Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования музейной педагогики в формировании уважительного отношения младших школьников к малой родине в условиях дополнительного образования 8
1.1. Музейная педагогика как технология дополнительного образования
младших школьников 8
1.2. Особенности формирования уважительного отношения у младших
школьников к малой родине в дополнительном образовании средствами музейной педагогики 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию уважительного отношения у младших школьников к малой родине посредствам музейной педагогики в условиях дополнительного образования... 17
2.1 Диагностика сформированное™ у младших школьников
уважительного отношения к малой родине в условиях дополнительного образования 17
2.2 Реализация педагогических условий использования музейной
педагогики как средства формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в условиях дополнительного образования 23
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию
музейной педагогики как средства формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в условиях дополнительного 27
образования
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение А Беседа на выявление уровня когнетивного компонента Г.А.
Марковой 40
Приложение Б Методика «Мое отношение к малой родине» 41
Приложение В Дополнительная общеобразовательная программа(общеразвивающая) «Музейная 42
педагогика»
Приложение Г Классный час 48
Приложение Д 53
Современная система образования находится в постоянном развитии. В ее основе лежат гуманистические идеи воспитания, направленные на формирование и развитие целостной, социально адаптированной, владеющей функциональной грамотностью личности. В российском образовании особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. Об этом говорят многочисленные приказы о проведении гражданско-патриотических акций, мероприятий и пр. Существует целый ряд законов, регулирующих сферу патриотического воспитания: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32- «О днях воинской славы и памятных датах России», Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 (ред. от 05.04.2013) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и др.
О том, что проблема патриотического воспитания актуальна говорит то, что 1 января 2021 года стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» на уроках и в сети, рассчитанный на 20201-2025 года. Президент Российской Федерации Путин В.В. обозначил важность патриотического воспитания вуказе о национальных целях развития до 2030 года: «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [27].
Современные программы воспитания говорят о том, что их цель - всесторонне развитый ребенок. Если мы обратимся к задачам примерной Программы воспитания, то увидим, что ученик начальной школы должен знать, любить и уважать свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну [21]. Согласно примерной Программе воспитания, классные руководители должны проводить минимум один в месяц классный час гражданско-патриотической направленности. Это позволяет создать условия для успешного формирования уважительного отношения к малой родине.
Российское движение школьников, которое является обязательным в школах страны, тоже акцентирует свое внимание на необходимости воспитания чувства уважения и любви к родине, в плане работы первичного отделения РДШ на 2020-2021 год есть свыше 15 мероприятий и акций, направленных на формирование данного качества личности.
Стоит отметить, что во ФГОС НОО говорится, что патриотическое воспитание, любовь к своей Родине, понимание своей этнокультурной и российской идентичности, сопричастность к настоящему и будущему своей страны и родного края является личностным результатом освоения образовательной программы начального общего образования [28].
Изучение традиций и истории родного края поможет школьникам лучше осознать свою гражданскую идентичность. В современных школах существует большое количество различных программ внеурочной деятельности, направленных на развитие патриотизма и воспитания уважения к малой родине: ОДНКНР, Культура Красноярского Края, История Красноярского края и пр. Но больший потенциал для формирования чувства патриотизма и уважительного отношения имеет дополнительное образования. В современных постоянно изменяющихся условиях меняется и запрос населения, система школьного образования не способна так быстро реагировать на запросы школьников и их родителей. Система дополнительного образования напротив является тем инструментом, который очень легко адаптируется к изменяющимся запросам. Система дополнительного образования позволяет удовлетворить практически все познавательные потребности ребенка. Система дополнительного образования позволяет ребенку самому выбирать траекторию своего развития. Дополнительное образование является инструментом для всестороннего развития человеческого потенциала страны. Если мы обратимся к платформе «Навигатор дополнительного образования», то увидим, что существует шесть общих направлений дополнительного образования. В социальногуманистическом направлении находится гражданско-патриотическое воспитание. Всего зарегистрировано 17005 программ, из них социальногуманистическое направление имеет 3515 программ, гражданско- патриотическое воспитание имеет всего 1040 программ.
Последние 10 лет ученые занимаются поиском оптимальных путей, средств и способов воспитания. Музейная педагогика занимает среди них не последнее место. Известно, что музейная среда благоприятно влияет на различные сферы жизни человека: общественные, материальные и духовные.
Изучением музейной педагогики, как способа формирования уважительного отношения и любви к родине, занимались: Б.А. Столяров, М.Г. Трунова, Н.Д. Наумова, Н. А. Музяева, М.Д. Маханева, Я. В. Макарчук, М. Л. Мальчевская, О.Л. Князева, В. М. Ахунов и др. Развитие музейной педагогики в системе дополлнительного образования рассматривала Г.В. Вишина.
Музейная педагогика не является новым веянием в средствах воспитания, практика ее реализация описана в трудах некоторых историков: Я.И. Сунчугашева, Э.А. Севастьяновой, В.В. Рукосуевой и др.
Музейная педагогика как средства формирования уважительного отношения к малой родине не самое популярное течение дополнительного образования. На данный момент в «Навигаторе дополнительного образования Красноярского края» существует всего 663 программы данной направленности.
Все вышесказанное актуализирует значимость музейной педагогики, как средства формирования уважительного отношения к малой родине. Из этого мы можем сделать вывод, что данная проблема актуальна.
Объект исследования: музейная педагогика, как средство формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине
Предмет исследования: музейная педагогика как средство формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в условиях дополнительного образования
Цель исследования: раскрыть возможности музейной педагогики как средства формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в условиях дополнительного образования.
Задачи исследования:
• Изучить музейную педагогику как технологию дополнительного образования младших школьников
• Выявить особенности формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в дополнительном образовании средствами музейной педагогики
• Провести диагностику сформированное™ у младших школьников уважительного отношения к малой родине в условиях дополнительного образования.
• Реализация педагогических условий использования музейной педагогики как средства формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в условиях дополнительного образования.
• Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по использованию музейной педагогики как средства формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в условиях дополнительного образования.
Гипотеза: использование музейной педагогики, как средства формирования уважительного отношения и любви к малой родине в условиях дополнительного образования могут обеспечить эффективное патриотическое воспитание.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование;экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка использованных источников в количестве 34, приложений в количестве 5. Общий объем работы 53 страниц.
Современная система образования находится в постоянном развитии. В ее основе лежат гуманистические идеи воспитания, направленные на формирование и развитие целостной, социально адаптированной, владеющей функциональной грамотностью личности. В российском образовании приоритетным является патриотическое воспитание детей. Об этом говорят многочисленные приказы о проведении гражданско-патриотических акций, мероприятий и пр. Система патриотического воспитания учащихся начальных классов обеспечивается разными технологиями, в том числе, средствами музейной педагогики. Самой оптимальной платформой для реализации музейной педагогики, как средства патриотического воспитания, является платформа дополнительного образования. Она является тем инструментом, который очень легко адаптируется к изменяющимся запросам и позволяет удовлетворить практически все познавательные потребности ребенка, позволяя ему самому выбирать траекторию своего развития. Дополнительное образование является инструментом для всестороннего развития человеческого потенциала страны.
В своем исследовании мы рассмотрели влияние музейной педагогики как средства формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в условиях дополнительного образования. Музейная педагогика, как технология дополнительного образования, в последние годы набирает популярность. Создаются различные программы дополнительного образования музейной направленности. Всего в Красноярском крае функционирует 663 программы дополнительного образования музейной направленности. Музейная педагогика как технология дополнительного образования младших школьников дает возможность школьникам изучать историю родного края, учит добывать и анализировать информацию и позволяет культурнообразовательной деятельности. Основной задачей музейной педагогики в условиях дополнительного образования выступает передача культурного опыта младшим поколениям при помощи музейной среды. Музейная среда состоит из 3 компонентов: музейного предмета, музейной экспозиции и музейной коммуникации. Мы выявили основные формы работы объединений дополнительного образования музейной направленности: игры-развлечения, игры- путешествия, интеллектуально-творческие игры, заполнение музейных дневников, создание собственных предметов для экспозиций, сбор информации и пр.
В процессе работы нами были выявлены особенности формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в дополнительном образовании средствами музейной педагогики. К ним можно отнести:
1. У младших школьников еще совсем мало социального опыта. Так же ребенок младшего школьного возраста уже способен занимать позицию деятеля, а это значит, что он должен что-либо делать самостоятельно, а не просто выступать в роли наблюдателя.
2. Чаще всего у детей еще нет четкого представления о том, что такое музей, потому на первых занятиях необходимо познакомить детей с этим явлением.
3. Чтобы вызвать у детей уважение к малой родине средствами музейной педагогики необходимо сначала вызвать у них интерес к изучению данной темы.
4. Не стоит забывать, что чувства уважения к малой родине идет из семьи, потому родителей или лиц, их заменяющих тоже необходимо привлекать к деятельности объединения.
5. Так как в объединении дополнительного образования присутствуют дети разных возрастов, стоит учитывать особенности каждого возрастного периода.
6. При выборе форм работы с детьми стоит четко понимать результат, который должен быть получен.
Мы выявили основные формы школьных музеев и охарактеризовали их деятельность. Нами был составлен универсальный план работы по созданию школьного музея.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Краснополянская средняя общеобразовательная школа» в 4 классе, во время работы объединения дополнительного образования: «Россия-родина моя». Работа проводилась в три этапа: констатирующий этап; формирующий этап; итоговый контрольный этап. В исследовании приняли участие 16 детей. Нами был разработан диагностический инструментарий, который включал в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий.
Нами разработана и апробирована программа воспитания уважительного отношения младших школьников к малой родинев условиях дополнительного образования, включающая в себя внеклассные занятия, экскурсии, включение средств музейной педагогики в содержание уроков.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы на основе программы экспериментально проверена методика воспитания уважительного отношения у младших школьников к малой родине средствами музейной педагогики в условиях дополнительного образования. Положительное влияние музейной педагогики на формирование уважительного отношения младших школьников к малой родине доказано экспериментально.
1. Аминева, Г.З. Музейно-образовательная среда как педагогическое условие воспитания гражданственности учащихся / Г.З. Аминева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарнопедагогического университета. - 2009. - № 11-1. - С. 21-31
2. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. - 2016. - № 4. - С. 45-57
3. Белякова, Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование / Л. М. Белякова // Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - № 5. - С. 44-51
4. Вишина,Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования:дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Г.В. Вишина/ - Липецк, 1999. - 204 с.
5. Воронович, В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики / В.М. Воронович // Кхраванне у адукацьй. - № 12. - 2007. - С. 53-59.
6. Гетманская, Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики / Е. В. Гетманская // Внешкольник. - 2017. - № 1. - С. 34-41
7. Глоссарий: Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lms.kgeu.ru/mod/glossary/view.php?g=889
8. Гордеев, Е.В. Развитие патриотических чувств детей младшего школьного возраста / Е.В. Гордеев - Санкт-Петербург : Дельта, 2010. - 194 с.
9. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский - Москва : Издательский центр « Академия», 2016. - 445 с.
10. Захарова, А.Н. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста / А.Н. Захарова - Москва : Просвещение, 2012. - 390 с.
11. Лаврентьева, И.Б. Патриотическая культура детей младшего школьного возраста/ И.Б. Лаврентьева - Санкт-Петербург : Дельта, 2010. - 125 с.
12. Лебедева, Н.А. Использование средств музея при обучении курса «Мы и окружающий мир» / Н.А. Лебедева // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 110-113
13. Макарчук, Я. В. Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников / Я. В. Макарчук, М. Л. Мальчевская // Вестник ЮУрГГПУ. - 2012. - № 9. - С. 74-88
14. Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики / Я.В. Макарчук - Новокузнецк, 2010. - 243 с.
15. Маханева, М.Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России / М.Д. Маханева, О.Л. Князева - Москва : АРКТИ, 2005. - 217 с....34