Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования нейропсихологических игр и упражнений (Алтайский государственный педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» в городе Барнауле.
Выборка: 20 детей дошкольного возраста, где 10 детей с задержкой психического развития и 10 детей нейротипичного развития дошкольного возраста.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …………………………………………10
1.1 Общие представления о пространственных представлениях и закономерностях их формирования в онтогенезе……………………………10
1.2 Особенности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития……16
1.3 Использование нейропсихологических игр и упражнений в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития …22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………30
2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по изучению пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития…30
2.2 Содержание работы по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нейропсихологических игр и упражнений……43
2.3 Анализ эффективности работы по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нейропсихологических игр и упражнений...48
Заключение…………………………………………………………………….55
Список используемых источников и литературы………………………...57
Приложения……………………………………………………………………63
Актуальные тенденции в системе образования все в большей мере акцентируют внимание на развитии пространственных представлений у детей дошкольного возраста. В частности, особую значимость имеет работа с детьми, чей психоэмоциональный и когнитивный рост подвержен отклонениям, среди которых наиболее распространенной является группа детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Задержка психического развития рассматривается как специфический вид отклоняющегося развития, который проявляется в недостаточной сформированности эмоционально-волевых компонентов и когнитивных процессов, необходимых для познавательной деятельности. Как правило, данное состояние является результатом церебрально-органической или функциональной недостаточности центральной нервной системы различной природы и степени выраженности (Т.А. Власова, А.О. Дробинская, Т.В. Егорова и другие). Дети с такой задержкой часто сталкиваются с серьезными трудностями в освоении навыков чтения, письма и счета, что в значительной степени связано с недостаточным развитием их зрительно-пространственных и конструктивных возможностей [10].
Клинические исследования в области нейропсихологии (Ю. Дауленскене, Ю.Г. Демьянов, А.О. Дробинская и др.) подтверждают наличие заметного недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития. Это недоразвитие создает препятствия в обучении и затрудняет выполнение учебных заданий. Пространственные представления, а также уровень их формирования, являются важными аспектами когнитивного развития, так как они способствуют развитию навыков ориентации в окружающей среде, критического мышления и творческого воображения. Умение правильно ориентироваться в пространстве представляет собой основополагающий навык, необходимый для выполнения разнообразных видов деятельности, включая игровые, учебные и трудовые задачи [8].
Обзор научной литературы как отечественного, так и зарубежного происхождения, подтверждает, что вопрос о формировании пространственных представлений является центральным в исследованиях таких авторов, как Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Н.Я. Семаго и других. Эти исследователи анализируют содержание, структуру и значимость пространственных представлений для психического развития детей, а также пути их формирования в рамках нормального развития.
Дошкольный период жизни признан критически важным для становления когнитивных функций, когда происходит активное формирование основных навыков, необходимых для более сложных процессов в школьном возрасте. Учитывая, что развитие пространственных представлений напрямую связано с формированием конструктивного мышления, уникальность этого процесса у детей с ЗПР имеет свои аспекты, которые могут негативно сказываться на их успешности в обучении и интеграции в общество. Соответственно, задача формирования адекватных пространственных представлений становится особенно актуальной для данной категории детей.
Нейропсихологические игры и упражнения представляют собой действенные инструменты для решения обозначенной проблемы. Они активируют различные когнитивные процессы, включая восприятие, внимание, память и мыслительную деятельность. Особенность нейропсихологических игр заключается в их инновационном подходе к работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, что позволяет эффективно развивать пространственные представления. Эти игры направляют активизацию взаимодействия различных областей мозга, способствуя улучшению когнитивных функций. Применение нейропсихологических игр охватывает широкий спектр действий, от движений до рисования и конструирования, что способствует развитию пространственных представлений через разнообразные сенсорные каналы [30].
Таким образом, актуализация использования нейропсихологических игр и упражнений в образовательном процессе для формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития обусловлена их потенциалом активизировать когнитивные функции, улучшать социальные навыки и эмоциональное развитие, а также обеспечивать индивидуализированный подход к каждому ребенку. Это подчеркивает необходимость интеграции таких методик в систему образования, что представляет собой актуальную задачу для педагогов и специалистов в области психологии и коррекционной педагогики.
Изложенные факты явились основанием выбора темы выпускной квалификационной работы «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования нейропсихологических игр и упражнений», целью которой является – теоретически обосновать, практически опробировать и выявить эффективность комплекса коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования нейропсихологических игр и упражнений.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
подобрать и проанализировать источники и литературу по проблеме исследования;
подобрать методики исследования сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, организовать и провести констатирующий эксперимент;
разработать и опробовать на практике комплекс коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования нейропсихологических игр и упражнений;
проанализировать результаты формирующего эксперимента и выявить эффективность коррекционной работы.
Объект – пространственные представления у детей дошкольного возраста.
Предмет – процесс формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования нейропсихологических игр и упражнений.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития будет значительно эффективнее при условии:
1) учета особенностей и уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проявляющихся в виде: восприятия цвета, формы, величины предмета; ориентации в пространстве; пространственного анализа; копирования несложных форм; зрительно-моторной координация.;
2) формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития будет значительно эффективнее при условии разработки и внедрении комплекса коррекционных занятий учитывающего данные особенности посредством использования нейропсихологических игр и упражнений, так как нейропсихологические игры активизируют различные зоны мозга, отвечающие за восприятие и обработку пространственной информации, что позволяет детям с задержкой психического развития более эффективно осваивать эти навыки в увлекательной и игровой форме. Кроме того, такой подход способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы, что является важным фактором для успешного обучения. Регулярное участие в таких занятиях позволит детям не только улучшать свое пространственное восприятие, но и развивать уверенность в себе, социальные навыки и мотивацию к обучению, что в конечном итоге способствует более гармоничному развитию их личности.
Теоретико-методологическая основа исследования.
1. Восприятие пространства: основополагающие исследования Б.Г. Ананьева и Е.Ф. Рыбалко рассматривают особенности восприятия пространства, необходимого для понимания того, как дети с задержкой психического развития воспринимают окружающий мир. Это создает базу для дальнейших исследований, направленных на формирование пространственных представлений с акцентом на активные методы обучения.
2. Психомоторные аспекты и коррекционные подходы: Н.П. Вайзман акцентирует внимание на психомоторном развитии детей, что подчеркивает важность двигательной активности и манипулятивных игр в коррекции развития. Это поддерживается и современными исследованиями О.В. Суворовой и М. Маншук, которые демонстрируют эффективность нейропсихологических игр для детей с особыми образовательными потребностями.
3. Индивидуализация и коррекция: исследования С.Ю. Кондратьевой и Т.В. Кузьмичевой подчеркивают необходимость индивидуализированного подхода в образовании детей с задержкой психического развития, что согласуется с нейропсихологическим подходом к учебному процессу, направленным на учет индивидуальных характеристик каждого ребенка.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы:
методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
организационные методы: сравнительный, лонгитюдный (изучение в динамике), комплексный;
экспериментальные методы: констатирующий, формирующий, контрольный;
психодиагностические методы: наблюдение, тест, беседа, анкетирование;
биографические методы: сбор и анализ анамнестических данных;
количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» Всего исследованием было охвачено 20 детей дошкольного возраста, где 10 детей с задержкой психического развития – составили экспериментальную группу и 10 детей нейротипичного развития дошкольного возраста, которые вошли в контрольную группу.
Этапы исследования:
1 этап – теоретико - аналитический (01.09.2024 г. – 11.09.2024 г.) – анализ литературных источников по проблеме исследования, определение цели, предмета, гипотезы, задач исследования, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента;
2 этап – опытно - экспериментальный (11.09.2024 г. – 30.09.2024 г.) – осуществление констатирующего эксперимента, в процессе которого выявлены особенности и уровень сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, анализ полученных данных;
3 этап – формирующий (01.10.2024 г. – 27.12.2024 г.) – разработка и реализация комплекса коррекционных занятий, включающих использование нейропсихологических игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4 этап – итогово - описательный (13.01.2025 г. – 24.01.2025 г.) – сравнительный анализ результатов обучения экспериментальной и контрольной групп, формулирование выводов исследования.
Методики исследования:
– методика «Коробка форм» (Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард)
– методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина); методика «Игра со счетными палочками» (З.А. Михайлова);
– методика «Копирование» (М. Безруких, Л. Морозова);
– методика «Зрительно-мотроный гештальт-тест Бендер» (адаптированный для детей дошкольного возраста).
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса коррекционных занятий, направленных на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования нейропсихологических игр и упражнений, позволяющая учитывать индивидуальные особенности и исходный уровень сформированности пространственных представлений. Реализованный комплекс занятий прошел проверку и достиг положительных результатов в динамике формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данный комплекс может быть использован как практическое пособие в работе специалистов системы сопровождения детей данной категории.
В результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи, что позволило достичь цели работы, связанной с изучением и коррекцией пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) посредством нейропсихологических игр и упражненийй. Итоги исследования, выполненного в соответствии с академическими стандартами, можно обобщить следующим образом по каждой из задач:
1. Анализ источников и литературы по проблеме исследования.
На первом этапе был проведен тщательный подбор и анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР. Изученные материалы подтвердили значимость данной темы в контексте когнитивного и психического развития, а также выявили необходимость разработки специализированных коррекционных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей. Теоретическая база исследования позволила обосновать выбор методологического подхода и определить ключевые направления коррекционной работы.
2. Подбор методик и проведение констатирующего эксперимента
В рамках второй задачи были подобраны диагностические методики, направленные на оценку сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР. Констатирующий эксперимент, проведенный на базе репрезентативной выборки из 20 детей (10 с ЗПР и 10 нормотипичных), выявил значительные различия в уровне развития пространственных навыков между группами. В частности, разрыв по высокому уровню сформированности составлял 20% (44% в контрольной группе против 24% в экспериментальной). Полученные данные стали основой для разработки коррекционной программы.
3. Разработка и апробация комплекса коррекционных занятий
На третьем этапе был разработан и внедрен комплекс коррекционных занятий, основанный на использовании нейропсихологических игр и упражнений. Программа была адаптирована к особенностям детей с ЗПР и включала игровые методы, способствующие развитию ориентации в пространстве, восприятия параметров предметов, зрительно-моторной координации и других ключевых навыков. Апробация комплекса показала, что систематический подход и создание поддерживающей среды позволили большинству участников преодолеть первоначальные трудности и достичь значительного прогресса уже ко второй неделе занятий.
4. Анализ результатов формирующего эксперимента и оценка эффективности коррекционной работы
Итоги формирующего и контрольного этапов эксперимента подтвердили высокую эффективность разработанной программы. На контрольном этапе разрыв между контрольной и экспериментальной группами по высокому уровню сократился до 8% (54% против 46%), а доля низкого уровня в экспериментальной группе полностью исчезла. Уровень ниже среднего в экспериментальной группе сравнялся с контрольной (4%). Эти результаты свидетельствуют о значительном улучшении пространственных представлений у детей с ЗПР, а также о положительном влиянии нейропсихологических игр на их когнитивное развитие, мотивацию и социальные навыки.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что использование нейропсихологических игр и упражнений является научно обоснованным и эффективным методом формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР. Задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза доказана.
1. Акопов, Г. В. Психология и психопатология сознания : учебное пособие [Текст] / Г. В. Акопов, Г. Н. Носачев. – Самара : СГСПУ, 2019. – 178 с.
2. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 161 с. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2023. – 384 с.
3. Баяк, А.Е. Особенности формирования навыков пространственной ориентировки у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью при освоении различных предметных областей [Текст] / А.Е. Баяк, Е.А. Шумилова // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. – 2022. – С.305-309.
4. Бражникова, А.В. Условия формирования пространственных представлений у леворуких детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.В. Бражникова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2022. – №3. – С.65-68.
5. Васильева, Н.В. Психологические аспекты развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / Н.В. Васильева // Педагогические исследования. – 2022. – № 1. – С. 23-30.
6. Возможности нейропсихологических игр в коррекционной работе с младшими школьниками с особыми образовательными протребностями [Текст] / О.В. Суворова, М. Маншук // Проблемы романо-германской филологии, педагогики методики преподавания иностранных языков. – 2023. – С. 228-234.
7. Визель, И. Нейропсихологические методы в коррекции нарушений развития [Текст] / И. Визель // Журнал коррекционной психологии. ‒ 2021. ‒ Т. 3, № 1. ‒ С. 22-35.
8. Демьянов, Ю. Г. Основы психиатрии : учебник для вузов [Текст] / Ю. Г. Демьянов. ‒ Москва : Издательство Юрайт, 2025. ‒ 308 с.
9. Дошкольное воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью : Хрестоматия [Текст] / А. Зарин, Ю.В. Нефедова, Е.Ф. Войлокова. – СПб: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. – 143 с.
10. Дудьев, В. П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие [Текст] / В. П. Дудьев. — Барнаул : АлтГПУ, 2020. — 360 с.
11. Зинченко, В. П. Психология и нейропсихология детского развития [Текст] / В. П. Зинченко. ‒ Новосибирск , 2021. – 243.
12. Калинина, Н.В. Особенности восприятия пространства у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Калинина, С.П. Малахов // Вестник детской психологии. – 2021. – Т. 3. – № 4. – С. 34-4
13. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика: учебное пособие для вузов. [Текст] / Г.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2023. – 176 с.
14. Ковалева, О.В. Интеграция игровой и учебной деятельности дошкольников [Текст] / О.В. Ковалева // Юный исследователь. – 2020. – № 5. – С. 22-27.
15. Кондратьева, С.Ю. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и пути их коррекции в системе профилактики графической дискалькулии [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Общество: социология, психоло-гия, педагогика. ‒ 2021. ‒ No7 (87). ‒ С. 42-48.
16. Костюкова, Н. В. Игры и упражнения для формирования пространственного мышления у детей [Текст] / Н. В. Костюкова. ‒ Москва : Педагогический университет, 2020. – 231 с.
17. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 165 с.
18. Кузьмичева, Т.В. Индивидуализация образования младших школьников с ЗПР как предмет профессионального диалога будущего учителя и специального психолога [Текст] / Т. В. Кузьмичева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 177-187.
19. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учеб. пособ. [Текст] / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.: Академический проект, 2019. – 303 с.
20. Лебедева, Н. А. Игровая деятельность как средство коррекции у детей с ЗПР [Текст] / Н. А. Лебедева // Журнал специальной педагогики. ‒ 2022. ‒ Т. 10, № 1. ‒ С. 64-73.
21. Леонтьев, А. Н. Двигательная активность и её влияние на развитие когнитивной сферы у детей [Текст] / Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев // Психология и образование. ‒ 2020. ‒ Т. 4, № 2. ‒ С. 45-60.
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2023. – 384 с.
23. Лынская М.И. «Нейропсихологические упражнения в структуре занятий логопеда с дошкольниками [Электронный ресурс] – URL: https://lynskaya.ru/blog/659606 (дата обращения: 20.01.2025)
24. Макарцова, М.А. Создание условий для познавательного развития детей с ЗПР через включение в образовательную деятельность нейроигр [Текст] / М.А. Макарцова // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» ‒ № 3 (72) ‒ Том 4. ‒ 2024. – С.227-230.
25. Мартынова, Н.Ю. Разработка и применение игр для формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ [Текст] / Н.Ю. Мартынова // Наука и образование: новые горизонты. – 2023. – Т. 5. – С. 50-58.
26. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/07/metodika-graficheskiy-diktant-d-b-elkonina (дата обращения: 23.04.2025).
27. Методика «Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер» (адаптированный для детей дошкольного возраста) [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2017/02/27/analitecheskaya-spravka-po-formirovaniyu-poznavatelnyh-uud-po (дата обращения: 23.04.2025).
28. Методика «Игра со счетными палочками» (З. А. Михайлова) [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2022/12/11/igry-so-schyotnymi-palochkami-dlya-detey-5-7-let (дата обращения: 23.04.2025).
29. Методика «Копирование» (М. Безруких, Л. Морозова) [Электронный ресурс] – URL: https://multiurok.ru/files/diagnostika-orientirovki-v-prostranstve.html (дата обращения: 23.04.2025).
30. Микадзе, Ю. В. Психолого-педагогические аспекты коррекции с использованием нейропсихологических методов [Текст] / Ю. В. Микадзе. ‒ Москва : Научный мир, 2021. – 234 с.
31. Мищенко, Л.И. Дидактические основы подготовки учителя к коррекционно-развивающему обучению младших школьников с задержкой психического развития : монография [Текст] / Л. И. Мищенко, З. И. Мищенко. – Курск : КГУ, 2017. – 140 с.
32. Муханова Н.А. Использование нейропсихологического подхода при подготовке к школе (5-7 лет) [Электронный ресурс] – URL: https://logopedprofiportal.ru/pl/teach/control/lesson/view?id= 51291899&editMode=0 (дата обращения: 20.01.2025).
33. Нейрореабилитация : учебник для вузов [Текст] / под редакцией В. М. Шкловского. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 401 с.
34. Петров, В.Е. Логопедическая работа с детьми с ЗПР: практическое руководство [Текст] / В.Е. Петров. – Москва : Русское слово, 2019. – 150 с.
35. Петрова, Е.Н. Игровые технологии как средство развития детей с особыми потребностями [Текст] / Е.Н. Петрова // Вестник психологии и педагогики. – 2019. - № 11. – С. 78-85.
36. Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Тула, 6 апреля 2023 г.) : материалы конференции [Текст] / под редакцией С. Г. Лещенко. – Чебоксары : , 2023. – С. 191-193.
37. Приемы нейропсихологического подхода в коррекции детей с ЗПР в ДОУ [Текст] / Т.В. Сергеева, Н.В. Заложных, Л.В. Ракевич // Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2024/02/16/priemy-neyropsihologicheskogo-podhoda-v-korrektsii-detey-s-zpr-v (дата обращения: 07.03.2025).
38. Прохорова, М.В. Выявление уровня сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического [Текст] / М. В. Прохорова, С. Н. Исаева // Наука и образование. – 2023. – № 3. – С. 177-182.
39. Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве : сборник научных трудов [Текст] / под редакцией И. В. Тигровой. – Липецк : Липецкий ГПУ, 2021. – 274 с.
40. Сергеева, Т.В. Приемы нейропсихологического подхода в коррекции детей с ЗПР в ДОУ [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2024/02/16/priemy-neyropsihologicheskogo-podhoda-v-korrektsii-detey-s-zpr-v (дата обращения: 10.01.2025).
41. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста : учебник для среднего профессионального образования [Текст] / А. И. Савенков [и др.] ; под научной редакцией А. И. Савенкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 339 с.
42. Тест «Коробка форм» Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/16/test-korobka-form (дата обращения: 23.04.2025).
43. Тихомирова, Л. А. Методы и технологии коррекции нарушений развития у детей [Текст] / Л. А. Тихомирова // Педагогический и психологический альманах. ‒ 2019. ‒ Т. 5, № 3. ‒ С. 88-94.
44. Ткачук, Т. А. Психологическое обеспечение процесса инклюзивного образования : учебное пособие для вузов [Текст] / Т. А. Ткачук, О. М. Смышляева. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 59 с.
45. Торопко, Е.С. нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР / Здоровьесберегающие технологии [Электронный ресурс] – URL: https://tropko-nf-petrov.edumsko.ru/articles/post/3326480 (дата обращения: 07.03.2025).
46. Филимонова, О.Г. Нейропсихологические упражнения в структуре коррекционно-развивающего занятия дефектолога с детьми с ОВЗ [Текст] / О.Г. Филимонова // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 12 (81) Том 5 ч. 2. 2024. – С.231-217.
47. Фирсова, И.В. Методы образовательной киннезиологии как способы повышения эффективности обучения на уроках иностранного языка в Вузе [Текст] / И.В. Фирсова // Мир науки, культуры, образования. – 2024. – №2(105). – С.242-244
48. Цветкова, Л. В. Технологии нейропсихологической коррекции в дошкольном образовании [Текст] / Л. В. Цветкова. ‒ Санкт-Петербург : Книгопрод, 2022. – 321 с.
49. Шохова О.В. Теоретические основы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста сзадержкой психического развития [Текст] / О.В. Шохова, А.Н. Савицкая // Актуальные проблемы современного образования: опыт иинновации. ‒ 2022. ‒ С. 105–110.
50. Reed, H. K. Gender Differences in Spatial Skills: Research, Education, and Application [Текст] / Reed H. K. – New York: Routledge, 2019. – P. 180.