Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 5
1. Общие положения фонда оценочных средств 5
1.1. Оценка компетенций 5
1.2. Общие подходы формирования фонда оценочных средств 8
1.3. Организационная структура процесса оценивания 10
1.4. Основные типы оценочных средств 12
1.5. Методологические основы оценочных средств 15
1.6. Структура фонда оценочных средств 16
2. Оценка качества подготовки выпускника по компетенциям 20
2.1. Показатели и критерии для оценки освоения практического опыта... 20
2.2. Показатели и критерии для оценки освоения профессиональных и общих компетенций
3. Оценка качества подготовки выпускника по уровням деятельности.... 22
Глава 2. Методическая часть 25
2.1. Требования к составлению тестов 25
2.2. Методика составления тестового задания закрытой формы 28
2.3. Методика составления тестового задания открытой формы 29
ГЛАВА 3. Экспериментальная часть 30
3.1. Основные этапы и задачи экспериментальной работы 30
3.2. ФОС для входного контроля 32
3.3. ФОС для текущего контроля 33
3.4. ФОС для промежуточного контроля 34
3.5. ФОС для итогового контроля 35
3.6. Основные результаты экспериментальной работы 38
Выводы 44
Список литературы 45
Приложения 50
Согласно принципам Болонского процесса Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) направлены на выработку у студентов компетенций. Они представляют динамический набор знаний, умений, практического опыта, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться.
В связи с этим актуальным является выявление наиболее значимую профессиональную деятельность специалиста и пересмотреть учебные планы в рамках осуществления подготовки конкурентоспособных специалистов со сформированными профессиональными компетенциями, а также осуществлять адекватную оценку уровня их профессиональных компетенций на «выходе».
Однако анализ литературы показывает, что в настоящее время пока не выработано единого мнения о проблеме компетентности. Большинство работ, посвященных проблеме компетентностного подхода в образовании, направлены на решение задач обновления содержания учебного процесса: учебных планов, программ и т.д. При этом проблема оценки уровня компетентности студентов должным образом не стандартизована, что является очень важным при количественном определении уровня обладания студентом требуемыми профессиональными компетенциями (ПК).
Таким образом, наиболее сложным во внедрении ФГОС является разработка контрольно-оценочных средств (КОС), которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению конкретного вида деятельности, отраженного в профессиональном модуле (ПМ), когда как общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют.
Актуальность исследования: разработка фонда оценочных средств, представляющих собой специально разработанные методические и контрольно-измерительные материалы, позволяющих объективно и корректно определять соответствие результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности студентов, а также освоенных ими компетенций.
Цель работы: разработка фонда оценочных средств по дисциплине «Общая и неорганическая химия».
Задачи исследования:
1. Провести анализ обеспеченности методическими и контрольно-измерительными материалами дисциплины «Общая и неорганическая химия»;
2. Подобрать контрольно-измерительные материалы по основным разделам общей химии;
3. Разработать комплект контрольно-измерительных материалов в виде тестовых заданий по основным разделам общей химии входного, текущего, промежуточного и итогового контроля для оценивания знаний, умений и уровня приобретенных компетенций по дисциплине.
Объект исследования: контрольно-измерительные материалы по общей химии.
Предмет исследования: содержание контрольно-измерительных материалов.
Практическая значимость: материалы фонда оценочных средств в дальнейшем будут использованы в создании дистанционного курса и учебно- методического пособия по дисциплине «Общая и не органическая химия».
1. Разработан фонд оценочных средств в виде тестовых заданий по основным разделам общей химии для входного, текущего, промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплине «Общая и неорганическая химия». Подобраны контрольно-измерительные материалы по основным разделам общей химии.
2. Разработан комплект тестовых заданий входного контроля по 5 вариантов, включающий 10 тем и 50 заданий.
3. Разработан комплект тестовых заданий текущего и промежуточного контроля по 5 вариантов, включающий 19 тем и 1050 заданий.
4. Разработан комплект тестовых заданий итогового контроля по 25 вариантов, включающий 10 тем и 250 заданий.
1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий / Аванесов В. С. - М.: Адепт, 1998. - 21 с.
2. Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий / Аванесов В. С. - М.: 2004 - 18 с.
3. Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий. Учебная книга 3 изд. доп. Центр тестирования / Аванесов В. С. - М.: 2002 - 240 с.
4. Айзенштат Г. В. Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы// Среднее профессиональное образование, 2012 / Стеблева Н.Н. №4. - С. 134-137
5. Антипова, М.В. Методическое обеспечение проектирования контрольно-оценочных средств по дисциплине / М.В. Антипова - Методический доклад - ФГОУ ВПО Поволжский государственный технологический университет Мариинско-Посадский филиал, 2010., 9с.
/:http://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskij_doklad.pdf
6. Батрова, О.Ф. Оценивание результатов профессионального образования / Батрова О.Ф. - Презентация: ФИРО / http://www.myshared.ru/slide/176015
7. Белоус, В. В. Тестовый метод контроля качества обучения и критерии качества образовательных тестов / Домников А. С., Карпенко А. П. // Наука и образование. 2011- 24 с.
8. Белоруссова, Е.В. Контрольно-оценочные средства по дисциплине
«Основы делопроизводства» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения - Материалы конференции «Контрольно-оценочные средства по дисциплинам, профессиональным модулям, ИГА для ФГОС»
/:http://fcoit.ru/internet_conference/kontrolno_otsenochnye_sredstva_po_distsiplin
am_professionalnym_modulyam_iga_dlya_fgos/kontrolno_otsenochnye_sredstva_
po_distsipline_osnovy_deloproizvodstva_v_usloviyakh_realizatsii_feder.php
9. Блинов, В.И. Создание системы оценки качества при реализации программ прикладного бакалавриата [Электронный ресурс] / В.И. Блинов - Презентация: ФИРО / Режим доступа: www. firo. ru>uploads>2014/04>Blinov
10. БогословскийВ. А.Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / КараваеваЕ.В., КовтунЕ.Н., МелеховаО.П., РодионоваС.Е., ТарлыковВ.А., ШехонинА. А. М.: Изд-во МГУ, 2007 . - 148 с.
11. Брезгина, В. А. Методические разработки по разработке фонда оценочных средств ОПОП в соответствии с ФГОС / Семёнова В. А., Сеченова Н. В., 2011 ЕКАТЕРИНБУРГ, 2012 - 286 с.
12. Будяк Е. В. Общая химия/ Будяк Е. В. - М.: Изд-во Лань, 2011.- С 34-72.
13. Василенко, Ю. В. Тестовая система оценки знаний и ее применение в высшей школе / Подзолков М. Г., Тиняков А. И., Бологов Е. Н.// Материалы регион. науч.-практ. конф. «Новые технологии — основа развития профессионального образовательного пространства учебнонаучно-производственного комплекса» (г. Ливны, 16 марта 2007). — Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2007 - 29 с .
14. Ефремова, Н. Ф. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации МР по разработке фонда оценочных средств ОПОП в соответствии с ФГОС студентов вузов при реализации компетентностно- ориентированных ООП ВПО нового поколения: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла / Н. Ф. Ефремова, В. Г. Казанович - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 36 с.
15. Ковтун, Е. Н. Формирование и проверка компетенций: фонды оценочных средств, новые образовательные технологии. Методические материалы / Ковтун Е. Н. и РодионовойС. Е.: monitoring-mioo.narod2.ru
/metodicheskie_materiali/3.8.doc
16. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей в образовании) / Майоров, А.Н.М., «Интеллект- центр», 2001 - 296 с.
17. Методика профессионального обучения. Курс лекций - электронный учебно-методический комплекс. Красноярск: Изд-во Сибирский федеральный университет, 2009. - 299 с.
18. Методические указания по формированию фонда оценочных средств учебной дисциплины и модуля / Оренбургский государственный университет, 2012 / Режим доступа: www.osu.ru>docs>polojenie formir fos
19. Общие правила формирования контрольно-оценочных средств (оценки результатов освоения профессионального модуля) / МР по разработке фонда оценочных средств ОПОП в соответствии с ФГОС / ipkps.bsu.edu.ru/ source/prof_obpaz/K(C_P(.pdf
20. Олейникова, О. Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. М.: Альфа, 2005. - 288 с.
21. Пастуховой И. П. Материалы курсов Федерального Института развития образования Свердловской области / Зачесова Е. В., Батрова О.Ф., Дулаевой З.К., Скобелевой Т.М. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2011. - 236 с.
22. Пастухова, И.П. Разработка оценочных средств для контроля результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей / И.П. Пастухова - Презентация: ФИРО / Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/176044/
23. Полежаева, М.В. Формирование фонда оценочных средств для контроля освоения ОПОП студентами ОУ СПО / М.В. Полежаева -
Презентация: Федерального института педагогических измерений / Режим доступа: www. otdis. ru>mrprazrabotkefos
24. Проект Регламент разработки оценочных материалов для оценки
профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, в условиях взаимодействия субъектов государственной и корпоративной систем подготовки кадров / Режим доступа: bakalavr.ntf.ru/
DswMedia/programma_aprobac.doc
25. Путивцева, Н.П. Разработка иерархической процедуры оценивания уровня профессиональных компетенций студентов ИКТ- специальностей с использованием парных сравнений и ее программная поддержка -Белгородский государственный университет / http://ip2010.it- edu.ru/ posts/ipt-v-neprerivnom-obrazovanii/940
26. СоколовскаяЕ. М. Программированные задачи по общей химии / ЗайцевО. С., Дитятьев А. А. М.: Изд-во Московского университета, 1977. С. 61-177.
27. Татаренко, Л.А. Разработка контрольно-оценочных средств для повышения качества профессиональной подготовки студентов учреждений профессионального образования / http://www.informio.ru/ publications/id407
28. Темняткина, О. В. Методика разработки Фонда оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС. Методические рекомендации/ Темняткина, О. В. Екатеринбург, 2011. - 113с.
29. Факторович, А. А. Контрольно-оценочные средства для проверки освоения компетентностно-ориентированных программ / Факторович А. А. - Презентация : ФИРО / https: //www. slideshare. net>egkind
30. Фонд оценочных средств по дисциплине «Химия» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет» 1 курс, по редакцией Фаталиев М. Б. - Махачкала: Типография ДГИНХ, 2014 - 47 с. Режим доступа / www.rea.ru>org>erevan>Documents
31. Цимбалист, Э.И. Рекомендации по созданию фонда оценочных средств учебной дисциплины. Учебно-методическое пособие для преподавателей / Э.И. Цимбалист. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 84 с.
32. Шаповалова Л. Т. Методические рекомендации «Формирование фонда контрольно-оценочных средств (КОС) профессионального модуля в учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования» / Полякова Т.А., Авилова А. В., Гордиенко И. В. Белгород: БелИПКППС., 2012. - 61 с. http://ipkps.bsu.edu.ru/source/
prof_obpaz/KOC_NPO.pdf