Введение 3
Глава 1. Современный взгляд на социально-экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг.: был ли застой? 9
1.1. Экономическая и социальная политика государства в 1965-1985 гг. Эпоха развитого социализма 9
1.2. Проблемы и противоречия развития экономики в 1965-1985 гг 17
1.3. Проблемы и противоречия развития социальной сферы 22
Глава 2. Проблемы преподавания темы «Социально-экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг.» в школьном курсе истории 27
2.1. Место темы в школьном курсе истории в рамках новой Концепции преподавания истории 27
2.2. Репрезентация темы в школьных учебниках по истории России 36
Глава 3. Методические рекомендации к изучению периода середины 1960-х - середины 1980-х гг. на уроках истории в школе 39
3.1. Организация проектной деятельности школьников 39
3.2. Изучение социально-экономического развития СССР в середине 1960-х - сер.1980-х гг. на уроках истории в 10 классе 45
3.3. Технологическая карта урока: «Эпоха Брежнева- застой или стабильность?» 51
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Приложения 70
Актуальность. В последние десятилетия в нашей стране идет сложный и противоречивый процесс становления новой системы образования, ориентированной на вступление в мировое образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значительными трансформациями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Меняется образовательная парадигма, что связано с иным содержанием, иными подходами, иным правом, иными отношениями, иным поведением, иным педагогическим менталитетом, происходит обогащение содержания образования новыми процессуальными умениями, акцент ставится на развитие способностей оперировать информацией, творчески решать проблемы науки и рыночной практики, с упором на индивидуализацию образовательных программ; на смену традиционным способам передачи информации приходят компьютерные средства обучения, телекоммуникационные сети глобального масштаба; в качестве важнейшей составляющей педагогического процесса рассматривается личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками; принципиальная роль отводится духовному формированию личности, воспитанию нравственного облика Человека. Происходит дальнейшая интеграция социализирующих, воспитательных и образовательных факторов, к которым относятся школа, семья, микро - и макросоциум, повышается значение науки в разработке педагогических технологий, более соответствующих и адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляциии. Все это заставляет пересматривать требования, предъявляемые к содержанию современного исторического образования, что находит изменения в новых стандартах и программах.
Одной из актуальных задач современного образования является формирование критического мышления школьников. История как наука и как школьная дисциплина открывает огромные возможности для формирования и развития критического мышления. Особенно это касается дискуссионных, спорных тем истории. Среди них - темы, раскрывающие противоречивые процессы недавнего советского прошлого. Так, одним из периодов, вызывающих серьезные споры и среди профессиональных историков, и среди общественности, является период так называемого застоя.
Степень изученности темы. Среди историков нет однозначной оценки этого периода. Так, по мнению одних историков (Р.Медведева , А.Бовина, Ф.Бурлацкого и др.), советская социалистическая система не изжила себя и могла быть реформирована, если бы был продолжен курс реформ, стране удалось бы преодолеть тот глубокий системный кризис, в котором она оказалась. Другие представители отечественной исторической науки (Д.А.Волкогонов, М.Я.Геллер, А.М.Некрич , Р.Г.Пихоя и др.), убеждены в невозможности реформирования советской системы, в том, что она была обречена исторически, а брежневская эпоха - последняя попытка ее консервации....
Брежневский период, который считается самым стабильным в истории нашей страны в ХХ в., весьма неоднозначен. Его начало совпало с ожидаемыми реформами, но уже на рубеже 1970-1980-х гг. страна вошла в состояние экономического и идеологического кризиса. Не заинтересованная в реформах номенклатура, пользуясь возможностями наращивания экспорта сырья, сделала ставку на консервацию сложившихся социально-политических и экономических структур. Под громкие фразы о построении «развитого социализма» в стране назревал системный кризис, ответом на который стала политика «перестройки» в СССР (1985-1991 гг.), и последовавший за ней распад Советского Союза. 1970-е гг. вошли в отечественную историю под названием «застоя». «Застой» в политике, экономике, культуре, духовной жизни и национальных отношениях, и т. д. - связано это название с тем, что в обществе практически отсутствовало какое - либо движение, развитие.
Тем не менее, многие эксперты считают, что советская экономика вовсе не исчерпала себя, а имела еще приличный потенциал для развития. Во-первых, сказывался положительный импульс, который был дан советской экономике в период «оттепели». Во-вторых, именно в 1970— 1980-е гг. страна все больше подсаживалась на «сырьевую иглу»: в больших объемах экспортировались природные богатства страны, чтобы поддержать или повысить жизненный уровень населения. Пока в условиях энергетического кризиса цены на нефть и газ на мировом рынке росли, СССР находился в благоприятных условиях, но последовавшее за этим падение нефтяных цен резко негативно сказалось на бюджете страны. И уже к середине 1980-х гг. становилось все более очевидным, что административная экономическая система, созданная еще в 1930-е гг., стала в своего рода «механизмом торможения». Его основные характеристики сводились к следующему:
сверхцентрализация, при которой руководство экономикой осуществлялось центральными министерствами, функционирование предприятий регламентировалось десятками показателей и нормативных актов; оплата труда напрямую не зависела от его результативности, регулировалась централизованной системой тарифных ставок и окладов; цены на продукцию формировались не в результате рыночной конъюнктуры, а утверждались государственными органами ценообразования.
Развитие страны можно оценивать по-разному: как в виде поступательно развивающейся системы, так и в виде пропитанной метастазами острого кризиса и застоя. Объективному оцениванию исторических явлений должны учить уроки истории.
Новый стандарт образования обладает отличительной особенностью, заключающейся в его деятельностном характере, ставящем на первый план развитие личности обучающегося. Следовательно, для современной системы образования характерен постепенный отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта нацелены на то, чтобы формировать реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к окончанию обучения.
При этом урок, безусловно, остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться, а многообразие форм проведения урока является одним из условий формирования у учащихся интереса к истории как к предмету, повышения качества обучения.
До введения Историко-культурного стандарта изучение эпохи Л.И. Брежнева осуществлялось в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах. Согласно историко-культурному стандарту, школы перешли в преподавании истории к линейной системе, и изучение данной темы теперь предусмотрено только в 10 классе. В историко-культурном стандарте (научная основа содержания школьного исторического образования, которая может быть применима как к базовому, так и к профильному - углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин) предусмотрено изучение личности и эпохи Л.И. Брежнева в оценках современников и историков. Школьный курс, дающий основы научной истории не может быть безликим. Невозможно выбросить из истории имена людей, которые сыграли в ней важную роль, хоть позитивную, хоть негативную, и при этом не отклониться от исторической правды. Историческая информация должна излагаться так, чтобы человек в истории стал целью исторического познания.....
Нормативные документы
1. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельностьhttps://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-20052020-n-254-ob-utverzhdenii/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N413)// https://base.garant.ru/70188902/8ef641 d3b80ff01 d34be16ce9bafc6e0/
3. Историко-культурный стандарт https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2019/07/Историко-культурный-стандарт. pdf
4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории https://mosmetod.ru/fLles/metod/srednvava starshava/istor/Koncepcia fLnal.pdf
Учебные пособия
5. Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./Под ред. Торкунова А.В. История России (базовый и углубленный уровни) (в 3 частях), Учебник. 10 класс, ФГОС — АО "Издательство «Просвещение», 2020 г.
6. История. История России. 1914 г. - начало XXI в. [Текст] : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций : базовый и углублённый уровни : в двух частях / В. А. Никонов, В. А. Девятов ; под научной редакцией академика РАН, доктора исторических наук, профессора С. П. Карпова. - 2-е изд. - Москва : Русское слово, 2018-. - 22 см. - (ФГОС. Инновационная школа). Ч. 1: 1914-1945. - 2018. - 309, [1] с. : ил., портр., факс., цв. ил., портр.; ISBN 978-5-533-00681-1 : 1500 экз. Ч. 2: 1914-1945. - 2018. - 309, [1] с. : ил., портр., факс., цв. ил., портр. (ФГОС. Инновационная школа)
7. История России. Начало XX - начало XXI века. 10 [класс] [Текст] : учебник / О. В. Волобуев, С. П. Карпачёв, П. Н. Романов. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Дрофа, 2017. - 367 с. : ил., портр., табл., цв. ил., карты, портр., факс.; 24 см. - (Историко-культурный стандарт)
Литература
8. Андюсев Б.И. Проект «устная история: Л.И. Брежнев и его время в образах и воспоминаниях современников» // В сборнике: Этнография Алтая и сопредельных территорий Материалы международной научной конференции, посвященной 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета. 2015. С. 311 -316.
9. Байбурин А., Келли К. Эпоха Брежнева в антропологической ретроспективе // Антропологический форум. 2018. № 37. С. 11-19.
10. Безгин, В. Б. СССР в мировом историческом процессе (середина 1960-х - начало 1980-х гг.) - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2017.
11. Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной педагогики на уроках отечественной истории // Преподавание истории в школе. 1999- №5, с.55-62.
12. Боффа Дж. От СССР к России.: История неоконченного кризиса. 1964-1994. Пер. с итал. М. , 1996
13. Бурлацкий Ф. Брежнев и крушение оттепели // Л.И. Брежнев: Материалы и биографии. М., 1991.
14. Буровский, А.М. Брежнев без лжи. Да здравствует «Застой»! / А.М. Буровский. - М.: Эксмо, 2019. - 211 с.
15. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. М.: Просвещение, 1968. — 434 с....(43)