Введение 3
Глава I. Рок-музыка как предмет социокультурологического иследования 8
1.1. Рок-музыка - музыкальный жанр и социальное явление 8
1.2. Рок-культура как способ видения мира 13
1.3. Из истории русского рока 16
Глава II. Базовая тематика русского рока второй половины XX начала XXI века 23
2.1. Основные темы русского рока 23
2.2. Основные образы героя в русской рок-поэзии 35
2.3. Интертекстуальность в русской рок-поэзии 46
Глава III. Использование рок-текстов в методике преподавания русского языка 60
3.1. Применение песенного материала в методике преподавания русского языка 60
3.2. Применение песенного материала в методике преподавания русского языка как иностранного 65
Заключение 70
Список литературы 72
Актуальность исследования. Массовая культура, являющаяся основой, от которой ответвляются разнообразные субкультуры, традиционно была предметом внимания различных общественных институтов и объектом исследования различных областей науки.
В условиях глобализации, которая предполагает не только противоборство, но и диалог культур, обращение к теме молодежных субкультур, особенно к тем, что эмоционально усилены музыкальным и поэтическим воздействием на молодежь, представляется очень важным. Рок- музыка оказывает сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на аудиторию, к которой в первую очередь принадлежит значительная часть молодежи.
Несмотря на сходство отдельных черт, и приемов рок-музыки с таковыми же из других областей музыкальной культуры, прежде всего, из фольклора и музыки художественной профессиональной традиции, она обладает собственной моделью музыкально-психологической действенности в сложных условиях XX века. Она берет начало в магических ритуалах глубокого прошлого, как и классическая музыкальная культура, фольклор. Однако по сравнению с ними рок-музыка в большой степени связана с современными неевропейскими культурами, более близка к контркультурным и постмодернистским мировоззренческим концепциям, что позволяет рассматривать рок-культуру в контексте других культур. Эти попытки возникают в контексте культур и в способах мышления, появившихся в последние десятилетия.
В настоящее время рок-культура определяется как сложное, динамичное, многомерное явление социального характера, имеющее корни в массовой культуре, зависящее от нее и влияющее на нее.
Феномен рок-музыки привлекает внимание исследователей с музыковедческой, социологической, культурологической, исторической и филологической позиций.
Для музыковедческих работ свойственен компаративный анализ различных направлений рока с выявлением предпосылок формирования, особенностей звучания, принципов стилеобразования, сходства и различия рока и классической музыки, что нашло отражение в работах В.Н. Сырова, Е.А. Савицкой, В. Конена, А. Цукера и др.
Социологические работы рассматривают рок-музыку в рамках изучения молодежных субкультур, ее сопоставления с другими субкультурами (А.А. Васильева, С.И. Левикова, Д.В. Петров, Г.М. Иващенко, Т.Б. Щепанская).
Культурологические работы (А.И. Чижова, А. Козлов, Г.С. Кнабе, Т.В. Чередниченко) посвящены изучению причин зарождения рока, его культурологических особенностей, тенденций развития. В подобных обзорных работах предпринимаются попытки проанализировать причинно-следственные связи рока и рок-культуры, что является большим плюсом, так как дает толчок к правильному пониманию читателями сложного культурно- социологического феномена рока.
Филологи определяют новое, особое понятие текстовой составляющей рока, так называемой «рок-поэзии». Такие исследователи как С. Усачева, О.Ю. Панова, Ю.В. Доманский, С.В. Свиридов и другие занимаются вопросами анализа текстов песен, выявлением их образности, интертекстуальности, идеологической базы. Особое внимание уделяется русскому року как уникальному феномену, обладающему неповторимыми особенностями.
Объект исследования - рок как явление культуры второй половины XX века.
Предмет исследования - русский рок с позиций социокультурного интертекста и методики....
Проведенный анализ дает дополнительное представление о сложности рассматриваемой проблемы, одновременно проливая свет и на ее системность. Движение по оси времени любой цивилизации, включенной в пространство духовных и иных ценностей, постоянно сопровождается изменениями радиус-векторов уровней развития составляющих культуры и включенных в нее субкультур.
В данной работе рок-культура определяется как сложное, динамичное, многомерное явление социального характера, имеющее корни в массовой культуре, зависящее от нее и влияющее на нее.
Феномен рок-музыки исследован нами с социологической, культурологической, исторической, методической и филологической позиций.
В исследовании выявлена образность, интертекстуальность, идеологическая база текстов рок-песен песен, также достаточно глубоко исследованы тексты с позиций социокультурологического и лингвометодического аспектов.
Мы выявили базовую тематику песенных текстов русского рока второй половины XX начала XXI века, проследили эволюцию лирического героя, продемонстрировали особенности рок-музыки как социокультурного интертекста.
Нами был разработан иллюстративный методический материал по теме исследования, в котором песня выступает в качестве образца звучащей иноязычной речи, адекватно отражающей особенности жизни, культуры и быта страны изучаемого языка.
Материалы исследования могут быть использованы в преподавании русского языка как иностранного в вузе, а также на уроках русского языка и литературы в школе, так как песенный материал - дидактическое средство обучения русскому языку как иностранному, позволяющее формировать 70
коммуникативную компетенцию. Песня выступает в качестве образца звучащей иноязычной речи, адекватно отражающей особенности жизни, культуры и быта страны изучаемого языка.
Песенный текст как средство обучения обладает рядом преимуществ: это ритмически хорошо организованный, рифмованный, с неоднократно повторяющимися элементами, небольшой по объёму эмоциональный текст, сопровождаемый музыкой.
Песенные материалы являются средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся. Все тексты песен могут быть использованы на разных этапах обучения иностранцев русскому языку.
В зависимости от целей обучения популярный песенный материал может применяться при решении самых различных задач и в самых различных объемах: выступать в качестве средства формирования фонологической компетенции, использоваться для введения, первичного закрепления и тренировки учащихся в употреблении лексического и грамматического материала, применяться как стимул развития речевых навыков и умений или как способ создания комфортной психологической атмосферы.
Представленные в магистерской диссертации примеры методических разработок демонстрируют, что песенный материал может выступать в качестве средства формирования и развития как языковых знаний, так и речевых навыков, что в целом формирует коммуникативные умения, а соответственно - коммуникативную компетенцию, которая является конечным результатом усвоения содержания обучения.
1. Авилова Е. Р. К вопросу о трансформации авангардной парадигмы в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь: Ур. гос. пед. ун-т, 2007. Вып. 9. С. 32-34.
2. Анисимов В. М. Лингвистические основы обучения морфологии русского языка в якутской школе (лингвометодическое типологическое сопоставление): Монография. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005.
3. Арустамова А. А. Альбом группы «DDT» «Метель августа» // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 200 Е Вып. 5. С. 50-59.
4. Бабушкина Д. А., Крылов Н. А. Тема старости в русском роке: 70-80 гг. или «блуждая по территории текста» // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Вып. 24, Спб., 2002.
5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. 543 с.
6. Бердяев Н. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: ACT, 2007. 668 с.
7. Богачева А. В. Песня на уроках РКП Учебно-методическое пособие для студентов иностранцев «Песня на уроках РКП». Н. Новгород: НГЛУ, 2019. С. 8-11.
8. Богачева А. В., Гюрбюз Т. А. «Практический курс русского языка (экспресс-курс для студентов - иностранцев)»: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. Н. Новгород: НГЛУ, 2020. 67 с.
9. Бочкова О. С., Колесникова В. В. Использование инновационных технологий в методике преподавания русского языка как иностранного // Инновационные процессы в высшей школе: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Кубан. гос. технол. ун-та. Краснодар, 2018. С. 115— 116.
10. Васильева А. А. Российская рок-музыка 1970-х - 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Челябинск, 1999. И. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш, шк., 1989. 404 с.
12. Гавриков В. Рок-искусство в контексте исторической поэтики [// Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Екатеринбург; Тверь: Ур. гос. пед. ун-т, 2007. Вып. 9.
13. Голубев В.А., Цыбин Ю.Е. Музыка в сфере молодежного досуга. М. 1991. 24 с.
14. Григорьева Т. П. Вселенское Дао. [Электронный ресурс]. RE: http://lib.icr.su/node/886(дата обращения: 12.05.2022).
15. Григорьева Т. П. Дзэн как свобода, свобода как творчество [Электронный ресурс]. URE: http://lib.icr.su/node/1135/(дата обращения: 12.05.2022)....(93)