Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования инициативного сотрудничества у учащихся 2 класса 5
1. 1. Сущность понятий «инициативное сотрудничество», «сотрудничество в младшем школьном возрасте» 5
1. 2. Выявление сущности и возможности использования социального проекта во внеурочной деятельности младших школьников 14
1.3. Критерии и уровни формирования сотрудничества у младших школьников 17
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Практические аспекты изучения способности к инициативному сотрудничеству 21
2.1. Диагностика уровня сформированности умения осуществлять инициативное сотрудничество 21
2.2. Описание формирующего эксперимента с использованием социальных проектов во внеурочной деятельности 26
2.3. Выявление возможностей социального проекта как средства формирования способности к инициативному сотрудничеству у учащихся 2 класса во внеурочной деятельности 34
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Литература 43
Приложения 47
Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. [1.с.-44]
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда. [2. с.- 2]
Исходя из актуальности проблемы, мы сформулировали тему выпускной квалификационной работы: «Социальный проект во внеурочной деятельности как средство формирования способности к инициативному сотрудничеству у учащихся 2 класса».
Цель исследования: выявить возможности социального проекта как средства формирования способности к инициативному сотрудничеству у учащихся 2 класса во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования способности к инициативному сотрудничеству у учащихся 2 класса.
Предмет исследования: социальный проект как средство формирования способности к инициативному сотрудничеству у учащихся 2 класса во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и методическую литературы по проблеме исследования и определить содержание понятий «инициативное сотрудничество», «сотрудничество в младшем школьном возрасте».
2. Провести диагностику по выявлению уровня сформированности инициативного сотрудничества у учащихся 2 класса;
3. Разработать и провести комплекс занятий по реализации социальных проектов с учащимися 2 класса во внеурочной деятельности.
4. Определить эффективность проведенного эксперимента для повышения сформированности инициативного сотрудничества у учащихся 2 класса.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если разработать и реализовать комплекс социальных проектов во внеурочной деятельности, то это будет способствовать формированию способности к инициативному сотрудничеству у учащихся 2 класса, при соблюдении условий:
- социальные проекты использовать в соответствии с методическими рекомендациями при работе с детьми младшего школьного возраста;
- учитывать возрастные особенности детей при использовании социальных проектов;
- использовать социальные проекты систематически.
Методы исследования: метод теоретического анализа, анкетирование (методика Е. А. Перелыгиной, И. С. Фишман на определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников), анкетирование (тест А. Я. Варга, В. В. Столина «Уровень сотрудничества в детском коллективе»), метод статистической обработки данных, педагогический эксперимент....
При написании выпускной квалификационной работы нами была проанализирована научная и методическая литература по теме исследования, в результате чего мы пришли к выводу о том, что в рамках внеурочной деятельности под инициативным сотрудничеством обычно понимается самостоятельное проявление человеком своей активности при распределении обязанностей, координации действий, оказание помощи, поддержки друг другу при включении в тот или иной вид совместной деятельности. Этой точки зрения мы и придерживались в ходе нашего исследования. Работая над понятием сотрудничества в младшем школьном возрасте мы определили, что можно выделить три формы учебного сотрудничества младшего школьника:
- учебное сотрудничество со взрослыми;
- учебное сотрудничество со сверстниками;
- встреча (множество встреч) ребенка с самим собой, изменяющаяся в ходе обучения.
Проанализировав определения «личностные универсальные учебные действия», «инициативное сотрудничество» опираясь на особенности младшего школьного возраста (операциональный возраст), мы пришли к следующему выводу:
- выделяется три вида личностных действий: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическую ориентацию;
- универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания;
- социальный проект - это предлагаемые изменения, которые можно осуществить в социуме;
- инициативное сотрудничество - это самостоятельное проявление человеком своей активности при распределении обязанностей, координации действий, оказание помощи, поддержки друг другу при включении в тот или иной вид совместной деятельности.
На этапе констатирующего эксперимента подобрана и проведена диагностика, с использованием методики Е. А. Перелыгиной, И. С. Фишман на определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников и диагностическую методику на основе теста А. Я. Варга, В. В. Столина «Уровень сотрудничества в детском коллективе» у учащихся 2 «Г» класса МБОУ «Школы №16 им. Героя Советского Союза И. А. Лапенкова»....
1. Авдулова Т. П., Ольга Гребенникова. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, 61 Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.], под ред. А. Г. Асмолова. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 152с.
4. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
5. Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.
6. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
7. Белова Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач дис. кандидата психологических наук: НИИ общ.ипед. психологии. Москва, 1990.21 с
8. БодалевА.А., Ковалёв Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление.М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК 1999.-256 страниц.
9. Витковская И.М.. В Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2000. 96 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,АПН 1999.130с
11. Гущина Т. Н. Социальное развитие обучающихся в условиях интеграции и / или сетевого взаимодействия организаций разных типов [Текст]: материалы всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под науч. ред. Т. Н. Гущиной. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2016. - 281 с.
12. Дубова. М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: практ. пособие для учителей нач. кл./ М.В.Дубова. - М.: Баласс, 2011. - 80с.
13. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий Начальная школа. М.,Просвещение 1990. 192с.
14. Журавлёв А.Л. Социальная психология. Учебное пособие. Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с.
15. Журнал педагогическая практика Е.В. Коротаева, О.В. Дормачева «Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы» Екатеринбург...(45)