессе России. // «Право и политика». - 2012. - № 6. - С. 18-24.
2. Власова Н. А. Уголовный процесс: Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция. - 2003. - С. 272.
3. Гриненко А.В., Правоохранительные органы в вопросах и ответах / Учебное пособие // изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Эксмо, - 2009. — 240 с.
4. Дармаева, В.Д. История Становления и развития предварительного следствия // История государства и права. - 2007. - № 7.- С.28-31.
5. Ефремов, А. Прокурорский надзор: прошлое, настоящее и будущее / А. Ефремов // Российская юстиция. — 2002. — №4. С. 46-60.
6. Зажицкий В. И. О процессуальном положении следователя. // Государство и право. - 2011. - № 6. - С.70-75.
7. Серов, Д. О. Ведомственный следственный аппарат России: замыслы и реальность / Д. О. Серов, А. К. Аверченко // Журнал российского права. — 2005. — №10. С. 14-25.
8. Серов Д.О. Органы следствия в истории государства и права России; 300 лет следственному аппарату России (1713 - 2013 гг.): Сборник статей об истории следственных органов / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина; науч. ред. Д.О. Серова. М.: СК России. - 2014. - С. 67-89.
9. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / Башкатов Л.Н., Боровский М.В., Бородин С.В.; ред.: Петрухин И.Л., Михайловская И. Б. // Институт государства и права (Москва). - 3-е изд., перераб. и доп. - М. – Проспект. - 2012. - 688 с.
10. Уголовный процесс: учеб. для вузов / Буробин В.Н. [и др.]; под общ. ред. Кобликова А.С. – М. – НОРМА. - 2001. - 373 с.
11. Уголовный процесс: учебник / Смирнов А.В., Калиновский К. Б.; под общ. ред. Смирнова А. В. // 6-е изд., перераб. и доп. – М. – Норма. – 2015. – 736с.
12. Уголовное судопроизводство: теория и практика / под ред. Колоколова Н.А., — М. – Юрайт. - 2011. — 1038 с.
13. Шейфер С.А., Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования // Монография. – М.: Норма. – 2009. – 125с.
14. Шейфер С.А. Досудебное производство в России: этапы развития следственной, судебной и прокурорской власти. М.: Норма - 2013 - С. 191.