Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЧИНЕНИЕ ПО ОБРАЗЦУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №172317

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Развитие письменной речи младших школьников как педагогическая проблема
1.1 Понятие письменной речи и ее качества 6
1.2 Уровни развития речи 7
1.3 Упражнения по образцу как прием имитативного метода развития письменной речи младших школьников 8
1.4 Сочинение как вид работы по развитию письменной речи 11
1.4.1 Виды сочинений 14
1.4.2 Методика работы над сочинением 18
Выводы по I главе 19
Глава II. Экспериментальная работа по развитию письменной речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям
2.1 Диагностика уровня развития письменной речи младших школьников (констатирующий эксперимент) 20
2.2 Программа развития письменной речи младших школьников на основе сочинения по образцу 27
Выводы по II главе 32
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Приложения 40

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.[1] Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных - описания, повествования, рассуждения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».[2, стр.70]
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения.[3, стр. 96] Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил.
Детское сочинение - это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое. Однако при написании сочинения ученик испытывает трудности, связанные с неумением подчинить текст замыслу, определить его композицию, правильно отобрать языковые средства. На начальном этапе работы над сочинением помощь в этом может оказать ориентация на образец, в котором объясняются основные элементы сочинения.
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.
Объектом нашего исследования является процесс развития письменной речи учащихся младших классов.
Предмет исследования: сочинение по образцу как средство развития письменной речи у младших школьников.
Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения по образцу при написании сочинений младшими школьниками...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много новых слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Нам нужно дать ученику возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнем развивать у детей речь, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом развития ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, самоутверждает школьников, развивает интерес к языку и литературному творчеству. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причём письмо грамотное, осознаётся учеником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить своё сочинение определённой мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют орфографические и каллиграфические задачи, делят текст на абзацы, соблюдают «красную строку», поля и другие требования оформления текста.
Исходя из положения, что развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями, переживаниями, в своей эмпирической работе мы давали возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Мы использовали систему работы по подготовке и написанию сочинений разных видов, старались вызвать у ребят интерес к работе, проявление эмоционально-оценочного суждения, важного для мотивации речевого творчества. Работали над формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Работали над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний. Осуществляли обучение по составлению второклассниками текстов - повествований с элементами описания по заданному или коллективно составленному плану; составлению текстов - повествований с элементами описания и рассуждения.
В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: что развитие речи идет параллельно с развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учатся грамотно излагать свои мысли . Это помогает им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие речи у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми словами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Сочинение - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас несомненно одно: обучение приемам работы над сочинениями разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их....


1. Азимов Э. Г. , Щукин А. И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).- СПб.: Златоуст, 1999.
2. Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. - 1998.-№ 10 . - с.70.
3. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка. - Р.: Феникс, 2002.- 384 с.
4. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. - 2003. - N 4. - С. 47-51.
5. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа. - 2002. - N 6. - С. 76-79
6. Бондаренко А. А. Русский язык для современного ученика // Начальная школа. - 2006. - N 1. - С. 35-45.
7. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //А.Н. Васильева //- М., 1990.
8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы: Метод.рекоменд. для учителя. - Изд. 2_е, доп. - М.: Баласс, 2007.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999. 352 с
10. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. - М. : Флинта : Наука, 2005. - 479 с.
11. Головин Б. Н.Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи/ Б. Н. Головин. - 3-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 1988. - 160 с.
12. Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.
13. Елисеева М.Т. Работа над изложением и сочинением.// Начальная школа.1991. №5 - с.26.
14. Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: пособие для учителя.- М.: НИИ школ МП РСФСР,1982.-119 с.
15. Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях «Школа России». - М.: Просвещение, 2010....(56)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ