Содержание
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов 6
1.1. Понятие «жизнестойкость» в зарубежной и отечественной психологической науке 6
1.2. Стрессоустойчивость как психологический феномен 12
1.3. Психологическая характеристика студенческого возраста в контексте
формирования жизнестойкости и стрессоустойчивости 19
Выводы 30
Глава 2 . Взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов
педагогов-психологов 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Интерпретация результатов и выводы эмпирического исследования 36
2.3. Рекомендации по развитию стрессоустойчивости и жизнестойкости
студентов вуза 42
Выводы 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Актуальность исследования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными, стимулирующими развитие стресса. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности человека[53]. Стресс снижает успешность и качество выполнения своих должностных обязанностей у людей, включенных в профессиональную или учебную деятельность.
Так, созданию стрессовой ситуации способствует поступление в учебное заведение молодых людей, в дальнейшем последующее обучение в университете. Происходит смена образа жизни, меняется система обучения, форма контроля. Бывшим школьникам необходимо за короткий срок адаптироваться к новым условиям. Успешность адаптации студентов можно определить по качеству сдачи первой сессии. Процесс обучения в высшем учебном заведении в течение 4-5 лет становится для многих студентов стрессовой ситуацией. Этому способствует ежедневное напряжение из-за нехватки времени в попытке справиться с учебными и бытовыми проблемами [16].Стресс, испытываемый студентами, сказывается на их успехах в обучении, на их поведении, жизнестойкости и др.
Отсюда проблема заключается в том, что студенты испытывают заметное влияние стресса, что создает угрозу их психологическому здоровью, жизнестойкости, стрессоустойчивости, способствует демотивации учения, снижает уровень самореализации и успеваемости в учебной деятельности.
Степень изученности.В современной научной отечественной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали такие ученые, как Г. Селье, Л. А. Китаев-Смык, А. Н. Фомина, и др.Специфика развития стрессоустойчивости студентов раскрывается в работах О.Б. Поляковой, О. В. Лолпчевой. А.Л. Церковский, и др.
Объект исследования- жизнестойкость и стрессоустойчивость студентов.
Предмет исследования - взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов.
Цель исследования -выявить взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы к изучению феномена «жизнестойкость»;
2) изучить понятия «стресс», «стрессоустойчивость» и её важнейшие характеристики;
3) провести сравнительный анализ жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов;
4) сформулировать выводы и рекомендации, направленные на повышение уровня жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения о понятиях и структуре стресса и стрессоустойчивости Г. Селье, Л.А. Китаева-Смыка, А. А. Реан и др.; определения жизнестойкости и его компоненты Д.А. Леонтьева, А.А. Александровой, А.Н. Фоминой и др.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и теоретический анализ научной психологической литературы;
2. Эмпирические методы:тест жизнестойкости С. Мадди (перевод и адаптация Д.А Леонтьева, Е.И. Рассказова),методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге.
В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение о том, что уровень стрессоустойчивости и жизнестойкости будут выше у студентов педагогов-психологов младших курсов (1 и 2 курсы), чем у студентов старших курсов (3 и 4 курсы).
Практическая значимость исследования. Результаты выпускной квалификационной работы может быть использованы в психолого¬педагогической работе по развитию исследуемых феноменов кураторами, преподавателями и студентами.
В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к исследованию проблемы жизнестойкости и стрессоустойчивости. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. С точки зрения Мадди, жизнестойкость - это база, исходя из которой, перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, которой позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности. Жизнестойкость состоит из трех взаимосвязанных аттитюдов (или установок): вовлеченности (включенности), контроля и вызова (принятия риска). Вовлеченность, считает Мадди, - это активное участие во всем, что происходит с человеком. Контроль - это путь борьбы, в результате которого можно влиять на последствия происходящих вокруг событий. Вызов - это достижение мудрости и удовлетворение этой мудростью.
Стрессоустойчивость в рамках настоящего исследования была определена как интегративное психологическое свойство личности, характеризующееся взаимодействием индивидуальных эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов деятельности индивидуума, обеспечивающее оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности в сложной эмотивной обстановке, в частности, студента в учебной и учебно¬профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и задачами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов педагогов-психологов, а также предложены рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости.
На основании проведенного комплексного теоретического и эмпирического исследования были получены следующие выводы: по первой методике: наличие более высокой развитости жизнестойкости и стрессоустойчивости у студентов педагогов-психологов старших курсов.
Гипотезы исследования о том, что уровень стрессоустойчивости и жизнестойкости будут выше у студентов педагогов-психологов младших курсов (1 и 2 курсы), чем у студентов старших курсов (3 и 4 курсы) подтвердилась полностью.
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, - М.Перре. СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Абдулов, Ф.У. Стрессоустойчивость личности в образовательном процессе / Ф.У. Абддуоо, К.А Холуева // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2. - С. 190.
3. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
4. Аннинев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. — М. : Изд-во Московского психолого¬социального ин-та, 2008. - 431 с
5. Андреева, А. А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов / Андреева А.А. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2009.
6. Аракелов, Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г.Г. Аракелов, В.В. Аршинова, Г.Е. Жданова. // Психологическая наука и образование. 2008. - №2. - С. 52 - 60.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности:принципы психологического анализа. / А.Г. Асмолов - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
8. Богомаз, С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А. Богомаз, Д.Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 23-28.
9. Богомаз, С.А Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладения со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - 2008. - № 2. - С. 15-21.
10. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. 4.1: «Coping stress» итеоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров. // Психологический журнал, 2006. Т. 27. - № 1. - С. 122-133.
11. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров - М.: ПЕР СЭ, 2006. 525 с.
12. Ванакова, Г.В. Осмысление студентами понятия «жизнестойкость» / Г.В. Ванакова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2009. - № 1. - С. 45¬52.
13. Ванакова, Г.В. Создание системы психолого-педагогической поддержки жизнестойкости студентов / Г.В. Ванакова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 2. - С. 60-62.
14. Ванакова, Г.В. Саморегуляция как критерий жизнестойкости субъектов образовательного процесса / Г.В. Ванакова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 3. - С. 36-40.
15. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. М.: Академия (сер. «Высшее профессиональное образование»), 2006. — 240 с.
16. Газиева, М.З . Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения / М.З. Газиева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 4. - С. 317-322.
17. Гильфанова, Ф.М . Стрессоустойчивость студентов педвуза / Ф.М . Гильфанова, О.Н. Чиркова, В.Р. Бильданова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2. - С. 204.
18. Зинченко , В.П . Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола. - 1994. - 304 с.
19. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.
20. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 243-246.
21. Китаев-Смык, Л.А. Приемы регулирования эмоциональной и социальной активности учащихся при длительном стрессе / Л.А. китаев- Смык, Э.С. Боброва // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. - М., 1988. - 157 с.
22. Китаев-Смык, Л.А. О психологии стресса / Л.А. Китаев-Смык // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2008. - №3. - С.62-63.
23. Киреева, М.В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий / М.В. Киреева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 18 (113). - С. 288-293.
24. Климов, А. А. Характеристика взаимосвязи структуры ценностных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Молодежь и наука: реальность и будущее : в 6 т. Том № 3 / В. А. Кузьмищев, О. А. Мазур, Т. Н. Рябченко, А. А. Шатохин. - Невинномысск : НИЭУП, 2010. - С. 265 - 266.
25. Климов, А.А. Жизнестойкость и ее взаимосвязь с личностными ценностями студентов / А.А. Климов // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2011. - № 2. - С. 14-23.
26. Кокс, Т. Стресс. Пер. с англ. JL А. Милютиной / Т. Кокс.- М.: Медицина, 1981.-213 с.
27. Кон И. С. Психология ранней юности. / И.С. Кон - М.: Просвещение, 2011.
28. Кондратьева, М.В. Соотношение понятий «стрессоустойчивость» и «жизнестойкость» личности в психологических исследованиях / М.В. Кондратьева // Материалы второй международной научно-практической конференции «Современные гуманитарные и социально-экономические исследования». Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2013. - Том 2. - С. 78-83.
29. Кондратьева, М.В. Психологические исследования феномена стрессоустойчивости в изменяющихся условиях / М.В. Кондратьева / Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде - 2014. - С. 32-35.
30. Крюкова, Т.Д. Молодело,, стресс и копинг, изучение психологического совладания в социальном поведении личности / Т.Д. Крюкова, В.Д. Саповская // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000. - С. 95-98.
31. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.
32. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56 - 65.
33. Логинова, М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности / М.В. Логинова // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 6. - С. 19-22.
34. Логинова, М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в ВУЗе / М.В. Логинова // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 6. С. 77-80.
35. Лозгачева, О . В. Формирование стрессоустойчивости на 'тта-пе профессионализации: на примере юридического Вуза. / О.В. Лозгачева / дис. ... канд. психол. наук: Екатеринбург, 2004. - 158 с.
36. Лозгачева, О, В, Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности / О.В. Лозгачева // http: //j ournals. и криди/ай ас 1т me nt адт rtid с/95/Педобраз 2012 2 чозкаче'ва. pdf. (дата обращения 08.06.2015 г.).
37. Лысенко, С.В, Стрессоустойчивость как показатель психологического здоровья личности и ее повышение с помощью психотехнологий / С.В. Лысенко // Международный научно¬исследовательский журнал. -2012. - № 5-3 (5). - С. 88-89.
38. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциш : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Манлонов // Психологический журнал - 2001. - № 1. - С. 16-24.
39. Мещеряков, В.А. Использование тестаа »и1знестойкости для изучения готовности к выбору студентов выбора университета / В.А. Мещеряков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5; URL: www.science-education.ru/119-14672 (дата обращения: 07.06.2015).
40. Михеева, А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А.В. Михеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. - 2010. - № 2. - С. 82-87.
41. Михеева, А.В. Методика диагностики стрессоустойчивости / А.В. Михеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2011. № 2. С. 74-77.
42. Молчанова, Л.Н. Жизнестойкость как психологический ресурс в
регуляции состояния психического выгорания в условиях экстремальной деятельности [Электронный ресурс] / Л.Н.Молчанова, Т.В.Недуруева, А.А.Кузнецова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 2 - С. 88-89 . www.rae.ru/meo/?section=content&op
=show_article&article_id=6439 (датаобращения: 07.06.2015).
43. Мочаев, С.А. Стрессоустойчивость личности и как ее обрести / С.А. Мочаев, А.В. Сметанин // Народное образование. - 2011. - № 8. - С. 261¬265.
44. Полковал, О.Б. Стрессоустойчивость как профессионально важное качество будущих психологов / О.Б. Полякова // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 3. - С. 248-271.
45. Pусноaсваa, Е.И. Жизнестойкость как фактор совладания со стрессом в контексте психического здоровья / Е.И. Рассказова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2006. - № 1. - С. 104.
46. Рассказова Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации / Е.И. Рассказова // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. - 2005. - № 7. - С. 124-126.
47. Селье, Г. Стресс без дистресса. / Г. Селье - М., 2002. - 371 с.
48. Семке, ВЛ. Стрессоустойчивость как основа преодоления кризисов молодого поколения / В.Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2009. - № 3. - С. 7-9.
49. Сидоренко, Е.В . Методы обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко - СПб.: «Социально-психологический центр», 2006. - 364 с.
50. Соболева, Е.В . Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В.Соболева, О.А.Шумакова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5 Режим доступа URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34519 (дата обращения: 10.12.2014).
51. Стецишин, Р.И . Направленность личности и жизнестойкость . психологическое исследование / Р.И. Стецишин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 7. - С. 186-190.
52. Фоминова, А . Н . Жизнестойкость личности. / А.Н . Фоминова / М., МПГУ, 2012. -152 с.
53. Хоч, Н.С . Психологическая жизнестойкость как ресурс и студентов из Тувы к образовательной среде научных центров Сибири / Н.С. Хоч // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 838.
54. Церковский, А.Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2012. Т. 11. - № 4. - С. 107-111.
55. Церковский, А.Л, Мотивация и стрессоустойчивость студентов медицинского вуза / А.Л. Церковский // Вестник фармации. - 2012. - № 4 (58). - С. 88-91.
56. Шэрон, М. / Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях / М. Шэрон. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. - С. 256.
57. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю.В. Щербатых - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
58. Ярославкина, Е.В. Динамика жизнестойкости студентов ВУЗа / Е.В Ярославкина. // Психология обучения. - 2011. - № 3. - С. 60-67.