Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста
1.1. Роль геометрии в системе научных знаний в школьном курсе математики 7
1.2. Краткая характеристика геометрического содержания в курсе
математики начальной школы 10
1.3. Последовательность изучения геометрического материала по различным программам 20
1.4. Особенности формирования геометрических понятий у детей младшего
школьного возраста 22
Глава 2. Методика использования лабораторно-практических приемов при формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста
2.1. Изучение использования лабораторно-практических приемов в практике школы 26
2.2. Методика использования лабораторно-практических приемов при формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста 33
2.3. Педагогический эксперимент 3 3
Заключение 60
Список использованной литературы 60
На современном этапе развития школьного образования, когда в практику активно внедряются новые технологии обучения, вариативные и альтернативные программы и учебники, вопросы совершенствования организации учебного процесса в школе стали еще актуальнее. В связи с этим изменились требования и задачи перед школой.
В начальной школе одними из важнейших задач образования выступают формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитание умения учиться, личностное развитие учащегося и др.Эти задачи реализуются в процессе обучения всем предметам.
Для формирования высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника, ведущую роль важно отводить геометрии. Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своём роде уникально: ни один предмет первоклассники так не готовы воспринимать, как наглядную геометрию. Но в начальной школе нет отдельной дисциплины геометрия, геометрический материал дается в дополнение к арифметическому. Элементы геометрии включены в систему арифметических знаний, способствуя более высокому уровню усвоения понятий о числе, арифметических действиях и математических отношениях, т.е. элементы алгебры и геометрии не составляет отдельных разделов начального курса математики [1].
Таким образом, можно утверждать, что геометрическому материалу в начальной школе не уделяется должного внимания. Такое отношение к изучению элементов геометрии в начальном курсе математики подтверждает и отрывок из объяснительной записки программы «Развитие пространственных представлений (о форме, размере расположении предметов) идет в связи с изучением чисел и арифметических действий; отрезки, треугольники служат счетным материалом, а затем используется в конкретной иллюстрации рассматриваемых арифметических задач» [30] .
Основой формирования у младших школьников представлений о геометрических фигурах является способность их восприятия формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломаную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.
М.И.Моро и А.М.Пышкало отмечают, что при формировании у младших школьников представлений о геометрических фигурах, некоторые учителя ограничиваются тем, что показывают ту или иную фигуру и называют ее соответствующим термином, т.е. начинают знакомить детей с фигурами не путем их наблюдения, изготовления из бумаги и вычерчивания, а сообщая формальное определение, только словесным способом [14]. Такой подход представляет лишь формальное ознакомление младших школьников с геометрическими фигурами. Тогда возникает вопрос, какие приемы изложения материала должен выбрать учитель при ознакомлении учащихся с геометрическими фигурами? В этом заключается проблема нашего исследования.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективной методики формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс обучения геометрическому материалу младших школьников.
Предмет исследования: возможности использования лабораторно-практических приемов при изучении геометрического материала младшими школьниками.
Цель исследования- разработать эффективную методику формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели была выдвинута следующая гипотеза: методика использования лабораторно-практических приемов является эффективным средством формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по формированию геометрических понятий;
- анализ учебников по математике для начальной школы;
- изучение школьных учебных программ;
- разработки методики использования лабораторно-практических приемов;
- апробация исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ школьных программ, учебников по математике для начальной школы;
- индивидуальные беседы с учителями и учащимися; контрольных работ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика использования лабораторно-практических приемов при формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста может быть полезна для учителей, студентов-практикантов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность исследования, формулируются объект, предмет исследования, выдвигается гипотеза и ставятся цели и задачи исследования.
В первой главе рассматриваются роль геометрии в системе научных знаний в школьном курсе математики, дается краткая характеристика геометрического содержания в курсе математики начальной школы и сделано сравнение последовательности изучения геометрического материала по различным программам. Также в главе раскрыты особенности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Во второй главе рассказывается о методике использования лабораторно-практических приемов при формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста. Большая часть главы посвящена описанию проведенного эксперимента, который проходил в Хандагайтинской средней школе Республики Тыва.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена формированию геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Целью работы является разработка эффективной методики формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
В ходе работы над исследованием были решены все поставленные задачи:
- изучена и анализирована психолого-педагогическая и методическая литература по формированию геометрических понятий;
- сделан сравнительный анализ учебников по математике для начальной школы с точки зрения последовательности геометрических тем;
- изучены школьные учебные программы: базовая Моро М.И. и вариативна Петерсон Л.Г.;
- разработана методика использования лабораторно-практических приемов;
- проведена апробация исследования.
Экспериментальная работа была проведена в Хандагайтинской средней школе Овюрскогокожууна. Итоги экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу: методика использования лабораторно¬практических приемов является эффективным средством формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, считаем, что цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Также считаем, что разработанная методика использования лабораторно-практических приемов при формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста может быть полезна для учителей, студентов-практикантов.
1. Бантова М.А.., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 335с.
2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение.- 1996.-№2. - С.47 - 52.
3. Белонистая А.В. Наглядная геометрия как средство развития мышления младшего школьника // Начальная школа: плюс - минус. - 2001. - №2. - С. 34 - 48.
4. Богданова Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии // Начальная школа. - 2001. - №10. - С. 47 - 51.
5. Волкова С.Н., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики // Начальная школа. - 1993. - №8. - С.21 - 38.
6. Епифанова Н.М. Беллюстин В.К.-педагог и методист. - Краеведение, №1(54)-2008.-с. 116-119.
7. Крайнюк В.М.. Практическая направленность в изучении
геометрического материала.// Начальная школа . - 1980. - №1. - С.34 - 38.
8. Жильцова Т.В., Обухова JI.A. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1 - 4 класс. - М.: ВАКО, 2004. - 288с.
9. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. 4-е издание., - М.: Академия, 2001. - 285с.
10. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия: ее роль, и место, история возникновения. // Начальная школа. - 2005. - №9 - С.35 - 37.
11. Краснова О.В. Первые шаги в геометрии // Начальная школа. - 2002. - №4. - С.28-30.
12. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. - 1999. - №8. - С.37 - 39.
13. Моро М.И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. - М.: «Педагогика», 1977. - 244с.
14. Моро М.И. и Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. Пособие учителя. Изд.2-е, перераб.и доп. - М., «Просвещение», 1978. - 336с.
15. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2003.-688с.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М: ООО «ИТИТехнологии», 2006. - 944 с.
17. Погорелов А.В. Геометрия: Учебное пособие для 7-11 классов общеобр.учреждений.- М.: Просвещение, 1995.-393с.
18. Патлусова Л.В. Элементы геометрии в опыте моей работы//Начальная школа.-2001.-№10.-с.105-106.
19. Педагогика / Под ред. ПидкасистогоП.И.-М.:Просвещение, 2006.-608с.
20. Подходова Н.С. Подготовка учащихся к изучению геометрии // Начальная школа. -2002. -№ 1. -с.67-72.
21. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. Пособие для учителей. - М, «Просвещение», 1973.
22. Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших уч.завед. - М.: Изд.центр «Академия», 2002. - 424с.
23. Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике // Начальная школа. - 2002.- №11.-с.28-32.
24. Тонких А.П. Математика 1 ч. - М.:»Академия», 2002.-527с.
25. Тонких А.П., Довгань Е.В. Занимательная геометрия. Игры и упражнения: пособие для учителя начальной школы. - Брянск: Изд-во БГПИ, 1994.-52с.
26. Тарасова О.В. Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике // Начальная школа.-2001.-№5.- с.57-60.
27. Формирование учебной деятельности школьников . / Под.ред. Давыдова В.В. и др. - М.: Просвещение, 1982. -220с.
28. Шадрина И.В. Геометрия в начальной школе: Учебное пособие для студентов факультетов начальных классов. - М.: МГПУ, 2007. - 175 с.
29. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. - М.: Школьная пресса, 2002. — 43 С.
30. Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии // Начальная школа . - 2001. - №10. - С.37 - 42.
31. Эрдиниев П.М., Эрдиниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: «Педагогика», 1988. - 208с.