Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 6
1.1 Общая характеристика обучения навыкам говорения 6
1.2 О совершенствовании навыков говорения для подготовки к ЕГЭ 17
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся на старшем этапе
обучения на английском языке 21
Выводы по первой главе 23
Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (ЧАСТЬ С ГОВОРЕНИЕ) 26
2.1 Состояние преподавания совершенствования навыков говорения для
подготовки к ЕГЭ на старшем этапе обучения в образовательных организациях Республики Тыва (часть С говорение) 26
2.2 Анализ федерального учебного стандарта, примерной программы на
старшем этапе и учебно-методических комплексов 28
2.3 Система упражнений для совершенствования навыков говорения для
подготовки к ЕГЭ на старшем этапе обучения в образовательных организациях Республики Тыва (часть С говорение) 38
2.4 Опытно-экспериментальная реализация совершенствования навыков говорения для подготовки к ЕГЭ на старшем этапе обучения в образовательных учреждениях республики Тыва (часть С говорение) 50
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список библиографии 58
За последние годы среди учащихся образовательных организаций возросло интерес к изучению английского языка как средству международного общения. Но в современной методике преподавания английского языка в образовательных организациях существует проблема отработки и формирования определенных навыков, в том числе и навыков говорения. Навыки говорения являются одним из важнейших, поскольку овладение этим навыком создает для учащихся возможность для перехода к активной речи.
Также одним не маловажным фактором является то, что английский язык включен в единый государственный экзамен (а также часть говорение). Если до этого ЕГЭ по английскому языку был призван проверять лишь навыки аудирования, чтения, письма, грамматики и лексики, то начиная с этого года, также включен устная часть, в которой будут проверять навыки говорения. В ЕГЭ раздел «Говорение» представлен тематическими монологическими высказываниями и диалогом с целью обмена оценочной информацией. В ближайшем будущем английский язык станет одним из обязательных предметов при сдаче ЕГЭ.
Исходя из вышеизложенного и принимая тот факт, что в ЕГЭ включен устная часть, можно утверждать, что выбранная тема «Совершенствования навыков говорения для подготовки к ЕГЭ по английскому языку на старшем этапе в общеобразовательных организациях РТ» является актуальной.
Объектом работы является процесс обучения школьников старшего этапа обучения английскому языку в образовательных организациях Республики Тыва.
Предметом работы является обучение говорению как средству развития иноязычных коммуникативных навыков у школьников на старшем этапе.
Гипотеза. Эффективность и качество в обучении говорению английского языка на старшем этапе в образовательных организациях РТ могут быть достигнуты, если будут учитываться:
- психолого-педагогические особенности у тувинских учащихся на старшем этапе обучения английскому языку;
- система упражнений для эффективного обучения говорению английского языка на начальном этапе в образовательных организациях РТ.
Цель исследования - разработать систему упражнений для совершенствования навыков говорения для подготовки к ЕГЭ по английскому языку на старшем этапе (часть С Говорение).
Объект, предмет и цель исследования определили постановку следующих задач:
1. Проанализировать научно-методическую литературу, анализ говорения, как вида речевой деятельности и раскрытие существующих методов говорения;
2. Раскрывать требования ЕГЭ по английскому языку в устной части;
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся на старшем этапе обучения;
4. Проанализировать состояния преподавания навыков говорения в образовательных организациях РТ;
5. Проанализировать программ и УМК;
6. Составить систему упражнений для совершенствования навыков говорения для подготовки к ЕГЭ на старшем этапе;
7. Провести экспериментальную работу системы упражнений.
В ходе нашего исследования использовались следующие методы исследования: конспектирование, аннотирование, цитирование и анализ научно-методической литературы по теме работы; синтез полученной информации; проведение педагогического эксперимента; отработка результатов исследования.
Методологическая основа исследования. За основу исследования были взяты научные труды таких авторов как Зимняя И.А., Бим И.Л., Пассов Е.И., Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Алхазишвили А.А., Бухбиндер В.А., Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Гез Н.И. и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что материал данной работы могут использовать студенты филологического факультета ТувГУ при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Практическая значимость заключается в том, что учителя образовательных организаций РТ могут использовать данную систему упражнений для подготовки учащихся к устной части (часть С говорение) ЕГЭ на старшем этапе обучения.
Научная новизна исследования заключается в том, что устная часть (часть С говорение) включена в ЕГЭ совсем недавно и данная проблема еще не исследована и еще не составлена система упражнений, которые учитывали бы психоло-педагогические особенности учащихся старшего этапа обучения в нашей республике.
Опытно-экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент по теме исследования проводился в МБОУ СОШ №1 п.г.т. Каа- Хема.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе нашей работы были исследованы основы обучения и совершенствования навыков говорения, а также составлена система упражнений для совершенствования навыков говорения для подготовки к ЕГЭ (часть С говорение) на старшем этапе обучения.
В рамках теоретической части работы рассмотрены: o теоретические основы говорения, как вида речевой деятельности
и существующие методы обучения говорению на старшем этапе, их достоинства и недостатки в современном обучении;
o требования ЕГЭ (часть С говорение) по английскому языку.
В рамках практической части работы: o проанализированы состояния преподавания совершенствования
навыков говорения для подготовки учащихся к устной части ЕГЭ;
o проанализированы программы и УМК для учащихся на старшем этапе обучения;
o составлена система упражнений для совершенствования навыков говорения для подготовки к ЕГЭ (часть С говорение) на старшем этапе;
o проведена экспериментальная отработка системы упражнений.
Теоретическое исследование по нашей работе позволило сделать следующие выводы:
I. К достоинствам существующих методов обучения говорению на
английском языке можно отнести следующее:
1) разработка четырех факторов коммуникативной ситуации;
2) разработка типовой коммуникативной ситуации;
3) выделение трех видов общения: индивидуальное, групповое и публичное;
4) разработка моделей речевой коммуникации;
5) выделение восьми сфер устного общения;
II. Диалогическая речь на английском языке сложнее, чем монологическая, так как в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования.
III. Устная часть (часть С говорение) ЕГЭ представлена четыре задания (С3, С4, С5, С6). Задание С3 - чтение фрагмента информационного или научно-популярного текста. Задание С4 - диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию или картинку. Задания С5 и С6 - тематические монологические высказывания с опорой на вербальную ситуацию или картинку.
Практическое исследование по настоящей работе позволило сделать следующие выводы. В условиях большинства образовательных организаций республики сформировать речевые навыки говорения на должном уровне не всегда удается.
I. В действующих ФГОС, примерной программе, УМК —Happy English.ru”, —Enjoy English” и —Spotlight” нет упражнений, которые соответствовали бы к заданиям устной части ЕГЭ, и таким образом, они не предназначены для подготовки учащихся к устной части ЕГЭ.
II. Составлена система упражнений для совершенствования навыков говорения для подготовки к ЕГЭ. Система состоит из пяти упражнений, каждый из которых составлен опираясь на задания демо-версии ЕГЭ.
III. Результаты проведенного эксперимента показали, что данная система упражнений подходит для совершенствования навыков говорения для подготовки к ЕГЭ (часть С говорение) на старшем этапе обучения в образовательных организациях Республики Тыва.
В целом данная работа полностью раскрывает заданную тему выпускной квалификационной работы.
1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М.,Просвещение, 1988, с. 334.
2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.— М., Просвещение, 1977, с. 278.
3. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения
//Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках /Под ред. В.А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980, с. 568.
4. Бухбиндер В.А., Миролюбов А.А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Советская педагогика. 1984. № 10, с.16.
5. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1981, с. 386.
6. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1981, с. 278.
7. Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности //Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке.— М.: АПН/НИИСиМО, 1983, с. 186.
8. Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие //Иностранные языки в школе.1984.№ 5, с. 23.
9. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению. //Иностранные языки в школе. 1999. № 2, с. 18.
10. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: МГУ, 1979, с. 348.
11. Витт Н.В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку
//Иностр. языки на неспециальных факультетах. М.: МГПИИЯ, 1971,с124.
12. Возрастная и педагогическая психология /Ред. А.П. Петровский. М.: 1973, с. 486
13. Воронина Е.К. Влияние установки, создаваемой словесной
инструкцией, на аудирование //Тезисы докладов. Научно-методическая конференция.— М.: МГПИИЯ, 1971, с. 68.
14. Гез Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях
ролевого обучения //Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984, с. 124.
15. Годовые отчеты и планы работы Тувинского государственного университета с 1952 по 1955 гг. - фонд 11, опись 1
16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.М., Просвещение, 1987, с. 274.
17. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.:РАО/МПСИ, 2001, с. 396.
18. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991, с. 248.
19. Калинина С.В., Миролюбов А.А. Дидактические основы программы по иностранным языкам //Советская педагогика. 1985. №11, с.19.
20. Карманова Н.А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1985, с. 372.
21. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. с. 456.
23. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М: РАО/МПСИ, 2001, с. 127.
24. Лукьянова .. «Тувинская правда» 1994, с.5
25. Монгуш .. «Тыванын Аныяктары» 1988, с.3
26. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. М.: Русский язык,1989, 239.
27. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988, 324.
28. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
29. Сафонова В.В. Программы по английскому языку для 10 — 11 классов школ с углубленным изучением иностранных язы-ков.— М.: Просвещение, 2000.
30. Шаалы А.С., Волков Г.Н., Салчак К.Б. Этнопедагогика тувинского народа. - К.: 2009.
31. British Counsil. The ESP teacher: role, development and prospects. - L.: 1981.
32. British Counsil. English Language Teaching. - Oxford University Press, 1972.
33. Zarubin B.E. English for teachers. - M., 1976.
Список интернет-рессурсов
34. Киреева Т.В. www.englishteachers.ru
35. www.fipi.ru