Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости у студентов педагогов-психологов

Работа №17256

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов 6
1.1. Понятие «жизнестойкость» в зарубежной и отечественной психологической науке 6
1.2. Стрессоустойчивость как психологический феномен 12
1.3. Психологическая характеристика студенческого возраста в контексте
формирования жизнестойкости и стрессоустойчивости 19
Выводы 30
Глава 2 . Взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов
педагогов-психологов 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Интерпретация результатов и выводы эмпирического исследования 36
2.3. Рекомендации по развитию стрессоустойчивости и жизнестойкости
студентов вуза 42
Выводы 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Актуальность исследования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными, стимулирующими развитие стресса. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности человека[53]. Стресс снижает успешность и качество выполнения своих должностных обязанностей у людей, включенных в профессиональную или учебную деятельность.
Так, созданию стрессовой ситуации способствует поступление в учебное заведение молодых людей, в дальнейшем последующее обучение в университете. Происходит смена образа жизни, меняется система обучения, форма контроля. Бывшим школьникам необходимо за короткий срок адаптироваться к новым условиям. Успешность адаптации студентов можно определить по качеству сдачи первой сессии. Процесс обучения в высшем учебном заведении в течение 4-5 лет становится для многих студентов стрессовой ситуацией. Этому способствует ежедневное напряжение из-за нехватки времени в попытке справиться с учебными и бытовыми проблемами [16].Стресс, испытываемый студентами, сказывается на их успехах в обучении, на их поведении, жизнестойкости и др.
Отсюда проблема заключается в том, что студенты испытывают заметное влияние стресса, что создает угрозу их психологическому здоровью, жизнестойкости, стрессоустойчивости, способствует демотивации учения, снижает уровень самореализации и успеваемости в учебной деятельности.
Степень изученности.В современной научной отечественной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали такие ученые, как Г. Селье, Л. А. Китаев-Смык, А. Н. Фомина, и др.Специфика развития стрессоустойчивости студентов раскрывается в работах О.Б. Поляковой, О. В. Лолпчевой. А.Л. Церковский, и др.
Объект исследования- жизнестойкость и стрессоустойчивость студентов.
Предмет исследования - взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов.
Цель исследования -выявить взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы к изучению феномена «жизнестойкость»;
2) изучить понятия «стресс», «стрессоустойчивость» и её важнейшие характеристики;
3) провести сравнительный анализ жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов;
4) сформулировать выводы и рекомендации, направленные на повышение уровня жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения о понятиях и структуре стресса и стрессоустойчивости Г. Селье, Л.А. Китаева-Смыка, А. А. Реан и др.; определения жизнестойкости и его компоненты Д.А. Леонтьева, А.А. Александровой, А.Н. Фоминой и др.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и теоретический анализ научной психологической литературы;
2. Эмпирические методы:тест жизнестойкости С. Мадди (перевод и адаптация Д.А Леонтьева, Е.И. Рассказова),методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге.
В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение о том, что уровень стрессоустойчивости и жизнестойкости будут выше у студентов педагогов-психологов младших курсов (1 и 2 курсы), чем у студентов старших курсов (3 и 4 курсы).
Практическая значимость исследования. Результаты выпускной квалификационной работы может быть использованы в психолого¬педагогической работе по развитию исследуемых феноменов кураторами, преподавателями и студентами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к исследованию проблемы жизнестойкости и стрессоустойчивости. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. С точки зрения Мадди, жизнестойкость - это база, исходя из которой, перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, которой позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности. Жизнестойкость состоит из трех взаимосвязанных аттитюдов (или установок): вовлеченности (включенности), контроля и вызова (принятия риска). Вовлеченность, считает Мадди, - это активное участие во всем, что происходит с человеком. Контроль - это путь борьбы, в результате которого можно влиять на последствия происходящих вокруг событий. Вызов - это достижение мудрости и удовлетворение этой мудростью.
Стрессоустойчивость в рамках настоящего исследования была определена как интегративное психологическое свойство личности, характеризующееся взаимодействием индивидуальных эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов деятельности индивидуума, обеспечивающее оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности в сложной эмотивной обстановке, в частности, студента в учебной и учебно¬профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и задачами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов, а также предложены рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости.
На основании проведенного комплексного теоретического и эмпирического исследования были получены следующие выводы: по первой методике: наличие более высокой развитости жизнестойкости и стрессоустойчивости у студентов педагогов-психологов старших курсов.
Гипотезы исследования о том, что уровень стрессоустойчивости и жизнестойкости будут выше у студентов педагогов-психологов младших курсов (1 и 2 курсы), чем у студентов старших курсов (3 и 4 курсы) подтвердилась полностью.



1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, - М.Перре. СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Абдулов, Ф.У. Стрессоустойчивость личности в образовательном процессе / Ф.У. Абддуоо, К.А Холуева // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2. - С. 190.
3. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
4. Аннинев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. — М. : Изд-во Московского психолого¬социального ин-та, 2008. - 431 с
5. Андреева, А. А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов / Андреева А.А. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2009.
6. Аракелов, Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г.Г. Аракелов, В.В. Аршинова, Г.Е. Жданова. // Психологическая наука и образование. 2008. - №2. - С. 52 - 60.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности:принципы психологического анализа. / А.Г. Асмолов - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
8. Богомаз, С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А. Богомаз, Д.Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 23-28.
9. Богомаз, С.А Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладения со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - 2008. - № 2. - С. 15-21.
10. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. 4.1: «Coping stress» итеоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров. // Психологический журнал, 2006. Т. 27. - № 1. - С. 122-133.
11. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров - М.: ПЕР СЭ, 2006. 525 с.
12. Ванакова, Г.В. Осмысление студентами понятия «жизнестойкость» / Г.В. Ванакова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2009. - № 1. - С. 45¬52.
13. Ванакова, Г.В. Создание системы психолого-педагогической поддержки жизнестойкости студентов / Г.В. Ванакова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 2. - С. 60-62.
14. Ванакова, Г.В. Саморегуляция как критерий жизнестойкости субъектов образовательного процесса / Г.В. Ванакова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 3. - С. 36-40.
15. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. М.: Академия (сер. «Высшее профессиональное образование»), 2006. — 240 с.
16. Газиева, М.З . Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения / М.З. Газиева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 4. - С. 317-322.
17. Гильфанова, Ф.М . Стрессоустойчивость студентов педвуза / Ф.М . Гильфанова, О.Н. Чиркова, В.Р. Бильданова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2. - С. 204.
18. Зинченко , В.П . Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола. - 1994. - 304 с.
19. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.
20. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 243-246.
21. Китаев-Смык, Л.А. Приемы регулирования эмоциональной и социальной активности учащихся при длительном стрессе / Л.А. китаев- Смык, Э.С. Боброва // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. - М., 1988. - 157 с.
22. Китаев-Смык, Л.А. О психологии стресса / Л.А. Китаев-Смык // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2008. - №3. - С.62-63.
23. Киреева, М.В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий / М.В. Киреева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 18 (113). - С. 288-293.
24. Климов, А. А. Характеристика взаимосвязи структуры ценностных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Молодежь и наука: реальность и будущее : в 6 т. Том № 3 / В. А. Кузьмищев, О. А. Мазур, Т. Н. Рябченко, А. А. Шатохин. - Невинномысск : НИЭУП, 2010. - С. 265 - 266.
25. Климов, А.А. Жизнестойкость и ее взаимосвязь с личностными ценностями студентов / А.А. Климов // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2011. - № 2. - С. 14-23.
26. Кокс, Т. Стресс. Пер. с англ. JL А. Милютиной / Т. Кокс.- М.: Медицина, 1981.-213 с.
27. Кон И. С. Психология ранней юности. / И.С. Кон - М.: Просвещение, 2011.
28. Кондратьева, М.В. Соотношение понятий «стрессоустойчивость» и «жизнестойкость» личности в психологических исследованиях / М.В. Кондратьева // Материалы второй международной научно-практической конференции «Современные гуманитарные и социально-экономические исследования». Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2013. - Том 2. - С. 78-83.
29. Кондратьева, М.В. Психологические исследования феномена стрессоустойчивости в изменяющихся условиях / М.В. Кондратьева / Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде - 2014. - С. 32-35.
30. Крюкова, Т.Д. Молодело,, стресс и копинг, изучение психологического совладания в социальном поведении личности / Т.Д. Крюкова, В.Д. Саповская // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000. - С. 95-98.
31. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.
32. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56 - 65.
33. Логинова, М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности / М.В. Логинова // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 6. - С. 19-22.
34. Логинова, М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в ВУЗе / М.В. Логинова // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 6. С. 77-80.
35. Лозгачева, О . В. Формирование стрессоустойчивости на 'тта-пе профессионализации: на примере юридического Вуза. / О.В. Лозгачева / дис. ... канд. психол. наук: Екатеринбург, 2004. - 158 с.
36. Лозгачева, О, В, Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности / О.В. Лозгачева // http: //j ournals. и криди/ай ас 1т me nt адт rtid с/95/Педобраз 2012 2 чозкаче'ва. pdf. (дата обращения 08.06.2015 г.).
37. Лысенко, С.В, Стрессоустойчивость как показатель психологического здоровья личности и ее повышение с помощью психотехнологий / С.В. Лысенко // Международный научно¬исследовательский журнал. -2012. - № 5-3 (5). - С. 88-89.
38. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциш : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Манлонов // Психологический журнал - 2001. - № 1. - С. 16-24.
39. Мещеряков, В.А. Использование тестаа »и1знестойкости для изучения готовности к выбору студентов выбора университета / В.А. Мещеряков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5; URL: www.science-education.ru/119-14672 (дата обращения: 07.06.2015).
40. Михеева, А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А.В. Михеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. - 2010. - № 2. - С. 82-87.
41. Михеева, А.В. Методика диагностики стрессоустойчивости / А.В. Михеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2011. № 2. С. 74-77.
42. Молчанова, Л.Н. Жизнестойкость как психологический ресурс в
регуляции состояния психического выгорания в условиях экстремальной деятельности [Электронный ресурс] / Л.Н.Молчанова, Т.В.Недуруева, А.А.Кузнецова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 2 - С. 88-89 . www.rae.ru/meo/?section=content&op
=show_article&article_id=6439 (датаобращения: 07.06.2015).
43. Мочаев, С.А. Стрессоустойчивость личности и как ее обрести / С.А. Мочаев, А.В. Сметанин // Народное образование. - 2011. - № 8. - С. 261¬265.
44. Полковал, О.Б. Стрессоустойчивость как профессионально важное качество будущих психологов / О.Б. Полякова // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 3. - С. 248-271.
45. Pусноaсваa, Е.И. Жизнестойкость как фактор совладания со стрессом в контексте психического здоровья / Е.И. Рассказова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2006. - № 1. - С. 104.
46. Рассказова Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации / Е.И. Рассказова // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 2005. - № 7. - С. 124-126.
47. Селье, Г. Стресс без дистресса. / Г. Селье - М., 2002. - 371 с.
48. Семке, ВЛ. Стрессоустойчивость как основа преодоления кризисов молодого поколения / В.Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2009. - № 3. - С. 7-9.
49. Сидоренко, Е.В . Методы обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко - СПб.: «Социально-психологический центр», 2006. - 364 с.
50. Соболева, Е.В . Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В.Соболева, О.А.Шумакова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5 Режим доступа URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34519 (дата обращения: 10.12.2014).
51. Стецишин, Р.И . Направленность личности и жизнестойкость . психологическое исследование / Р.И. Стецишин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 7. - С. 186-190.
52. Фоминова, А . Н . Жизнестойкость личности. / А.Н . Фоминова / М., МПГУ, 2012. -152 с.
53. Хоч, Н.С . Психологическая жизнестойкость как ресурс и студентов из Тувы к образовательной среде научных центров Сибири / Н.С. Хоч // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 838.
54. Церковский, А.Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2012. Т. 11. - № 4. - С. 107-111.
55. Церковский, А.Л, Мотивация и стрессоустойчивость студентов медицинского вуза / А.Л. Церковский // Вестник фармации. - 2012. - № 4 (58). - С. 88-91.
56. Шэрон, М. / Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях / М. Шэрон. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. - С. 256.
57. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю.В. Щербатых - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
58. Ярославкина, Е.В. Динамика жизнестойкости студентов ВУЗа / Е.В Ярославкина. // Психология обучения. - 2011. - № 3. - С. 60-67.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ