Объект исследования- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №239» (г. Барнаул).
Введение 3
1 Теоретические аспекты организации управления развитием детского туризма в образовательных учреждениях 13
1.1 История появления, понятие и значение детского туризма в образовательных организациях 13
1.2 Особенности и порядок управления развитием детского туризма в образовательных организациях 22
1.3 Отечественный опыт организации детского туризма в образовательных организациях 32
2. Анализ особенностей организации детского туризма в образовательной организации (на примере МБДОУ «Детский сад №239») 42
2.1 Описание среды и оборудования 42
2.2 Организационно-методическая основа организации управления детским туризмом 52
Библиографический список литературы 63
Вопрос развития детского туризма в образовательных организациях представляет собой актуальную тему исследования. Изучение данного вопроса обусловлено существенным влиянием детского туризма на воспитание и образование подрастающего поколения, на формирование культурных ценностей, приоритетов и осмысление исторически значимых этапов развития нашей страны. От качества организации детского туризма зависит уровень социально-экономического развития общества в целом и качество образования и воспитания детей, в частности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопрос управления и организации детского туризма представляет собой не только вариант организации досуга, но и значимый инструмент воспитания, социализации и формирования личностных компетенций. Организация детского туризма оказывает влияние на формирование ценностных ориентиров, психологическое благополучие и региональное экономическое развитие.
Вопросам изучения детского туризма уделено существенное внимание.
А.В. Маслакова в своей диссертации «Управление развитием детского туризма в новых экономических условиях» анализирует существующие определения детского туризма и предлагает следующее: «детский туризм – это вид туризма, потребителями услуг которого являются дети» . Автор также разрабатывает классификацию видов детского туризма по различным признакам, включая территориальный, целевой, организационный, продолжительность, сезонность, форму организации, используемые транспортные средства и способ финансирования.
О.Н. Чумичева в своей работе «Управление конкурентоспособностью детского туризма в России» отмечает, что особенностью детского туризма является развитие самоуправления в коллективе и насыщение свободного времени детей социально значимой деятельностью, что обеспечивает непрерывность воспитательного процесса. Также в ее работе указано, что туризм способствует развитию у детей высоких нравственных качеств, таких как коллективизм, честность, трудолюбие и ответственность перед коллективом за результаты своей работы .
В автореферате диссертации Мо Сяохэ «Формирование туристских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности» рассматривается туризм как специфический вид спортивной деятельности, отражающий современные тенденции в области физической культуры детей дошкольного возраста. Автор подчёркивает значимость туризма в охране и укреплении здоровья детей, а также в формировании основ здорового образа жизни .
В различных авторефератах диссертаций детский туризм определяется как вид туризма, ориентированный на детей, с акцентом на его воспитательные, образовательные и оздоровительные функции.
Первые отечественные исследования, посвященные детскому туризму, появились в середине XX века и в основном рассматривали туристско-краеведческую деятельность в школьном и внешкольном образовании. Важный вклад в изучение этой темы внесли работы таких ученых, как В.П. Долгов , А.А. Остапец-Свешников , Н.Н. Григорьев , которые рассматривали туризм как средство воспитания и социализации подрастающего поколения. В их трудах подчеркивается значимость туристско-краеведческой деятельности для формирования у детей познавательного интереса, чувства патриотизма, навыков коллективной работы и адаптации к окружающей среде.
С конца XX века и начала XXI века активное развитие получили исследования, посвященные интеграции детского туризма в систему дошкольного образования. Среди современных отечественных ученых, занимающихся данной проблематикой, следует отметить работы Е.В. Шиловой , Л.В. Байковой , Л.А. Виноградовой , которые рассматривают дошкольный туризм как инновационную педагогическую технологию. Они акцентируют внимание на том, что туристическая деятельность в ДОУ способствует физическому развитию детей, расширяет их представления об окружающем мире, формирует первичные навыки самостоятельности и коллективного взаимодействия. Важное место в этих исследованиях занимает изучение особенностей организации туристических программ для дошкольников с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей.
Теоретические основы детского туризма в дошкольных образовательных учреждениях раскрываются также в работах отечественных исследователей Н.Ю. Емельяновой , Л.С. Долговой , В.И. Мартыновой . В их трудах рассматриваются основные формы и методы организации дошкольного туризма, вопросы обеспечения безопасности туристической деятельности, а также подходы к разработке и реализации образовательных программ, включающих элементы туристско-краеведческой деятельности. Особый акцент делается на адаптивных методиках организации туризма для детей с особыми образовательными потребностями, а также на использовании игровых и проектных технологий в туристической деятельности дошкольников.
Несмотря на значительное количество исследований в области детского туризма, комплексное изучение туристической деятельности именно в дошкольных образовательных учреждениях остается недостаточно разработанным направлением. В имеющихся публикациях рассмотрены отдельные аспекты организации дошкольного туризма, однако отсутствуют единые научно-методические подходы к его интеграции в образовательный процесс. Данный пробел в научных исследованиях обусловил необходимость самостоятельного поиска и разработки методологических основ, направленных на систематизацию и оптимизацию туристической деятельности в системе дошкольного образования.
Анализ научной и учебной литературы показывает, что проблема организации и развития детского туризма в дошкольных образовательных учреждениях остается недостаточно изученной. В существующих исследованиях акцент делается преимущественно на туристско-краеведческой деятельности в школьном и внешкольном образовании, тогда как специфика организации туристической деятельности для дошкольников раскрыта фрагментарно. Детский туризм рассматривается как эффективное средство познавательного, физического и социального развития ребенка, однако отсутствуют унифицированные методические подходы к его интеграции в образовательный процесс дошкольных организаций.
Сложность вопроса обусловлена недостаточной разработанностью вопросов, связанных с безопасностью, возрастными ограничениями и специфическими условиями реализации туристической деятельности для детей дошкольного возраста. В имеющихся исследованиях рассматриваются отдельные аспекты, включая влияние туризма на развитие самостоятельности и коммуникативных навыков, использование экскурсионной деятельности в качестве инструмента образовательного процесса, однако целостная концепция внедрения туристических программ в систему дошкольного образования не сформирована.
В условиях современных образовательных стандартов возрастает актуальность включения дошкольного туризма в государственные образовательные программы. Образовательные организации вынуждены разрабатывать и внедрять туристические программы на основе имеющихся наработок в сфере школьного туризма, что не всегда учитывает возрастные и психофизиологические особенности дошкольников. Недостаточная теоретическая проработанность данной проблемы, а также фрагментарность практических рекомендаций подтверждают необходимость проведения дальнейших исследований, направленных на разработку научно-методического обоснования туристической деятельности в системе дошкольного образования.
Изложенные выше проблемы позволяют говорить о наличии противоречий, актуализирующих научное осмысление возможностей управления динамикой развития детского туризма в дошкольных образовательных учреждениях:
между признанной значимостью детского туризма в развитии дошкольников и недостаточным уровнем методической подготовки педагогов и руководителей к его организации в образовательном процессе;
между возрастанием требований к содержанию и формам туристической деятельности в условиях модернизации системы образования и отсутствием единых подходов к стратегическому планированию туристско-образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Теоретико-методологическая важность исследования функциональной специфики детского туризма как элемента образовательного и воспитательного процесса, а также недостаточная разработанность организационно-методических аспектов его интеграции в дошкольное образование обуславливают выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.
Изучение изменений в организации детского туризма, выявление эффективных подходов к управлению его развитием в условиях дошкольных образовательных учреждений представляется особенно актуальным.
Проблема исследования заключается в определении совокупности организационно-методических условий, обеспечивающих эффективное управление туристской деятельностью в дошкольных образовательных учреждениях и способствующих ее интеграции в образовательный процесс.
Целью научного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию управления развитием детского туризма в образовательной организации на примере ДОУ.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией детского туризма в дошкольном образовательном учреждении.
Предметом исследования стали особенности организации детского туризма в дошкольном образовательном учреждении.
В основу исследования положена гипотеза о том, что эффективное управление детским туризмом в дошкольных образовательных учреждениях возможно при создании и внедрении комплексной системы организационно-методических условий, обеспечивающих его интеграцию в образовательный процесс. Предполагается, что реализация туристско-краеведческой деятельности в дошкольном образовании способствует развитию познавательной активности, социальной адаптации и физического здоровья детей, однако ее успешность обусловлена наличием следующих факторов:
разработка нормативно-методического обеспечения, регламентирующего организацию и проведение туристической деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников;
повышение уровня профессиональной подготовки педагогов и руководителей образовательных организаций в области организации и методики детского туризма;
обеспечение безопасности при организации туристических мероприятий, включая разработку алгоритмов сопровождения, контроля и мониторинга условий пребывания детей в туристической среде;
включение туристско-краеведческой деятельности в образовательные программы ДОУ как элемента комплексного развития детей, ориентированного на формирование их самостоятельности, коммуникативных навыков и исследовательской активности;
использование инновационных подходов к организации туризма, включая игровые технологии, проектную деятельность, цифровые инструменты и практики инклюзивного туризма.
Задачи исследования. Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующий ряд задач:
1. определить историю развития детского туризма в нашей стране, изучить понятие и значение детского туризма;
2. охарактеризовать особенности и порядок управления вопросами организации детского туризма;
3. проанализировать отечественный опыт управления вопросами организации детского туризма и обозначить возможные направления развития данного вопроса;
4. представить характеристику дошкольного учреждения;
5. изучить особенности организации детского туризма и оценить эффективность;
6. разработать рекомендации по совершенствованию вопроса управления развитием детского туризма в дошкольных учреждениях и оценить возможность апробации предложенных мер в действующую систему дошкольного образования;
7. оценить эффективность предложенных мер.
Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические учения А.В. Бабкина, М.Б. Биржакова, Н.П. Казакова, В.В. Рутковского, Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, Д.Н. Кайгородова, И.Н. Нужнова. Их труды позволяют рассматривать детский туризм как инструмент познавательной деятельности, социализации и физического развития ребенка. Н.П. Анциферов и И.М. Гревс исследовали экскурсионную деятельность как средство углубления знаний учащихся, что подтверждает значимость туристско-краеведческой деятельности в дошкольном образовании. Д.Н. Кайгородов и И.Н. Нужнов акцентировали внимание на исследовательском компоненте детского туризма, подчеркивая его роль в формировании аналитических и пространственных навыков у детей. Опора на концепции данных авторов позволяет обосновать необходимость интеграции туристической деятельности в образовательный процесс дошкольных учреждений, формирование единого подхода к управлению детским туризмом и разработку эффективных программ его реализации.
Теоретическую базу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам развития детского туризма, его образовательного, воспитательного и социального значения. Туризм и его различные аспекты исследуются в работах многих ученых. Как отрасль экономики туризм изучался А.В. Бабкиным, М.Б. Биржаковым, Н.П. Казаковым, В.В. Рутковским. А.В. Бабкин и Г. В. Палаткина в своих работах дифференцировали туризм по видам, формам. Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с именами Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, Д.Н. Кайгородого, И.Н. Нужнова.
Методы исследования. Для написания выпускной квалификационной работы были использованы исторический метод, метод описания, сравнения, анализа, синтеза, индукции и дедукции. В практической части был использован табличный и графический методы, которые позволили обеспечить наглядность полученных результатов исследования. Применение метода опроса позволило оценить эффективность организации вопросов управления детским туризмов в дошкольном образовательном учреждении. Системный подход позволяет более глубоко и точно изучить вопрос.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №239», г. Барнаул.
Этапы исследования включают несколько последовательных шагов, направленных на теоретическое обоснование, анализ практики и разработку рекомендаций по управлению детским туризмом в дошкольных образовательных учреждениях.
Первый этап: аналитико-поисковый. На данном этапе проводился теоретический анализ проблемы управления развитием детского туризма в дошкольных образовательных учреждениях. Изучалась научная и нормативно-правовая литература по вопросам организации детского туризма, его влияния на образовательный процесс, социализацию и физическое развитие детей. Были сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, определена гипотеза исследования.
Второй этап: экспериментальный. На данном этапе осуществлялся сбор эмпирических данных, включавший изучение опыта организации детского туризма в дошкольных учреждениях. Проводились опросы педагогов и родителей, анализировались управленческие и методические подходы к интеграции туристической деятельности в образовательный процесс. Реализовывалась апробация организационно-методических условий управления детским туризмом, анализировались их эффективность и влияние на развитие дошкольников.
Третий этап: обобщающий. Проводился анализ и систематизация полученных результатов, описание выявленных тенденций, формулировались выводы и рекомендации по совершенствованию управления детским туризмом в дошкольных образовательных учреждениях. Разработаны методические рекомендации, направленные на интеграцию туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем: полученные в исследовании данные расширяют теоретические представления об управлении детским туризмом в условиях дошкольной образовательной организации.
Научная новизна исследования заключается в разработке адаптивной модели управления детским туризмом, основанной на цифровизации, персонализации и интеграции с образовательными программами. В рамках магистерской диссертации предполагается разработка и апробация методики интеграции детского туризма в образовательные стандарты, что обеспечит неразрывную связь между познавательной деятельностью учащихся и практическими навыками, получаемыми в ходе туристических программ.
Практическая значимость работы определяется полученными результатами и выводами по теме исследования. Полученные автором данные и разработанная условия управления детским туризмом могут быть использована в работе дошкольных образовательных организаций.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список литературы. Основная часть состоит из двух глав.
Подводя итог всестороннему анализу программы «Алтайские дошколята – туристы-краеведы», можно утверждать, что она представляет собой содержательно насыщенный, методически обоснованный и практически ориентированный ресурс для организации туристско-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста. Программа охватывает все ключевые аспекты образовательного процесса и демонстрирует устойчивую логику построения, последовательность реализации и тесную связь с региональной спецификой. Вместе с тем, при высокой степени разработанности программа требует адаптации к условиям конкретных учреждений, учёта кадровых, материальных и методических возможностей, а также гибкости в применении отдельных компонентов.
Проведенный анализ позволяет выделить сильные стороны программы:
чётко сформулированная цель и задачи, интегрированные с региональным компонентом;
системная организация содержания в форме тематических блоков, охватывающих весь учебный год;
разнообразие форм и методов деятельности, включая реальные и виртуальные путешествия, музейную педагогику, ИКТ;
внедрение краеведческого и культурного материала, основанного на природных и социокультурных особенностях Алтайского края;
развитая система взаимодействия с родителями и социальными партнерами;
наличие мониторинга с диагностическими инструментами и возможностью отслеживания динамики развития.
Также стоит отметить и слабые стороны программы:
перегруженность текстового материала и дублирование тем, что снижает дидактическую компактность;
повышенные требования к профессиональной подготовке педагогов и уровню методической культуры;
сложность воспроизведения содержания в условиях недостатка материально-технических ресурсов;
необходимость регулярного обновления компонентов регионального содержания;
методическая избыточность, требующая гибкой адаптации при реализации в разных образовательных условиях.
Результаты изучения организационно-методической основы управления туристско-краеведческой деятельностью в МБДОУ «Детский сад №239» свидетельствуют о наличии целостной и научно обоснованной системы, обеспечивающей эффективную реализацию задач в данном направлении. Программа «Алтайские дошколята – туристы-краеведы» интегрирована в образовательный процесс, охватывает все возрастные группы и реализуется на основе четко сформулированных целей, содержания и механизмов оценки. Управление осуществляется с опорой на нормативную базу, кадровый потенциал, развитую предметно-пространственную среду и взаимодействие с социальными партнерами. Данный подход обеспечивает не только физическое и познавательное развитие воспитанников, но и формирует у них основы экологической и патриотической культуры, а также навыки безопасного поведения в природной среде.
В результате анализа, представленного во второй главе, следует сделать вывод о том, что МБДОУ «Детский сад №239» представляет собой современную дошкольную образовательную организацию, обладающую устойчивой структурой управления, развитой материально-технической базой и научно обоснованной системой организации образовательной деятельности. Особое внимание в учреждении уделяется внедрению туристско-краеведческого направления, которое реализуется на основе авторской программы и интегрируется в образовательное пространство как важное средство оздоровления, социализации и патриотического воспитания дошкольников. Туристическая деятельность носит системный характер, охватывает все возрастные группы и способствует формированию у воспитанников экологической культуры, познавательной инициативы и навыков безопасного поведения в природной среде. Комплексный подход к воспитанию, обучению и оздоровлению реализуется через интеграцию традиционных и проектных форм, взаимодействие с семьёй и социальными партнёрами, что обеспечивает достижение планируемых результатов и создает условия для всестороннего развития личности ребёнка в соответствии с актуальными требованиями дошкольного образования.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. от 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. – 02.12.1996 – №49. – Ст. 5491.
4. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 04.08.2023) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 9.04. 1992 г. – №15. – Ст. 766
5. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 24.12.2023) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».
6. ГОСТ Р 50690¬2017 Туристские услуги. Общие требования: национальный стандарт Российской Федерации: утвержден и введен в действие Приказом «Росстандарта» от 31.10.2017 N 1561¬ст – Доступ из справочно¬-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.03.2024). – Текст: электронный.
7. ГОСТ Р 50681¬2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг: национальный стандарт Российской Федерации: утвержден и введен в действие Приказом «Росстандарта» от 01.07.2011 N 50681¬ст – Доступ из справочно¬-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 05.03.2024). – Текст: электронный.
8. ГОСТ 32611¬2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.03.2024). – Текст: электронный.
9. Абрамкина, Е.А. Использование элементов туризма в процессе формирования представлений детей о животных / Е.А. Абрамкина // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России : сб. науч. статей. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2022. – 462 с.
10. Абдрахманова, С. С. История возникновения детского туризма и краеведения / С. С. Абдрахманова, С. Х. Ильясова, Х. В. Тайсумова // Молодежь и XXI век - 2022 : сб. науч. статей – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 347-349.
11. Алейникова, В. С. Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством приобретения начальных туристских навыков в рамках дополнительного образования / В. С. Алейникова // Научное отражение. – 2022. – № 2(28). – С. 16-18.
12. Анохин, А. Н. О безопасности в туристическом походе с детьми / А. Н. Анохин, О. А. Дорохина // Внешкольник Оренбуржья. – 2024. – № 1. – С. 25-26.
13. Бородина, И. С. Технология проектирования детского и юношеского туризма / И. С. Бородина, С. П. Казакова // Педагогические технологии. – 2022. – № 4. – С. 8-19.
14. Герасимович, Т. В. Критерии отбора объектов образовательного туризма / Т. В. Герасимович, В. Л. Андреева, А. А. Радюн // Современные проблемы естествознания в науке и образовательном процессе : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Минск, 23 ноября 2023 года. – Минск: Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 2024. – С. 78-82.
15. Голикова, О.М. Исследование основных направлений детского туризма / О.М. Голикова // Сервис plus. – 2013. – № 1. – С. 62-67.
16. Гринберг, Э. Современные тенденции развития бизнеса по подготовке дошкольников к обучению в начальной школе / Э. Гринберг // Столыпинский вестник. – 2024. – Т. 6, № 2.
17. Завьялова, Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду : учебник для вузов / Т. П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 228 с.
18. Ершова, О. С. Детство равных возможностей как гарант доступного качества дошкольного образования / О. С. Ершова // Дошкольное воспитание. – 2023. – № 10. – С. 3-6.
19. Кадеева, К. А. Туризм в детском саду как организованная образовательная деятельность / К. А. Кадеева, И. Ю. Иванова // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России : Материалы V Международной студенческой научной конференции, Москва, 18 марта 2022 года / Под редакцией С.В. Дусенко, О.Н. Толстых. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2022. – С. 133-136
20. Китаева, А. Г. Воспитательная и образовательная функции туризма / А. Г. Китаева, К. О. Гусейнова // Современные тенденции развития туризма и индустрии гостеприимства : сб. науч. статей. – Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, 2023. – С. 150-152.
21. Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм : учебник для вузов / Ю. С. Константинов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 401 с.
22. Константинов, Ю. С. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: детско-юношеский туризм : учебник для среднего профессионального образования / Ю. С. Константинов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 401 с.
23. Коноплева, Р. В. Опыт использования средств народной педагогики для развития и воспитания дошкольников / Р. В. Коноплева // Методист. – 2022. – № 7. – С. 60-68.
24. Кротова, В. Ю. Туризм как средство оздоровления дошкольников / В. Ю. Кротова, Д. П. Черных // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма : сб. науч. статей, Казань, 02 июня 2023 года. – Казань: ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ», 2023. – С. 265-267.
25. Куркина, А. Д. Возможности туризма в образовании и воспитании школьников / А. Д. Куркина, К. С. Казакова // Современные тенденции развития туризма и индустрии гостеприимства : сб. науч. статей. – Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, 2023. – С. 167-170.
26. Кушнир, К. В. Организационные особенности детского туризма в РФ / К. В. Кушнир, М. А. Боженькина, Е. М. Гериш // Туризм в современном мире: проблемы и перспективы : сб. науч. статей. – Тула: Тульский государственный университет, 2024. – С. 75-79.
27. Кушнир, К. В. Детский туризм как направление креативной деятельности: региональные кейсы / К. В. Кушнир // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – Т. 17, № 5(107). – С. 144-158.
28. Кулганов, В. А. Внимание старших дошкольников в педагогическом процессе / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 8(193). – С. 7-9.
29. Маслакова, А.В. Управление развитием детского туризма в новых экономических условиях: автореф. дис. … канд. экон. наук / А.В. Маслакова. – М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. – 26 с.
30. Машковцева, Л. М. Видеоэкскурсия как инструмент приобщения дошкольников к истории родного края / Л. М. Машковцева, Ю. С. Мохова // Образование в Кировской области. – 2024. – № 1(69). – С. 71-74.
31. Мо Сяохэ Формирование туристских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Мо Сяохэ. – М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 2019. – 27 с.
32. Мельник, М. В. Инновационные формы работы в туристско-краеведческой деятельности дошкольной образовательной организации / М. В. Мельник, Е. А. Чернышова // Мир детства и образование : сб. науч. статей. – Магнитогрск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 235-237.
33. Нефедова, А. Ю. Феномен детского туризма: понятие, классификация, особенности / А. Ю. Нефедова // Туризм и гостеприимство: новые концепции, возможности и инструменты развития : сб. науч. статей. – Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2023. – С. 198-201.
34. Привалова, В. Н. Образовательный и профориентационный виды туризма: связь, возможности организации / В. Н. Привалова // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие : сб. науч. статей – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. – С. 360-361.
35. Семенчукова, М. А. Теоретическая модель исследования системы детского туризма в современной России / М. А. Семенчукова // Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6, № 4(22). – С. 139-148.
36. Слабышева, А. В. Историография развития туризма c 1800 по 1990 –ые годы / А. В. Слабышева // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : сб. науч. статей. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2023. – С. 227-234.
37. Строев, В. В. Детский туризм в России: сущность, современное состояние и перспективы развития / В. В. Строев, А. Д. Чудновский // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 10. – С. 184-187.
38. Скоробогатова, Т. Н. Детский туризм: особенности туристского продукта, основные проблемы развития / Т. Н. Скоробогатова, И. Ю. Мараховская // Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – Т. 20, № 4(499). – С. 763-774.
39. Таушканова, А. О. Роль детского туризма в современном образовательном процессе / А. О. Таушканова, Е. В. Курилова // Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций : сб. науч. статей . – Сочи: Сочинский государственный университет, 2023. – С. 312-315.
40. Трубаева, И. В. Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка / И. В. Трубаева // Педагогическое образование: история становления и векторы развития : сб. науч. статей – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 1121-1125.
41. Ульзутуева, О. Д. Детский образовательный туризм в ДОО / О. Д. Ульзутуева, Ц. Б. Очирова, Т. Ю. Хандамаева // Современное дошкольное образование: качество образования и актуальные проблемы управления : сб. науч. статей, Иркутск, 18–19 ноября 2022 года. – Иркутск: ООО "Типография «Аспринт», 2023. – С. 243-247.
42. Халыева, Т. С. Особенности традиционного воспитания девочек дошкольного возраста через игровую деятельность / Т. С. Халыева // Народное образование Якутии. – 2022. – № 2(123). – С. 92-94.
43. Чумичева, О.Н. Управление конкурентоспособностью детского туризма в России: автореф. дис. … канд. экон. наук / О.Н. Чумичева. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – 24 с.
44. Шевцов, В. В. Образовательный туризм в России / В. В. Шевцов // Большой Алтай. Горы и люди : сб. науч. статей. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2024. – С. 163-167.
45. Эргеева, Г. Д. Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Квест-игра «По страницам русских народных сказок» / Г. Д. Эргеева // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 4(189). – С. 33-35.