Реферат
Введение 5
1. Теоретические основания бодипозитива как феномена культуры 11
1.1. Проблема «телесности» в философском дискурсе 11
1.1.1. Представления о телесности в «Техниках тела» М. Мосса 11
1.1.2. М.Мерло-Понти: понимание тела как объект и субъект 12
1.1.3. Ж.Бодрийяр: тело как объект потребления 13
1.1.4. М. Фуко: тело как социальный конструкт 15
1.1.5. Представление о красоте тела Ж. Вигарелло 16
1.2. Генезис течения бодипозитив 19
1.2.1. Предыстория течения бодипозитив 20
1.2.2. Особенности движения бодипозитив в период его
формирования 21
1.2.3. Специфика современного состояния бодипозитива 23
1.3. Исследования бодипозитива в отечественной и зарубежной
практике 26
1.3.1. Зарубежные исследования феномена бодипозитив 26
1.3.2. Отечественные исследования феномена бодипозитив 33
2. Исследование феномена бодипозитив в российских телевизионных
новостях 39
2.1. Методологическая основа исследования 39
2.2. Методика применения визуального контент-анализа к
исследованию теленовостей 41
2.3. Анализ образов журналистов вечерних новостей «1
канала» 45
2.4. Анализ образов журналистов вечерних новостей канала «СТС-
Прима» 49
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения А - Е 67
Актуальность исследования
Проявления бодипозитива являются актуальной темой для современных культурных исследований по нескольким причинам. Во-первых, данное движение поддерживают большое количество людей сразу в нескольких странах. Значит, это часть мировых культурных процессов. Популярность движения продолжает расти. Действительно, оно известно многим, однако не все верно понимают его идеи. В связи с этим назовём следующую причину - сложившиеся представления часто ведут к формированию негативного принятия бодипозитива. Поэтому этот культурный феномен требует всестороннего рассмотрения.
В-третьих, происходят такие процессы, на которые бодипозитив способен оказывать воздействие. Имеется в виду, например, расширение стандартов красоты - то, что наблюдается в модельной индустрии. Но если проявления бодипозитивных тенденций в западных странах таковы, то необходимо уделить внимание и тому, как они трансформируются в российской действительности. В нашей стране также происходят некоторые события, напрямую касающиеся того, как общество принимает людей с их особенностями физиологии, внешнего вида. В частности, новостной портал «Медуза» сообщал о стюардессах, которые подверглись дискриминации по внешнему виду со стороны авиакомпании.
Если обратиться к таким данным, как показатели избыточного веса у россиян на декабрь 2019г.: у женщин 34,7%, у мужчин цифра выше - 46,9%. Ведение подобного рода статистик влечёт за собой другие вопросы: какие факторы на это влияют или как это отражается на отношении общества к таким людям. Это одна из областей бодипозитива. Существование проблемных вопросов также свидетельствует о важности данной темы.
Степень изученности
Перед тем как приступить к исследованию, необходимо рассмотреть, насколько данный вопрос является изученным, в каких работах затрагивается.
В исследованиях тела выделяются два подхода: тело как объект и тело как субъект. В рамках первого - изучают социальные механизмы, которые воздействуют на телесность человека. Здесь также различают физическое тело (со всеми физиологическими особенностями) и социальное тело (воплощенные социальные нормы). «Тело как субъект» подразумевает исследование личного опыта освоения телесных практик, это теория «тела проживаемого».
Философское осмысление вопроса телесности рассматривалось в трудах философов, антропологов, социологов XX века. М. Мосс, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Вигарелло действовали скорее в рамках подхода к телу как социальному конструкту. А М. Мерло-Понти рассматривал тело как субъект, то есть как совокупность всех переживаемых человеком процессов, способ восприятия действительности. Это даёт представление об одной из сторон вопроса.
С другой стороны, более современные исследовательские интересы развиваются параллельно с гендерными исследованиями, существенная часть которых отведена изменению статуса женского тела. Это вопрос
поднимается в статьях R. Biolcati, R. Ghili, C. Mameli, S. Passini, S. Grogan; B. Garrusi, S. Garousi, Mohammad R. Baneshi, T. Cash, K.M. Bennet, H. Darwin, E. Gatti. Как правило, там проводится сравнение между тем, каково восприятие телесного образа у мужчин и женщин. Выводами обычно служит большее социальное давлениена
женщин. Отечественные исследователи также продолжают развивать тему гендерного восприятия телесного образа - А.Г. Продовикова, Л.Р. Имайкина, Е.А. Удалова, Е.Л. Ушкова, Я.Н. Крупец, Н.А. Нартова.
Отдельная группа исследователей концентрируется на проблеме дискриминации по внешнему виду, лишнему весу и т.п.: F. Rubino, R. M. Puhl,
J. B. Dixon; A.Nimegeer и R.M.Puhl; V. Chang, R. Clayton, G. Farrow24, M. Kargbo25.
century American medical textbook / V. W. Chang, N. A. Christakis // Sociology of Health & Illness. - 2002. - V. 24. - PP.151-177. 23Clayton, R.B. Is plus size equal? / R.B. Clayton, J. Ridgway, J. Hendrickse // Communication Monographs. - 2017. - V.84, Iss. 3. - PP.406-422.
7
Есть авторы, которые проводят свои исследования, опираясь на материалы сети Интернет и в целом киберпространства - Ю.В. Кондакова, А.С. Шалотонова , Н.Е. Каравашкина, Д.О. Бокова. Поскольку эта среда, где исследователи хотят проверить, стремятся ли люди к изменению своего телесного образа. Через анализ фотографий они наблюдают динамику в репрезентации бодипозитива. О.Р. Михайлова, К.С. Еремеева, В.Б. Шепелина анализируют социальные сети, ищут интернет-сообщества, проводят опросы среди участников, ищут в этом влияние бодипозитивных тенденций.
О взаимовлиянии и воздействии масс-медиа и социальных сетей на формирование представлений о людях с избыточным весом, нестандартной внешностью пишут следующие исследователи: A. Afful, R. Benson, L. Cameron, R. M. Puhl, A. Nimegeer, K. Tiidenberg, E.G. Cruz, A.-L. Klapp, J.C. Klotter, M.A. Kwitowski, C. Blair Burnette, Suzanne E. Mazzeo; Smahel D., Machackova H., Smahelova, Mike Featherstone , Т.А. Мельничук, П.Ю. Лебедева. Здесь прослеживаются общие идеи о негативном воздействии
С. 232-238.
образов, представленных в социальных сетях и СМИ на ментальный образ тела (mental image). Личность начинает отрицательно воспринимать себя. Внешний вид важен постольку, поскольку окружающие оценивают друг друга на основании этих параметров.
Итак, тему бодипозитива сравнительно недавно начали поднимать в статьях. Исследователи предлагают свои решения, значит, вопрос является важным и для общественности. Однако несмотря на серьёзное количество исследований, затрагивающих данную тематику, обнаруживается, что больше внимания уделяется теоретическим и политическим, связанным с дискриминацией, сторонам вопроса. Данная работа отличается тем, что предлагает рассматривать движение бодипозитива академически- беспристрастно, политически неангажированно и в практическом аспекте применительно к российской культурной среде.
Объект исследования
В данной работе объектом исследования является феномен бодипозитив.
Предмет исследования
Предмет исследования - это визуализация феномена бодипозитив в российских телевизионных новостях.
Цель
Цель работы заключается в изучении особенностей визуализации феномена бодипозитив на материале анализа российских телевизионных новостей.
Задачи
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Обращение к философским подходам к понятию «телесности».
9
2. Изучение формирования и особенностей движения бодипозитив.
3. Исследование отечественных и зарубежных источников по теме бодипозитив.
4. Определение методологической основы исследования.
5. Отбор визуального материала для исследования.
6. Визуальный контент-анализ изображений новостей «1 канала».
7. Визуальный контент-анализ изображений новостей «СТС- Прима».
Методология
Для анализа изображений был применён метод визуального контент- анализа на основании теоретического труда П. Штомпки.
Структура работы
Данное исследование включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы (82 источника) и приложения (6 изображений). Объём бакалаврской работы составляет 72 страницы.
Явление бодипозитив было подробно описано с опорой на зарубежные и русскоязычные источники. Через рассмотрение в историческом развитии понятия телесности можно было проследить, как изменилось понимание человеческого тела, подходы к его изучению, как тему телесности рассматривали в социальном контексте. Таким образом, было оставлено всестороннее представление о культурном феномене.
Актуальное состояние рассматривалось через обращение к участникам и основателям движения бодипозитива, идеям и практикам активистов. Их позиция обозначена так: бодиозитив основывается на преодолении негативного отношения к людям, избавлении от страха перед телесностью, уникальности каждого человека. Соответственно, в этом наблюдается следование гуманистическим принципам.
Обращение к англоязычной литературе дало понять, что специфика изучения темы бодипозитива заключается в острой проблематике. То есть за рубежом сосредотачиваются на гендерных вопросах в пользу женщин (даже подростков), их подверженности давлению социума, стигматизации и дискриминации, отрицательном влиянии СМИ, уходят в аспект проблемы лишнего веса. Возможно, так происходит потому, что начало этого процесса было связано в привлечении внимания к проблеме предвзятого отношения, ограничения людей с избыточным весом. Это до сих пор остаётся серьёзной проблемой, на решение которой направлены исследования в других странах.
Русскоязычные источники следуют тем же научным тенденциям, но тема избыточного веса не является в данном случае основополагающей. Бодипозитив здесь всё ещё выступает новым полем для исследования, рассматривается в широком контексте: гендерные исследования фокусируются и на женщинах, и на мужчинах, так же анализируют воздействие средств масс-медиа, образов из Интернета.
55
Становится очевидным, что под бодипозитивом подразумевается разнообразие вообще. Главные идеи заключаются в том, что люди принимают друг друга в обществе, где не стыдятся особенностей физиологии и своего внешнего вида, где не действуют навязанные стандарты красоты. Бодипозитивное общество - это общество для всех: тех, у кого избыточный вес, худых людей, людей маленького роста, и тех, кого считают «обычными» или с «неидеальными» пропорциями фигуры.
Проведённый анализ показал, что визуальные образы тележурналистов демонстрируют примеры, свидетельствующие в пользу принятия людей с разнообразным типом внешности.
В целом, визуальный контент-анализ позволил сделать следующие выводы:
1. Разнообразие визуальных образов «1 канала» заключается в распределении журналистов по возрастному признаку, так как почти в каждой группе присутствуют представители. Следующее - это разнообразие телесных категорий, где есть и высокий, и низкий рост, и люди с лишним весом. В категории внешнего вида, одежды, также наблюдаются различия: женские образы в стиле кэжуал встречаются в большей степени, у мужчин - почти одинаково наравне с официальным стилем.
2. Особенность визуальных образов новостей «СТС-Прима» заключается, в первую очередь, в открытом обозначении индивидуальных особенностей внешности, иными словами, в демонстрировании корреспондентов с большими ушами, крупными носами и родинками на лице. Это составляет главное отличие от материалов федерального канала. По характеристикам роста и телосложения бодипозитивные черты видны у мужской группы. Неформальный внешний вид (стиль кэжуал превалирует) и присутствие головных уборов - те признаки, по которым также можно судить о разнообразии внешности.
3. На обоих каналах было выделено одинаковое количество черт - по три, которые дают представление о присутствии бодипозитива. Наряду с этим есть факторы, свидетельствующие о похожести, общих моментах, - это короткие стрижки у мужчин и длинные волосы у женщин, которые являются часто встречающимися у корреспондентов федеральных и местных новостей.
4. В основном, проявление бодипозитива отмечено на уровне
индивидуальных характеристик по возрастному признаку -
присутствуют визуальные образы почти в каждой возрастной группе; по гендерному признаку - представлены и женщины, и мужчины разных возрастов; по признаку стиля одежды - кэжуал как более свободный, неформальный стиль преобладает. Всё это позволяет говорить, что на отечественном телевидении черты бодипозитива пока проявлены не в полной мере. Ещё остаются незатронутыми многие признаки, поэтому в данном случае бодипозитив характеризуется сдержанностью и выражается больше в деталях.
1. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр. Е.А. Самарской. - Москва: АСТ, 2006. - С.193-248.
2. Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Пер. с франц. Н. Суслова. - Екатеринбург: Фактория, 2006. - С.9-90.
3. Большой вопрос: как модельная индустрия адаптируется под крупных
мужчин / В. Баркалова // Esquire [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://esquire.ru/style-and-grooming/131512-bolshoy-vopros-
kak-modelnaya-industriya-adaptiruetsya-pod-krupnyh-muzhchin/
4. Васютченко, Л.А. Бодипозитив в рекламе нижнего белья / Л.А. Васютченко, Т.Л. Макарова // Маркетинг, бренд-менеджмент и реклама.
- 2019. - №3. - С.145-156.
5. Вигарелло, Ж. Искусство привлекательности: История телесной красоты от Ренессанса до наших дней. - Москва: Новое литературное обозрение, 2013. - 432с.
6. Гончаров, В.С. О связи феноменов телесности и благополучия в самосознании юношеского возраста / В.С. Гончаров // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. - 2013. - №5. - С.50-53.
7. Зоны вещания Первого канала [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://www. 1tv.ru/about/broadcast-area
8. Источники информации: телевидение // ФОМ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/14337
9. Казарян, Л.С. Идеология бодипозитива в современном обществе / Л.С. Казарян, А.А. Михайлова // Медицина завтрашнего дня. - 2018. - №10.
- С.400-402.
10. Каравашкина, Н.Е. Культура тела и метаморфозы телесности / Н.Е. Каравашкина, Д.О. Бокова // Электронный научно-практический журнал Современные научные исследования и инновации. - 2016. - №2.
- С.20-31.
11. Кетова, Т.Н. экология телесности: современные тенденции / Т.Н. Кетова // Studia cultura. - 2013. - №15. - С. 172-177.
12. Кому в России мешают полные люди полные люди / Анна Родина //
«Медуза» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://meduza.io/feature/2017/04/28/pohudey-ili-zakopayut
13. Кондакова, Ю.В. Тренд «бодипозитив» как инструмент репрезентации женского тела в социальных сетях / Ю.В. Кондакова, А.С. Шалотонова // Материалы Всероссийского научного футурологического конгресса, М. - 2019. - С.31-33.
14. Крупец, Я.Н. «Худой значит нормальный»: управление телом в среде городской молодёжи / Я.Н. Крупец, А.Н. Нартова // Журнал исследований социальной политики. НИУ «ВШЭ». - 2014. - №4. - С.523-538.
15. Лебедева, П.Ю. Содержательная динамика концепта body positivity в англоязычном интернет-дискурсе / П.Ю. Лебедева, Т.А. Мельничук // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - №10. - С. 232-238....48