Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема жанра романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Работа №172566

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА В
ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Определение и характеристика понятия «жанр»
в литературе 7
1.2. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» в контексте русской
литературы 17
1.3. Жанровая специфика и традиции в романе М.А. Шолохова «Тихий
Дон» 21
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» КАК
ЖАНРОВОГО ФЕНОМЕНА 35
2.1. Сюжет и композиция романа М.А. Шолохова «Тихий
Дон» 35
2.2. Характеристика основных героев и их роль в жанровой структуре
романа 39
2.3. Стилевые и языковые особенности романа М.А. Шолохова «Тихий
Дон» 54
Выводы по Главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованной литературы 64


В истории русской литературы XX века особое место занимает творчество М.А. Шолохова, чьи произведения отличаются глубоким психологизмом и философскими размышлениями автора о судьбе своего народа, о смысле жизни и о месте человека в мире. Одна из его работ - роман-эпопея «Тихий Дон» - представляет собой выдающийся образец советской литературы, глубоко проникающий во многие аспекты человеческой жизни и общества. Исследование этого литературного произведения позволяет выделить несколько ключевых тематических направлений, которые важны для понимания смысла и общественной значимости произведения. В своем литературном труде Шолохов осветил жизнь казачества в России, которое традиционно считало себя привилегированным социальным кругом и проживало изолировано от «мужиков» - крестьян без собственной земли. Это различие поддерживалось влиянием высших чинов. Казаки, к сожалению, часто не осознавали истинного характера своих отношений с крестьянами, в то время как офицеры опасались возможного объединения обеих групп, воспринимая казачество как потенциально мощную силу, способную изменить сложившееся положение в обществе.
Произведение Шолохова освещает проблематику войны и революции в начале XX века, раскрывая противоречивую природу данных событий и их бессмысленность и жестокость. Автор рассматривает развитие событий и их воздействие на судьбы персонажей на протяжении всего произведения.
Помимо уже упомянутых ключевых тем, в романе -эпопее «Тихий Дон» Михаила Шолохова также присутствуют следующие: тема любви (в том числе материнской любви), тема жертвенности и самопожертвования, тема судьбы человека, а также ее влияние на судьбу народа, страны.
Вопрос о проблеме жанра романа-эпопеи «Тихий Дон» Михаила
Шолохова возникает из-за сложности классификации произведения. С одной
3
стороны, роман является эпическим по масштабу и глубине охвата исторических событий (войны, революции, жизни казачества), а также по количеству персонажей и затронутым проблемам.
Однако, с другой стороны, некоторые критики и литературные исследователи могут поставить под сомнение принадлежность произведения к жанру «эпопеи» из-за специфических черт романа, которые не всегда соответствуют традиционному пониманию этого жанра.
Актуальность. Настоящая выпускная квалификационная работа исследует проблемы жанра романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», что является актуальным научным запросом в современной литературоведческой и культурологической практике по следующим причинам:
1. В основе лежит вечная тема войны и мира. Одними из главных тем романа «Тихий Дон» являются универсальные проблемы человеческого существования, войны и судьбы человека в историческом водовороте. Это делает произведение не только бессмертным, но и актуальным объектом для изучения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роман «Тихий Дон» М. Шолохова является классическим произведением революционного социалистического эпоса, вошедшим в золотой фонд советского и мирового искусства. В этом произведении на новой философской и эстетической основе сохраняются и развиваются важнейшие черты величественного жанра художественной литературы - национальной эпопеи, согласно В.Г. Белинскому, который называл этот жанр «высшим родом поэзии, венцом искусства», указывая, что лишь несколько произведений могут быть сравнимы с ним.
Насыщенный поэзией и художественной правдой, эпос этого великого летописца современности укоренен в глубокой и традиционной эпической литературе. «Тихий Дон» М. Шолохова гармонично связан с крупнейшими эпическими произведениями классической литературы XIX века, особенно «Войной и миром» Л.Н. Толстого, и наследует значимые черты русского героического эпоса, приобретая опыт от мировых эпических произведений разных времен.
Эпос «Тихий Дон» Шолохова представляет собой новый этап в истории эпической формы. Художник представляет жизнь народа в героическую эпоху, когда происходит неизбежный переход от собственнического мира к социализму и коммунизму. Борьба народных масс за глубокие революционные изменения реальности становится объектом и идеалом творчества М. Шолохова.
Несмотря на свою эпическую мощь и глубокий характер трагичных событий, происходящих в романе «Тихий Дон» М. Шолохова, заметно, что произведение отличается особым лиризмом автора, который редко присущ объективному стилю классической эпопеи. Лирическое начало играет ключевую роль в структуре «Тихого Дона» как эпического произведения социалистического реализма, через авторские отступления с философским и морально-этическим содержанием, риторические вопросы, живописные 61
описания природы, и обилие фольклорных элементов, насыщенных эмоциональной глубиной.
Осознанное, эмпатичное, исторически обогащенное взаимодействие этнического художника социалистического реализма с новым миром свободы и счастья, активное участие писателя в становлении этого мира, выступают в качестве фундамента, благодаря которому лирический голос автора «Тихого Дона» становится ключевым элементом эпического повествования, внося существенный вклад в обновление жанра и внутреннюю структуру эпопеи.
Лирический оттенок в «Тихом Доне» тесно связан с философским обоснованием поисков героев в сложнейших изменениях жизни, в поисках новых образов существования, которые заменяют развалившийся порядок. Лирика этого произведения вырастает из глубокой трагичности сюжета, из понимания автором сложности зарождения новой общественной жизни, что впервые в истории позволяет преодолеть вековые общественные разногласия со всем багажом духовных ценностей прошлого.
Эпос Шолохова пронизан лиричностью автора на всем пути повествования. Несмотря на разнообразие и эволюцию субъективных подходов и способов выражения, их роль меняется по мере развития сюжета. Лирика «Тихого Дона» обладает опосредованным, универсально-объективным тоном, исходящим от писателя. В ней нет такого субъективного оттенка, как у Толстого, она довольно самостоятельна, что обусловлено особенностями этно-трагического контекста произведения, а также человеческим материалом, через который автор иллюстрирует казачество в движении к новой жизни...


1. Архипенко Н.А., Власкина Т.Ю., Власкина Н.А. Принципы изображения традиционной культуры донского казачества в творчестве М.А. Шолохова. Новости Южного федерального университета. Филолог, наук, 2, 8-24.
2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров». Проблема текста // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 5-ти т. М.: Языки русской культуры, 1996. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. С. 159-206.
3. Бирюков, Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова [Текст] / Ф.Г. Бирюков. - М.: Современник, 1976. - 350 с.
4. Большакова А.Ю. Современные теории жанра в англо-американском литературоведении // Теория литературы: в 3 томах. Москва: Изд -во ИМЛИ РАН, 2003. Т III. 592 с.
5. Вежбицкая А. Речевые жанры [Электронный ресурс]. URL: https://wwwsgu.ru/structure/philological/linghist/sbornik-zhanry-rechi/materialy- vypuskov/vypusk-1 (дата обращения: 18.04.2024).
6. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 253 с.
7. Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. 1999. № 2. С. 103-112.
8. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.
9. Зильберт Б.А. Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. Саратов: Изд -во Саратовского университета, 1986. 212 с.
10. Каменская Е.В. Композитные структуры в языке романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»: дисс. ... канд. филол. наук. 2013. Москва. 147 с. (На русск.).
11. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Intrada, 2000. 171 с.
12. Кудрина М.В. Жанровая структура рассказа: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва, 2003. 292 с. Текст: непосредственный.
13. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра / Н.Л. Лейдерман. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 256 с.
14. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2002. - 73 с.
15. Михайлов А.В. Новелла // Теория литературы. Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). Москва: Изд -во ИМЛИ РАН, 2003. 592 с...50

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ