Теоретическое обоснование обучения командным тактическим действиям с пятым полевым игроком у юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом (Красноярский колледж олимпийского резерва)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика физиологических и психологических особенностей юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом……….. 5
1.1. Анализ научно-методической литературы по анатомо-физиологическим особенностям организма юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом ……………………………………… 5
1.1.1.Особенности развития центральной нервной системы и эндокринного аппарата……5
1.1.2. Особенности развития опорно-двигательного аппарата……… 7
1.1.3. Особенности развития кардио-респираторного аппарата………… 10
1.1.4. Особенности обмена веществ и энергии………………. 11
1.1.5. Анатомо-физиологические особенности адаптации организма юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом…13
1.2. Анализ научно-методической литературы по психологическим особенностям организма юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом ……………………………………. 14
1.2.1. Особенности развития познавательной сферы………… 14
1.2.2. Особенности ведущего типа деятельности……………… 17
1.2.3. Особенности социального развития……19
1.2.4. Влияние занятий мини-футболом на психологические особенности юношей 14-15 лет...21
Глава 2. Средства и особенности методики обучения командным тактическим действиям в нападении с пятым полевым игроком у юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом ….23
2.1. Характеристика тактических действий в нападении………….. 23
2.1.1. Виды, тактических действий в нападении …………….. 24
2.1.2. Средства обучения командных тактических действий в нападении 25
2.1.3. Методы обучения командных тактических действий в нападении… 26
2.2. Особенности методики обучения командных тактических действий в нападении с пятым полевым игроком у юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом …………… 28
2.2.1. Методика обучения командных тактических действий в нападении с пятым полевым игроком у юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом ………. 28
2.2.2. Статистические данные…………………… 34
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ……………………………………………………….. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………37
В зарубежном мини-футболе начинают появляться все больше команд, переходящих от более всем привычных схем такая как 1 вратарь и 4 полевых к более сложным, где вратаря меняют на полевого игрока, что поднимает уровень зрелищности футбола. Зрелищность в свою очередь повышается
за счет увеличения количества ударов по воротам, процента владения мячом и другими показателями. Наряду с этим происходит повышение сложности командных тактических действий в нападении, что требует совершенствования схем игры. [6]
Экстремальность условий соревновательной деятельности в мини-футболе определяется еще и затруднением восприятия, принятием решения
и реализации тактических действий из-за большого их разнообразия, постоянной смены ситуаций, пространственных и временных ограничений, определяемых правилами.
В этих условиях значительно возросли требования к качеству выполнения тактических приемов, к слаженности игровых действий,
к умению игроков понимать друг друга и объединять свои усилия в решении единой тактической задачи. Всё вышесказанное обусловливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования: тренировочный процесс у юношей 14-15 лет,
занимающихся мини-футболом.
Предмет исследования: командные тактические действия в нападении
с пятым полевым игроком у юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом
Цель исследования: исследовать научно-методическую литературу
по командной тактике у юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по анатомо-физиологическим особенностям юношей 14 - 15 лет, занимающихся мини-футболом.
2. Проанализировать научно-методическую литературу
по психологическим особенностям юношей 14 - 15 лет, занимающихся мини-футболом.
3. Проанализировать научно-методическую литературу
по обучению командным тактическим действиям в нападении с пятым полевым игроком у юношей 14 - 15 лет, занимающихся мини-футболом.
4. Проанализировать научно-методическую литературу по методике обучения и статистическим данным командных тактических действий
в нападении с пятым полевым игроком у юношей 14 - 15 лет, занимающихся мини-футболом.
1. В ходе изучения научно-методической литературы мы выявили,
что анатомо-физиологические особенности юношей 14-15 лет
характеризуется завершением процессов формирования всех органов
и систем: центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата,
кардио-респираторного аппарата, эндокринной системы и др.
2. В ходе изучения научно-методической литературы мы выявили,
что психологические особенности юношей 14-15 лет характеризуются
тем, что восприятие становится управляемым и целенаправленным процессом; проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний; воображение подростков активно включается в процесс познания, обеспечивает личностное принятие учебного содержания; применение приемов запоминания становится сознательным. В этот период вырабатываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования.
3. В ходе изучения научно-методической литературы мы выявили,
что наиболее подходящие методы для обучения тактических действий
с пятым полевым игроком у юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом являются: целостно-конструктивный и расчлененно-конструктивный, а наиболее подходящими средствами,
являются специально-подготовительные упражнения.
4. В ходе изучения научно-методической литературы мы выявили,
наиболее подходящую методику для обучения тактических действий с пятым полевым игроком у юношей 14-15 лет, занимающихся мини-футболом
и проанализировали статистические данные, для определения эффективности тактических действий.
1. Методические рекомендации/ Красноярский колледж олимпийского резерва Сост.: У.В. Герасина, Д.О. Заливан, В.В. Карелина– Красноярск, 2022 – 32 с.
2. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта мини-футбол, утвержден приказом Минспорта России
от 25 октября 2019 г. N 880
3. Bengsbo, Jens Defensive tactics in football / Jens Bengsbo, Birger Paterson. - M.: Olympic Literature, 2018. - 164 c
4. Groenewald B., Joubert R. Principles for Successful Coaching. Game Development. England. – First edition 2019. 233 с
5. Robert Beazley: Jose Mourinho. From a close distance. 2021. - 433 c
6. Russell, Jesse the highest league of the Russian Mini-football Championship / Jesse Russell. - M.: VSD, 2013. - 627 c
7. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. -
2-е изд.,
8. Алифанова Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников // Педиатрия, 2002. - № 6.
9. Анатомия и возрастная физиология : учебник для вузов / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с.
10. Антипов, А. В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском мни-футболе [Текст] / А. В. Антипов, В. П. Губа, С. Ю. Тюленьков. – М., 2018. – 150 с
11. Артемьев, В. П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества [Текст]/ В. П. Артемьев: учебное пособие - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2019. - 284 с.
12. Баёва Н. А., Погадаева О.В. Анатомия и физиология детей.
13. Бандаков, М. П. Развитие специальной выносливости у юных футболистов / М. П. Бандаков, Г. Г. Полевой // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 8. – С. 138–145.
14. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000.
15. В. П. Губа, Александр Стула, Анатолий Скрипко. Тестирование
и контроль подготовленности футболистов. Учебное пособие для тренеров, 2020. – 220 с.
16. В.Г. Современная подготовка юных спортсменов// Методическое пособие. — М.: Москомспорт, 2009. — 112 с. возраста: Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 56 с.
17. Возрастная психология: хрестоматия для студентов педагогических направлений подготовки / Г. С. Костюк, Д. Б. Эльконин,
А. В. Запорожец [и др.]; составители Н. А. Пронина [и др.]. — Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2019. — 231 c. — ISBN 978-5-6043744-8-1. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94299.html (дата обращения: 13.03.2022).
18. Годик, М. А., Шанина, Т. А., Шитикова, Г. Ф. О методике тестирования физического состояния детей М. А. Годик, Т. А. Шанина, Г. Ф. Шитикова.
19. Голомазов, С. В. Футбол. Универсальная тактика атаки / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Дивизион, 2017. - 680 c
20. Ж.К. Холодов В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта.
21. Козловский, В. И. Подготовка футболистов [Текст] / В. И. Козловский. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 173 с
22. Косицкий Г.И. Физиология человека. - М.: Медицина
23. Лалаков Г.С, Структура и содержание тренировочных нагрузок
у мни-футболистов различного возраста, Омск ,2000. – 120 с.;
24. М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка.
25. Морозов Ю.А. Оценка специальной работоспособности футболистов // Теория и практика физической культуры. – 1974. – № 8. – С. 35–39.
26. Мотылянская, Р.Е. Роль медико-биологических исследований
при управлении тренировочным процессом юных спортсменов [Текст]/ Р. Е.
27. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Футбол - игра
для всех. [Текст] / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М.: Советский спорт, 2017. - 264 с.
28. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт. 1986. - 236с., ил. 14
29. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей
и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты учебно-методическое пособие [Текст]/ Л.А.Семенов. Москва: Советский спорт, 2018. - 142 с.
30. Соломонко В.В., Лисенчук Г.А., Соломонко О.В. Футбол. - К.: Олимпийская литература, 1999.-286с.
31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.
32. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов.
33. Цирик, Б. Я. Футбол [Текст] / Б. Я. Цирик, Ю. С. Лукашин. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – 294 с.
34. Шадриков В.Д. Взгляды Л.С. Выготского на проблему развития высших психических функций (в контексте психологии способностей) // Вестник практической психологии образования. 2007. №1. – C. 43-49