Проектирование предметно-развивающей среды начальной школы
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проектирования предметно-развивающей среды начальной школы 7
1.1 Анализ категории «предметно-развивающая среда» 7
1.2 Виды и модели предметно-развивающей среды начальной школы 10
1.3 Подходы к проектированию предметно-развивающей среды начальной
школы 14
2 Опытно-экспериментальная работа по проектированию предметноразвивающей среды начальной школы (на примере г. Лесосибирска) 18
2.1 Диагностическое исследование предметно-развивающей среды начальной
школы г. Лесосибирска 18
2.2 Методические рекомендации по проектированиюпредметно-развивающей
среды начальной школы г. Лесосибирска 20
Заключение 32
Список использованных источников 35
Приложение А 39
Приложение Б 44
Приложение В 45
Глава 1 Теоретические основы проектирования предметно-развивающей среды начальной школы 7
1.1 Анализ категории «предметно-развивающая среда» 7
1.2 Виды и модели предметно-развивающей среды начальной школы 10
1.3 Подходы к проектированию предметно-развивающей среды начальной
школы 14
2 Опытно-экспериментальная работа по проектированию предметноразвивающей среды начальной школы (на примере г. Лесосибирска) 18
2.1 Диагностическое исследование предметно-развивающей среды начальной
школы г. Лесосибирска 18
2.2 Методические рекомендации по проектированиюпредметно-развивающей
среды начальной школы г. Лесосибирска 20
Заключение 32
Список использованных источников 35
Приложение А 39
Приложение Б 44
Приложение В 45
Усовершенствование образовательного пространства и его реорганизация с учетом современных реалий и направленностью на развитие обучающихся — выступает одним из основных требований к деятельности педагога независимо от ступени образования, в которой он реализует свою педагогическую деятельность. Так, например, в ФГОС НОО одним из основных требований к реализации программы начального общего образования обозначено «создание комфортной развивающей образовательной среды» [25]. Актуальность этого положение подтверждается также реализацией одного из ключевых федеральных проектов нацпроекта «Точка роста», который направлен. на обновление содержания и модернизацию материально-технической базы. Также, в связи с инклюзивностью современного образования возникает необходимость в адаптации образовательной среды для всех категорий детей, включая детей с особыми потребностями.
Понятие образовательной среды имеет множество трактовок и включает в себя достаточно обширное разнообразие компонентов начиная от архитектуры самого здания образовательного учреждения и прилегающей к нему территории и заканчивая цветком на подоконнике классного кабинета. Все это окружение так или иначе воздействует на ученика. Согласно исследованиям А. Г. Ковалева и Ю. Г. Абрамовой «разработка и научное обоснование принципов организации предметно-пространственной структуры среды ребенка позволяет сделать вывод о системообразующем значении предметно-пространственного фактора в развитии индивидуально-психологического склада ребенка, в регуляции его поведения» [11].
Тогда, перед учителем начальных классов резонно встает вопрос о том, как организовать окружающую среду ребенка в образовательном пространстве учебного кабинета таким образом, чтобы она максимально плодотворно влияла на развитие его учеников. Именно поэтому нам кажется наиболее логичным и обоснованным в данном исследовании использовать не обширное понятие образовательной среды, в которой лишь малая часть компонентов подвержена изменениям со стороны учителя начальных классов, а рассмотреть термин «предметно-развивающая среда» и ее проектирование как наиболее актуальный заданным условиям.
Под предметно-развивающей средой стоит понимать «совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, которая также обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка» [12]. В свою очередь под проектированием предметно-развивающей среды подразумевается
педагогически обоснованное конструирование перспективного наполнения и организации предметно-развивающей среды.
Однако, в современном педагогическом сообществе наблюдается противоречие между необходимостью проектирования предметноразвивающей среды начальной школы и нехваткой методологического инструментария (способов диагностики и оценки, методических рекомендаций и т.д.).
Исследованиями в области проектирования предметно-развивающей среды начальной школы занимались такие известные ученые как К. В. Дрозд, Е. Н. Землянская, Г. Ф. Карпова и многие другие.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Проектирование предметно- развивающей среды начальной школы».
Цель данной работы - анализ педагогического опыта проектирования предметно-развивающей среды начальной школы г. Лесосибирска.
Объект - проектирование предметно-развивающей среды начальной школы.
Предмет - анализ проектов предметно-развивающей среды начальной школы.
В соответствии с вышеуказанными целью, предметом и объектом, нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия предметно-развивающая среда;
- систематизировать существующие виды и модели предметно- развивающей начальной школы и выделить подходы к ее проектированию;
- исследовать и проанализировать предметно-развивающую среду начальной школы в различных образовательных учреждениях г. Лесосибирска;
- разработать методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды начальной школы.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
сравнение, классификация, аналогия и обобщение тематического материала;
- эмпирические: метод экспертных оценок, анкетирование, системный и качественный анализ полученных данных.
Диагностика проводилась на базе образовательных учреждений МБОУ «СОШ №2 г. Лесосибирска», МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска», МБОУ «ООШ № 5 г. Лесосибирска».
Практическая значимость исследования: материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны руководителям образовательных организаций, а также учителям начальных классов при проектировании предметно-развивающей среды начальной школы.
Материалы выпускной квалификационной работы были представлены на научно-практической студенческой конференциив ЛПИ - филиале СФУ«Современное педагогическое образование:теоретический и прикладной аспекты», а также на XI Международная научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» в ЛПИ - филиале СФУ. Также, результаты данной работы были опубликованы в сборнике материалов международного конкурсанаучно-исследовательских и творческихработ студентов«В мире мудрых мыслей Марии Монтессори»,а также в сборнике научных статей VI Международной научно-практической конференции«Современный менеджмент: проблемы, модели, перспективы».
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы составляет страницы.
Понятие образовательной среды имеет множество трактовок и включает в себя достаточно обширное разнообразие компонентов начиная от архитектуры самого здания образовательного учреждения и прилегающей к нему территории и заканчивая цветком на подоконнике классного кабинета. Все это окружение так или иначе воздействует на ученика. Согласно исследованиям А. Г. Ковалева и Ю. Г. Абрамовой «разработка и научное обоснование принципов организации предметно-пространственной структуры среды ребенка позволяет сделать вывод о системообразующем значении предметно-пространственного фактора в развитии индивидуально-психологического склада ребенка, в регуляции его поведения» [11].
Тогда, перед учителем начальных классов резонно встает вопрос о том, как организовать окружающую среду ребенка в образовательном пространстве учебного кабинета таким образом, чтобы она максимально плодотворно влияла на развитие его учеников. Именно поэтому нам кажется наиболее логичным и обоснованным в данном исследовании использовать не обширное понятие образовательной среды, в которой лишь малая часть компонентов подвержена изменениям со стороны учителя начальных классов, а рассмотреть термин «предметно-развивающая среда» и ее проектирование как наиболее актуальный заданным условиям.
Под предметно-развивающей средой стоит понимать «совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, которая также обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка» [12]. В свою очередь под проектированием предметно-развивающей среды подразумевается
педагогически обоснованное конструирование перспективного наполнения и организации предметно-развивающей среды.
Однако, в современном педагогическом сообществе наблюдается противоречие между необходимостью проектирования предметноразвивающей среды начальной школы и нехваткой методологического инструментария (способов диагностики и оценки, методических рекомендаций и т.д.).
Исследованиями в области проектирования предметно-развивающей среды начальной школы занимались такие известные ученые как К. В. Дрозд, Е. Н. Землянская, Г. Ф. Карпова и многие другие.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Проектирование предметно- развивающей среды начальной школы».
Цель данной работы - анализ педагогического опыта проектирования предметно-развивающей среды начальной школы г. Лесосибирска.
Объект - проектирование предметно-развивающей среды начальной школы.
Предмет - анализ проектов предметно-развивающей среды начальной школы.
В соответствии с вышеуказанными целью, предметом и объектом, нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия предметно-развивающая среда;
- систематизировать существующие виды и модели предметно- развивающей начальной школы и выделить подходы к ее проектированию;
- исследовать и проанализировать предметно-развивающую среду начальной школы в различных образовательных учреждениях г. Лесосибирска;
- разработать методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды начальной школы.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
сравнение, классификация, аналогия и обобщение тематического материала;
- эмпирические: метод экспертных оценок, анкетирование, системный и качественный анализ полученных данных.
Диагностика проводилась на базе образовательных учреждений МБОУ «СОШ №2 г. Лесосибирска», МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска», МБОУ «ООШ № 5 г. Лесосибирска».
Практическая значимость исследования: материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны руководителям образовательных организаций, а также учителям начальных классов при проектировании предметно-развивающей среды начальной школы.
Материалы выпускной квалификационной работы были представлены на научно-практической студенческой конференциив ЛПИ - филиале СФУ«Современное педагогическое образование:теоретический и прикладной аспекты», а также на XI Международная научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» в ЛПИ - филиале СФУ. Также, результаты данной работы были опубликованы в сборнике материалов международного конкурсанаучно-исследовательских и творческихработ студентов«В мире мудрых мыслей Марии Монтессори»,а также в сборнике научных статей VI Международной научно-практической конференции«Современный менеджмент: проблемы, модели, перспективы».
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы составляет страницы.
Усовершенствование образовательного пространства и его реорганизация с учетом современных реалий и направленностью на развитие обучающихся — выступает одним из основных требований к деятельности педагога независимо от ступени образования, в которой он реализует свою педагогическую деятельность.
Рассмотрев сущность понятия «предметно-развивающая среда», мы пришли к выводу, что в самом общем смысле она понимается как специально организованная образовательная среда, наполненная такими предметными средствами, которые в наибольшей мере будут положительно влиять на развитие ребенка. Однако стоит учитывать и то, что в рамках данного анализа мы опирались на «Теорию возможностей» Дж. Гибсона, а значит предметноразвивающий компонент образовательной среды, стоит рассматривать не только как совокупность тех или иных пространственных и предметных «единиц», а акцентировать внимание именно на количестве возможностей их применения в образовательном процессе.
Систематизировав существующие виды и модели предметно- развивающей начальной школы и выделив подходы к ее проектированию, мы убедились, что необходимо учитывать уже существующие в образовательной практике виды и модели для наиболее продуктивного проектирования и реализации такой среды, а моделирование в данном случае выступает одним из наиболее эффективных средств предметно-пространственной организации. Нами были выделены такие подходы к проектированию предметно- развивающей среды начальной школы по признаку доминантного условия: гетерогенность и сложность наполнения; взаимосвязь всех функциональных зон; гибкость и управляемость; символическое значение элементов; максимальная функциональность. Указанные подходы к проектированию предметно-развивающей среды начальной школы служат одним из оснований анализа, лежащего в основе данного исследования.
В ходе подготовки и проведения опытно-экспериментальной работы нами былапроанализирована предметно-развивающая среда начальной школы в различных образовательных учреждениях г. Лесосибирска и сделаны следующие выводы: критерии с наименьшим количеством баллов являются проблемными моментами, которые как нам кажется необходимо реорганизовать, а именно: мебель для отдыха и комфорта, места для уединения, комфортность среды, доступность среды для всех участников образовательного процесса, заинтересованность в преобразовании среды (с точки зрения родителей учеников).
По итогам проведения диагностики предметно-развивающей среды начальной школы г. Лесосибирска были сформулированы методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды начальной школы с учетом проблемных моментов: мебель для отдыха и комфорта, места для уединения, и комфортность среды возможно повысить с помощью зонированного проектирования предметно-развивающей среды с учетом многофункциональности наполнения эти зон (включение в обстановку класса комплекта из мягких пуфов с подлокотниками, мягких игровых блоков, мягких пуфов-мешков со сменными чехлами, детской лавочки; включение в обстановку рекреационной зоны комплекта из мягких пуфов с подлокотниками, лавок и мягких диванов на ножках, мягких пуфов различных форм, детских лавочек, а также лавки-подиума нестандартной конструкции с мягким покрытием), доступность среды для всех участников образовательного процесса возможно повысить с помощью разумного приспособления предметно-развивающей среды под особенности ограничений испытываемых участниками образовательного процесса (организация доступа к местам хранения развивающих материалов, доступность демонстрационных материалов для максимального восприятия и т.д.), заинтересованность в преобразовании среды (с точки зрения родителей учеников) возможно повысить с помощью следующих приемов и форм работы с родителями: прием «черное/белое», прием «Открытое образовательное пространство для всех участников образовательного процесса», прием коллективно-творческой деятельности учеников и их родителей по наполнению предметно-развивающей среды класса, прием совместного анализа родителями и учителем предметно- развивающей среды кабинета, проведение родительского собрания на тему «Что такое предметно-развивающая среда и зачем она нужна».
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Рассмотрев сущность понятия «предметно-развивающая среда», мы пришли к выводу, что в самом общем смысле она понимается как специально организованная образовательная среда, наполненная такими предметными средствами, которые в наибольшей мере будут положительно влиять на развитие ребенка. Однако стоит учитывать и то, что в рамках данного анализа мы опирались на «Теорию возможностей» Дж. Гибсона, а значит предметноразвивающий компонент образовательной среды, стоит рассматривать не только как совокупность тех или иных пространственных и предметных «единиц», а акцентировать внимание именно на количестве возможностей их применения в образовательном процессе.
Систематизировав существующие виды и модели предметно- развивающей начальной школы и выделив подходы к ее проектированию, мы убедились, что необходимо учитывать уже существующие в образовательной практике виды и модели для наиболее продуктивного проектирования и реализации такой среды, а моделирование в данном случае выступает одним из наиболее эффективных средств предметно-пространственной организации. Нами были выделены такие подходы к проектированию предметно- развивающей среды начальной школы по признаку доминантного условия: гетерогенность и сложность наполнения; взаимосвязь всех функциональных зон; гибкость и управляемость; символическое значение элементов; максимальная функциональность. Указанные подходы к проектированию предметно-развивающей среды начальной школы служат одним из оснований анализа, лежащего в основе данного исследования.
В ходе подготовки и проведения опытно-экспериментальной работы нами былапроанализирована предметно-развивающая среда начальной школы в различных образовательных учреждениях г. Лесосибирска и сделаны следующие выводы: критерии с наименьшим количеством баллов являются проблемными моментами, которые как нам кажется необходимо реорганизовать, а именно: мебель для отдыха и комфорта, места для уединения, комфортность среды, доступность среды для всех участников образовательного процесса, заинтересованность в преобразовании среды (с точки зрения родителей учеников).
По итогам проведения диагностики предметно-развивающей среды начальной школы г. Лесосибирска были сформулированы методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды начальной школы с учетом проблемных моментов: мебель для отдыха и комфорта, места для уединения, и комфортность среды возможно повысить с помощью зонированного проектирования предметно-развивающей среды с учетом многофункциональности наполнения эти зон (включение в обстановку класса комплекта из мягких пуфов с подлокотниками, мягких игровых блоков, мягких пуфов-мешков со сменными чехлами, детской лавочки; включение в обстановку рекреационной зоны комплекта из мягких пуфов с подлокотниками, лавок и мягких диванов на ножках, мягких пуфов различных форм, детских лавочек, а также лавки-подиума нестандартной конструкции с мягким покрытием), доступность среды для всех участников образовательного процесса возможно повысить с помощью разумного приспособления предметно-развивающей среды под особенности ограничений испытываемых участниками образовательного процесса (организация доступа к местам хранения развивающих материалов, доступность демонстрационных материалов для максимального восприятия и т.д.), заинтересованность в преобразовании среды (с точки зрения родителей учеников) возможно повысить с помощью следующих приемов и форм работы с родителями: прием «черное/белое», прием «Открытое образовательное пространство для всех участников образовательного процесса», прием коллективно-творческой деятельности учеников и их родителей по наполнению предметно-развивающей среды класса, прием совместного анализа родителями и учителем предметно- развивающей среды кабинета, проведение родительского собрания на тему «Что такое предметно-развивающая среда и зачем она нужна».
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Подобные работы
- Предметно-развивающая среда в развитии детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБОГАЩЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в специально организованной предметно-пространственной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО
ПРОСТРАНСТВА В ДОУ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Особенности проектирования обучающего пространства для дошкольников (в рамках национального института)
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





