ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УВД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 6
1.1 Понятие безопасности населения в зоне военных действий и роль деятельности УВД 6
1.2 Правовые основы деятельности УВД в решении задач по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий 13
2 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УВД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 22
2.1 Организационный механизм обеспечения безопасности населения в зоне боевых действий 22
2.2 Проблемы деятельности УВД по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий 34
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УВД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 39
3.1 Совершенствование правовых норм регулирования деятельности УВД в решении задач по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий 39
3.2 Развитие организационного механизма повышения эффективности деятельности УВД в решении задач по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной и требует пристального внимания. Нестабильная политическая среда и высокий уровень опасности жизни в зоне боевых действий требуют от органов УВД принятия определенных мер и совершенствования организационно-методического и правового механизма, гарантирующего обеспечение безопасности. Обеспечение безопасности населения представляет собой одну из приоритетных задач для государства и общества. Динамично меняющаяся политическая, социальная и экономическая обстановка требуют от деятельность органов Управления внутренних дел (УВД) организации мониторинга реализуемых мероприятий по обеспечения безопасности, а также оценку их эффективности. Системный подход к управлению и реализации мер по обеспечению безопасности населения в зоне боевых действий позволяет формировать более совершенные стратегии, оптимизировать нормы права и поддерживать общественный порядок, гарантировать обеспечение безопасности. От качества обеспечения безопасности в зоне боевых действий зависит продолжительность и исход конфликта, а также защита гражданского населения и стабильность в регионе, качество жизни в целом.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен не только высокой значимостью обеспечения безопасности и поддержания должного уровня общественного порядка в зоне боевых действий, но и наличием ряда проблем. Актуальной является проблема применения цифровых и информационных технологий в целях контроля за уровнем безопасности в зоне боевых действий. Также требуют внимания вопросы координации и эффективного распределения полномочий между сотрудниками. Нормы права требуют совершенствования в целях гарантии защиты прав и интересов участников военного конфликта. На практике военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов нуждаются в правовой защите, чтобы избежать произвола и злоупотреблений.
Соответственно, актуальные проблемы организационного и правового характера в части обеспечения безопасности в зоне боевых действий доказывают актуальность выбранной темы исследования. Изучение основ деятельности УВД по обеспечению безопасности в зоне боевых действий позволит разработать направления совершенствования современного организационно-правового механизма и минимизировать возможные потери.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка направлений совершенствования организации деятельности УВД в решении задач по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующий ряд задач:
1. изучить понятие безопасности населения в зоне военных действий и роль деятельности УВД
2. проанализировать правовые основы деятельности УВД в решении задач по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий;
3. изучить организационный механизм обеспечения безопасности населения в зоне боевых действий;
4. определить проблемы деятельности УВД по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий;
5. выделить пути совершенствования организации деятельности УВД в решении задач по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с деятельностью УВД по обеспечению безопасности в зоне боевых действий.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие вопросы организации деятельности УВД по обеспечению безопасности в зоне боевых действий.
Теоретической основой ВКР являются монографии, учебники, учебные пособия, научные разработки в области исследования вопросов организации деятельности УВД по обеспечению безопасности в зоне боевых действий. Также были широко использованы опубликованные в периодических изданиях научные статьи по теме исследования.
Для выполнения выпускной квалификационной работы были использованы методы описания, анализа, синтеза, контент-анализа. Широко применялся общенаучный диалектический метод познания социально-правовой действительности, который позволил всесторонне изучить предмет и объект исследования. Для написания ВКР и детального изучения темы также были использованы частно-научные методы, в частности историко-правовой метод, который позволил изучить эволюцию становления правового регулирования вопросов обеспечения безопасности.
Структура ВКР включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы достигнута цель и решены поставленные задачи. В ходе выполнения исследования были сформулированы следующие выводы.
По мере ознакомления с понятием безопасности в зоне боевых действий уместно сделать вывод, что она представляет собой совокупность определенных мер уполномоченных органов по обеспечению стабильности и защиты в условиях военного конфликта. Реализация мер по обеспечению безопасности в зоне боевых действий играет колоссальную роль как для военнослужащих, так и для гражданского общества. В части обеспечения защиты населения в зоне боевых действий немаловажную роль играют органы УВД. В их полномочия входят мониторинг соблюдения действующих норм и предписаний, контроль за дисциплиной и правопорядком в обществе, организацию информационной и психологической поддержки граждан.
Системный подход к организации деятельности органов УВД по обеспечению безопасности населения в зоне боевых действий способствует комплексному и эффективному решению задач. Практическая реализация мер по обеспечению безопасности в зоне боевых действий также положительно влияет на укрепление обороноспособности страны в целом и отдельных территорий в частности.
Обобщая изучение правовых основ регулирования деятельности УВД по обеспечению безопасности в зоне боевых действий уместно признать следующее. Вопросам правового регулирования и обеспечения безопасности уделяется существенное внимание как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Однако стоит признать, что обеспечение безопасности в зоне боевых действий достаточно широко освещено в нормах федерального законодательства. Среди основных нормативных актов следует выделить следующие: Военная доктрина Российской Федерации от 25.12.2014 г., Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2021 г., Федеральный закон «О безопасности» № 390-ФЗ от 28.12.2010 г., Федеральный закон «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996 г., Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. и другие. Изучение основных нормативно-правовых актов доказывает, что они являются фундаментальными инструментами регулирования общественной жизни и деятельности различных субъектов. Соблюдение норма законодательства способствует обеспечению правопорядка, гарантирует защиту интересов общества и государства и минимизирует риски нарушения безопасности.
По результатам первой главы следует сделать вывод о том, что одним из важнейших направлений деятельности УВД является обеспечение безопасности в зоне боевых действий. Под термином безопасность в зоне боевых действий понимают систему реализуемых мер и соблюдение норм законодательства в целях защиты гражданского общества и поддержания правопорядка. Организация вопросов обеспечения безопасности в зоне боевых действий должна осуществляться на основании принятых норм федерального законодательства. Отдельные вопросы регламентируются нормами, принятыми на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Ознакомление с теоретическими вопросами позволяет понять значение принимаемых мер по обеспечению безопасности в зоне боевых действий со стороны органов УВД и оценить их эффективность в последующем.
Во второй главе изучен организационный механизм функционирования органов УВД по обеспечению безопасности в зоне боевых действий.
Уместно сделать вывод о том, что деятельность сотрудников УВД в зоне боевых действий играет ключевую роль в обеспечении безопасности общества. Уполномоченные органы выполняют важные функции по предотвращению преступлений, оказывают помощь пострадавшим, сотрудничают с другими службами безопасности и вносят вклад в защиту национальных интересов. Подготовленность и компетентность этих сотрудников играют важную роль в обеспечении безопасности в зоне боевых действий, от качества работы сотрудников УВД зависит уровень безопасности в целом. Ознакомление с организационным механизмом обеспечения безопасности в зоне боевых действия позволяет признать, что данный механизм представляет собой многоуровневую систему, включающую оповещение, эвакуацию, защиту и медицинское обеспечение, направленную на максимально возможное снижение рисков для жизни и здоровья граждан в условиях военного конфликта. Органы УВД реализуют широкий функционал полномочий и обязанностей, которые позволяют в той или иной степени гарантировать защиту жизни людей в зоне боевых действий. От качества реализации функциональных обязанностей непосредственно зависит уровень жизни населения и безопасность в целом.
Изученный спектр проблем позволяет говорить о том, что вопросы организации деятельности органов УВД по обеспечению безопасности в зоне боевых действий сталкивается с целым рядом организационных проблем. Среди наиболее значимых следует отметить сложность предоставления оперативной и достоверной информации. Низкая информационная поддержка граждан влечет за собой непосредственно возникновение паники и снижает качество обеспечения безопасности в зоне боевых действий. Актуальной остается кадровая проблема, проблема высокой психологической нагрузки. Недоверие граждан к органам УВД также требует особого внимания. Сложность прогнозировать ситуации усугубляет вопрос организации должного уровня безопасности в зоне боевых действий. В качестве правовой проблемы следует отметить неурегулированность вопроса об ответственности за некачественное исполнение полномочий или отсутствие должного уровня контроля за ситуацией.
В ходе выполнения ВКР определены основные проблемы и предложены направления по совершенствованию. Изученный материал позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности в зоне боевых действий. Мероприятия по доработке законодательной базы включают в себя аспекты организации гуманитарной деятельности, а также повышение контроля за качеством работы органов УВД.
В ходе выполнения работы определены направления совершенствования и организационного механизма. В настоящий момент требует совершенствования порядок информирования граждан о поведении и мерах обеспечения безопасности в зоне боевых действий. Также в качестве перспективного вектора определена необходимость использования современных технологий для контроля и мониторинга уровня безопасности. Немаловажным аспектом направления совершенствования является подготовка сотрудников к работе в особых условиях, развитие стрессоустойчивости и психологической готовности. Также требует развитие порядок организации эвакуации граждан, информирования их о порядке поведения в данном случае. Актуальным направлением остается также совершенствование правового регулирования и порядка организации гуманитарной деятельности. Представленное исследование позволяет убедиться в том, что широкий спектр реализуемых обязанностей органов УВД в части обеспечения безопасности в зоне боевых действий требует дальнейшего совершенствования и развития в соответствии с принципами инновационности, законности и системности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УВД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 6
1.1 Понятие безопасности населения в зоне военных действий и роль деятельности УВД 6
1.2 Правовые основы деятельности УВД в решении задач по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий 13
2 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УВД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 22
2.1 Организационный механизм обеспечения безопасности населения в зоне боевых действий 22
2.2 Проблемы деятельности УВД по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий 34
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УВД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 39
3.1 Совершенствование правовых норм регулирования деятельности УВД в решении задач по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий 39
3.2 Развитие организационного механизма повышения эффективности деятельности УВД в решении задач по обеспечению безопасности населения в зоне военных действий 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54