ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты проявления страха оценки в современной психологии 6
1.2. Индивидуальные психолого-педагогические особенности младших школьников в изобразительном творчестве 14
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение творческой деятельности младших школьников с социальными страхами 23
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СТРАХА ОЦЕНКИ НА ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. Организация исследования констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Программа работы по сопровождению творческой деятельности младших школьников с социальными страхами 53
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Тема влияния социального страха на творческое развитие младших школьников становится актуальна в связи с быстроменяющимся миром. Социальные страхи являются не только лишь плодом детских фантазий, но и последствием влияния социума. В дошкольном детстве наравне с игровой ведущей деятельностью ребенок активно развивается в рисовании - творческой (изобразительной) деятельности. Его рисунки зачастую всем нравятся и их все хвалят. Дошкольник знает, что, раз его рисунки хорошие, то и рисует он хорошо, а значит, он сам тоже хороший.
Но примерно в 7 лет ребенок попадает в школу, приобретая новую социальную роль школьника, ученика. В школе ребенок встречается с большим количеством сверстников, с которыми ему нужно научиться общаться и выстраивать отношения. Также новоиспеченные школьники начинают учиться писать, читать и считать, что может быть сложным для них и требовать дополнительного усилия и концентрации внимания. Помимо этого, ученики могут столкнуться с новыми ситуациями, такими как участие во внеурочных мероприятиях. Главным фактором же становится оценочная система, которая начинает влиять на жизнь ребенка, зачастую, не в положительном ключе. Ведь первоклассники начинают осознавать, что они несут ответственность за свои действия и результаты учебы, а судят их, в основном, только по оценкам, на которые ребенку и приходится работать. В связи с этим, негативная оценка как раз таки способствует развитию социального страха у детей в младшем школьном возрасте.
А социальный страх, в свою очередь, влияет на развитие творческой деятельности, так как теперь ребенок боится, что продукты его творческой деятельности не оценят по достоинству, в связи с этим перестает заниматься этим видом деятельности, а значит развиваться в данной сфере.
Соответственно, на первый план выходит обучение в школе для получения хороших оценок и отметок, смещая собой творческую деятельность на второй план. Ребенок начинает говорить: «Я не умею рисовать», транслируя данной фразой страх получить за свой рисунок негативную оценку. Ведь если он получил за рисунок плохую оценку, значит рисунок плохой, а если он плохой, то ребенок начинает думать, что плохо рисует, а значит не умеет этого делать.
Изучаемой теме посвящены труды А.И. Захарова, Ю.В. Щербатых, С.Ю. Мамонтова, К.Р. Роджерса, С.Л. Рубинштейна и многих других ученых. А.И. Захаров говорил о специфике детских страхов, в работах Ю.В. Щербатых и С.Ю. Мамонтова можно узнать многое о социальных страхах, в том числе и о страхе оценки, а К.Р. Роджерс и С.Л. Рубинштейн посвятили свои работы изучению творчества.
Цель исследования: изучить особенности социальных страхов младших школьников в творческой деятельности.
Объект исследования: социальные страхи в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления страха оценки младших школьников в творческой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с высоким уровнем проявления страха оценки, который проявляется в низкой учебной мотивации, высокой тревожности, низкой самооценке и наличии статусной позиции школьника одной из трех: пренебрегаемый, отверженный, изолированный, развитие творческой деятельности находится на низком уровне и характеризуется низким уровнем интереса к изобразительному творчеству, низким уровнем воображения и низким уровнем личностной креативности....
Подводя итоги, опираясь на все вышесказанное, можно сказать, что данная тема действительно является актуальной и важной в современном мире. В процессе исследования мы изучили особенности социальных страхов младших школьников в творческой деятельности.
Мы изучили и проанализировали, психолого-педагогическую литературу по проблеме социальных страхов. О страхах писали С. Г. Зубанова, Е.П. Ильин, Ю.В. Щербатых, А.И. Захаров, В.В. Бойко, П. Бекер, С.Ю. Мамонтов и т.д. И анализ всех их работ сводится к тому, что, благодаря эмоции страха, человек защищает себя от негативного влияния социума.
Посредством изучения психолого-педагогической литературы, мы выявили характерные для младших школьников социальные страхи:
- страх перед новыми людьми и ситуациями;
- страх быть отвергнутым или не принятым в группе;
- страх выступать перед классом;
- страх оценки;
- страх сделать ошибку или быть неправильным;
- страх быть обиженным кем-то и т.д.
Проанализировав изученное, нам удалось выявить особенности формирования социальных страхов в творческой деятельности. Можем сказать, что данные страхи формируются посредством критики со стороны окружающих в адрес ребенка и продуктов его деятельности.
Существует несколько наиболее популярных методов работы с социальными страхами, возникающими у младших школьников в творческой деятельности:
- игровая терапия;
- танцевально-двигательная терапия;
- телесно ориентированная терапия;
- арт-терапия;
- песочная терапия;
- сказкотерапия;
- проектная деятельность.
Данные методы могут позволить нам производить коррекционно- развивающую работу с детьми, которые испытывают страх оценки по отношению к творчеству и продуктам своей творческой деятельности.
Также, на основе всех исследованных источников, мы изучили и подобрав методики для диагностики социальных страхов у младших школьников в творческой деятельности. Подобранные методики нацелены на выявление уровня учебной мотивации, самооценки, тревожности, социальной позиции школьника, креативности личности, воображения и навыков изобразительной деятельности.
Во время подготовки к реализации проведения данного исследования, нам удалось подобрать диагностические методики для определения уровня социального страха и творческой деятельности у учеников младших классов - младших школьников:
1. Краткая шкала страха негативной оценки, BFNE. Для оценки уровня страха оценки;
2. Шкала явной тревожности, SMAS. Для оценки уровня тревожности;
3. Дорисовывание фигур (по О.М. Дьяченко). Для оценки воображения;
4. Диагностика личностной креативности (по Е.Е. Туник). Для оценки уровня личностной креативности;
5. Карта интересов для младших школьников (по А.И. Савенкову). Для определения преобладающего вида интереса;
6. Социометрия (по Дж. Морено). Для определения статусной позиции школьника;
7. Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.). Для определения уровня учебной мотивации;
8. Лесенка (по В. Г. Щур). Для определения уровня самооценки....
1. Агапов В.С. Закономерности научного творчества С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2016. №2(58). С. 164-165.
2. Акопян Л.С. Новый подход к классификации страхов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. №4(6). С. 1472-1575.
3. Акопян Л.С. Школьные страхи у детей с различным уровнем психологической готовности к обучению в школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. №.5-1 С. 98-102.
4. Алексеева О.В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2014. №79. С. 8-11.
5. Андреев А.С. Классификация методов телесно ориентированной терапии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74¬2. С. 252-255.
6. Андриенко О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. №2(4). С. 63-65.
7. Барабанщиков В.А. Проблемы психологии восприятия в научном творчестве С.Л. Рубинштейна // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. №3. С. 90-96.
8. Баринов Д.Н. Страх как феномен человеческого бытия // Философская мысль. 2018. №5. С. 77-81.
9. Большаков А.В. Современные концепции творчества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №1(57). С. 235-239.
10. Бросова Т.В. Песочная терапия один из методов арт-терапии // Проблемы современной науки и образования. 2015. №3(33).
11. Бук Е. Почему детям обязательно нужно рисовать и как научить их необычным техникам, если ты сам не художник [Электронный ресурс]: ТЧК: о трендах за чаем и кофе. URL:https://tea.ru/article/pochemu-detyam-obyazatelno-nuzhno-risovat-i-kak-nauchit-ikh-neobychnym-tekhnikam-esli-ty-sam-ne-khudozhnik/(дата обращения: 28.04.2023).
12. Ванюшина Т.И. Проблема оценки детского изобразительного творчества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №6-3.
13. Гапонова С.А., Синявина Е.Н. Школьные страхи учащихся и пути их преодоления // Нижегородское образование. 2014. №1. С. 90-96.
14. Гузенко Н.В. Психолого-педагогические возможности песочной терапии // Наука и образование сегодня. 2020. №3(50). С. 77-79.
15. Давлетова А.И., Серая А.А. Изотерапия как метод работы со страхами младших школьников // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №7(38)....(63)